На главную Семейное право Защита прав ребенка Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Семейное право - Защита прав ребенка
Индекс материала
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Опека и попечительство над детьми
Приемная семья
Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
Все страницы

1. Усыновление (удочерение)

По законодательству Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Установлены формы передачи в семью на воспитание: усыновление или удочерение (далее - усыновление), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью (ст. 123 СК РФ).

Приоритетной по российскому законодательству формой устройства несовершеннолетних в семью считается усыновление (ст. 124 СК РФ), поскольку при этом происходит юридическое закрепление отношений между усыновителем и усыновленным ребенком, последний в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности, устанавливаются правовые отношения, предусмотренные законом для родителей и детей (ст. 137 СК РФ). Усыновленный ребенок также приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями.
Усыновление производится только при соблюдении условий усыновления, установленных законом. Преимущественное право на усыновление ребенка имеют граждане Российской Федерации и родственники ребенка независимо от их места жительства (на территории России или на территории другого государства). Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (ч. 3 ст. 124 СК РФ).
Статьей 127 СК РФ установлены требования к лицам, имеющим права быть усыновителями. Усыновителями могут быть совершеннолетние и дееспособные лица обоего пола, за исключением:
1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка.
7) лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают такие лица;
8) лиц, не имеющих постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации;
9) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 10 настоящего пункта;
10) лиц из числа лиц, указанных в подпункте 9 настоящего пункта, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья;
11) лиц, имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным в подпункте 9 настоящего пункта;
12) лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
13) лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.
Установлена разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судом уважительными (привязанность ребенка, дальние родственники), разница в возрасте может быть сокращена (ч. 1 ст 128 СК РФ).
Рассмотрение дел об усыновлении детей российскими гражданами производится в районном (городском) суде по заявлению лиц, желающих усыновить ребёнка, в порядке особого производства в закрытом судебном заседании по правилам, установленным главой 29 ГПК РФ.
Заявление об усыновлении рассматривается с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет (ст. 273 ГПК РФ).
Для усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.
Статьей 271 ГПК РФ установлен перечень необходимых документов для возбуждения производства по делу об усыновлении, а именно:
1) копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;
2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;
3) при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;
4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);
5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;
7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;
8) документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
С 2012 года действует требование о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В Санкт-Петербурге право вести психолого-педагогическую и правовую подготовку таких лиц имеют 5 школ приемных родителей: Общественное движение «Петербургские родители», Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия», Общественная организация «Врачи детям», Фонд «Родительский мост», «Центр помощи семье и детям» комитета по труду и социальной защите Санкт-Петербурга. По окончании школы выдается документ о прохождении подготовки.
В результате рассмотрения заявления и оценки судом представленных документов и доказательств по делу выносится решение об усыновлении. В решении отражаются все изменения в личностно-правовом статусе ребенка, а именно: изменение фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, данные усыновителей в качестве родителей ребенка.
Решение суда об отказе в усыновлении, а также отказ в просьбе усыновителя произвести указанные выше изменения могут быть обжалованы в апелляционном порядке в вышестоящий суд в течение десяти дней после принятия решения в окончательной форме. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу.
Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка (ст. 137 СК РФ) возникают со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка.
Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда направить копию решения в орган записи актов гражданского состояния по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка.
Статьей 138 СК РФ установлено, что ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.
В Российской Федерации охраняется тайна усыновления ребенка. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка; лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке (ст. 139 СК РФ).
Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя; отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной - по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка; если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них; при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя); по просьбе усыновителя также могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения (п. 2 и 3 ст. 134, п. 1 ст. 135 СК РФ).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июня 2015 г. № 15-П признаны положения ст. 139 СК РФ и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу положения указанных статей не препятствуют предоставлению по решению суда потомкам усыновленного после смерти усыновленного и усыновителей сведений об усыновлении в объеме, необходимом для реализации ими своих конституционных прав и обеспечивающем поддержание баланса конституционно защищаемых ценностей, а также прав и законных интересов участников соответствующих правоотношений.
В судебном порядке предусмотрена отмена усыновления в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка, например при невозможности усыновителя выполнять свои обязанности в связи с тяжелой болезнью, изменением семейных обстоятельств и т. п.
Отмена усыновления ребенка не допускается, если к моменту предъявления требования об отмене усыновления усыновленный ребенок достиг совершеннолетия, за исключением случаев, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными (ст. 144 СК РФ).
Для поддержания семей при усыновлении ребенка из федерального и региональных бюджетов выплачивается единовременное пособие.
Так в соответствие со ст. 12.2 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 руб. на каждого такого ребенка.
Законом Санкт-Петербурга № 728-132 «Социальный кодекс Санкт- Петербурга» установлено, что гражданин, проживающий в Санкт-Петербурге, имеет право получить единовременное пособие за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере 123 740 руб. на каждого ребенка при передаче ребенка на усыновление (удочерение) (с 01.01.2018). Размеры пособий индексируются.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что функционирование института усыновления в России регулируется законодательными актами разного уровня и разных отраслей права, чем обеспечивается приоритет в защите интересов детей, будущего поколения россиян. От конституционного провозглашения ценностей материнства и детства, семьи, которые находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ), утверждения обязанности родителей заботится о детях, их воспитании (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ) до установления определенного размера финансовой помощи семьям, усыновившим ребенка, из регионального бюджета и других социальных выплат.

