На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Теоретические основы исследования проблемы совладания с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников - Модель школьной адаптации с учетом механизма совладания с трудными ситуациями
Теоретические основы исследования проблемы совладания с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников - Модель школьной адаптации с учетом механизма совладания с трудными ситуациями
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Теоретические основы исследования проблемы совладания с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников
Проблема школьной адаптации и характера трудностей детей и родителей, возникающих в данный период
Способы совладания детей и родителей с трудными ситуациями
Модель школьной адаптации с учетом механизма совладания с трудными ситуациями
Все страницы

 


1.4. Модель школьной адаптации с учетом механизма совладания с трудными ситуациями


Наше исследование направлено на выявление особенностей совладания с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников к обучению в школе.
Проблема совладания с трудностями многими авторами рассматривается в возрастном аспекте. Результаты исследований И. Беркимер, М. Петровски, X. Сек, С.К. Нартовой-Бочавер [51], Е.А. Перепеч, Д.А. Красило, Р.М. Ерановской, И.М. Никольской [22] и др. показали, что имеются возрастные закономерности развития способов совладания с трудными ситуациями. Так, в исследовании С.К. Нартовой-Бочавер [51] были обнаружены отчетливые возрастные закономерности в выборе способов сов- ладания: эмоционально-ориентированные формы с возрастом утрачивают популярность, сохраняя высокую частоту использования лишь у лиц с ярко выраженной фемининностью, а проблемно-ориентированные формы психологического преодоления, напротив, используются чаще, но их применение сильно зависит от рода проблем, с которыми сталкивается субъект.
Стратегии совладания взрослых, как отмечают исследователи, проявляются преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной) сферах функционирования личности. Проблемно-ориентированные, инструментальные формы преодоления сложных ситуаций характерны в основном для зрелого возраста. Но имеется существенная разница в проявлении стратегий совладания у взрослых и детей. Для детей наиболее адекватным является стремление к эмоциональному разрешению жизненных трудностей. Так, В.В. Лебединский указывает, что возрастной нормой для ребенка является эмоциональный уровень реагирования на «вредности» жизни. Дети чаще используют эмоциональные способы реагирования на трудные ситуации, так как заострение эмоциональных свойств личности - их характерная особенность. «Отреагировать неприятную жизненную ситуацию с помощью эмоций: горя («плачу»), гнева («воплю, кричу») или аффекта в целом («схожу с ума») - для детей самое обычное дело».
В изучении возрастных особенностей совладания особое место занимают работы Р.М. Грановской, И.М. Никольской [53]. На основе экспериментально-психологического исследования ученые проанализировали специфику, раскрыли содержание основных стратегий совладания и механизмов психологической защиты у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В книге «Психологическая защита у детей» авторами описывается, что «...стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуации, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, плача, злости или к подчеркнутому оптимизму как уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, самообвинением, а иногда, напротив, полный отказ от эмоционально активной реакции и переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на кого-то (здесь начинает проявляться защита по типу проекции)» [53, с. 135]. Поведенческие стратегии проявляются в смене самой деятельности или изменении ее форм. Например, выход из поля травмирующей ситуации (уединение, покой) или смена вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки).
Исследование Р.М. Грановской, И.М. Никольской позволило проследить, как меняется частота различных стратегий преодоления трудностей по мере их взросления. Оказалось, что старшие школьники превосходят младших школьников только по частоте использования одного способа защиты - «думаю об этом». Таким образом, по мере взросления детей и соответствующего развития у них абстрактно-логического мышления более значимыми становятся механизмы совладания, реализующиеся не в поведенческой и эмоциональной, а в интеллектуальной сфере.
Р.М. Грановская, И.М. Никольская выявили наиболее частые и эффективные стратегии совладания. Наиболее частыми для детей (более 70% положительных ответов на вопрос, используются ли эти способы поведения для снятия напряжения в неприятной ситуации) оказались 11 стратегий:
1) «обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку и др.)»;
2) «смотрю телевизор, слушаю музыку»;
3) «стараюсь забыть»;
4) «прошу прощения или говорю правду»;
5) «мечтаю, представляю себе что-нибудь»;
6) «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным»;
7) «думаю об этом»;
8) «говорю с кем-нибудь»;
9) «рисую, пишу или читаю что-нибудь»;
10) «плачу и грущу»;
11) «играю в игру или во что-нибудь».
Таким образом, младшие школьники, как и взрослые, используют разные типы стратегий: интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные. Содержание конкретных стратегий связано с полом и возрастом ребенка.
Вхождение первоклассника в процесс школьного обучения представляет собой сложный период, переживаемый всей семьей и неизбежно связанный с возникновением трудных ситуаций, затрагивающих как самого ребенка, так и его родителей. Поступление первоклассника в школу совпадает с наступлением кризиса семи лет, в связи с чем возникают противоречия между новой социальной ситуацией развития, предъявляющей новые требования к ребенку и имеющимися у него возможностями, нарушением привычного образа жизни, сменой социального статуса, ведущего типа деятельности и т.д. (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). «Во все критические возраста внутренняя жизнь ребенка часто связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами, с преодолением ранее не встречающихся трудностей...», пишет Л.С. Выготский [18, с. 247253]. Сталкиваясь с различными трудными ситуациями в период школьной адаптации, первоклассники и родители вырабатывают различные способы совладания с ними.
Согласно Лоусону и Марксу, при фрустрации дети проявляют большую эмоциональность, чем взрослые, потому что обладают меньшими возможностями приспособления. В целом же проблема фрустрации и фрустрационного поведения в ситуации школьной адаптации остается слабоизученной.
Период адаптации первоклассников к обучению в школе родители также переживают, сталкиваясь с различными трудностями. Так, Г. Боденманн, анализируя причины семейных трудностей, в качестве отдельной выделяет поступление ребенка в школу [83]; В. Сатир данный период развития относит к категории семейных кризисов [64]; отечественные психологи Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская также связывают школьную адаптацию с жизненными трудностями и семейным стрессом [22].
Анализ литературы позволил нам предположить, что характер совладания детей и родителей с трудными ситуациями, возникающими в период вхождения первоклассников в процесс обучения, являются факторами школьной адаптации. М.В. Сапоровская в своем исследовании показала, что существует взаимосвязь между характером детско-родительских отношений и совладаю-
щим поведением родителей, которая является механизмом позитивного или негативного влияния родителей на эффективность школьной адаптации первоклассников. Однако исследования, посвященные изучению характера школьной адаптации первоклассников с учетом взаимосвязи между способами совладания детей и родителей с трудными ситуациями и успешностью школьной адаптации, носят единичный теоретический характер.
На основании анализа теоретических подходов и положений была создана модель школьной адаптации первоклассников с учетом механизма совладания детей и родителей с трудными ситуациями, представленная на рисунке 1.


Механизм совладания первоклассников
с трудными ситуациями

модель адаптации



Рис. 1 Модель школьной адаптации первоклассников


Период школьной адаптации связан с возникновением трудных (напряженных, стрессогенных, критических) ситуаций для ребенка и родителей, вызывающих различные способы совладания. Опираясь на представленные выше теоретические основания, мы предположили, что: во-первых, успешность школьной адаптации первоклассников зависит от способов совладания детей и родителей с трудными ситуациями; во-вторых, механизм совладания первоклассников с трудными ситуациями определяет успешность школьной адаптации, ее типологию и индивидуальные варианты.
Основываясь на первом и втором предположениях, мы можем говорить о том, что механизмом адаптации первоклассников к обучению в школе являются способы совладания детей и родителей с трудными ситуациями, возникающими в этот период. Проверке этих предположений было посвящено наше эмпирическое исследование.

Источник: Гагай, В.В., Гринева, К.Ю. Совладание с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников к обучению в школе : монография / В.В. Гагай, К.Ю. Гринева ; Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 176, [1] с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.