Страница 4 из 4
6.4. Влияние формирующего эксперимента на эмоционально-волевую сферу и интеллектуальные показатели школьников
До и после проведения формирующего эксперимента по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, с учащимися экспериментальной и контрольной групп была проведена психодиагностика интеллектуальной сферы. При анализе учитывались результаты психодиагностики 12-факторного опросника Р.Б. Кеттелла и Р.В. Коана (качество В – вербальный интеллект) и свободно культурного теста интеллекта Р.Б. Кеттелла (IQ – коэффициент интеллекта). Обобщенным результатом явилось то, что учащиеся, с которыми проводилась работа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы повысили ко эффициент интеллекта в среднем на 11 единиц. В то время как среднее значение коэффициента интеллекта по всем обследуемым повысилось на 5 единиц. Результаты факторного анализа по экспериментальной и контрольной группам отдельно в начале и конце учебного года в пятом классе В экспериментальную группу учащихся входили дети с высоким и средним уровнем развития интеллекта по результатам психодиагностики с помощью свободно-независимого теста Р.Б. Кеттелла. С этой группой учащихся проводилась работа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы. Для простоты описания мы дали ей условное обозначение Э.Г. Контрольная группа различается по уровню интеллектуального развития. Учащихся с высоким уровнем умственного развития мы обозначили «контрольная группа 1» (К1), а учащихся со средним и низким уровнем интеллектуального развития – «контрольная группа 2» (К2). С ними, по просьбе родителей и учителей, были проведены занятия на развитие логического мышления по программе А.З. Зака «Учимся мыслить, стараясь рассуждать» [97]. Занятия состояли из занимательных логических задач неучебного содержания разной сложности. Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью личностной рефлексии у группы Э.Г. и логического мышления у группы К2 происходило параллельно. Результаты факторного анализа контрольной группы К1, начало учебного года представлены в табл. 6.3. Первый фактор: доминантность находится в обратной связи с интеллектом и эмоциональной устойчивостью. Например, чем выше интеллект, тем выше эмоциональная устойчивость, тем ниже доминантность. Второй фактор: прямо связаны качества эмоциональность в общении, доминантность, беспечность, смелость в контактах. Все качества являются коммуникативными. Третий фактор: прямая связь качеств «соблюдение норм и правил поведения» с мягкостью характера, изнеженностью воспитания. Четвертый фактор: прямая связь тревожности с фрустрацией.
Результаты факторного анализа контрольной группы К1 Таблица 6.3
К1
|
Личностные качества
|
Начало года
|
Конец года
|
Ф1
|
Ф2
|
Ф3
|
Ф4
|
Ф1
|
Ф2
|
Ф3
|
Ф4
|
IQ
|
|
|
|
|
0,03
|
0,11
|
–0,63
|
0,02
|
A
|
–0,32
|
0,68
|
0,43
|
0,06
|
0,78
|
–0,11
|
–0,03
|
0,34
|
B
|
–0,81
|
0,04
|
0,25
|
0,01
|
0,70
|
0,10
|
–0,24
|
0,05
|
C
|
–0,89
|
–0,09
|
–0,07
|
0,13
|
0,67
|
–0,20
|
0,45
|
–0,05
|
D
|
0,50
|
–0,18
|
0,03
|
–0,52
|
0,10
|
0,80
|
0,06
|
0,10
|
E
|
0,61
|
0,60
|
–0,12
|
–0,06
|
–0,36
|
0,72
|
0,16
|
–0,16
|
F
|
–0,03
|
0,65
|
–0,27
|
–0,26
|
0,01