 


 

2. Опека и попечительство над детьми


2.1. Понятие и основания установление опеки и попечительства над детьми. Органы опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних


Под опекой и попечительством понимают форму осуществления прав недееспособных, ограниченно дееспособных лиц, а также форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Устанавливаются опека и попечительство в целях реализации прав этих лиц. Лица, признанные судом недееспособными в силу психического расстройства, ограниченно дееспособными вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками, наркотическими веществами, а также несовершеннолетние дети (за отдельными исключениями) ограничены в самостоятельном приобретении и осуществлении гражданских прав, исполнении обязанностей. Такие лица нуждаются в особой заботе и помощи со стороны государства и общества. Для реализации гражданских прав им назначаются опекуны и попечители либо избираются иные формы устройства.
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приемная семья представляет собой разновидность опеки (попечительства) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (или приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.
В настоящее время правовой основой создания приемной семьи служат нормы гл. 21 СК РФ, а также Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», которым были утверждены Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.
Договор о создании приемной семьи - разновидность договора в пользу третьего лица. Заключают договор орган опеки и попечительства, с одной стороны, и физическое лицо (лица) - с другой, а права по договору (право получить воспитание, уход, представительство) приобретает третье лицо - ребенок, оставшийся без попечения родителей. Вместе с тем в силу особой цели данного договора (создание «квазисемейных» отношений) невозможность исполнения обязательства третьему лицу не дает кредитору возможности воспользоваться правами, предоставленными по договору (п. 4 ст. 430 ГК).
Опека устанавливается над малолетними лицами, т. е. лицами, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без родительского попечения, и над гражданами, признанными судом недееспособными. Органы опеки и попечительства назначают опекунов, которые являются их законными представителями и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, оставшимися без попечения родителей, и над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. Органы опеки и попечительства назначают таким лицам попечителей, которые обязаны оказывать им содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие на совершение сделок, которые они не могут совершать самостоятельно.
Установление опеки означает, что опекун от имени подопечного и в его интересах осуществляет все без исключения юридические действия (например, выдает доверенности, подписывает договоры, совершает сделки в отношении движимого и недвижимого имущества и т. п.).
Мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, а также распоряжение «мелкими» деньгами вправе совершать малолетние лица до достижения 14 лет (см. п. 2 ст. 28 ГК РФ). Опекуны несут полную ответственность за своих подопечных собственным имуществом. От ответственности за ущерб, причиненный подопечным, опекун освобождается в том случае, если докажет отсутствие своей вины.
Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
Опекун и попечитель обязаны получать предварительное разрешение органа опеки и попечительства совершать перед совершением сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Так, в ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (глава местной администрации, органы образования, здравоохранения). Их компетенция помимо ГК РФ, СК РФ определяется законами субъектов РФ.
В общем случае, попечительство отличается от опеки тем, что попечитель не имеет следующих полномочий:
а) совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, которые по своему характеру могут быть совершены только лично;
б) предъявлять в суд иск о применении последствий недействительности совершенной подопечным сделки, а также о признании действительной той сделки, которая совершена к выгоде подопечного (ст ст 171, 172 ГК РФ);
в) нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным (ст. ст. 1073 и 1076 ГК РФ), а также отвечать по сделкам малолетнего (п. 3 ст. 28 ГК РФ).
Попечитель дает согласие на совершение подопечным сделок, за исключением тех сделок, которые в соответствии с законом подопечный вправе совершать самостоятельно, а также охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и п. 4 ст. 35 ГК РФ опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации. Такое же правило закреплено и в п. 1 ст. 155.2 СК РФ.


