На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Теоретические основы исследования проблемы совладания с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников
Теоретические основы исследования проблемы совладания с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Теоретические основы исследования проблемы совладания с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников
Проблема школьной адаптации и характера трудностей детей и родителей, возникающих в данный период
Способы совладания детей и родителей с трудными ситуациями
Модель школьной адаптации с учетом механизма совладания с трудными ситуациями
Все страницы

1.1. Исследование проблемы адаптации в различных психологических подходах

Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, мы не можем не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют осуществление его деятельности. Можно говорить о разных факторах, обусловливающих выживание человека как вида, но все они связаны, с одной стороны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой - со способностью опосредованного отражения окружающей действительности. Этой способностью человек обладает благодаря нервной системе и психике. Именно они в значительной степени определяют возможность выживания человека как вида, поскольку обеспечивают процесс адаптации человека к условиям внешней среды [16].

Проблема адаптации нашла свое отражение в работах зарубежных и отечественных ученых: К. Бернара, У. Кеннона, Ж. Пиаже, Г. Селье, 3. Фрейда, Э. Фромма, Ф.Б. Березина, Л.И. Божович, Г.М. Зараковского, В.П. Казначеева, В.Н. Крутько, В.И. Медведева, Р.В. Овчаровой, А.В. Петровского, В.А. Петровского и др.
Адаптация - термин, в широком смысле обозначающий приспособляемость, то есть способность объекта сохранять свою целостность при изменении параметров внешней среды - был введен в научный оборот в рамках физиологической науки в конце VIII века. Несколько десятилетий назад это понятие было заимствовано социологией и психологией для описания явлений, касающихся освоения человеком различных сфер природной и социальной среды [67].
Если в биологии понятие «адаптация» прочно утвердило свои позиции как синоним приспособления, то в психологии данный термин интерпретируется по-разному.
Подход, рассматривающий адаптацию как «приспособление к среде», заключается в том, что взаимоотношения человека и общества рассматриваются натуралистически, то есть по аналогии с взаимоотношениями животного и среды. Натуралистический подход приводит к невозможности научно объяснить действительную специфику деятельности человека и его сознания.
В зарубежной психологии проблема адаптации нашла свое отражение в работах К. Бернара, У. Кеннона, Ж. Пиаже, Г. Селье, 3. Фрейда, Э. Фромма и других ученых. Данная категория раскрывается здесь в рамках бихевиористского (Г. Айзенк), инте- ракционистского (Л. Филипс), когнитивного (Ж. Пиаже), психоаналитического (3. Фрейд) подходов.
С позиций бихевиористского подхода, понятие адаптации используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей, которые определяют его двояко: с одной стороны, как состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены; с другой - как процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Таким образом, адаптацию бихевиористы понимают как процесс физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. Отмечается, что термин «адаптация» используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой [1].
Сторонники интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовы- ми факторами [5]. Представители этого направления проводят различие между адаптацией и приспособлением. Так, например, Т. Шибутани рассматривает в качестве форм адаптации комбинацию приемов, используемых личностью и позволяющих справляться с затруднениями. В отличие от понятия «приспособление» организма к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизируются путем последовательного ряда приспособлений [1]. Адаптивное поведение, по мнению Я.А. Налчаджяна, характеризуется успешным принятием решения и проявлением инициативы, ясным осознанием собственного будущего [1].
Согласно когнитивной теории (Ж. Пиаже) под адаптацией следует понимать особую форму отражения системами воздействий внешней и внутренней среды, выражающуюся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия [3]. По Ж. Пиаже, адаптация представляет собой «особый способ функционирования организма, который пронизывает все формы и плоскости жизни и состоит из чередования процессов аккомодации и ассимиляции, первая из которых обеспечивает модификацию образцов поведения в соответствии со свойствами среды, а вторая - изменяет те или иные компоненты этой среды» [3].
Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления 3. Фрейда о структуре психической сферы личности, включающей три инстанции: Ид, Эго и Суперэго. 3. Фрейд исходил из того, что психическая деятельность координируется механизмами, приводящимися в движение колебаниями между повышением и снижением напряжения, возникающего в результате ощущения удовольствия-неудовольствия. Когда притязания бессознательных влечений Оно, ориентированных на получение непосредственного удовольствия, не находят своего удовлетворения, возникают невыносимые состояния. Ситуация удовлетворения возникает при помощи внешнего мира. Именно к нему обращено «Я», принимающее на себя управление и считающееся с реальностью [67].
В психоанализе различают два вида адаптации:
- аллопластическая адаптация - изменение мира «под себя»;
- аутопластическая адаптация - изменение себя «под мир»
[67].
Важно отметить, что большое количество подходов к проблеме сущности процесса адаптации свидетельствует о сложности и многоплановости данного феномена. В настоящее время категория адаптации является основой комплексного подхода и может быть отнесена к разряду общенаучных категорий, способствующих синтезу различных знаний - биологических, физиологических, психологических, социальных.
В отечественной психологии проблема адаптации рассматривается в работах Ф.Б. Березина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.Н. Крутько, В.И. Медведева, Р.В. Овчаровой, А.В. Петровского и др. и находит свое отражение в рамках культурно-исторической концепции, деятельностного, личностного подходов.
Так, позиция, сформулированная в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, характеризуется идеей историзма психики человека, преобразования природных механизмов психических процессов в ходе общественно-исторического и онтогенетического развития. Переход на следующую возрастную стадию обусловлен объективными общественно-историческими условиями, общей социальной ситуацией развития детства, а не истощением возможностей, которыми обладала деятельность на предыдущем этапе, и не фактом «перерастания» ее ребенком. С позиций культурно-исторической теории адаптационные процессы понимаются как вхождение ребенка в мир культуры и социальных отношений [19].
Сторонник деятельностного подхода А.Н. Леонтьев, обращаясь к термину «адаптация», пишет: «его понимание связано с сугубо психологической человеческой деятельностью, не приемлющей отождествления развития психики человека с простым приспособлением организма». Согласно мнению А.Н. Леонтьева, познание мира и вхождение в культуру осуществляется в деятельности, которая является единицей жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире [45].
Ф.Б. Березин вслед за А.Н. Леонтьевым, давая определение адаптации, рассматривает её как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. Автор выделяет три аспекта психической адаптации: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический. Социально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе - профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения [48].
Представители личностного подхода (М.Н. Битянова, А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.) попытались наполнить понятие «адаптация» иным содержанием, оторвать процесс адаптации от простого приспособления. Адаптация понимается А.В. Петровским как первая фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность. Данный подход строится на признании у индивида права быть личностью - потребности в персонализации, осуществляемой в конкретной социальной ситуации. Каждому из моментов акта персонализации соответствует особый процесс: адаптация - присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление социально-типического; индивидуализация - открытие или утверждение «Я»; выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, становление индивидуальности; интеграция - изменение жизнедеятельности окружающих людей, становление всеобщего. Процесс персонализации осуществляется на всех возрастных этапах [10].
Вслед за А.В. Петровским мы рассматриваем адаптацию как присвоение социальных норм и ценностей, становление социально-типического, непосредственно связанное с индивидуализацией и интеграцией индивида [10].
Адаптированный человек, по мнению М.Н. Битяновой, - это субъект жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперед [10].
Итак, теоретический анализ психологических подходов к проблеме адаптации показывает, что данный процесс затрагивает два важных аспекта: биологический и социально-психологический.
Биологический аспект включает приспособление к устойчивым и изменяющимся условиям среды (температуре, освещенности и т.д.), а также к изменениям в организме, например, заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функций. Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической реакции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптивные возможности [1].
Социально-психологический аспект подразумевает приспособление человека как личности к жизни в обществе, присвоение общественных норм и ценностей в соответствии с собственными мотивами и интересами. Важнейшим средством достижения социально-психологической адаптации является образование и воспитание. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития [35].
Некоторые исследователи выделяют процессе социальнопсихологической адаптации ряд последовательных этапов, фаз, периодов, исходя из того или иного основания. Так, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяют в нем такие этапы: познавательный, обучение новым образам действий и способам поведения, психологической переориентации, выработки привычек, внутреннего принятия новых задач и условий деятельности.
В.П. Кондратова выделяет три фазы адаптации: начальная фаза, как ответная психическая реакция организма на новые условия; вторая фаза - фаза перестройки приспособительных механизмов, динамического стереотипа и психических процессов; третья фаза - наступление периода устойчивой адаптации, когда в основном завершается или завершено формирование динамического стереотипа и приспособительных реакций.
От этапа к этапу адаптированности личности происходит переход от количественных изменений (расширение знаний, овладение способами и приемами действий, последовательный рост уверенности в своих действиях, внутреннего положительного отношения к новым задачам и условиям деятельности и поведения) к качественным изменениям в личности, позволяющим ей успешно осуществлять новые виды деятельности.
Одним из важнейших принципов теории социально-психологической адаптации личности можно считать утверждение о том, что в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Социальную адаптацию относят к основным механизмам социализации личности.
Таким образом, социально-психологическая адаптирован- ность личности - это определенная степень принятия его ценностных ориентаций, установок, норм, способов действий; глубина и ширина контактов; уровень удовлетворенности установленными взаимоотношениями и своим положением в коллективе.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.