Инструкция
Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной деятельности учителя, используя 5-ти балльную шкалу.
5 - «да», очень высокая степень выраженности указанной в утверждении характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению учителя. 4 - «скорее да, чем нет», высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в педагогических ситуациях. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение учителя не соответствуют утверждению. 3 - «среднее значение», средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых - не соответствуют. 2 - «скорее нет, чем да», слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в педагогических ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверждению. 1 - «нет», характеристика не представлена в деятельности педагога. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения. Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке
I Компетентность в области личностных качеств
|
1.1. Эмпатийность и социальная рефлексия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса
|
|
|
|
|
|
2
|
Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания
|
|
|
|
|
|
3
|
Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе
|
|
|
|
|
|
4
|
Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося
|
|
|
|
|
|
5
|
Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся
|
|
|
|
|
|
|
1.2. Самоорганизованность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока
|
|
|
|
|
|
7
|
Рабочее пространство учителя хорошо организовано
|
|
|
|
|
|
8
|
Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности
|
|
|
|
|
|
9
|
Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации
|
|
|
|
|
|
10
|
Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой
|
|
|
|
|
|
|
1.3. Общая культура
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
11
|
Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы
|
|
|
|
|
|
12
|
Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам
|
|
|
|
|
|
13
|
Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни
|
|
|
|
|
|
14
|
Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении
|
|
|
|
|
|
15
|
Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи
|
|
|
|
|
|
II Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
|
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
16
|
Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету
|
|
|
|
|
|
17
|
Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся
|
|
|
|
|
|
18
|
Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока
|
|
|
|
|
|
19
|
Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся
|
|
|
|
|
|
20
|
Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
21
|
Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока
|
|
|
|
|
|
22
|
Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач
|
|
|
|
|
|
23
|
Умеет сформулировать критерии достижения целей урока
|
|
|
|
|
|
24
|
Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока
|
|
|
|
|
|
25
|
Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
26
|
Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока
|
|
|
|
|
|
27
|
Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения
|
|
|
|
|
|
28
|
Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой
|
|
|
|
|
|
29
|
Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока
|
|
|
|
|
|
30
|
Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока
|
|
|
|
|
|
III Компетентность в области мотивации учебной деятельности
|
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
31
|
Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету
|
|
|
|
|
|
32
|
Отмечает даже самый маленький успех обучающихся
|
|
|
|
|
|
33
|
Демонстрирует успехи обучающихся родителям
|
|
|
|
|
|
34
|
Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам
|
|
|
|
|
|
35
|
Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех
|
|
|
|
|
|
|
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
36
|
Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации
|
|
|
|
|
|
37
|
Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета
|
|
|
|
|
|
38
|
Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности
|
|
|
|
|
|
39
|
Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке
|
|
|
|
|
|
40
|
Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др.
|
|
|
|
|
|
|
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
41
|
Умеет активизировать творческие возможности обучающихся
|
|
|
|
|
|
42
|
Демонстрирует практическое применение изучаемого материала
|
|
|
|
|
|
43
|
Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий
|
|
|
|
|
|
44
|
Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности
|
|
|
|
|
|
45
|
Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д.
|
|
|
|
|
|
IV Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
|
4.1. Компетентность в методах преподавания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
46
|
Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации
|
|
|
|
|
|
47
|
Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы
|
|
|
|
|
|
48
|
Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы
|
|
|
|
|
|
49
|
Владеет современными методами преподавания
|
|
|
|
|
|
50
|
Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии
|
|
|
|
|
|
|
4.2. Компетентность в предмете преподавания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
51
|
Хорошо знает преподаваемый предмет
|
|
|
|
|
|
52
|
Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей
|
|
|
|
|
|
53
|
При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.)
|
|
|
|
|
|
54
|
В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов
|
|
|
|
|
|
55
|
Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету
|
|
|
|
|
|
|
4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
56
|
Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся
|
|
|
|
|
|
57
|
Хорошо знает Конвенцию о правах ребенка и действует в соответствии с этим документом
|
|
|
|
|
|
58
|
Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей
|
|
|
|
|
|
59
|
Имеет «банк» различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями
|
|
|
|
|
|
60
|
Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений
|
|
|
|
|
|
V. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений
|
5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
61
|
Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Министерством просвещения РФ
|
|
|
|
|
|
62
|
Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки
|
|
|
|
|
|
63
|
Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету
|
|
|
|
|
|
64
|
Рабочая программа учителя предполагает решение воспитания
|
|
|
|
|
|
65
|
Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность
|
|
|
|
|
|
|
5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
66
|
Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов
|
|
|
|
|
|
67
|
Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество
|
|
|
|
|
|
68
|
Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы
|
|
|
|
|
|
69
|
Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства
|
|
|
|
|
|
70
|
Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов
|
|
|
|
|
|
|
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
71
|
Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения
|
|
|
|
|
|
72
|
Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни
|
|
|
|
|
|
73
|
Умеет аргументировать предлагаемые им решения
|
|
|
|
|
|
74
|
Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов
|
|
|
|
|
|
75
|
Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений
|
|
|
|
|
|
VI Компетентность в области учебной деятельности
|
6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
76
|
Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог
|
|
|
|
|
|
77
|
Умеет разрешать конфликты оптимальным способом
|
|
|
|
|
|
78
|
Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами
|
|
|
|
|
|
79
|
Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.
|
|
|
|
|
|
80
|
Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину
|
|
|
|
|
|
|
6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
81
|
Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать
|
|
|
|
|
|
82
|
Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности
|
|
|
|
|
|
83
|
Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами
|
|
|
|
|
|
84
|
Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности
|
|
|
|
|
|
85
|
Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.)
|
|
|
|
|
|
|
6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
86
|
Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обу-чающихся при оценивании
|
|
|
|
|
|
87
|
Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки
|
|
|
|
|
|
88
|
Применяет различные методы оценивания обучающихся
|
|
|
|
|
|
89
|
Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся
|
|
|
|
|
|
90
|
Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности
|
|
|
|
|
|
Подсчет результатов: вычисляется среднее значение по каждой компетенции. Далее персональный результат сравнивается со среднегрупповым.
Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с. |