2.2. Законодательные требования к опекунам (попечителям) детей. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка. Прекращение опеки (попечительства).


Опекун или попечитель назначается с его согласия или по его заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя. Преимущественное право быть опекунами или попечителями ребенка предоставлено бабушкам и дедушкам, совершеннолетним братьям и сестрам ребенка (ч. 5 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве).
Правовое положение опекуна характеризуется прежде всего специальной правоспособностью. Не всякое лицо может быть назначено опекуном (попечителем) несовершеннолетнего. При назначении опекуна (попечителя) должны учитываться нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, и, если это возможно, желание самого подопечного, а при назначении опекуна (попечителя) ребенку должно также учитываться отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя) (пункт 3 статьи 35 ГК Российской Федерации, пункт 2 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации).
Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными (пункт 2 статьи 36 ГК Российской Федерации и абзац первый пункта 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации). Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (пункт 2 статьи 78 Семейного кодекса Российской Федерации).
Опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние дееспособные лица. В соответствии со ст. 6, 8, 10, 14, 16, 24 и 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и ст. 152 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
Постановлением от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утвердило следующие правила:
Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;
Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;
Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;
Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных.
Не могут быть опекунами и попечителями лица, лишенные родительских прав, а также лица, которые по иным основаниям не способны исполнять такие обязанности.
Лица, которые не могут быть назначены опекунами и попечителями, перечислены в п. 3 ст. 146 Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ. Так, не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патро- натную семью (п. 1 ст. 127 Семейного кодекса). Медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, указан в Постановлении Правительства РФ № 117 от 14 февраля 2013 г.
Основное содержание правоотношения опеки (попечительства) над детьми составляют права и обязанности опекунов и попечителей, которые близки родительским правам и обязанностям.
К основным обязанностям опекуна относятся следующие:
1. Обязанность воспитывать ребенка (заботиться о его психическом, духовном и нравственном развитии) является одновременно и правом опекуна, который может избирать для воспитания любые способы. Однако ст. 148.1 СК РФ определены пределы усмотрения опекуна (попечителя) в осуществлении права на воспитание.
Во-первых, опекун (попечитель) не вправе, воспитывая ребенка, причинять вред его физическому и психическому здоровью, нравственному развитию, так как в соответствии со ст. 65 СК РФ способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Во-вторых, при выборе способов воспитания необходимо учитывать мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет (ст. 57 СК). Ребенок имеет право быть заслушанным всегда, следовательно, как опекун (попечитель), так и работники органа опеки и попечительства по меньшей мере обязаны его выслушать.
В-третьих, способы воспитания ребенка должны избираться опекуном (попечителем) с учетом рекомендаций органа опеки и попечительства. Такие рекомендации (советы) могут быть выражены как в письменной, так и в устной форме. Однако опекун (попечитель) не обязан строго им следовать.
2. Осуществление воспитательных функций опекуном (попечителем), как правило, невозможно без совместного проживания с ребенком. Именно поэтому ст. 36 ГК РФ устанавливает обязанность опекунов (попечителей) несовершеннолетних граждан проживать с подопечными. Однако в случаях, когда ребенок почти достиг совершеннолетия и достаточно самостоятелен, п. 2 ст. 36 ГК РФ допускает раздельное проживание попечителя и подопечного, достигшего возраста 16 лет. Для этого необходимо разрешение органа опеки и попечительства, которое в свою очередь может быть дано при условии, что раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В тех случаях, когда опекун или попечитель допускает без уважительных причин длительное отдельное проживание подопечного ребенка, такой факт является нарушением с его стороны и может служить основанием для отстранения опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей. Пункт 3 ст. 39 ГК РФ расценивает это как оставление подопечного без надзора и необходимой помощи и позволяет органу опеки и попечительства «принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности».
