На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Теоретические основы исследования проблемы совладания с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников - Способы совладания детей и родителей с трудными ситуациями
Теоретические основы исследования проблемы совладания с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников - Способы совладания детей и родителей с трудными ситуациями
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Теоретические основы исследования проблемы совладания с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников
Проблема школьной адаптации и характера трудностей детей и родителей, возникающих в данный период
Способы совладания детей и родителей с трудными ситуациями
Модель школьной адаптации с учетом механизма совладания с трудными ситуациями
Все страницы

 


1.3. Способы совладания детей и родителей с трудными ситуациями


Сталкиваясь с различного рода трудностями, затрудняющими деятельность, человек всякий раз проделывает «особую внутреннюю работу по преодолению событий» [57], пытается справиться с внутренним напряжением, вырабатывает собственное отношение к препятствиям.
Одним из центральных понятий, описывающих состояние психологического затруднения человека в трудной ситуации, является фрустрация, особенности преодоления которой оказывают существенное влияние не только на успешность деятельности, отношений, но и на формирование личности в целом. Исследователи отмечают, что если ребенок в своем опыте будет постоянно использовать неадаптивные способы преодоления фрустрирую- щих ситуаций, то, закрепившись, они могут стать устойчивыми специфическими личностными образованиями, которые приобретают побудительную силу и характеризуются собственной логикой развития [74]. Помимо этого, длительная фрустрация жизненно важных потребностей является главной причиной невротических заболеваний, тревожности, приводит к деформации основных звеньев структуры самосознания, формированию негативных патологических черт личности.
Проблема фрустрации в настоящее время является не до конца изученной. Вклад в развитие представлений о фрустрации внесли Д. Браун, С. Розенцвейг, М. Фарбер, Н.Д. Левитов, А.О. Прохоров, Н.В. Тарабрина и др.
К пониманию термина «фрустрация» существуют различные подходы. Если обратиться к филологии этого термина, то «frustration» означает расстройство (планов), уничтожение (замыслов), т.е. указывает на какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Однако неясности состоят в том, к чему относить термин «фрустрация»: к внешней причине (ситуации, фрустратору) или к вызываемой ею реакции (психическое состояние или отдельные реакции). В литературе можно встретить и то, и другое употребление данного термина.
Согласно большинству определений необходимым условием фрустрации является наличие фрустрирующей ситуации, включающей мотивированность достижения цели (удовлетворения потребности) и преграды, препятствующей этому достижению.
Вслед за видным исследователем феномена С. Розенцвейгом мы понимаем фрустрацию как состояние, которое «имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности» [94]. При совладании же с трудными ситуациями человек использует фрустрационные реакции. Автор различает два типа фрустрации:
- первичная фрустрация, или лишение - образуется в случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность (пример: голод, вызванный длительным голоданием);
- вторичная фрустрация характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетворению потребности.
Рассматривая пресеченные потребности, С. Розенцвейг выделяет два типа реакций:
- реакция продолжения потребности, возникающая постоянно после каждой фрустрации и имеющая целью удовлетворение этой потребности тем или иным способом;
- реакция защиты «я», возникающая только в особых случаях угрозы личности. Данную группу реакций автор предложил разделить на три группы:
1. Экстрапунитивные (внешне обвиняющие), при которых испытуемый агрессивно обвиняет внешние препятствия и других людей. Эмоции, которые при этом сопровождают человека, - гнев и возбуждение. В некоторых случаях агрессия сначала скрыта, затем она находит своё косвенное выражение, отвечая механизму проекции.
2. Интрапунитивные, или самообвиняющие. Чувства, связанные с ними, - виновность, угрызения совести.
3. Импунитивные, связанные с попыткой уклониться от упреков, высказанных другими, так и самому себе, и рассматривать фрустрационную ситуацию примиряющим образом.
В ответах защиты «я» автор исследователь также выделил два типа:
- адаптивный ответ, являющийся оправданным существующими обстоятельствами;
- неадаптивный ответ, неоправданный обстоятельствами.
Кроме того, С. Розенцвейг ввёл в свою концепцию понятие
«фрустрационная толерантность», или «устойчивость к фрустри- рующим ситуациям», которая определяется способностью индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиологической адаптации, т.е. не прибегая к формам неадекватных ответов [94].
Ряд исследователей указывают на то, что ранняя фрустрация влияет на поведение в дальнейшей жизни как в том, что касается дальнейших реакций фрустрации, так и в том, что касается других аспектов поведения. Невозможно поддержать у ребёнка нормальный уровень воспитания, если он в постепенном ходе развития не приобретает способности разрешить благоприятным способом проблемы, которые перед ним предстают: препятствия, ограничения, лишения. Частые негативные фрустрации в раннем детстве могут в дальнейшем иметь патогенное значение. Одной из важных задач взрослых является помощь ребенку в обнаружении источника фрустрации и обучение его психологическому преодолению [74].
В настоящее время проблема психологического преодоления жизненных трудностей является предметом многих исследований. В зарубежной психологии последних лет изучению данной темы посвящено значительное количество работ. Сложность эмпирического изучения выделенного феномена обусловлена его особой спецификой, поскольку защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. Кроме того, наблюдения за результатами функционирования механизмов преодоления осложняются тем, что реальные стимулы и реакции могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве [44].
Впервые термин «совладание» был использован Л. Мэрфи при исследовании способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К способам преодоления он относил активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой [91]. Термин «совладание» начал активно использоваться в американской психологии в начале 60-х годов XX века для исследования поведения личности в стрессовых ситуациях и изучался в неразрывной связи с механизмами психологической защиты [51].
Понятие стресса, было предложено Г. Селье, которому удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм [65]. В своих исследованиях автор доказал, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса.
Как указывают В.А. Бодров, Ю.М. Губачев, Б.В. Иевлев, Т.А. Немчин и др., в современной научной литературе термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во- первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящие время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и В. Кеннон и Г. Селье употребляли этот термин [65].
Р.С. Лазарус и Дж. Коэн [89] разделили стрессоры на три разные группы:
1) большие жизненные изменения, касающиеся большого количества людей (например, стихийное бедствие, катастрофа);
2) большие жизненные изменения, касающиеся одного или нескольких человек (как, например, развод или тяжелая утрата);
3) повседневные неприятности, трудности.
Таким образом, стресс представляет собой реакцию организма на адаптацию к кризисным (трудным) жизненным ситуациям с целью ослабления ее травмирующего действия на личность.
В настоящее время понятие совпадающего поведения используется для изучения поведения человека в трудных ситуациях. По мнению Э. Хайма, оно представляет собой поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам [86]. Данное понимание феномена и было выбрано нами в качестве рабочего определения.
В исследованиях, посвященных проблеме совпадающего поведения, разводятся понятия «совпадающее поведение», «копинг- поведение», «копинг-стратегии», «копинг-ресурсы», «копинг-механизмы».
Р.С. Лазарус и С. Фолкман указывают, что «копинг-пове- дение» реализуется на базе копинг-ресурсов при помощи копинг- стратегий.
В изучении вопроса о этапах реализации совпадающего поведения С. Фолкман [89] выделяет две основные его функции:
1) разрешение проблемы, составляющей суть противоречия ситуации;
2) регулирование негативного эмоционального состояния, возникающего в трудной ситуации.
Р.С. Лазарус указывает, что копинг-поведение имеет следующие этапы развития:
- первичная оценка ситуации как когнитивный процесс с эмоциональными компонентами;
- вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы. При этом оцениваются собственные возможности, а так же возможная поддержка со стороны окружающих;
- третичная оценка ситуации или переоценка ситуации, при которой наблюдаются новая постановка задачи и выбор новых альтернатив поведения вследствие предыдущих неудач или получения новой информации.
В зависимости от интерпретации ситуации Р.С. Лазарус различает два основных механизма копинга (совладания):
- «активное приспособление», выражающееся либо в уменьшении угрозы, либо в избавлении от нее, что относится к механизму преодоления;
- «пассивное приспособление», выражающееся в частичном или полном избегании, отталкивании проблемной ситуации.
В своей концепции Э. Фромм делает вывод о том, что механизмом формирования копинга является инстинкт преодоления, одной из форм которого является поисковая активность, обеспечивающая участие эволюционно-программных стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями [73].
В отечественной психологии последних лет проблеме совла- дания посвящено значительное количество теоретических и эмпирических исследований. Весомый вклад в решение этой проблемы внесли исследования И.М. Никольской и Р.М. Грановской [105]. С их точки зрения, копинг - это «активные, преимущественно сознательные усилия личности, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы» [53, с. 174].
Важным для понимания копинг-поведения является исследование отечественного психолога А. Либиной [46], в котором создана структурно-функциональная модель поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Основной отличительной чертой данной концепции является выделение в структуре совпадающего поведения эмоционального компонента (эмоциональная компетентность), подчеркивающего важность позитивной роли эмоций в преодолении трудностей. Под эмоциональной компетентностью понимается способность личности осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением.
Как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям, рассматривает «копинг» или преодоление стресса А.В. Абабков [1]. Психологическое предназначение «копинга» состоит в том, чтобы как можно лучше «адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования» [1, с. 66]. Е.И. Чехлатый определяет копинг-поведение как «сознательные механизмы, направленные на активное изменение ситуации». Определение копинг-поведения как действия человека, направленные на устранение ситуации психологической угрозы, рассматривает Л.И. Вассерман с соавторами [23].
Сказанное позволяет сделать вывод, что в отечественной психологии под копингами понимаются: сознательные усилия личности в ситуации психологической угрозы (И.М. Никольская, Р.М. Грановская); способность личности осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением (А. Либина); балансирование между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям (А.В. Абабков); сознательные действия человека по устранению (изменению) стрессовой ситуации (Е.И. Чехлатый, Л.И. Вассерман).
Многие зарубежные и отечественные исследователи вслед за Э. Хаймом выделяют адаптивный, относительно адаптивный и неадаптивный виды копинг-стратегий. Каждый человек может по-разному реагировать на трудные ситуации, копинг-стратегии имеют различные варианты своего проявления в зависимости от степени адаптивных возможностей. На основе анализа литературы нами была составлена таблица критериев и показателей совпадающего поведения.
Критерии и показатели совпадающего поведения


Таблица 2

Виды копинг- поведения

Критерии

Показатели

Адаптивный

разрешение проблемы, трудной ситуации; снижение уровня напряженности, тревоги, дискомфорта; душевный подъем и радость преодоления

поиск информации, социальной поддержки от близкого окружения (родственников, друзей, соседей, других людей, находящихся в подобных ситуациях) и профессионалов; гибкость семейных ролей; оптимизм, вера в лучшее; общение, налаженная коммуникация; включенность в разрешение проблемы, и др.

Виды копинг- поведения

Критерии

Показатели

Относительно
адаптивный

временное разрешение проблемы; оценка трудной ситуации; снятие напряжения

переключение на другие занятия (погружение в любимое дело, увлечения и др.); анализ трудностей в сравнении с другими; эмоциональное отреагирование, либо передача ответственности

Неадаптивный

непродуктивное состояние, высокий уровень напряженности, тревоги; неразрешение проблемной ситуации

преобладание эмоциональной реакции на ситуацию, своеобразное «застревание», погружение в переживания, самообвинение, обвинение других


Таким образом, адаптивный копинг обычно приводит к разрешению проблемы. Если ситуация не может быть разрешена прямо и в короткий срок, возникает новая оценка ситуации и новая оценка себя в ситуации, в основе которых лежит изменение отношения к проблеме, позитивное истолкование происходящего. При этом не снижается мотивация достижения, сохраняется реалистический подход к оценке события и способность мобилизовать свои силы.
Неадаптивный копинг связан с преобладанием негативных эмоциональных реакций, вовлечении окружающих близких людей в свое непродуктивное состояние. Т.Л. Крюкова указывает на то, что избегание как стиль совладания также может быть неадаптивным: оно проявляется в виде ухода от проблемы, попыток не думать о её решении, что нередко характеризуется наивной, инфантильной оценкой происходящего [36].
Адаптивность копинга проявляется в продолжительности позитивных последствий. Они могут быть либо кратковременными: обычно их измеряют по психофизиологическим и аффективным показателям, по тому, насколько быстро люди возвращаются
к уровню дострессовой активности; либо долговременными, оказывающими влияние на психологическое благополучие человека.
Многие исследователи (Э. Хайм, И.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, Р.М. Никольская, М.В. Сапоровская, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и др.) предлагают следующие механизмы совпадающего поведения, которые могут выступать преимущественно в поведенческой, эмоциональной и интеллектуальной сферах [22, 65].
С поведенческими стратегиями связана смена самой деятельности или изменение ее формы. Это может быть обращение к какой-либо деятельности, конкретно разрешающей проблему, или деятельности замещающей.
Эмоциональные стратегии проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуаций, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, плача, злости или к подчеркнутому оптимизму как уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, самообвинением, а иногда, напротив, полный отказ от эмоционально активной реакции и переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на кого-то [63].
В познавательной (интеллектуальной) сфере осуществляются разные способы работы с информацией. При этом используются следующие формы совпадающего поведения: отвлечение или переключение мыслей на другие, более важные темы для размышлений, чем неприятная ситуация; игнорирование неприятной ситуации, даже подшучивание над ней; поиск дополнительной информации - расспросы, обдумывание, новый анализ ситуации; относительность в оценках, достигаемая при сравнении с другими людьми, находящимися в худшем состоянии, облегчает принятие события как чего-то неизбежного; придание нового значения и смысла неприятной ситуации, например, отношение к ней как к вызову судьбы, проверке стойкости духа [63].
Как отмечает Дж. Эдвардс, человек может сознательно создавать набор реакций на трудную ситуацию, оценивать возможные последствия каждого варианта и выбирать стратегию, которая сводит к минимуму последствия жизненных трудностей и улучшает самочувствие. Однако человек не всегда выбирает рациональный подход. Если значимость мотивации увеличивается, человек будет прилагать больше усилий для создания копинг- альтернативы и достижения цели [84].
Важным вопросом в контексте нашего исследования является вопрос, связанный с оценкой эффективности совладания с трудными ситуациями. Р.С. Лазарус и Р. Фолкман [89] выделяют как минимум два критерия эффективности совладания: объективный и субъективный. В качестве первого рассматривается критерий достижения цели, выраженный в получении определенного результата при реальном разрешении проблемы, доступном наблюдению. Субъективный критерий связан с психологическим благополучием человека и сохранением его устойчивого эмоционально-положительного самочувствия, которое обеспечивает нормальное функционирование в трудных ситуациях [89].
Кроме этих двух основных критериев эффективности совладания, как указывает С. К. Нартова-Бочавер [51], выделяются другие, более долгосрочные критерии, по которым также можно судить об успешности применения той или иной стратегии совладания. Это характеристики взаимодействия с социальным окружением (социальное благополучие), связанные с необходимостью устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, так как совладание очень редко бывает делом только одного человека. Надежным критерием эффективного совладания также считается ослабление чувства уязвимости к психологическим нагрузкам, которое формируется через укрепление уверенности человека в собственных силах справляться с трудностями, ощущения оптимизма и т.д. Очевидно, что эффективным в полной мере будет совпадающее поведение, удовлетворяющее всем критериям эффективности этого процесса. Однако применяемые стратегии в различных трудных ситуациях имеют разную степень эффективности и часто удовлетворяют только одному критерию или могут быть более эффективны по копинг-поведению и представляют собой многомерный развернутый процесс с различными этапами, последовательностью и временем применения той или иной стратегии совладания.
Исследования Е.В. Куфтяк [84], Т.М. Поповой [43] и др. показывают, что люди, оказавшиеся в трудной ситуации, используют сразу несколько стратегий совладания, каждая из которых может быть либо предварительной, подготавливающей успешность следующей стратегии, либо окончательной, соответствующей конечной цели совладания с данной трудной ситуацией. Это обстоятельство подчеркивает необходимость анализа не только содержательного, но и процессуального соответствия между трудной ситуацией и критериями эффективности совладания с ней.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос о том, как формируются и развиваются механизмы совладания с трудными ситуациями в младшем школьном возрасте. Особенности совладания первоклассников с трудными ситуациями до сих пор остается малоизученным. Наблюдается дефицит методического инструментария диагностики способов совладания. Кроме того, далеко не всегда учитывается специфика самой трудной ситуации, а также сфера ее возникновения.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.