|
0,25
|
0,64
|
0,25
|
G
|
–0,14
|
–0,05
|
0,62
|
0,24
|
0,59
|
–0,23
|
–0,35
|
0,32
|
H
|
0,13
|
0,84
|
0,08
|
0,19
|
0,69
|
0,25
|
0,32
|
0,06
|
I
|
0,02
|
0,04
|
0,86
|
–0,16
|
0,23
|
0,01
|
0,05
|
0,75
|
O
|
0,28
|
0,00
|
0,22
|
–0,86
|
0,13
|
0,71
|
–0,26
|
–0,34
|
Q3
|
0,46
|
–0,35
|
0,34
|
0,45
|
0,40
|
0,05
|
–0,28
|
0,48
|
Q4
|
–0,08
|
0,03
|
–0,24
|
–0,60
|
–0,01
|
0,24
|
–0,22
|
–0,83
|
S,%
|
21
|
18
|
14
|
15
|
21
|
15
|
12
|
15
|
Результаты факторного анализа контрольной группы 1 (К1), конец года (табл. 6.3). Первый фактор: прямо связаны эмоциональность в общении, вербальный интеллект, эмоциональная зрелость, смелость в контактах, соблюдение норм и правил поведения. Второй фактор: прямая связь качеств реактивность, доминантность, тревожность. Такое сочетание можно назвать «тревожный лидер». Третий фактор: обратная связь интеллекта и беспечности. Например, чем выше интеллект, тем ниже беспечность в общении. Четвертый фактор: обратная связь мягкости и фрустрации. Возможно, чем выше мягкость, изнеженность воспитания, тем ниже фрустрация в этом группе детей. Анализ взаимосвязи качеств, входящих в четыре основных фактора в начале-конце пятого класса в контрольной группе 1 (К1) и сравнение их с другими результатами факторного анализа В динамике начало-конец года в К1 наблюдается сохранение в первом факторе прямой связи интеллекта с эмоциональной устойчивостью. В начале года с ними обратно связана доминантность. В конце года – прямо связаны общительность, смелость в контактах и соблюдение норм поведения. Т.е. в начале года с этими двумя качествами связаны мотивационные характеристики (доминантные, конформные), а в конце года – коммуникативно-волевые. С изнеженностью воспитания прямо связано в начале года соблюдение норм и правил поведения, а в конце года – нефрустрированность, спокойствие. В динамике начало-конец пятого в класса в данной группе учащихся сохраняется сочетание: а) в первом факторе в прямой связи интеллект и эмоциональная устойчивость; б) общительность – доминантность, которые из второго фактора с меньшей нагрузкой в начале учебного года переходят в конце года в первый фактор с большей нагрузкой. Таким образом, в первом факторе у учащихся с высоким уровнем умственного развития связаны четыре качества: интеллект, эмоциональная устойчивость, общительность, смелость в контактах, высокая добросовестность. Возможно, в данной группе учащихся к концу пятого класса коммуникативные качества вместе с интеллектом и эмоциональной устойчивостью являются доминирующими. Прямая связь находящихся в первом факторе в конце года качеств интеллект, эмоциональность в общении и смелость в контактах (доминантность) выделяется в отдельный фактор в конце года у всех детей с коэффициентом интеллекта выше ста. Возможно, подобное сочетание вносят учащиеся группы К1. Сочетание качеств общительность и смелость в контактах в начале и конце учебного года в группе К1 присуща мальчикам всех пятых классов в начале и конце года. Сочетание тревожности с фрустрацией в начале года в К-1 свойственно всем девочкам пятых классов в начале года. Результаты факторного анализа контрольной группы К-2, начало учебного года (табл. 6.4).