3. Опекун (попечитель) обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования (п. 4 ст. 43 Конституции РФ; ст. 148.1 СК). В соответствии с нормами Семейного кодекса опекун (попечитель) вправе выбирать образовательную организацию, где будет обучаться ребенок, а также форму обучения: семейное образование, самообразование. Как отмечалось, мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, подлежит при этом учету.
4. Обязанность заботиться о здоровье ребенка и его физическом развитии также относится к числу обязанностей опекуна (попечителя). Исполняя эту обязанность, опекун вправе в соответствии с п. 1 ст. 37 ГК РФ производить необходимые расходы за счет сумм, причитающихся ребенку в качестве его дохода. Пособия, выплачиваемые на содержание ребенка, его пенсия или иной доход могут быть израсходованы опекуном исключительно в указанных целях.
5. Опекун обязан обеспечить ребенку возможность общения с родственниками. Порядок такого общения урегулирован Семейным кодексом, в соответствии со ст. 55 которого ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Это право должно быть осуществлено, как правило, во всех случаях, в том числе и в случае нахождения ребенка в экстремальной ситуации (п. 2 ст. 55 СК), и в случае, когда ребенок и родитель проживают в разных государствах. Отказ в таких встречах правомерен только при лишении родительских прав или ограничении в родительских правах.
Основания для прекращения опеки и попечительства закреплены в ст. 39 и 40 ГК РФ и ст. 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
В качестве оснований прекращения опеки и попечительства выделяют следующие обстоятельства:
1) смерть опекуна или попечителя либо подопечного;
2) истечение срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;
3) освобождение опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей в случае:
- возвращения несовершеннолетнего его родителям;
- усыновления несовершеннолетнего;
- помещения подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- просьбы опекуна или попечителя;
- возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя;
4) отстранение опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей в случае:
- ненадлежащего исполнения возложенных на опекуна или попечителя обязанностей;
- нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
- выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом;
- неисполнения решения суда (в отличие от предыдущих оснований отстранения опекуна и попечителя от исполнения своих обя
занностей, закреплено не в гражданском, а в семейном законодательстве (п. 3 ст. 148.1 СК РФ));
5) прекращение опеки и попечительства в случаях, предусмотренных ст. 40 ГК РФ:
- вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмене ограничений его дееспособности;
- достижения малолетним подопечным четырнадцати лет;
- достижения несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, его эмансипации или вступлении в брак до 18 лет;
6) прекращение опеки над детьми несовершеннолетних родителей по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
Среди указанных оснований прекращения опеки и попечительства особое место занимают случаи, предусмотренные ст. 40 ГК РФ. Прежде всего, это случаи достижения малолетним подопечным четырнадцати лет и несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, его эмансипации или вступлении в брак до 18 лет. Это абсолютные, автоматические основания прекращения опеки и попечительства, относящиеся к обстоятельствам субъективного характера, связанные с достижением подопечным лицом определенного возраста. Достижение несовершеннолетним, помещенным под опеку, возраста четырнадцати лет влечет прекращение опеки и возникновение между этим лицом и опекуном отношений попечительства (последний при этом обретает статус попечителя). Достижение совершеннолетия, соответственно, означает прекращение попечительства в связи с возникновением у подопечного гражданской дееспособности в полном объеме. Исключением из этого правила является наступление обстоятельств, к которым относятся вступление лица, в отношении которого установлено попечительство, в брак до достижения восемнадцатилетнего возраста, а также эмансипация.

