На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Психологический анализ школьных трудностей детей при переходе из начальной в среднюю школу - Гендерные психологические особенности дезадаптации пятиклассников
Психологический анализ школьных трудностей детей при переходе из начальной в среднюю школу - Гендерные психологические особенности дезадаптации пятиклассников
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Психологический анализ школьных трудностей детей при переходе из начальной в среднюю школу
Понятие и критерии психологической готовности детей к средней школе
Гендерные психологические особенности дезадаптации пятиклассников
Влияние формирующего эксперимента на эмоционально-волевую сферу и интеллектуальные показатели школьников
Все страницы

 

6.3. Гендерные психологические особенности дезадаптации пятиклассников

Нами проведена работа с учащимися 4-5 классов по выявлению уровня их психологической готовности к средней школе и последующая коррекционная работа. Дети, не готовые к средней школе испытывают трудности в адаптации к ней по разным показателям и в разной степени.
Сегодня в психолого-педагогической практике широко распространено понятие «школьная дезадаптация» или «школьная неприспособленность». Эти понятия определяют любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребенка в школьной жизни.
Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка. Под школьной дезадаптацией понимают неадекватные механизмы приспособления ребенка к школе. Школьная дезадаптация всегда связана с нарушениями обучения, дисциплины, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми. Одним из неблагоприятных вариантов школьной дезадаптации является школьный невроз [33].
Школьная дезадаптация является одним из показателей нарушений психологического здоровья ребенка. В «Концепции модернизации Российского образования» показатели здоровья учащихся включены в систему критериев качества образования, так как «только здоровая личность может качественно усвоить знания, максимально полно реализовать их и эффективно адаптироваться в динамично меняющемся мире».
Как мы указывали выше, факторы, влияющие на адаптацию можно условно разделить на две группы: внешние, связанные с социальным окружением и средой ребенка и внутренние, зависящие от индивидуальных, психофизиологических и других особенностей самого школьника. Следуя за отечественными классиками в психологии, мы ориентировались на то, что основными новообразованиями младшего школьного возраста считаются развитие словесно-логического мышления и произвольности (Д.Б. Эльконин). Однако, опираясь на понятие нормы психического развития, можно довольно часто наблюдать проблемы с развитием основных новообразований у учащихся этого возрастного периода. В подростковом возрасте ведущей деятельностью считается «общение». Следовательно, большие трудности в адаптации будут испытывать школьники с недостатками в формировании словесно-логического мышления, произвольного внимания, произвольности и самоконтроля эмоций и поведения (эмоционально-волевая сфера), неразвитыми коммуникативными качествами. К психологическим факторам дезадапта
ции пятиклассников можно отнести и отсутствие учебной мотивации, сниженную потребность познавательных мотивов. Стиль эмоционального реагирования и восприятия ребенка играет немаловажную роль в процессе адаптации. С этой точки зрения критериями школьной дезадаптации является высокий уровень тревожности и страхов.
По-разному происходит адаптация к школе у детей разного пола. Например, у детей разного пола наблюдается различный стиль поведения на уроке. Девочки будут чувствовать себя более эмоционально комфортно, если будет положительный психологический настрой на учителя. Поэтому на уроке девочки слушают и смотрят в глаза учителю, так как им нужен контакт с ним. У мальчиков адаптация пройдет лучше, когда в урок включены нестандартные задания, проводятся проблемные уроки, на которых они могут находить сами решения и выдвигать новые идеи. В этом случае они лучше усваивают пройденный материал, им интересно и психологически комфортно. Период врабатываемости у детей также зависит от пола. У девочек максимальная работоспособность на уроке наблюдается уже через 15 минут после его начала. У мальчиков врабатываемость происходит дольше, следовательно, максимальная работоспособность наступает позже [94].
Мы предположили, что внутренние факторы школьной дезадаптации связаны с определенными личностными качествами, которые группируясь, образуют дезадаптивный комплекс. По аналогии, симптомы, группируются в синдром (медиц.). Симптом (от греч. признак, совпадение) – это признак какого-либо явления, представляющего собой отклонение от нормального течения какого либо процесса. Различают симптомы субъективные, основанные на описании человека своих ощущений и объективные – основанные на данных обследования. Синдром (от греч. скопление) – это закономерное сочетание симптомов, обусловленное единым патогенезом (механизмом развития заболеваний и патологических процессов); рассматривается в медицине как самостоятельное заболевание. Тогда, группу отдельных личностных качеств, затрудняющих нормальное течение процесса школьной адаптации пятиклассников (сопровождающих дезадаптацию), можно было бы назвать «дезадаптационным синдромом пятого класса».
Для внешней оценки признаков школьной дезадаптации с родителями пятиклассников на родительском собрании и с педагогами проведено анкетирование. Для того, чтобы учесть мнение родителей и педагогов о наличии трудностей в адаптации школьников использовались отдельные шкалы анкеты наблюдений (АН) карты Стотта: недоверие к новым людям, вещам, ситуациям; депрессия; уход в себя; тревожность по отношению к взрослым; враждебность по отношению к взрослым; тревога по отношению к детям; эмоциональное напряжение; невротические симптомы; неблагоприятные условия среды [194].
Учитывая тот факт, что вопросы анкеты выявляют субъективное мнение, а в вышеуказанной анкете ответы должен давать «хорошо знающий ребенка взрослый», ее сведения учитывались как дополнительные к шкалированным методам психодиагностики. Тем не менее, предварительная внешняя оценка взрослых, наблюдения психолога за детьми на уроках и переменах, результаты шкалированных методов психодиагностики (12 факторны опросник Р.Б. Кеттелла, свободно культурный тест интеллекта Р.Б. Кеттелла) позволили выявить пятиклассников с признаками школьной дезадаптации.
Также, при работе с учащимися неготовыми к средней школе в начале пятого класса была проведена диагностика с помощью «Теста незаконченных предложений». Результаты психодиагностики с помощью этого проективного метода позволяют нам определить отношения школьника к значимым ситуациям и людям в школе, семье, в межличностных отношениях со сверстниками, к самому себе. Сферу отношений и изменения в ней относят к личностным факторам. Нарушение отношений в этих сферах приводит к тревожности, возникновению страхов, либо агрессии (эмоциональному неблагополучию), нарушениям в сфере общения, в учебе. Все перечисленные показатели нарушений характеризуют наличие дезадаптации в разных сферах и могут быть названы соответственно: семейная, межличностная, школьная, внутриличностная дезадаптация. Распределение личностных качеств и видов дезадаптации (отношений) в факторах с разной нагрузкой представлено в табл. 6.1.

