НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Феномен самоутверждения идентифицируется с особенностями фиксации личностью уникального способа своей жизни в социуме. В данной методике самоутверждение личности рассматривается в контексте факторной природы, включающей следующие три стратегии: самоподавление, конструктивность и агрессивность.
ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами опросник, включающий различные жизненные ситуации. Прочитав утверждение или вопрос, подберите ответ (1,2,3,4 или 5), отражающий ваши типичные действия или состояния в той или иной ситуации. Долго не задумывайтесь, здесь правильных и неправильных ответов нет. Подходящий для вас ответ отметьте на специальном бланке.
Опросник
|
|
1.
|
Вы приехали на отдых.
|
|
Обязательно с кем-нибудь познакомитесь. Другие должны принять за честь знакомство с вами. Будете пребывать в одиночестве. Если вам предложат, познакомитесь с кем-нибудь. Будете находиться в сомнениях, как познакомиться.
|
2.
|
Если вы радуетесь, как это обычно бывает?
|
|
Больше испытываю недовольство. Смеюсь, улыбаюсь. Бываю просто доволен. Сдерживаю радость. Не знаю, как радуются.
|
3.
|
Вы решили перекусить, но принесенное блюдо кажется вам не совсем съедобным.
|
|
Решите, что сегодня неудачный день и уйдете. Просто расстроитесь. Съедите. Громко потребуете возврата денег. Попробуете и отставите в сторону.
|
4.
|
Вы едете в поезде, а постельного белья вам не дали.
|
|
Будете долго ждать, когда придет проводник. Попросите своего спутника помочь вам. Ляжете спать без белья. Потребуете к себе бригадира поезда. Добьетесь, чтобы вам выдали все необходимое.
|
5.
|
Можете ли вы о себе сказать, что способны подавить свои чувства, когда ситуация не позволяет выразить их в полной мере.
|
|
Часто подавляю. Выражаю умеренно. Стараюсь не попадать в такие ситуации. Очень часто подавляю. Почти никогда не подавляю.
|
6.
|
В очередной раз вас просят выполнить работу за другого человека.
|
|
С готовностью согласитесь. Безоговорочно откажетесь. Обрадуетесь случаю свести с ним счеты. Согласитесь, ругая себя за это. Откажетесь, испытывая неловкость.
|
7.
|
Вы идете в театр, но не знаете, как к нему проехать.
|
|
Спросите кого-нибудь, как проехать. Будете искать сами. Возмутитесь тому, что ваш спутник заранее не узнал дорогу в театр. Вообще не пойдете в театр. Обратитесь к знакомому за помощью.
|
8.
|
Вам дали большую премию.
|
|
Очень обрадуетесь. Засомневаетесь, не спутали ли вас с кем-нибудь. Приятно удивитесь. Выразите недоумение, почему у других премия больше. Примите как должное.
|
9.
|
Вам необходимо выполнить срочную работу, но знакомые настаивают на том, чтобы вы пришли к ним в гости.
|
|
Нехотя согласитесь. Откажетесь, и будете испытывать неловкость. Резко откажетесь, т.к. ваши просьбы игнорируются еще чаще. Просто откажетесь. Согласитесь, т.к. вам кажется, что просьба вполне обоснована.
|
10.
|
Приятель занял у вас денег, обещая скоро вернуть, но вместо этого снова просит взаймы.
|
|
Дадите и будете считать себя размазней. Будете в страшном гневе и наговорите ему много нелестных слов. Не дадите, и уже этим все будет сказано. Не дадите, но для себя решите, что поступили неправильно. Дадите, т.к. боитесь остаться совсем без друзей.
|
11.
|
В магазине вы просите посмотреть товар, а на вас не обращаю внимания.
|
|
Обратитесь еще раз и уйдете, не получив ответа. Предложите свою помощь продавцу, т.к. вам кажется, что он устал за целый день работы. Настойчиво и требовательно добьетесь своего. Найдете возможность отыграться на недостатках продавца. Отойдете к другому прилавку.
|
12.
|
К вам обращаются с просьбой, кода вы очень заняты.
|
|
Немедленно переключитесь на проблемы обратившегося к вам человека. Откажетесь, а потом передумаете. С недовольством отложите свою работу. Предложите подождать и продолжите свою работу. Отчитаете человека за то, что он не во время к вам обратился.
|
13.
|
Ваш знакомый устроился на интересную работу с высоким окладом.
