На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Методика оценки психологического климата в классе (Л.Н. Лутошкин)
Методика оценки психологического климата в классе (Л.Н. Лутошкин)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений

Цель: исследование психологического климата в коллективе на эмоциональном уровне.

Процедура проведения.
В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью 7-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до –3).
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем - справа и  после  этого  знаком  «+»  отметить  в  средней  части  листа  ту  оценку,  которая наиболее соответствует истине. Надо иметь в виду, что оценки означают:


+3 - свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;
+2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 - свойство проявляется достаточно часто;
0   -  ни  это,  ни  противоположное  (указанное  справа)  свойства  не  проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
–2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
–3 - свойство проявляется всегда.

 

Карта-схема определения психологического климата в коллективе


Положительные особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладает    бодрое и жизнерадостное настроение

 

 

 

 

 

 

 

Преобладают
подавленное
настроение,
пессимистический
тон

Преобладают
доброжелательность   во взаимоотношениях,    взаимные симпатии

 

 

 

 

 

 

 

Преобладают
конфликтность
в   отношениях,
агрессивность,
антипатии

В   отношениях   между группировками    внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

 

 

 

 

 

 

 

Группировки конфликтуют между собой

Членам  коллектива  нравится бывать  вместе,    участвовать    в совместных делах, вместе проводить свободное время

 

 

 

 

 

 

 

Члены   коллектива проявляют
безразличие   к более тесному общению,

 

 

 

 

 

 

 

 

выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи   или   неудачи   отдельных членов коллектива вызывают сопереживание,  участие  всех членов коллектива

 

 

 

 

 

 

 

Успехи  и  неудачи
членов
коллектива оставляют
равнодушными
остальных,   а иногда
вызывают зависть   и
злорадство

Преобладают    одобрение    и поддержка,   упреки   и критика высказываются с добрыми намерениями

 

 

 

 

 

 

 

Критические замечания   носят характер   явных   и скрытых выпадов

Члены   коллектива   с   уважением относятся к мнению других

 

 

 

 

 

 

 

В  коллективе  каждый считает свое   мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

В  трудные  для  коллектива
минуты    происходит
эмоциональное
единение  по  принципу  «один  за
всех, все за одного»

 

 

 

 

 

 

 

В трудных случаях
коллектив
«раскисает»,
появляется
растерянность,
возникают
ссоры, взаимные
обвинения

Достижения     или   неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

 

 

 

 

 

 

 

Достижения   или неудачи    всего коллектива    не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив   участливо   и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться

 

 

 

 

 

 

 

Новички   чувствуют себя    лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив    активен,    полон энергии

 

 

 

 

 

 

 

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

 

 

 

 

 

 

 

Коллектив невозможно поднять на   совместное   дело, каждый   думает только  о  собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам,  здесь  поддерживают слабых, выступают в их защиту

 

 

 

 

 

 

 

Коллектив разделяется на «привилегированных» и   «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к   слабым, высмеивают их

У   членов   коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

 

 

 

 

 

 

 

К    похвалам    и поощрениям коллектива    здесь относятся равнодушно

Обработка и интерпретация результатов

1. Сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую.
Получается цифра с положительным или отрицательным знаком.
2. Все индивидуальные значения сложить и разделить на количество отвечающих. Полученную цифру сравнить с «ключом».

Ключ:

+22 и более – высокая степень благоприятности социально-психологического климата;
От +8 до +21 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата;
От 0 до +8 – низкая степень благоприятности социально-психологического климата;
От 0 до – 8 – начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
От 8 до – 10 – средняя неблагоприятность;
От 10 и ниже в отрицательные значения – сильная неблагоприятность социально-психологического климата.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

1. Записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;
2. Полученную цифру разделить на число участников: получаем индексы по каждому свойству.
3. Проранжировать показатели по степени убывания величины индексов. Таким образом, выявляются свойства, способствующие сплоченности коллектива (положительные индексы) или противодействующие (отрицательные индексы). При многократном исследовании можно проследить динамику развития групповой сплоченности, а также изменение вклада в неё каждого диагностируемого свойства.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.