Результаты факторного анализа личностных качеств и видов дезадаптации пятикласников

Таблица 6.1

начало 5-го класса (все дети)

Личностные качества

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

A

0,05

–0,45

–0,13

0,66

B

–0,16

–0,58

0,06

–0,20

C

0,03

–0,82

0,04

0,00

D

0,61

0,22

0,16

–0,31

E

0,84

0,04

–0,03

–0,03

F

0,63

–0,10

0,35

–0,06

G

–0,68

–0,21

0,35

0,16

H

–0,15

0,04

0,26

0,57

I

–0,31

0,32

0,12

0,11

O

0,14

0,75

–0,03

–0,45

Q3

–0,25

0,00

0,00

0,74

Q4

0,74

–0,02

0,05

–0,25

Д1

–0,22

–0,22

0,49

0,09

Д2

–0,23

0,24

0,09

0,62

Д3

0,09

–0,01

0,75

–0,06

Д4

0,21

0,22

0,73

0,22

S,%

18

13

11

14


Примечание. Д1, Д2, Д3, Д4 – семейная, межличностная, школьная, внутриличностная дезадаптация; S – процентный вклад каждого фактора в общую дисперсию

В Ф1 мы видим прямую связь реактивности, беспечности в общении, доминантности, фрустрации и обратную взаимосвязь комплекса этих факторов с качеством G – соблюдение норм и правил поведения.
Во втором факторе: прямо связан вербальный интеллект с эмоциональной стабильностью и обратно связан комплекс этих характеристик с высокой тревожностью.
Третий фактор: прямо связаны между собой внутриличностная и школьная дезадаптация.

Четвертый фактор: прямо связаны коммуникативные характеристики, самоконтроль и межличностная дезадаптация.
Чтобы проследить особенности адаптации у детей разного пола результаты психодиагностики анализировались у девочек и мальчиков отдельно (табл. 6.2).