|
|
Никак не прореагируете на это событие. Пожалуетесь ему на свою неустроенность. Поздравите по телефону. Выразите свою радость при встрече. Еще раз утвердитесь во мнении, что у него везде знакомства.
|
14.
|
Вы сделали новый ключ, но им нельзя открыть дверь.
|
|
Потребуете сделать новый ключ. Придете в замешательство. Пошлете в мастерскую кого-нибудь поэнергичней. Поменяете замок. Устроите в мастерской скандал.
|
15.
|
Когда вы с кем-нибудь общаетесь, вы:
|
|
Инициативу передаете вашему партнеру. Говорите больше всех, заканчивая разговор, когда это нужно именно вам. Начинаете и ведете разговор. Сомневаетесь, так ли вы себя ведете. Чувствуете себя несколько застенчиво.
|
16.
|
Вы слегка торопитесь, но к вам обращаются с просьбой, которая не требует немедленного исполнения.
|
|
Согласитесь выполнить незамедлительно. Оставите просьбу без внимания. Неуверенно откажетесь. Согласитесь, испытывая собственные затруднения. Попросите отложить ее решение на более поздний срок.
|
17.
|
Ваш собеседник говорит такие вещи, с которыми трудно согласиться.
|
|
Будете с ним спорить, приводя доводы. Обругаете его про себя. Скажете, что он невежда. Станете с ним солидарны. Вам все равно.
|
18.
|
Часто ли вы выражаете обоснованное недовольство?
|
|
Очень часто. Часто. Иногда. Почти никогда. И в плохом вижу хорошее.
|
19.
|
Вы нечаянно толкнули прохожего.
|
|
Остановитесь и спросите, все ли в порядке. Обернетесь и убедитесь, что все нормально. Сделаете вид, что не заметили этого. Броситесь извиняться, предлагать помощь. Скажете, чтобы был осмотрительнее.
|
20.
|
Вы отремонтировали часы, а они все равно не идут.
|
|
Почувствуете в этом свою вину. Попросите у кого-нибудь совета. Будете находиться в нерешительности. Потребуете нового ремонта или обмена часов. Вернетесь в бюро ремонта, т.к. у вас есть что сказать мастеру.
|
21.
|
Знакомо ли вам чувство радости?
|
|
Скорее чувство покоя. Немного. Когда есть с кем порадоваться. Часто испытываю это чувство. Многое раздражает, а не радует.
|
22.
|
Вас подвел деловой партнер, друг, приятель.
|
|
Выплеснете на него всю свою злость. Подумаете: « Это и к лучшему». Расстроитесь. Заставите исправить положение. Затаите обиду.
|
23.
|
Вам долго не возвращают нужную книгу.
|
|
Открыто обвините этого человека в необязательности. Оставите книгу у него. Слегка рассердитесь. Потребуете книгу обратно. Посоветуетесь с другим, как обычно.
|
24.
|
Обувь, купленная вами совсем недавно, пришла в негодность.
|
|
Обменяете на новую. Пойдете ругаться с продавцом. Оставите на черный день. Будете озабочены этим, не зная как поступить. Станете носить дальше.
|
25.
|
Вы закончили важную работу, которая была высоко оценена другими.
|
|
Останетесь недовольны, с вашей точки зрения, невысокой оценкой. Будете находится в состоянии апатии. Поделитесь радостью с другими. Останетесь недовольны собой. Будете очень довольны.
|
26.
|
Вам позвонили поздно ночью, неправильно набрав номер. Не пойдете к телефону в любом случае. Скажете по телефону, что нужно правильно набирать номер. Недовольно выслушаете извинения. В гневе бросите трубку. Обрадуетесь, т.к. вам все равно не до сна.
|
27.
|
На день рождения вам преподнесли приятный сюрприз.
|
|
Это невозможно, т.к. мало кто способен на такие сюрпризы. Вам кажется, что вы этого не заслужили. Будете довольны. Останетесь равнодушны, т.к. вы этого ожидали. Очень обрадуетесь
|
28.
|
Ваше место в театре занято.
|
|
Сядете на другие место, хотя там хуже видно. Будете пребывать в недоумении. Отреагируете на ситуацию. Попробуете освободить место. Сдержитесь в проявлении отрицательных эмоций.
|
29.