 


 

3. Приемная семья


Конвенцией о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-I), провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания (абзац шестой преамбулы Конвенции).
Наряду с усыновлением в России формой передачи в семью на воспитание является передача несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемную семью (ст. 123 СК РФ).
Приёмная семья и патронатное воспитание являются формами возмездной опеки и попечительства в России.
Приемная семья является институтом семейного права России, впервые предусмотренным СК РФ 1996 года.
В приемную семью на воспитание передается ребенок, который остался без попечения родителей, в том числе, который находится в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения. Выбор ребенка осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью с согласования с органами опеки и попечительства. По общим требованиям не допускается разъединение братьев и сестер, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам. При достижении ребенком 10-летнего возраста передача его в приемную семью совершается только с его согласия.
Статей 152 СК РФ установлено, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
В отличие от усыновления, где ребёнок имеет все права кровного, приёмные дети находятся на воспитании у приёмных родителей до достижения ими совершеннолетия. Приёмный ребёнок не может претендовать на наследство приёмных родителей.
Статус приемной семьи регламентирован главой 21 СК РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ. Правовые отношения, возникающие между сторонами договора о приемной семье, регулируются нормами ГК РФ.
Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее - постановление № 423). Указанным постановлением установлены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах; Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного; Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье; Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
Статьей 153 СК РФ установлено, что приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.
Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных статьей 35 ГК РФ, указанным законом »Об опеке и попечительстве», а также статьей 146 СК РФ.
Как и при усыновлении одним из требований к лицам, желающим принять оставшегося без попечения родителей ребенка в семью, является прохождение ими подготовки в школе приемных родителей и получение свидетельства.
Предусмотрены требования к договору о приемной семье (ст. 153.1 СК РФ). В нем должны содержаться сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования подопечного, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, ответственность сторон, а также основания и последствия прекращения такого договора.
Так договором в части условий содержания, воспитания и образования подопечного определено, что приемный родитель воспитывает подопечного на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь, создает условия для получения подопечным образования, заботится о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. А также приемный родитель создает подопечному соответствующие санитарно-гигиеническим нормам жилищно-бытовые условия, обеспечивает полноценное качественное питание.
В договоре в части прав и обязанностей органа опеки и попечительства предусмотрен размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяемые в соответствие с законами субъектов Российской Федерации.
К примеру, в Санкт-Петербурге Законом от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.07.2014 № 561 установлены ежемесячное вознаграждение приемным родителям в размере 9 174 руб., с которого удерживается НДФЛ, и выплаты денежных средств на содержание подопечного в размере 8 745 руб.
А Законом Кировской области от 04.12.2012 № 222-3 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию», постановлением Правительства Кировской области от 15.09.2015 № 60/600 «Об утверждении порядков и условий предоставления отдельных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей» установлены иные размеры вознаграждения приемным родителям - 4 439 руб. - на одного ребенка, 5 915 руб. - на двоих, выплаты же на содержание подопечного в размере 6 613 руб.
Приемные родители обязаны ежегодно представлять в орган опеки и попечительства за предыдущий год отчет о хранении, об использовании имущество подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов по форме, утвержденной постановлением № 423.
В Санкт-Петербурге органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления, исполняющими функцию по опеке и попечительству на соответствующей территории, и договор о приемной семье заключается между муниципальным образованием и опекунами, исполняющими свои обязанности на возмездных условиях по договору о приемной семье на основании постановления муниципального образования.
Договором о приемной семье предусмотрена обязанность приемных родителей не препятствовать личному общению подопечного с его кровными родственниками, если это не противоречит интересам подопечного, его нормальному развитию и воспитанию.
Приемный родитель обязан: осуществлять защиту прав и законных интересов подопечного; предоставлять по запросу органа опеки и попечительства информацию о выполнении своих обязанностей; обеспечивать полноценный регулярный уход за подопечным в соответствии с его индивидуальными потребностями, в том числе прохождение им регулярной диспансеризации; обеспечивать посещение общеобразовательного учреждения; извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования подопечного;
предоставлять возможность обследования условий жизни и воспитания подопечного и др.
Приемный родитель несет ответственность за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье и развитие подопечного, надлежащее выполнение своих обязанностей и целевое расходование денежных средств. Орган опеки и попечительства несет ответственность за надлежащее выполнение обязательств по отношению к приемной семье.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнение одной из сторон своих обязательств, другая сторона вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в суд.
Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства (ст 153.2 СК РФ).
Указанной статьей предусмотрено, что приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие); в свою очередь, орган опеки и попечительства также вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей.
Основанием для расторжения договора о приемной семье может служить существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в ситуации экономической нестабильности и финансового кризиса социальная значимость и ценность института приемной семьи в России возрастает. Российское законодательство, регулирующие функционирование этого института семейного права, в первую очередь направлено на защиту интересов ребенка, оставшегося по разным причинам без попечения родителей. На федеральном и региональном уровнях предусмотрены различные меры социальной поддержки приемных семей. Однако, та разница, которая существует в регионах в установлении размера ежемесячных выплат на содержание подопечных, переданных на воспитание, и вознаграждения приемных родителей является недопустимой для правового государства и требует законодательного урегулирования. Думается, что для российских приемных семей должны быть установлены достойные единые размеры социальных выплат вне зависимости от экономического состояния бюджетов субъектов федерации.

 


 


4. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
4.1. Особенности правового регулирования брачных отношений с участием иностранцев и лиц без гражданства


В современных условиях резкого увеличения миграции населения, расширения контактов между гражданами различных государств число так называемых смешанных браков, под которыми понимаются браки российских граждан с иностранцами, резко возросло. Российское законодательство не предусматривает необходимости получения разрешения на вступление в такой брак. Увеличилось не только число таких браков, но и расширилась география происхождения лиц, желающих вступить в брак в России с российскими гражданами.
В рамках брачно-семейных правоотношений ст. 62 Конституции РФ закрепляет положение о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ (принцип национального режима).
Семейные правоотношения на территории Российской Федерации регулируются не только положениями национального законодательства, но также и нормами международных договоров, в которых Россия
участвует. В их число входят универсальные и региональные договоры такие, как Конвенция «О правах ребенка» 1989 г., Нью-Йоркская конвенция 1958 г. «О признании и исполнении решений иностранных судов», Минская конвенция 1993 г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», а также двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Российской Федерации с Румынией, Болгарией, Швецией, Чехией, Вьетнамом, Кубой, Литвой и другими странами.
Иностранный гражданин и лицо без гражданства по своему усмотрению решают вопрос о регистрации брака на территории Российской Федерации. Они имеют право вступить в брак как с гражданином своего государства, так и с гражданином Российской Федерации.
Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований ст. 14 СК РФ, предусматривающей обстоятельства, препятствующие к заключению брака.
Поэтому каждый иностранный гражданин или лицо без гражданства обязано при вступлении в брак на территории Российской Федерации подтвердить соответствующими документами факты возможности беспрепятственно вступить в брак на территории Российской Федерации. Такими документами могут быть удостоверенные нотариусами или консульскими учреждениями справки.
В том случае, когда лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.
Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.
Браки в Российской Федерации заключаются в органах ЗАГСа (отдел записи актов гражданского состояния), поэтому те браки, которые заключаются по религиозным обрядам, обычаям и традициям, в Российской Федерации никаких юридических последствий не порождают и не могут быть признаны законными.
Следует отметить, что в некоторых зарубежных государствах (Италия, Греция и др.) браки заключаются путем применения религиозных традиций, путем совершения помолвки, т. е. согласия на заключение брака, и такие браки считаются законными, а также имеют юридическое значение. Так, например, во Франции лица, вступающие в брак, обязаны поместить в органах СМИ публикацию о предстоящем заключении брака. В других же странах для вступления в брак действует возрастной ценз. Например, во Франции - 15 лет для женщин и 19 лет для мужчин, в Венгрии и Японии - соответственно 16 и 18, в Польше - 18 и 21. В одних странах близкими родственниками признаются братья и сестры, в других же и теща, и шурин.
Международные договоры Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам со странами СНГ, Арабской Республикой Египет, Республикой Польша и др. государствами регулируют форму заключения брака, которая соответствует законодательству государства, на территории которого он заключается.
Согласно п. 1 ст. 156 СК РФ, форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации независимо от гражданства лиц, вступающих в брак. Условия заключения брака на территории Российской Федерации регулируются законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака. Заключение брака осуществляется в присутствии лиц, не допускается регистрация брака в заочном производстве, т. е. без присутствия сторон.
При заключении брака на территории Российской Федерации каждое иностранное лицо руководствуется своим личным законом, т. е. законом страны, гражданином которой он является, а поэтому если нарушается российское законодательство при вступлении в брак по