 

Результаты факторного анализа личностных качеств
и видов дезадаптации у девочек и мальчиков 5-го класса

Таблица 6.2

Дезадаптация, начало 5-го класса

Личностные
качества

Девочки

Мальчики

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

A

0,14

0,22

0,58

0,19

0,10

0,76

–0,07

0,47

B

–0,02

0,71

0,09

0,03

–0,08

0,04

0,03

–0,66

C

0,10

0,82

0,08

–0,27

0,09

0,86

0,04

–0,19

D

0,61

0,07

–0,59

0,09

0,54

–0,57

–0,35

–0,20

E

0,56

–0,17

–0,62

–0,21

0,76

0,10

–0,17

0,04

F

0,79

–0,16

–0,02

–0,12

0,76

–0,04

0,25

–0,14

G

–0,23

0,33

0,66

–0,01

–0,46

0,12

0,45

–0,07

H

–0,06

0,18

0,19

0,75

0,02

0,32

0,57

0,13

I

–0,28

0,09

0,15

–0,53

–0,29

–0,37

0,21

0,59

O

–0,19

–0,39

–0,78

0,07

0,10

–0,85

–0,05

0,15

Q3

0,09

–0,32

0,84

0,06

–0,35

0,26

0,57

–0,13

Q4

0,48

–0,04

–0,76

–0,11

0,69

0,07

–0,03

0,40

Д1

–0,09

0,69

0,13

0,37

0,19

0,11

0,44

0,59

Д2

–0,24

–0,08

0,15

0,66

–0,33

0,05

0,66

0,26

Д3

0,64

0,12

0,14

–0,17

0,14

–0,27

0,63

–0,35

Д4

0,61

0,06

–0,08

0,25

0,10

–0,20

0,73

0,24

S,%

16

14

22

11

16

18

17

12

Результаты анализа психодиагностики девочек пятого класса в начале учебного года с помощью 12-факторного опросника Р.Б. Кеттелла и «Теста незаконченных предложений».
Первый фактор: прямая связь реактивности, беспечности, школьной дезадаптации и межличностной дезадаптации.

Второй фактор: прямо связаны интеллект с эмоциональной устойчивостью и с семейной дезадаптацией.
Третий фактор: прямо связаны между собой эмоциональность в общении, соблюдение норм и правил поведения, самоконтроль. Все они обратно связаны с доминантностью, тревожностью, фрустрацией.
Четвертый фактор: прямая связь смелости в общении и межличностной дезадаптации. Возможно, чем выше межличностная дезадаптация, тем выше смелость в общении.
Результаты анализа данных психодиагностики мальчиков пятых классов в начале учебного года с помощью 12-факторного опросника Р.Б. Кеттелла и «Теста незаконченных предложений».
Первый фактор: прямая связь доминантности, беспечности и фрустрации.
Второй фактор: прямая связь эмоциональности в общении, эмоциональной устойчивости и обратная с тревожностью.
Третий фактор: прямо взаимосвязаны между собой смелость в контактах, самоконтроль, межличностная дезадаптация, школьная и внутриличностная дезадаптация. Возможно, чем выше все три вида дезадаптации, тем выше самоконтроль поведения и эмоций и смелость в контактах у мальчиков конца пятого класса.
Четвертый фактор: прямая связь семейной дезадаптации с мягкостью, изнеженностью воспитания и обратная связь с интеллектом.
Сравнительный анализ качеств, входящих в четыре основных фактора по совместным результатам 12-факторного опросника Р.Б. Кеттелла и «Теста незаконченных предложении» у всех детей пятого класса, у девочек и мальчиков отдельно.
Из табл. 6.1 видно, что у всех учащихся пятых классов прямо связаны в одном факторе внутриличностная и школьная дезадаптация. Межличностная связана с необходимостью самоконтроля, общительностью и смелостью в контактах, т.е. коммуникативно-волевыми качествами.
В отдельный фактор выделяется прямая связь высокий интеллект, эмоциональная устойчивость, низкая тревожность. Здесь мы опять видим связь интеллекта с эмоциональными свойствами.

Из табл. 6.2 мы можем наблюдать связь семейной дезадаптации с интеллектом и у мальчиков и у девочек. У мальчиков семейная дезадаптация обратно связана с интеллектом и прямо – с мягкостью, изнеженностью воспитания. Возможно, чем ниже интеллект мальчиков начала пятого класса, тем выше изнеженность воспитания и выше семейная дезадаптация. У девочек семейная дезадаптация прямо связана с интеллектом и эмоциональной устойчивостью. Например, чем выше интеллект девочек начала пятого класса, тем выше их эмоциональная устойчивость (эта связь уже наблюдалась у всех девочек пятых классов) и выше семейная дезадаптация.
Школьная и внутриличностная дезадаптация у девочек прямо связаны в одном факторе с реактивностью и беспечностью, а межличностная – со смелостью в общении. У мальчиков все три вида дезадаптации (межличностная, внутриличностная, школьная) связаны со смелостью в контактах и самоконтролем поведения. Видимо, и девочки, и мальчики при возникновении межличностной дезадаптации начинают искать контактов со сверстниками. Кроме того, мальчики, старающиеся контролировать свое поведение испытывают три вида дезадаптации: межличностную, семейную, внутриличностную.
У девочек между собой связаны школьная и внутриличностная дезадаптации. У мальчиков – межличностная, школьная и внутриличностная. Возможно, только внутренние проблемы оказывают влияние на адаптацию девочек в школе, а у мальчиков еще и межличностные. Семейная дезадаптация не связана с тремя предыдущими видами дезадаптации ни у девочек, ни у мальчиков.
Результаты:
1. Школьная дезадаптация учащихся начала пятого класса связана с внутриличностными проблемами.
2. У девочек оба школьная и внутриличностная дезадаптация связаны с такими личностными качествами, как возбудимость, доминантность и беспечность.
3. У мальчиков все виды дезадаптации прямо связаны с необходимостью волевого контроля поведения.
4. Семейная дезадаптация у мальчиков пятого класса прямо связана с изнеженностью воспитания, мягкостью и низким интеллектом, у девочек – с высоким интеллектом и эмоциональной устойчивостью (связь интеллекта с эмоциональными качествами).
5. Большую межличностную дезадаптацию испытывают суровые, бескомпромисные в общении девочки.
Cформулируем некоторые основные выводы по результатам экспериментального изучения гендерных особенностей дезадаптации пятиклассников:
1. Дезадаптация в предпубертатном возрасте имеет социально-психологическую природу и определяется совокупностью факторов (качеств), имеющих гендерные различия. У девочек она выражена ярче и включает:
социальную инфантильность;
эмоциональную незрелость;
фрустрацию, тревожность;
низкий волевой контроль, несоблюдение нормативности поведения;
коммуникабельность.
У мальчиков она определяется:
самодостаточностью;
смелостью в межличностных контактах;
низкой доминантностью;
необходимостью самоконтроля поведения;
изнеженной атмосферой в семье.
2. Трудности адаптации в школьном обучении в большей степени возникают у учащихся со средним интеллектом, но высокой «обученностью» – степенью овладения основными понятиями по предметам. У детей с IQ больше ста интеллект находится в обратной связи с эмоциональной устойчивостью.
3. Все типы дезадаптации у мальчиков прямо связаны с самоконтролем поведения. У девочек дезадаптация дифференцирована:
семейная имеет прямую зависимость от их эмоциональных качеств и интеллекта;
школьная и внутриличностная зависит от их реактивности, возбудимости, беспечности;
межличностной дезадаптации подвержены девочки, бескомпромисные в общении.
4. В начале пятого класса у девочек, в отличие от мальчиков, в одном факторе наблюдается связь качеств, свидетельствующих о признаках невроза тревожности. Это может говорить о высокой степени дезадаптации у девочек в это время с ломкой привычных стереотипов.
5. У девочек в конце каждого учебного года выявлена в одном факторе связь доминантности с тревожностью, которая названа нами «агрессивной тревожностью».
Таким образом, полученные результаты позволяют определить гендерные различия в психическом развитии и адаптации детей в исследуемый возрастной период и, соответственно, разработать подходы к профилактике школьных трудностей, дезадаптации пятиклассников [216-218, 223-229, 232-238, 259]. Совокупность психологических качеств, отвечающих за школьную дезадаптацию мы назвали «дезадаптационным синдромом пятого класса» [234-236, 242].

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.