|
Оказавшись один на один с малознакомым человеком, вы:
|
|
Долго и мучительно выбираете тему для разговора. Напряженно молчите. Сами предлагаете тему для беседы. Вынуждаете его развлекать вас. Ждете появления кого-нибудь из знакомых.
|
30.
|
Вы смотрите телевизор, а ваши близкие переключают его на другую программу.
|
|
Что ж, придется смотреть эту. Рассердитесь и потребуете переключить обратно. Промолчите, демонстрирую недовольство. Поссоритесь. Любезно согласитесь, т.к. новая программа вроде бы интереснее.
|
31.
|
Вы собрались уходить, а ваш начальник просит вас остаться., т.к. необходимо еще поработать.
|
|
Неуверенно откажетесь. Не подчинитесь, страшно негодуя при этом. Откажетесь, ссылаясь на занятость. Согласитесь, радуясь, что на вас обратили внимание. Согласитесь, проклиная себя за это.
|
32.
|
Если вам необходимо с кем-нибудь познакомиться, как вы это делаете?
|
|
Полагаетесь на судьбу, стечение обстоятельств. Просите кого-нибудь посодействовать. Действуете очень напористо и решительно. Проявляете инициативу, договариваетесь о встрече. Мысленно проигрываете эту ситуацию в разных вариантах, не переходя к делу.
|
33.
|
Сосед попросил у вас утюг, а вы в это время сами гладите.
|
|
Категорически откажете. Откажете, и вас замучают угрызения совести. Отдадите и включите старый утюг. Просто откажете. Дадите, не желая того.
|
34.
|
Вы пришли на рынок. И пожилая женщина просит вас купить у нее оставшийся товар.
|
|
Откажетесь, сожалея, что так поступили. Купите, досадуя на себя. Пройдете мимо. Будете раздражены этим. Купите на последние деньги.
|
35.
|
Когда вы находитесь в гостях, где много неизвестных вам людей, то:
|
|
Общаетесь только со знакомыми. Стремитесь максимально привлечь к себе внимание. Чувствуете себя скованно. Нередко находитесь в центре внимания. Не решаетесь с кем-нибудь познакомиться.
|
36.
|
Врач неожиданно заканчивает работу после того, как вы уже долго пождали приема.
|
|
Примите как должное. Расстроитесь и уйдете. Возмутитесь, а потом все-таки успокоитесь. Выскажите врачу все, что накипело, не выбирая выражений. Потребуете, чтобы прием продолжал другой врач.
|
Обработка и интерпретация результатов При обработке данных используются да критерия: Оценка принадлежности к группе, сделанная в результате подсчета общей суммы баллов по опроснику ( S = 1Σa + 2Σb + 3Σc + 4Σd + 5Σk, где а – ответы, оцениваемые 1 баллом, b – ответы, оцениваемые 2 баллами, с – ответы, оцениваемые 3 баллами, d – ответы, оцениваемые 4 баллами и k – ответы, оцениваемые 5 баллами). Оценка, полученная на основе сравнения 3 количественных характеристик (дискриминирующих признаков): 1 признак получает количественную оценку в результате сложения ответов, которым приписываются 1 и 2 балла, и указывает на выраженность тенденции самоподавления: Р1 = 1Σa + 2Σb; 2 признак получен при сложении ответов с оценками 3 и 4 балла, он отражает развитость конструктивных стратегий: Р2 = 3Σc + 4Σd; 3 признак –количественная величина склонности человека к доминированию, полученная путем сложения ответов с оценками 4 и 5 баллов: Р3 = 4Σd + 5Σk. Деление испытуемых на группы, которое осуществляется в соответствии с новым критерием (тремя дискриминирующими признаками) позволило снять целый ряд вопросов относительно так называемых «спорных случаев» и сформировать количественно и качественно новые группы (таблица 1,2).