уважительным причинам (например, из-за несоответствия требования СК РФ), то он вправе при регистрации брака на территории РФ использовать нормы семейного законодательства страны, подданство которой он имеет. Например, если гражданка Франции вступает в брак с гражданином Российской Федерации, то ей необязательно иметь возраст, требуемый для заключения брака в Российской Федерации, т. е. 18 лет, так как она вправе по законодательству Франции вступить в брак в 15 лет. Но если, в соответствии с личным законом, требуется выполнение каких-либо условий, то иностранные граждане обязаны их исполнить до вступления в брак (например, в случае если необходимо согласие компетентного органа на вступление в брак).42
Вместе с тем, иностранные граждане, вступающие в брак на территории Российской Федерации, пользуясь своим личным законом, обязаны соблюдать требования семейного законодательства, содержащиеся в ст. 14 СК РФ, которые являются обязательными при вступлении в брак и являются обстоятельствами, препятствующими заключению брака. Если же гражданин Российской Федерации заключает брак с иностранным гражданином на территории иностранного государства в нарушение условий ст. 14 СК РФ, то этот союз на территории Российской Федерации не будет признан.
Согласно п. 4 ст. 156 СК РФ, при вступлении в брак лицу без гражданства необходимо руководствоваться законом страны, где данное лицо преимущественно проживает, согласно же п. 3 этой же статьи, заключение брака на территории России осуществляется на основании законодательства одного из государств в случае, если иностранный гражданин имеет гражданство нескольких государств. Но если же иностранный гражданин имеет и гражданство Российской Федерации, то применяется законодательство Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, вступивший в брак с иностранным гражданином, после регистрации брака сохраняет свое гражданство, и иностранный гражданин также сохраняет свое гражданство, т. е. оба независимо от заключения брака сохраняют свое гражданство.
Таким образом, заключение брака иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с национальным законодательством, т. е. в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае признания брака недействительным на территории Российской Федерации между российскими гражданами и иностранными гражданами или лицами без гражданства, необходимо применять нормы и российского законодательства, и законодательства иностранного государства. Так, например, брак, заключенный на территории Российской Федерации между российским и иностранным гражданами может быть признан недействительным, если при заключении брака указанными лицами нарушены нормы семейного законодательства Российской Федерации, а также нормы семейного законодательства страны иностранного гражданина, вступающего в брак, который, возможно, скрыл факт о законных условиях вступления в брак по национальному законодательству, так как условия заключения брака определяются законодательством страны иностранного гражданина. Например, если национальное законодательство предусматривает возрастной ценз для заключения брака, а лицо в момент вступления в брак скрыл этот факт, то брак будет признан недействительным, так как, рассматривая вопрос о признании брака недействительным, орган, рассматривающий вопрос, применяет нормы законодательства страны, где заключен брак.43
Вопрос о расторжении брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации рассматривается органами ЗАГСа, судебными органами (судами общей юрисдикции), а также консульскими учреждениями и представительствами, если оба супруга являются гражданами представляемого государства.
На территории Российской Федерации брак признается расторгнутым с момента вступления в законную силу постановления суда, вынесенного в форме решения, или постановления компетентного органа о расторжения брака. Такие правила в основном и в зарубежных странах.
Гражданин Российской Федерации вправе обратиться за расторжением брака со своим супругом и на территории иностранного государства, соблюдая при расторжении нормы семейного законодательства иностранного государства. Браки, расторгнутые на территории иностранного государства с соблюдением норм национального государства, признаются действительными и на территории Российской Федерации.


