На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, склонных к девиантному поведению
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, склонных к девиантному поведению
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение
Индекс материала
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, склонных к девиантному поведению
Диагностика девиантного поведения обучающихся
Профилактическое направление работы с обучающимися, склонными к девиациям
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися
Работа с семьями обучающихся с девиантным поведением
Все страницы

1. Феноменология девиантного поведения.
2. Диагностика девиантного поведения обучающихся.
3. Профилактическое направление работы с обучающимися, склонными к девиациям.
4. Коррекционно-развивающее работа с обучающимися.
5. Работа с семьями обучающихся с девиантным поведением.


1. Феноменология девиантного поведения


Девиантное (отклоняющееся) поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Основными специфическими признаками девиантного поведения являются:
- стойкость поведения (многократное или длительное);
- проявления дезадаптации (социальные и индивидуальные);
- поведение не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;
- девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;
- данное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям (разрушительное). Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми;
- поведение рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. Личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь».
Человека с отклоняющимся поведением характеризуют:
- духовные проблемы: отсутствие или утрата смысла жизни, несформированные нравственные ценности, редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность), внутренняя пустота, блокировка самореализации;
- деформации в ценностно-мотивационной системе личности: девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;
- эмоциональные проблемы (тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций);
- проблемы саморегуляции: нарушение способности ставить цели и добиваться их достижения; неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкая рефлексия, малопродуктивные механизмы выхода из стресса, низкие адаптивные возможности, дефицит позитивных ресурсов личности;
- когнитивные искажения: дисфункциональные мысли,
стереотипы мышления, ограниченные знания, мифы, предрассудки, неадекватные установки;
- негативный жизненный опыт: отрицательные привычки и навыки, девиантный опыт, ригидные поведенческие стереотипы, психические травмы, опыт насилия.
Группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности, внешние условия физической среды; внешние
социальные условия; внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.
К внешним физическим условиям можно отнести такие факторы, как климатический (климат); геофизический (определенный территориальный ландшафт); экологический (разнообразие рельефа, растительного и животного мира, природные ресурсы, экологическая обстановка) и др.
Внешние социальные условия:
- общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средства массовой информации и др.);
- характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа);
- микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).
Внутренние врожденные условия (наследственно-биологические и конституциональные предпосылки поведенческих девиаций) определяют силу и характер реакций на любые средовые воздействия: повреждения головного мозга; хронические заболевания; индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (в том числе темпы созревания/старения); влияние гормонов; гендерные и возрастные особенности; темперамент; характер.
Наряду с рассмотренными объективными социальными факторами действуют и так называемые субъективные причины девиантного поведения. Внутренние приобретенные условия (внутриличностные причины и психологические механизмы отклоняющегося поведения) являются одним из самых существенных факторов, оказывающим влияние на склонность индивида к выбору девиантных форм поведения: низкий уровень рефлексии; проблемы саморегуляции эмоционального состояния, поведения; деформации в ценностно-мотивационной системе личности; когнитивные искажения (разрушительные мысли, неадекватные, негативные установки); негативный жизненный опыт (отсутствие ситуации успеха, девиантный опыт, психологические травмы); отсутствие или утрата смысла жизни (блокировка процесса самореализации); нарушенное физическое здоровье (отсутствие осознания собственной телесности, как свойства личности); проблемы полоролевых взаимоотношений (искажение роли «отца», «матери», «мужа», «жены»).
В целом отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности.
Выделяются три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
1. Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
2. Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.
В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки). У детей чаще встречаются побеги их дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).
3. Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивнорелигиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.), суицидальное поведение.
Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже - суицидальное поведение.
По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) - просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное).
А.Ф. Никитин предлагает следующую классификацию видов отклоняющегося поведения по различным основаниям:
1. особенности взаимоотношений и общения с педагогами (трудные дети, трудновоспитуемые дети, неуправляемые дети, дезорганизаторы);
2. образ жизни детей, семьи, социально - бытовые условия (безнадзорные, беспризорные, социально запущенные);
3. специфика педагогических ошибок и недостатков воспитания: педагогически запущенные;
4. уровень развития нравственных качеств (отклонения в нравственном развитии): ленивые, недисциплинированные, лживые;
5. нарушения правовых норм (группы несовершеннолетних правонарушителей).
А.Л. Гройсман и В.Ф. Матвеева выделяют разновидности отклоняющегося поведения подростков: навязчивые страхи;
двигательная расторможенность; побеги из дома и бродяжничество; расстройство аппетита; патологические фантазии; патологические хобби-реакции; страх своей физической неполноценности (дисморфофобия).
Основные формы отклоняющегося поведения, характерные для подросткового возраста
Пьянство и алкоголизм (формы аддиктивного поведения). Девиантное поведение в виде употребления и злоупотребления веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, психическую и физическую зависимость от них, является одной из самых распространенных форм отклоняющегося поведения.
В подростковом возрасте сформировавшийся хронический алкоголизм встречается редко, а наиболее актуальной проблемой является ранняя алкоголизация. А.Е. Личко разграничивает понятие ранней алкоголизации как одного из проявлений девиантного поведения у подростков и хронического алкоголизма как болезни. К ранней алкоголизации относится употребление опьяняющих доз алкоголя до 16 лет и более или менее регулярное его употребление в старшем подростковом возрасте. В этом случае речь идет не о раннем алкоголизме, а о том, что называется «бытовым пьянством». Ранняя алкоголизация возникает чаще всего как следствие делинквентности. Первоначально мотивами употребления спиртного являются нежелание отстать от товарищей, любопытство, по-своему понимаемый путь к взрослости. Если же при повторных выпивках появляется новый мотив — желание испытать веселое настроение, чувство расторможенности, комфорта, то алкоголизация становится формой токсикоманического поведения.
Наркомании и токсикомании (формы аддиктивного поведения). Общее название болезней, проявляющихся тенденцией к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических лекарственных средств и наркотических веществ вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приема. В процессе болезни происходят глубокие изменения личности заболевшего, наблюдаются разнообразные расстройства психической деятельности вплоть до слабоумия, нарушаются функции внутренних органов и нервной системы; следствием измененной психики может стать и нанесение в той или иной форме вреда обществу.
Агрессивное поведение — адресованное другому человеку, группе лиц или собственной личности поведение, характеризующееся инициативностью и целенаправленностью. Целью агрессии является причинение вреда, нанесение ущерба, а специфическим способом достижения цели — применение силы или угроза ее применения.
Выделяются три группы причин, влияющих на агрессию: биологические, социальные и психологические. К биологическим факторам наиболее часто относят наследственность, отягощенную психическими заболеваниями, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психотропных препаратов, наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм, а также инфекций, интоксикаций. В качестве социальных факторов выступают полученное образование, наличие и характер выполняемой работы, семейное положение, общение в асоциальных группах и другие. Среди психологических характеристик, связанных с агрессивностью как свойством личности, рассматриваются: выраженность в структуре личности черт эгоцентризма, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, тревожности, а также склонность к дисфориям, к эмоциям ярости и гнева. Могут иметь значение особенности самооценки, локуса контроля.
Суицидальное поведение. Суицидальные мысли появляются, прежде всего, в результате разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивида от той социальной группы, к которой он принадлежит. Суициды условно подразделяются на истинные, когда в качестве цели выступает желание человека лишить себя жизни, и демонстративно-шантажные, которые применяются для оказания давления на окружающих, извлечения каких-либо выгод, манипулирования чувствами других людей. Демонстративношантажное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого настроения.
Сексуальные девиации — любое количественное или качественное отклонение от сексуальной нормы; при этом в понятие нормы включается поведение, соответствующее возрастным и полоролевым онтогенетическим закономерностям данной популяции, осуществляемое в результате свободного выбора и не ограничивающее в свободном выборе партнера.
Ранняя половая жизнь расценивается как патологическая сексуальная девиация, только если начинается до того, как наступило достаточное физическое развитие. Часто она встречается при гипертимной акцентуации. Неустойчивые подростки легко обогащаются сексуальным опытом в асоциальных компаниях, хотя само влечение у них не отличается силой. Подростковый промискуитет, то есть частые половые сношения с непрерывной сменой партнеров, нередко сочетаются с ранней алкоголизацией, особенно у девочек.
Как показали исследования, если в подростковом возрасте, особенно у девочек, наблюдался промискуитет, то в дальнейшем, при взрослении, у многих может сохраняться потребность в постоянной смене сексуальных партнеров; при этом обнаруживается неспособность удовлетвориться постоянной связью, что мешает созданию прочной семьи.
Делинквентное поведение противоречит правовым нормам, угрожает социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает в себя действия и бездействия, запрещенные законодательством: воровство, вандализм, физическое насилие,
торговля наркотиками, жестокое обращение с животными, поджоги.
Чем тяжелее делинквентное поведение подростка, тем вероятнее, что он будет продолжать его и взрослым. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм,
нечуткость, агрессивность и т. п.
Социальная среда предоставляет широкий выбор агрессивных и противоправных моделей поведения. Как большинство социальных навыков усвоение преступной модели поведения происходит в наблюдении за действиями окружающих и фиксировании последствий этих действий.
Интернет-зависимость и увлеченность азартными играми. Интенсивное использование Интернета ведет к сужению социальных связей, вплоть до одиночества, к сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний.
Основные разновидности деятельности, осуществляемой посредством Интернета, а именно, общение: познание и игра (развлечение) — обладают свойством захватывать человека целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности. В связи с этим в настоящее время интенсивно обсуждается феномен «зависимости от Интернета», или «Интернет- аддикции». По мнению ученых (К. Янг и др.), зависимым можно считать человека, который в своих виртуальных путешествиях забывает о времени, ест перед монитором, а не за столом, а на обращение к нему практически не реагирует. Подросток испытывает непреодолимое желание как можно дольше находиться в виртуальной реальности, забывая обо всем. На тяжелых стадиях сетемана легко узнать по воспаленным покрасневшим глазам, высокой степени нервного и физического истощения, слезоточивости, зеванию.
Западные ученые выделяют также другой вид психосоматического расстройства, который по симптоматике схож с сетеманией, но вызывает еще и нервное и физическое возбуждение - «игромания», а ее жертвами, в основном, становятся подростки. Увлеченность азартными играми называется гемблингом. Выделяются следующие признаки, характерные для гемблинга как разновидности аддиктивного типа девиантного поведения:
- постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.;
- вытеснение прежних интересов, постоянными мыслями об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями;
- потеря контроля (неспособность вовремя прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей);
- состояние дискомфорта вне игровой ситуации, раздражительность, беспокойство;
- увеличение частоты участия в игре и стремление ко все более высокому риску;
- нарастание снижения способности сопротивлений соблазну (снижение игровой толерантности) возобновить игру.
Таким образом, на формирование отклоняющегося поведения подростков оказывают влияние различные факторы, определяющие специфику протекания данных поведенческих тенденций.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.