Таблица 1. Показатели центральных тенденций и разброса данных в трех группах, выделенных с помощью разных критериев: суммы баллов по опроснику и 3 дискриминирующих признаков
|
Сумма баллов по опроснику
|
Р1
|
Р2
|
Р3
|
№ группы
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
Среднее
|
108
|
121
|
133
|
18
|
11
|
6
|
81
|
104
|
114
|
65
|
87
|
111
|
Медиана
|
108
|
121
|
132
|
18
|
11
|
5
|
84
|
104
|
115
|
68
|
88
|
110
|
Дисперсия
|
11
|
18
|
19
|
19
|
9
|
8
|
183
|
76
|
196
|
210
|
98
|
91
|
Минимум
|
90
|
111
|
126
|
11
|
4
|
1
|
46
|
80
|
72
|
28
|
60
|
93
|
Максимум
|
114
|
129
|
144
|
29
|
20
|
14
|
101
|
120
|
130
|
95
|
107
|
129
|
Нижн. Квартиль
|
104
|
118
|
130
|
15
|
9
|
3
|
69
|
99
|
106
|
56
|
80
|
105
|
Верхн. Квартиль
|
111
|
125
|
136
|
21
|
13
|
6
|
90
|
111
|
124
|
76
|
93
|
117
|
1,2,3 – номера групп
Таблица 2 Распределение испытуемых по группам: (1) по критерию суммы баллов и (2) по критерию сравнения выраженности трех тенденций (дискриминирующих признаков)
№ группы |
Сумма баллов
|
Границы групп по дискриминирующим признакам
|
Границы группы
|
Р1
|
Р2
|
Р3
|
1
|
90-111
|
15-21
|
69-90
|
56-75
|
2
|
112-123
|
9-13
|
99-111
|
80-93
|
3
|
124-144
|
3-6
|
106-124
|
105-117
|
Для стандартизации данных и определения границ между тремя эмпирическими группами проводилось преобразование результатов в стены (таблица 3). Стены – это стандартизованный показатель, который разбивает нормальное распределение на десять интервалов-категорий, каждая из которых содержит разный процент распределения.
Таблица 3. Преобразование сырых данных (суммы баллов по опроснику) в стены.
Х |
Частота
|
Накопленная частота (L)
|
LЧ1/n
|
Стены
|
Границы групп
|
87.0
|
2
|
2
|
0.008
|
1
|
87-111 баллов стратегия самоподавления
|
91.83
|
2
|
4
|
0.016
|
1
|
96.67
|
2
|
6
|
0.025
|
2
|
101.5
|
14
|
20
|
0.085
|
3
|
106.3
|
23
|
43
|
0.172
|
4
|
111.2
|
29
|
72
|
0.305
|
4
|
116.0
|
30
|
102
|
0.432
|
5
|
120.8
|
46
|
148
|
0.627
|
6
|
112-130 баллов конструктивная стратегия
|
125.7
|
35
|
183
|
0.775
|
7
|
130.5
|
35
|
218
|
0.924
|
8
|
135.5
|
13
|
231
|
0.979
|
8
|
131 и выше агрессивная стратегия
|
140.2
|
5
|
236
|
1.000
|
9
|
Х – значения переменной L – накопленная частота n - объем выборки
В соответствии с полученными данными определились три группы испытуемых: 1 – с ориентацией на стратегию самоподавления ( n = 44); 2 – с преобладанием конструктивной стратегии самоутверждения (n= 135); 3 – с предпочтением агрессивной стратегии самоутверждения ( n = 57).
Стратегия самоподавления (самоотрицания) может проявляться в конформной установке по отношению к группе, в поиске сильного лидера, полизависимости, в проявлении гиперответственности, мазохизма и др. У представителей данной группы доминирует механизм отрицания. Стремление к самораскрытию и самовыражение имеет низкие значения. Стратегия конструктивного самоутверждения , как правило, проявляется в умении решать проблемы, склонности к обоснованному риску, в спонтанном проявлении свих способностей, в творчестве. Лица с выраженным конструктивным самоутверждением используют разные механизмы психологической защиты, но чаще всего прибегают к зрелым способам защиты, например, идентификации. Для них характерно стремление к самораскрытию и самовыражению. Стратегия доминирования как стратегия компенсации гиперпотребности в самоутверждении может проявляться в форме вербальной агрессии, в виде создания искусственных препятствий и связанных с ними состояний фрустрации у другого человека в виде утаивания от него важной информации и эмоциональной изоляции. По мнению ряда авторов (Бэрон Р, Ричардсон Д., 1997) некоторая деструктивность данной стратегии, включающей как гиперсамоутверждение и принуждение в форме множества агрессивных действий, не предполагает причинение ущерба другой личности. Данная стратегия выражается в большом стремлении к доминированию в межличностных отношениях. Люди с данной стратегией предпочитают сохранять устойчивость самооценки с помощью механизма проекции. Для них характерны средние значения по фактору самораскрытия и высокие показатели по самовыражению.
Источник: Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп |