На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Психологический анализ школьных трудностей детей при переходе из начальной в среднюю школу - Влияние формирующего эксперимента на эмоционально-волевую сферу и интеллектуальные показатели школьников
Психологический анализ школьных трудностей детей при переходе из начальной в среднюю школу - Влияние формирующего эксперимента на эмоционально-волевую сферу и интеллектуальные показатели школьников
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Психологический анализ школьных трудностей детей при переходе из начальной в среднюю школу
Понятие и критерии психологической готовности детей к средней школе
Гендерные психологические особенности дезадаптации пятиклассников
Влияние формирующего эксперимента на эмоционально-волевую сферу и интеллектуальные показатели школьников
Все страницы

 

6.4. Влияние формирующего эксперимента на эмоционально-волевую сферу и интеллектуальные показатели школьников

До и после проведения формирующего эксперимента по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, с учащимися экспериментальной и контрольной групп была проведена психодиагностика интеллектуальной сферы. При анализе учитывались результаты психодиагностики 12-факторного опросника Р.Б. Кеттелла и Р.В. Коана (качество В – вербальный интеллект) и свободно культурного теста интеллекта Р.Б. Кеттелла (IQ – коэффициент интеллекта).
Обобщенным результатом явилось то, что учащиеся, с которыми проводилась работа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы повысили ко
эффициент интеллекта в среднем на 11 единиц. В то время как среднее значение коэффициента интеллекта по всем обследуемым повысилось на 5 единиц.
Результаты факторного анализа по экспериментальной и контрольной группам отдельно в начале и конце учебного года в пятом классе
В экспериментальную группу учащихся входили дети с высоким и средним уровнем развития интеллекта по результатам психодиагностики с помощью свободно-независимого теста Р.Б. Кеттелла. С этой группой учащихся проводилась работа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы. Для простоты описания мы дали ей условное обозначение Э.Г. Контрольная группа различается по уровню интеллектуального развития. Учащихся с высоким уровнем умственного развития мы обозначили «контрольная группа 1» (К1), а учащихся со средним и низким уровнем интеллектуального развития – «контрольная группа 2» (К2). С ними, по просьбе родителей и учителей, были проведены занятия на развитие логического мышления по программе А.З. Зака «Учимся мыслить, стараясь рассуждать» [97]. Занятия состояли из занимательных логических задач неучебного содержания разной сложности. Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью личностной рефлексии у группы Э.Г. и логического мышления у группы К2 происходило параллельно.
Результаты факторного анализа контрольной группы К1, начало учебного года представлены в табл. 6.3.
Первый фактор: доминантность находится в обратной связи с интеллектом и эмоциональной устойчивостью. Например, чем выше интеллект, тем выше эмоциональная устойчивость, тем ниже доминантность.
Второй фактор: прямо связаны качества эмоциональность в общении, доминантность, беспечность, смелость в контактах. Все качества являются коммуникативными.
Третий фактор: прямая связь качеств «соблюдение норм и правил поведения» с мягкостью характера, изнеженностью воспитания.
Четвертый фактор: прямая связь тревожности с фрустрацией.

Результаты факторного анализа контрольной группы К1

Таблица 6.3

К1

Личностные
качества

Начало года

Конец года

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

IQ

 

 

 

 

0,03

0,11

–0,63

0,02

A

–0,32

0,68

0,43

0,06

0,78

–0,11

–0,03

0,34

B

–0,81

0,04

0,25

0,01

0,70

0,10

–0,24

0,05

C

–0,89

–0,09

–0,07

0,13

0,67

–0,20

0,45

–0,05

D

0,50

–0,18

0,03

–0,52

0,10

0,80

0,06

0,10

E

0,61

0,60

–0,12

–0,06

–0,36

0,72

0,16

–0,16

F

–0,03

0,65

–0,27

–0,26

0,01

0,25

0,64

0,25

G

–0,14

–0,05

0,62

0,24

0,59

–0,23

–0,35

0,32

H

0,13

0,84

0,08

0,19

0,69

0,25

0,32

0,06

I

0,02

0,04

0,86

–0,16

0,23

0,01

0,05

0,75

O

0,28

0,00

0,22

–0,86

0,13

0,71

–0,26

–0,34

Q3

0,46

–0,35

0,34

0,45

0,40

0,05

–0,28

0,48

Q4

–0,08

0,03

–0,24

–0,60

–0,01

0,24

–0,22

–0,83

S,%

21

18

14

15

21

15

12

15

Результаты факторного анализа контрольной группы 1 (К1), конец года
(табл. 6.3).
Первый фактор: прямо связаны эмоциональность в общении, вербальный интеллект, эмоциональная зрелость, смелость в контактах, соблюдение норм и правил поведения.
Второй фактор: прямая связь качеств реактивность, доминантность, тревожность. Такое сочетание можно назвать «тревожный лидер».
Третий фактор: обратная связь интеллекта и беспечности. Например, чем выше интеллект, тем ниже беспечность в общении.
Четвертый фактор: обратная связь мягкости и фрустрации. Возможно, чем выше мягкость, изнеженность воспитания, тем ниже фрустрация в этом группе детей.

Анализ взаимосвязи качеств, входящих в четыре основных фактора в начале-конце пятого класса в контрольной группе 1 (К1) и сравнение их с другими результатами факторного анализа
В динамике начало-конец года в К1 наблюдается сохранение в первом факторе прямой связи интеллекта с эмоциональной устойчивостью. В начале года с ними обратно связана доминантность. В конце года – прямо связаны общительность, смелость в контактах и соблюдение норм поведения. Т.е. в начале года с этими двумя качествами связаны мотивационные характеристики (доминантные, конформные), а в конце года – коммуникативно-волевые.
С изнеженностью воспитания прямо связано в начале года соблюдение норм и правил поведения, а в конце года – нефрустрированность, спокойствие.
В динамике начало-конец пятого в класса в данной группе учащихся сохраняется сочетание: а) в первом факторе в прямой связи интеллект и эмоциональная устойчивость; б) общительность – доминантность, которые из второго фактора с меньшей нагрузкой в начале учебного года переходят в конце года в первый фактор с большей нагрузкой. Таким образом, в первом факторе у учащихся с высоким уровнем умственного развития связаны четыре качества: интеллект, эмоциональная устойчивость, общительность, смелость в контактах, высокая добросовестность. Возможно, в данной группе учащихся к концу пятого класса коммуникативные качества вместе с интеллектом и эмоциональной устойчивостью являются доминирующими.
Прямая связь находящихся в первом факторе в конце года качеств интеллект, эмоциональность в общении и смелость в контактах (доминантность) выделяется в отдельный фактор в конце года у всех детей с коэффициентом интеллекта выше ста. Возможно, подобное сочетание вносят учащиеся группы К1. Сочетание качеств общительность и смелость в контактах в начале и конце учебного года в группе К1 присуща мальчикам всех пятых классов в начале и конце года. Сочетание тревожности с фрустрацией в начале года в К-1 свойственно всем девочкам пятых классов в начале года.
Результаты факторного анализа контрольной группы К-2, начало учебного года (табл. 6.4).

Результаты факторного анализа контрольной группы К-2

Таблица 6.4

К-2

Личностные
качества

Начало года

Конец года

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

IQ

 

 

 

 

–0,11

–0,02

0,18

0,78

A

–0,16

–0,83

0,07

0,00

–0,55

0,57

0,19

0,29

B

0,14

0,00

–0,80

0,17

0,03

0,19

0,89

0,10

C

0,33

–0,76

0,19

0,29

–0,18

0,78

0,18

0,26

D

0,72

0,49

0,12

0,03

0,86

0,06

–0,28

–0,14

E

0,67

0,04

0,29

–0,45

0,82

–0,05

0,38

–0,20

F

0,22

0,03

0,71

–0,12

0,65

0,00

–0,37

0,55

G

–0,32

–0,24

–0,10

0,82

–0,88

0,30

–0,05

0,12

H

–0,01

–0,03

–0,23

0,77

–0,71

0,12

0,43

0,06

I

–0,89

0,07

–0,04

0,14

–0,06

0,71

0,08

–0,28

O

0,10

0,81

0,21

–0,08

0,38

–0,59

0,20

–0,62

Q3

–0,53

0,08

–0,60

0,03

–0,78

0,36

–0,22

0,11

Q4

0,49

0,06

0,61

–0,24

0,83

–0,34

0,02

0,10

S,%

22

19

18

14

38

17

12

13

Первый фактор: прямо связаны качества реактивность и доминанантность. Они обратно связаны с мягкостью характера.
Второй фактор: тревожность обратно связана с эмоциональной устойчивостью и эмоциональностью в общении. Например, чем выше тревожность, тем выше эмоциональная неустойчивость и выше замкнутость.
Третий фактор: Прямая связь интеллекта с самоконтролем и обратная – с беспечностью и фрустрацией. Например, чем ниже интеллект, тем ниже самоконтроль, тем выше беспечность и выше фрустрация.
Четвертый фактор: прямо связаны смелость в контактах с соблюдением норм и правил поведения.
Результаты факторного анализа К-2, конец учебного года (табл.6.4).
Первый фактор: сохраняется с начала года прямая связь качеств реактивность и доминантность. С ними в конце года прямо взаимосвязаны беспечность и фрустрация. Обратно связаны самоконтроль, соблюдение норм и правил поведения, смелость в общении. Например, высокой реактивности, стремлению доминировать, беспечности соответствуют высокая фрустрация, робость в контактах и низкие волевые качества. Подобное сочетание качеств выявляет возможные проблемы и противоречия в эмоционально-мотивационной и волевой сфере.
Второй фактор: прямая связь эмоциональной стабильности с эмоциональностью в общении и мягкостью.
Третий фактор: в него входит одно качество – интеллект.
Четвертый фактор: обратная связь интеллекта с тревожностью и прямая с беспечностью. Например, чем выше интеллект, тем спокойнее дети этой группы и тем они беспечнее.
Анализ взаимосвязи качеств, входящих в четыре основных фактора в начале-конце учебного года в контрольной группе К-2 и сравнение их с результатами факторного анализа других групп учащихся
Низкий интеллект детей группы К-2 в начале года находится в обратной связи с беспечностью и в прямой – с низким волевым контролем поведения, фрустрацией. Здесь мы наблюдаем связь интеллекта с эмоциональными качествами (как и в группе К-1, у девочек пятых классов в начале и конце года, у всех детей пятых классов в начале года, у учащихся с IQ выше 100 в конце года) коммуникативными и волевыми. В то же время подобное сочетание качеств в группе К-2 позволяет сделать следующий вывод: чем ниже интеллект в данной группе детей, тем выше беспечность, ниже самоконтроль поведения и выше фрустрация.
В первом факторе сохраняется с начала учебного года до конца прямая связь качеств реактивность и доминантность. Подобное сочетание мы наблюдаем в конце года у всех детей пятых классов, у девочек в начале и конце учебного года в пятом классе, у группы К-1 в конце года, у детей с IQ выше ста. У мальчиков в течение пятого класса и в третьем классе ни в одной группе детей подобное сочетание качеств не встречается. Следовательно, высокая возбудимость в сочетании со стремлением доминировать появляются у детей в пятом классе, в основном, у де
вочек. С ними в конце года в группе К-2 прямо связаны беспечность и фрустрация. Обратно связаны самоконтроль, соблюдение норм и правил поведения, смелость в общении. Например, высокой реактивности, стремлению доминировать, беспечности соответствуют высокая фрустрация, робость в контактах и низкие волевые качества детей. Подобное сочетание качеств показывает возможные проблемы в эмоционально-волевой сфере, может свидетельствовать о высокой степени дезадаптации в конце 5-го класса в данной группе учащихся.
Сочетание реактивности, доминантности, фрустрации обратно взаимосвязанно с самоконтролем и дисциплинированностью в конце учебного года в группе К-2, что также наблюдается у всех девочек в конце пятого класса. Следовательно, взаимосвязи данных характеристик привносят девочки.
При анализе показателя IQ (свободно культурный тест Р.Б. Кеттелла) и показателя «В» (12-факторный опросник Р.Б. Кеттелла) в группе К2, статистически значимой взаимосвязи между этими показателями к концу учебного года не обнаружено, несмотря на направленную коррекционную работу на развитие логического мышления.
В начале пятого класса качества, входящие в состав факторов в К-1 и К-2 очень отличаются. В конце пятого класса и в К-1 и в К-2 в одном факторе наблюдается прямая связь реактивности, доминантности и высокой тревожности, в другом – общительности с эмоциональной устойчивостью. Состав остальных факторов в К-1 и К-2 классах в конце учебного года отличен друг от друга.
Результаты факторного анализа экспериментальной группы (Э.Г.), начало учебного года, пятый класс.
С этой группой учащихся проводился формирующий эксперимент по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы. Диагностические замеры проводились перед курсом занятий, в начале учебного года и после коррекционного воздействия. Факторный анализ результатов психодиагностики данной группы учащихся представлен в табл. 6.5.

Результаты факторного анализа экспериментальной группы (Э.Г.)

Таблица 6.5

Личностные качества

Начало года

Конец года

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

IQ

0,34

-0,75

0,00

0,03

-0,08

-0,09

0,90

-0,01

A

0,02

-0,03

0,84

0,13

-0,22

0,78

0,31

0,30

B

0,21

0,47

0,21

0,66

0,33

0,20

0,73

-0,09

C

-0,05

0,72

0,11

0,34

0,03

0,75

-0,15

-0,15

D

0,78

-0,31

-0,22

0,12

0,45

-0,07

0,23

0,65

E

0,80

-0,04

-0,01

-0,40

0,86

0,04

0,03

-0,15

F

0,63

0,05

0,19

0,11

0,34

0,59

-0,10

0,53

G

-0,58

0,07

0,12

0,06

-0,49

0,27

0,37

-0,36

H

-0,16

-0,73

0,34

0,22

-0,21

-0,03

-0,20

0,86

I

0,13

0,08

0,07

-0,79

-0,59

-0,37

-0,12

0,07

O

0,26

-0,48

-0,73

-0,10

0,07

-0,86

-0,15

0,07

Q3

-0,17

-0,21

0,85

-0,17

-0,81

0,21

0,01

-0,22

Q4

0,73

0,05

-0,34

-0,01

0,61

-0,50

0,24

0,24

S,%

22

17

18

11

22

22

14

14

Результаты факторного анализа группы Э.Г., начало учебного года
В начале года в первом факторе мы наблюдаем прямую связь реактивности доминантности беспечности и фрустрации. По сочетанию качеств этих детей можно было бы назвать «тревожно-возбудимый лидерорганизатор».
Второй фактор: прямо взаимосвязаны между собой интеллект и смелость в контактах и обратно связаны с эмоциональной устойчивостью. Например, чем ниже интеллект и робость в контактах, тем выше эмоциональная стабильность.
Третий фактор: прямо связаны общительность с самоконтролем и обратно связаны с тревожностью. Например, чем выше общительность, тем выше самоконтроль и ниже тревожность.
Четвертый фактор: обратная связь интеллекта с мягкостью. Чем выше интеллект, тем в большей степени выражена твердость, жесткость характера в этой группе детей.

Результаты факторного анализа группы Э.Г., конец учебного года
Первый фактор: прямая связь между качествами доминантность и фрустрация и обратная связь этих двух качеств с самоконтролем поведения. Подобное сочетание качеств проявляют все девочки пятых классов в конце года. Следовательно, в этой группе его привносят девочки.
Второй фактор: прямая связь общительности с эмоциональной стабильностью и обратная с тревожностью. Возможно, чем выше общительность и эмоциональная устойчивость, тем ниже тревожность.
Третий фактор: интеллектуальный. В него входят качество интеллект из свободно-независимого теста Р.Б.Кеттелла и 12-факторного опросника Р.Б. Кеттелла и Р.В. Коана.
Четвертый фактор: прямо связаны реактивность и смелость в контактах.

Общий анализ взаимосвязи качеств, входящих в четыре основных фактора в начале-конце учебного года в пятом классе в группе Э.Г. и сравнение их с результатами факторного анализа в других группах учащихся
Интеллект (IQ) в этой группе детей в начале года связан в одном факторе с эмоциональной стабильностью и робостью, а вербальный интеллект (В) обратно связан в одном факторе с изнеженностью воспитания, мягкостью. В обоих случаях мы наблюдаем связь интеллекта с эмоциональными качествами в начале учебного года. После коррекционного воздействия, в конце пятого класса в этой группе детей невербальный интеллект (IQ) и вербальный (В) выделяются в отдельный фактор, эмоциональные и коммуникативные качества – в отдельный.
В динамике начало-конец пятого класса в Э.Г. наблюдается сохранение прямой связи доминантности с фрустрацией. В начале года они прямо связаны с реактивностью и беспечностью, а в конце года обратно связаны с самоконтролем поведения. Связь доминантности с фрустрацией наблюдается у девочек всех классов в конце пятого класса, а в конце третьего – прямая связь доминантности с высокой тревожностью. Видимо, этот вклад в Э.Г. дают девочки. Прямая связь реактивности, доминантности и беспечности в начале года в Э.Г. наблюдается у девочек всех классов в начале года. Прямая связь доминантности с беспечностью есть и у мальчиков всех классов в начале года. При анализе результатов всех классов в отдельности и совместно замечено, что прямая связь реактивностьбеспечность присутствует в начале и конце года во всех группах в пятом классе. В конце года в Э.Г. такой связи не наблюдается.
В К-1, К-2, Э.Г. в конце года выделяется прямая связь доминантности с высокой тревожностью.
В одном факторе в конце года у всех детей пятых классов проявляется прямая связь общительности с эмоциональной устойчивостью. Например, чем общительнее учащиеся конца пятого класса, тем лучше их эмоциональная устойчивость. Но в К-1 вместе с этими качествами в прямой связи находятся интеллект, смелость в контактах и соблюдение норм и правил поведения (интеллектуальнокоммуникативно-волевые). В Э.Г. в обратной связи с общительностью и эмоциональной устойчивостью находится тревожность (эмоциональные качества). То есть чем общительнее и эмоционально устойчивее учащиеся, тем они спокойнее. В К-2 в прямой связи с общительностью и эмоциональной стабильностью находится мягкость, изнеженность воспитания и в обратной связи тревожность (эмоциональные качества).
Интеллект учащихся К-1 и К-2 остается связанным с коммуникативными, эмоционально-волевыми качествами. Интеллект Э.Г. выделяется в отдельный фактор. Эмоциональная устойчивость в этом классе становится прямо связанной с общительностью и обратно связанной с тревожностью. Возможно, чем выше общительность, тем выше эмоциональная стабильность, тем ниже тревожность.
Таким образом, произошло выделение показателей IQ и «В» в конце учебного года в Э.Г. в отдельный фактор, в отличие от контрольных групп К-1 и К-2.
В конце учебного года в пятом классе в Э.Г. наблюдается обратная связь эмоциональной стабильности с тревожностью. Такая взаимосвязь обнаружена у мальчиков в конце пятого класса.
В экспериментальной группе также были проведены следующие методы психодиагностики: модификация теппинг-теста, предложенная Л.В. Высоцким

для изучения воздействия внешних стимулов на волевую активность школьников в работе высокого темпа; тест «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова для исследования мотивационной направленности на потребность в достижении. Факторный анализ результатов психодиагностики для экспериментальной группы в конце пятого класса предложен в табл. 6.6.

Результаты факторного анализа экспериментальной группы (Э.Г.)

Таблица 6.6

Э.Г., конец пятого класса

Диагностируемые
качества

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

IQ

0,00

0,11

0,32

0,00

A

–0,53

–0,10

0,11

0,67

B

0,02

–0,10

–0,03

0,70

C

–0,11

0,26

–0,10

0,72

D

0,47

0,11

0,71

–0,15

E

0,84

–0,12

0,05

0,07

F

0,28

–0,20

0,69

0,44

G

–0,74

–0,07

0,01

0,08

H

–0,17

0,00

0,62

–0,40

I

–0,22

0,55

–0,31

–0,06

O

0,55

0,17

–0,16

–0,53

Q3

–0,66

0,37

–0,35

0,29

Q4

0,73

0,10

0,39

–0,17

Пр1

–0,11

0,46

0,58

0,28

Пр2

0,16

0,70

0,47

0,00

Пр3

0,12

0,83

0,13

0,08

Пр4

0,23

0,84

0,22

–0,13

ПД

–0,54

–0,22

0,02

–0,02

S,%

20

15

14

13

Примечание. ПД – потребность в достижении (тест «Потребность в достижении» по Ю.М. Орлову).

Результаты психодиагностики взаимосвязей выявленных качеств личности и интеллекта табл. 6.6
Первый фактор включает связь таких пяти качеств как доминантность, низкий самоконтроль и низкую добросовестность (волевые качества личности), фрустрацию и низкую потребность в достижении.
Второй фактор состоит из трех находящихся в прямой связи проб теппингтеста Л.А. Высоцкого: пробы «на звание лучшего», пробы при шумовых помехах, стандартной пробы на время при усталости и мягкости, изнеженности воспитания.
Третий фактор: высокая возбудимость, беспечность, смелость в контактах прямо связаны с пробой 1 (стандартной).
Четвертый фактор: включает взаимосвязь интеллекта и эмоциональной стабильности.
Анализ взаимосвязи качеств, входящих в четыре основных фактора в конце пятого класса в группе Э.Г. по четырем вышеуказанным методикам психодиагностики
Из табл. 6.6. видно, что в результате факторного анализа четырех методик психодиагностики в один из основных факторов опять входят вместе интеллект и эмоциональные качества (эмоциональная стабильность).
Потребность в достижении прямо связана с волевыми качествами (самоконтроль, соблюдение норм и правил поведения) и обратно с фрустрацией и доминантностью. Например, чем выше волевые качества, тем выше потребность в достижениях и ниже фрустрация и доминантность у учащихся Э.Г. в пятом классе. Следовательно, потребность в достижениях связана с эмоциональноволевой и коммуникативной сферой личности учащегося.
Высокая волевая активность школьников в работе высокого темпа без шумовых помех связана в одном факторе с возбудимостью, беспечностью и смелостью в контактах. Видимо, высоковозбудимые, реактивные дети проявляют смелость в контактах и обладают высокой работоспособностью (психомоторика), что характеризует сильную нервную систему.

Пробы «на звание лучшего», с шумовыми помехами, при усталости прямо связаны между собой и с мягкостью, изнеженностью воспитания. Возможно, дети, которые чувствуют себя комфортно в семье устойчивее к помехам в работе высокого темпа.
Результаты факторного анализа психодиагностики учащихся контрольных групп К-1, К-2 и экспериментальной группы в начале-конце пятого класса
1. В начале учебного года в пятом классе у всех учащихся наблюдается связь эмоциональных и интеллектуальных показателей.
2. Эта связь подтверждается результатами факторного анализа в конце года в контрольных группах учащихся. У учащихся экспериментальной группы интеллект (IQ и «В») по двум методикам психодиагностики выделяется в отдельный фактор, а эмоциональные и коммуникативные качества – в отдельный.
2. В начале учебного года в пятом классе во всех обследуемых группах наблюдается связь возбудимости с доминантностью.Этот показатель остается в конце учебного года в группах К-1 и К-2, кроме Э.Г. Тревожность и эмоциональная нестабильность учащихся всех групп связана с общением.
3. Остальной состав факторов в группах К-1, К-2, Э.Г. в динамике началоконец пятого класса в значительной мере различен.
4. Потребность в достижении учащихся группы Э.Г. связана с высокими волевыми качествами, низкой фрустрацией и низкой доминантностью.
5. С инструкцией «на время» лучше работают высоковозбудимые учащиеся. Таким образом:
1. Для проведения формирующего экперимента нами адаптирована к целям и задачам работы программа Г.А. Цукерман для учащихся пятых классов «Психология саморазвития». В программу внесен элемент обязательной пошаговой устной и письменной рефлексии каждого учащегося своих внутренних состояний и поведения, включены занятия на снятие эмоциональных блоков (арт-терапия), занятия на развитие волевых качеств личности.
2. Курс занятий по развитию эмоционально-волевой сферы с элементами рефлексии способствует успешной социализации детей этого возраста. Примене
ние программы положительно влияет на адаптацию пятиклассников и является профилактикой проблем в кризисный период 11-12 лет с последующей за ним ведущей деятельностью – общением.
3. Учащиеся, с которыми проводилась работа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы повысили коэффициент интеллекта в среднем на 11 единиц. В то время, как среднее значение коэффициента интеллекта по всем обследуемым повысилось на 5 единиц.
Взаимосвязи между эмоциональными и интеллектуальными характеристиками школьников подтверждают принцип связи «аффекта и интеллекта». Нами эта связь рассмотрена в гендерном аспекте и для групп детей с разным уровнем развития интеллекта.
Вывод по главе: Выявлены и описаны новые критерии психологической готовности детей к средней школе. По взаимосвязи и доминированию отдельных качеств, интеллектуальный анализ данных предоставляют возможность выделить среди учащихся «группы риска», что важно для профилактики трудностей переходного периода в среднее школьное звено.
Результат реализованной коррекционно-развивающей программы в пятом классе позволил доказать, что вербальный и невербальный интеллект школьников (после проведенного факторного анализа) выделяются в отдельный фактор. Умение выделять главное, сравнивать, анализировать соответствует развитию рефлексии у детей, которая формируется на базе словесно-логического мышления. Выделение интеллектуальных показателей в отдельный от других личностных черт фактор свидетельствует о более раннем развитии рефлексии при направленной на это развивающей работе. Подобные результаты без применения развивающей программы получены нами для школьников с более высоким уровнем интеллектуального развития. Таким образом, экспериментально доказано, что целенаправленно воздействуя на эмоционально-волевую сферу, можно влиять на интеллектуальные показатели школьников предподросткового возраста.

В результате формирующего эксперимента произошло повышение интеллектуальных показателей в среднем на 11 единиц. В то время как среднее значение коэффициента интеллекта по всем обследуемым повысилось на 5 единиц. При этом у учащихся экспериментальных групп вербальный и невербальный интеллект выделился в отдельный фактор, что подтверждает принцип системной дифференциации, принцип связи аффекта и интеллекта, возрастные особенности и позволяет развивать мышление детей предподросткового возраста с помощью направленной коррекции.
Славутская Елена Владимировна
Закономерности психосоциального развития школьника в предподростковом возрасте
Диссертация на соискание ученой степен доктора психологических наук
Казань 2015



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.