Результаты факторного анализа контрольной группы К-2 Таблица 6.4
К-2
|
Личностные качества
|
Начало года
|
Конец года
|
Ф1
|
Ф2
|
Ф3
|
Ф4
|
Ф1
|
Ф2
|
Ф3
|
Ф4
|
IQ
|
|
|
|
|
–0,11
|
–0,02
|
0,18
|
0,78
|
A
|
–0,16
|
–0,83
|
0,07
|
0,00
|
–0,55
|
0,57
|
0,19
|
0,29
|
B
|
0,14
|
0,00
|
–0,80
|
0,17
|
0,03
|
0,19
|
0,89
|
0,10
|
C
|
0,33
|
–0,76
|
0,19
|
0,29
|
–0,18
|
0,78
|
0,18
|
0,26
|
D
|
0,72
|
0,49
|
0,12
|
0,03
|
0,86
|
0,06
|
–0,28
|
–0,14
|
E
|
0,67
|
0,04
|
0,29
|
–0,45
|
0,82
|
–0,05
|
0,38
|
–0,20
|
F
|
0,22
|
0,03
|
0,71
|
–0,12
|
0,65
|
0,00
|
–0,37
|
0,55
|
G
|
–0,32
|
–0,24
|
–0,10
|
0,82
|
–0,88
|
0,30
|
–0,05
|
0,12
|
H
|
–0,01
|
–0,03
|
–0,23
|
0,77
|
–0,71
|
0,12
|
0,43
|
0,06
|
I
|
–0,89
|
0,07
|
–0,04
|
0,14
|
–0,06
|
0,71
|
0,08
|
–0,28
|
O
|
0,10
|
0,81
|
0,21
|
–0,08
|
0,38
|
–0,59
|
0,20
|
–0,62
|
Q3
|
–0,53
|
0,08
|
–0,60
|
0,03
|
–0,78
|
0,36
|
–0,22
|
0,11
|
Q4
|
0,49
|
0,06
|
0,61
|
–0,24
|
0,83
|
–0,34
|
0,02
|
0,10
|
S,%
|
22
|
19
|
18
|
14
|
38
|
17
|
12
|
13
|
Первый фактор: прямо связаны качества реактивность и доминанантность. Они обратно связаны с мягкостью характера. Второй фактор: тревожность обратно связана с эмоциональной устойчивостью и эмоциональностью в общении. Например, чем выше тревожность, тем выше эмоциональная неустойчивость и выше замкнутость. Третий фактор: Прямая связь интеллекта с самоконтролем и обратная – с беспечностью и фрустрацией. Например, чем ниже интеллект, тем ниже самоконтроль, тем выше беспечность и выше фрустрация. Четвертый фактор: прямо связаны смелость в контактах с соблюдением норм и правил поведения. Результаты факторного анализа К-2, конец учебного года (табл.6.4). Первый фактор: сохраняется с начала года прямая связь качеств реактивность и доминантность. С ними в конце года прямо взаимосвязаны беспечность и фрустрация. Обратно связаны самоконтроль, соблюдение норм и правил поведения, смелость в общении. Например, высокой реактивности, стремлению доминировать, беспечности соответствуют высокая фрустрация, робость в контактах и низкие волевые качества. Подобное сочетание качеств выявляет возможные проблемы и противоречия в эмоционально-мотивационной и волевой сфере. Второй фактор: прямая связь эмоциональной стабильности с эмоциональностью в общении и мягкостью. Третий фактор: в него входит одно качество – интеллект. Четвертый фактор: обратная связь интеллекта с тревожностью и прямая с беспечностью. Например, чем выше интеллект, тем спокойнее дети этой группы и тем они беспечнее. Анализ взаимосвязи качеств, входящих в четыре основных фактора в начале-конце учебного года в контрольной группе К-2 и сравнение их с результатами факторного анализа других групп учащихся Низкий интеллект детей группы К-2 в начале года находится в обратной связи с беспечностью и в прямой – с низким волевым контролем поведения, фрустрацией. Здесь мы наблюдаем связь интеллекта с эмоциональными качествами (как и в группе К-1, у девочек пятых классов в начале и конце года, у всех детей пятых классов в начале года, у учащихся с IQ выше 100 в конце года) коммуникативными и волевыми. В то же время подобное сочетание качеств в группе К-2 позволяет сделать следующий вывод: чем ниже интеллект в данной группе детей, тем выше беспечность, ниже самоконтроль поведения и выше фрустрация. В первом факторе сохраняется с начала учебного года до конца прямая связь качеств реактивность и доминантность. Подобное сочетание мы наблюдаем в конце года у всех детей пятых классов, у девочек в начале и конце учебного года в пятом классе, у группы К-1 в конце года, у детей с IQ выше ста. У мальчиков в течение пятого класса и в третьем классе ни в одной группе детей подобное сочетание качеств не встречается. Следовательно, высокая возбудимость в сочетании со стремлением доминировать появляются у детей в пятом классе, в основном, у де вочек. С ними в конце года в группе К-2 прямо связаны беспечность и фрустрация. Обратно связаны самоконтроль, соблюдение норм и правил поведения, смелость в общении. Например, высокой реактивности, стремлению доминировать, беспечности соответствуют высокая фрустрация, робость в контактах и низкие волевые качества детей. Подобное сочетание качеств показывает возможные проблемы в эмоционально-волевой сфере, может свидетельствовать о высокой степени дезадаптации в конце 5-го класса в данной группе учащихся. Сочетание реактивности, доминантности, фрустрации обратно взаимосвязанно с самоконтролем и дисциплинированностью в конце учебного года в группе К-2, что также наблюдается у всех девочек в конце пятого класса. Следовательно, взаимосвязи данных характеристик привносят девочки. При анализе показателя IQ (свободно культурный тест Р.Б. Кеттелла) и показателя «В» (12-факторный опросник Р.Б. Кеттелла) в группе К2, статистически значимой взаимосвязи между этими показателями к концу учебного года не обнаружено, несмотря на направленную коррекционную работу на развитие логического мышления. В начале пятого класса качества, входящие в состав факторов в К-1 и К-2 очень отличаются. В конце пятого класса и в К-1 и в К-2 в одном факторе наблюдается прямая связь реактивности, доминантности и высокой тревожности, в другом – общительности с эмоциональной устойчивостью. Состав остальных факторов в К-1 и К-2 классах в конце учебного года отличен друг от друга. Результаты факторного анализа экспериментальной группы (Э.Г.), начало учебного года, пятый класс. С этой группой учащихся проводился формирующий эксперимент по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы. Диагностические замеры проводились перед курсом занятий, в начале учебного года и после коррекционного воздействия. Факторный анализ результатов психодиагностики данной группы учащихся представлен в табл. 6.5.
Результаты факторного анализа экспериментальной группы (Э.Г.) Таблица 6.5
Личностные качества
|
Начало года
|
Конец года
|
Ф1
|
Ф2
|
Ф3
|
Ф4
|
Ф1
|
Ф2
|
Ф3
|
Ф4
|
IQ
|
0,34
|
-0,75
|
0,00
|
0,03
|
-0,08
|
-0,09
|
0,90
|
-0,01
|
A
|
0,02
|
-0,03
|
0,84
|
0,13
|
-0,22
|
0,78
|
0,31
|
0,30
|
B
|
0,21
|
0,47
|
0,21
|
0,66
|
0,33
|
0,20
|
0,73
|
-0,09
|
C
|
-0,05
|
0,72
|
0,11
|
0,34
|
0,03
|
0,75
|
-0,15
|
-0,15
|
D
|
0,78
|
-0,31
|
-0,22
|
0,12
|
0,45
|
-0,07
|
0,23
|
0,65
|
E
|
0,80
|
-0,04
|
-0,01
|
-0,40
|
0,86
|
0,04
|
0,03
|
-0,15
|
F
|
0,63
|
0,05
|
0,19
|
0,11
|
0,34
|
0,59
|
-0,10
|
0,53
|
G
|
-0,58
|
0,07
|
0,12
|
0,06
|
-0,49
|
0,27
|
0,37
|
-0,36
|
H
|
-0,16
|
-0,73
|
0,34
|
0,22
|
-0,21
|
-0,03
|
-0,20
|
0,86
|
I
|
0,13
|
0,08
|
0,07
|
-0,79
|
-0,59
|
-0,37
|
-0,12
|
0,07
|
O
|
0,26
|
-0,48
|
-0,73
|
-0,10
|
0,07
|
-0,86
|
-0,15
|
0,07
|
Q3
|
-0,17
|
-0,21
|
0,85
|
-0,17
|
-0,81
|
0,21
|
0,01
|
-0,22
|
Q4
|
0,73
|
0,05
|
-0,34
|
-0,01
|
0,61
|
-0,50
|
0,24
|
0,24
|
S,%
|
22
|
17
|
18
|
11
|
22
|
22
|
14
|
14
|
Результаты факторного анализа группы Э.Г., начало учебного года В начале года в первом факторе мы наблюдаем прямую связь реактивности доминантности беспечности и фрустрации. По сочетанию качеств этих детей можно было бы назвать «тревожно-возбудимый лидерорганизатор». Второй фактор: прямо взаимосвязаны между собой интеллект и смелость в контактах и обратно связаны с эмоциональной устойчивостью. Например, чем ниже интеллект и робость в контактах, тем выше эмоциональная стабильность. Третий фактор: прямо связаны общительность с самоконтролем и обратно связаны с тревожностью. Например, чем выше общительность, тем выше самоконтроль и ниже тревожность. Четвертый фактор: обратная связь интеллекта с мягкостью. Чем выше интеллект, тем в большей степени выражена твердость, жесткость характера в этой группе детей. Результаты факторного анализа группы Э.Г., конец учебного года Первый фактор: прямая связь между качествами доминантность и фрустрация и обратная связь этих двух качеств с самоконтролем поведения. Подобное сочетание качеств проявляют все девочки пятых классов в конце года. Следовательно, в этой группе его привносят девочки. Второй фактор: прямая связь общительности с эмоциональной стабильностью и обратная с тревожностью. Возможно, чем выше общительность и эмоциональная устойчивость, тем ниже тревожность. Третий фактор: интеллектуальный. В него входят качество интеллект из свободно-независимого теста Р.Б.Кеттелла и 12-факторного опросника Р.Б. Кеттелла и Р.В. Коана. Четвертый фактор: прямо связаны реактивность и смелость в контактах.
Общий анализ взаимосвязи качеств, входящих в четыре основных фактора в начале-конце учебного года в пятом классе в группе Э.Г. и сравнение их с результатами факторного анализа в других группах учащихся Интеллект (IQ) в этой группе детей в начале года связан в одном факторе с эмоциональной стабильностью и робостью, а вербальный интеллект (В) обратно связан в одном факторе с изнеженностью воспитания, мягкостью. В обоих случаях мы наблюдаем связь интеллекта с эмоциональными качествами в начале учебного года. После коррекционного воздействия, в конце пятого класса в этой группе детей невербальный интеллект (IQ) и вербальный (В) выделяются в отдельный фактор, эмоциональные и коммуникативные качества – в отдельный. В динамике начало-конец пятого класса в Э.Г. наблюдается сохранение прямой связи доминантности с фрустрацией. В начале года они прямо связаны с реактивностью и беспечностью, а в конце года обратно связаны с самоконтролем поведения. Связь доминантности с фрустрацией наблюдается у девочек всех классов в конце пятого класса, а в конце третьего – прямая связь доминантности с высокой тревожностью. Видимо, этот вклад в Э.Г. дают девочки. Прямая связь реактивности, доминантности и беспечности в начале года в Э.Г. наблюдается у девочек всех классов в начале года. Прямая связь доминантности с беспечностью есть и у мальчиков всех классов в начале года. При анализе результатов всех классов в отдельности и совместно замечено, что прямая связь реактивностьбеспечность присутствует в начале и конце года во всех группах в пятом классе. В конце года в Э.Г. такой связи не наблюдается. В К-1, К-2, Э.Г. в конце года выделяется прямая связь доминантности с высокой тревожностью. В одном факторе в конце года у всех детей пятых классов проявляется прямая связь общительности с эмоциональной устойчивостью. Например, чем общительнее учащиеся конца пятого класса, тем лучше их эмоциональная устойчивость. Но в К-1 вместе с этими качествами в прямой связи находятся интеллект, смелость в контактах и соблюдение норм и правил поведения (интеллектуальнокоммуникативно-волевые). В Э.Г. в обратной связи с общительностью и эмоциональной устойчивостью находится тревожность (эмоциональные качества). То есть чем общительнее и эмоционально устойчивее учащиеся, тем они спокойнее. В К-2 в прямой связи с общительностью и эмоциональной стабильностью находится мягкость, изнеженность воспитания и в обратной связи тревожность (эмоциональные качества). Интеллект учащихся К-1 и К-2 остается связанным с коммуникативными, эмоционально-волевыми качествами. Интеллект Э.Г. выделяется в отдельный фактор. Эмоциональная устойчивость в этом классе становится прямо связанной с общительностью и обратно связанной с тревожностью. Возможно, чем выше общительность, тем выше эмоциональная стабильность, тем ниже тревожность. Таким образом, произошло выделение показателей IQ и «В» в конце учебного года в Э.Г. в отдельный фактор, в отличие от контрольных групп К-1 и К-2. В конце учебного года в пятом классе в Э.Г. наблюдается обратная связь эмоциональной стабильности с тревожностью. Такая взаимосвязь обнаружена у мальчиков в конце пятого класса. В экспериментальной группе также были проведены следующие методы психодиагностики: модификация теппинг-теста, предложенная Л.В. Высоцким для изучения воздействия внешних стимулов на волевую активность школьников в работе высокого темпа; тест «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова для исследования мотивационной направленности на потребность в достижении. Факторный анализ результатов психодиагностики для экспериментальной группы в конце пятого класса предложен в табл. 6.6.
Результаты факторного анализа экспериментальной группы (Э.Г.) Таблица 6.6
Э.Г., конец пятого класса
|
Диагностируемые качества
|
Ф1
|
Ф2
|
Ф3
|
Ф4
|
IQ
|
0,00
|
0,11
|
0,32
|
0,00
|
A
|
–0,53
|
–0,10
|
0,11
|
0,67
|
B
|
0,02
|
–0,10
|
–0,03
|
0,70
|
C
|
–0,11
|
0,26
|
–0,10
|
0,72
|
D
|
0,47
|
0,11
|
0,71
|
–0,15
|
E
|
0,84
|
–0,12
|
0,05
|
0,07
|
F
|
0,28
|
–0,20
|
0,69
|
0,44
|
G
|
–0,74
|
–0,07
|
0,01
|
0,08
|
H
|
–0,17
|
0,00
|
0,62
|
–0,40
|
I
|
–0,22
|
0,55
|
–0,31
|
–0,06
|
O
|
0,55
|
0,17
|
–0,16
|
–0,53
|
Q3
|
–0,66
|
0,37
|
–0,35
|
0,29
|
Q4
|
0,73
|
0,10
|
0,39
|
–0,17
|
Пр1
|
–0,11
|
0,46
|
0,58
|
0,28
|
Пр2
|
0,16
|
0,70
|
0,47
|
0,00
|
Пр3
|
0,12
|
0,83
|
0,13
|
0,08
|
Пр4
|
0,23
|
0,84
|
0,22
|
–0,13
|
ПД
|
–0,54
|
–0,22
|
0,02
|
–0,02
|
S,%
|
20
|
15
|
14
|
13
|
Примечание. ПД – потребность в достижении (тест «Потребность в достижении» по Ю.М. Орлову).
Результаты психодиагностики взаимосвязей выявленных качеств личности и интеллекта табл. 6.6 Первый фактор включает связь таких пяти качеств как доминантность, низкий самоконтроль и низкую добросовестность (волевые качества личности), фрустрацию и низкую потребность в достижении. Второй фактор состоит из трех находящихся в прямой связи проб теппингтеста Л.А. Высоцкого: пробы «на звание лучшего», пробы при шумовых помехах, стандартной пробы на время при усталости и мягкости, изнеженности воспитания. Третий фактор: высокая возбудимость, беспечность, смелость в контактах прямо связаны с пробой 1 (стандартной). Четвертый фактор: включает взаимосвязь интеллекта и эмоциональной стабильности. Анализ взаимосвязи качеств, входящих в четыре основных фактора в конце пятого класса в группе Э.Г. по четырем вышеуказанным методикам психодиагностики Из табл. 6.6. видно, что в результате факторного анализа четырех методик психодиагностики в один из основных факторов опять входят вместе интеллект и эмоциональные качества (эмоциональная стабильность). Потребность в достижении прямо связана с волевыми качествами (самоконтроль, соблюдение норм и правил поведения) и обратно с фрустрацией и доминантностью. Например, чем выше волевые качества, тем выше потребность в достижениях и ниже фрустрация и доминантность у учащихся Э.Г. в пятом классе. Следовательно, потребность в достижениях связана с эмоциональноволевой и коммуникативной сферой личности учащегося. Высокая волевая активность школьников в работе высокого темпа без шумовых помех связана в одном факторе с возбудимостью, беспечностью и смелостью в контактах. Видимо, высоковозбудимые, реактивные дети проявляют смелость в контактах и обладают высокой работоспособностью (психомоторика), что характеризует сильную нервную систему. Пробы «на звание лучшего», с шумовыми помехами, при усталости прямо связаны между собой и с мягкостью, изнеженностью воспитания. Возможно, дети, которые чувствуют себя комфортно в семье устойчивее к помехам в работе высокого темпа. Результаты факторного анализа психодиагностики учащихся контрольных групп К-1, К-2 и экспериментальной группы в начале-конце пятого класса 1. В начале учебного года в пятом классе у всех учащихся наблюдается связь эмоциональных и интеллектуальных показателей. 2. Эта связь подтверждается результатами факторного анализа в конце года в контрольных группах учащихся. У учащихся экспериментальной группы интеллект (IQ и «В») по двум методикам психодиагностики выделяется в отдельный фактор, а эмоциональные и коммуникативные качества – в отдельный. 2. В начале учебного года в пятом классе во всех обследуемых группах наблюдается связь возбудимости с доминантностью.Этот показатель остается в конце учебного года в группах К-1 и К-2, кроме Э.Г. Тревожность и эмоциональная нестабильность учащихся всех групп связана с общением. 3. Остальной состав факторов в группах К-1, К-2, Э.Г. в динамике началоконец пятого класса в значительной мере различен. 4. Потребность в достижении учащихся группы Э.Г. связана с высокими волевыми качествами, низкой фрустрацией и низкой доминантностью. 5. С инструкцией «на время» лучше работают высоковозбудимые учащиеся. Таким образом: 1. Для проведения формирующего экперимента нами адаптирована к целям и задачам работы программа Г.А. Цукерман для учащихся пятых классов «Психология саморазвития». В программу внесен элемент обязательной пошаговой устной и письменной рефлексии каждого учащегося своих внутренних состояний и поведения, включены занятия на снятие эмоциональных блоков (арт-терапия), занятия на развитие волевых качеств личности. 2. Курс занятий по развитию эмоционально-волевой сферы с элементами рефлексии способствует успешной социализации детей этого возраста. Примене ние программы положительно влияет на адаптацию пятиклассников и является профилактикой проблем в кризисный период 11-12 лет с последующей за ним ведущей деятельностью – общением. 3. Учащиеся, с которыми проводилась работа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы повысили коэффициент интеллекта в среднем на 11 единиц. В то время, как среднее значение коэффициента интеллекта по всем обследуемым повысилось на 5 единиц. Взаимосвязи между эмоциональными и интеллектуальными характеристиками школьников подтверждают принцип связи «аффекта и интеллекта». Нами эта связь рассмотрена в гендерном аспекте и для групп детей с разным уровнем развития интеллекта. Вывод по главе: Выявлены и описаны новые критерии психологической готовности детей к средней школе. По взаимосвязи и доминированию отдельных качеств, интеллектуальный анализ данных предоставляют возможность выделить среди учащихся «группы риска», что важно для профилактики трудностей переходного периода в среднее школьное звено. Результат реализованной коррекционно-развивающей программы в пятом классе позволил доказать, что вербальный и невербальный интеллект школьников (после проведенного факторного анализа) выделяются в отдельный фактор. Умение выделять главное, сравнивать, анализировать соответствует развитию рефлексии у детей, которая формируется на базе словесно-логического мышления. Выделение интеллектуальных показателей в отдельный от других личностных черт фактор свидетельствует о более раннем развитии рефлексии при направленной на это развивающей работе. Подобные результаты без применения развивающей программы получены нами для школьников с более высоким уровнем интеллектуального развития. Таким образом, экспериментально доказано, что целенаправленно воздействуя на эмоционально-волевую сферу, можно влиять на интеллектуальные показатели школьников предподросткового возраста.
В результате формирующего эксперимента произошло повышение интеллектуальных показателей в среднем на 11 единиц. В то время как среднее значение коэффициента интеллекта по всем обследуемым повысилось на 5 единиц. При этом у учащихся экспериментальных групп вербальный и невербальный интеллект выделился в отдельный фактор, что подтверждает принцип системной дифференциации, принцип связи аффекта и интеллекта, возрастные особенности и позволяет развивать мышление детей предподросткового возраста с помощью направленной коррекции. Славутская Елена Владимировна Закономерности психосоциального развития школьника в предподростковом возрасте Диссертация на соискание ученой степен доктора психологических наук Казань 2015
|