4.2. Особенности правового регулирования родительских отношений с участием иностранцев и лиц без гражданства


Правовое регулирование отношений между родителями и несовершеннолетними детьми традиционно подробно разработано в семейном законодательстве, в котором отчетливо выражены публично-правовые начала ввиду необходимости охраны интересов детей. Важнейшими вопросами, которые в связи с этим решаются на национальном и международном уровнях, являются определение происхождения детей и оформление родительских прав, в том числе установление отцовства, а также правовое положение родителей и детей.
Семейное законодательство разных государств при определенном сходстве подходов отличается разнообразием материальных и коллизионных норм, регулирующих вопросы оформления родительских прав, установления отцовства и узаконения детей, семейно-правового положения брачных и внебрачных детей.
Согласно п. 1 ст. 162 СК РФ, установление и оспаривание отцовства (материнства) определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению.
Установление отцовства на территории Российской Федерации осуществляется и органами ЗАГСа, и судебными органами. Оспаривание же вопросов установления отцовства осуществляется судебными органами, а именно судами общей юрисдикции в лице федеральных судей.
Надо отметить, что законодательства иностранных государств содержат иные основания возникновения родительских прав и обязанностей. Обычно отцом ребенка считается супруг матери (Франция, Швейцария, Венгрия и др.). Также распространено использование 300-дневного срока для определения, кто должен быть записан в качестве отца, а также даты рождения до наступления 180 дней после регистрации брака (Италия). В некоторых государствах оспорить отцовство (материнство) в отношении ребенка, рожденного в законном браке, возможно, только если будет доказано, что новорожденного подменили.
Примером, касающихся правового положения детей, рожденных от родителей, не состоящих между собой в браке, может служить Европейская конвенция о правовом статусе внебрачных детей 1975 г. Во всех случаях внебрачного рождения установление материнства ребенка основывается исключительно на факте его рождения (ст. 2), в то время как отцовство может быть подтверждено или установлено путем добровольного признания или судебного решения (ст. 3). В случаях, когда отец или мать внебрачного ребенка не имеют родительских прав или опеки (попечительства) над ребенком, такой родитель может приобрести право доступа к ребенку (ст. 8). В отношении наследования имущества своих отца и матери, а также родственников по отцовской и материнской линии внебрачный ребенок обладает такими же правами, что и дети, рожденные в браке (ст. 9). Вступление в законный брак отца и матери внебрачного ребенка имеет своим результатом получение им правового статуса ребенка, рожденного в законном браке (ст. 10).
Согласно п. 2 ст. 162 СК РФ, порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории Российской Федерации определяется законодательством Российской Федерации. В случаях, если законодательством Российской Федерации допускается установление отцовства (материнства) в органах записи актов гражданского состояния, проживающие за пределами территории Российской
Федерации родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином Российской Федерации, вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства (материнства) в дипломатические представительства или в консульские учреждения Российской Федерации.
Следовательно, установление происхождения ребенка осуществляется компетентными органами в соответствии с национальным законодательством иностранного государства.
Согласно ст. 12 Закона о гражданстве РФ , ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
• оба его родителя (или единственный его родитель) имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);
• один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
• один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
• оба его родителя (или единственный его родитель), проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если его родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Согласно ст. 163 СК РФ, права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином
которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.
Каждый несовершеннолетний ребенок должен проживать с родителями, а в случае расторжения брака - с одним из родителей. Регистрация ребенка осуществляется по месту жительства родителей (родителя). Родители обязаны воспитывать и содержать своих несовершеннолетних детей (за исключением случаев отсутствия родителей, признания их недееспособными или лишения их родительских прав). Такие правила в основном закреплены во всех международных соглашениях и конвенциях, а также в национальных семейных законодательствах государств.49


4.3. Особенности правового регулирования отношений усыновления с участием иностранцев и лиц без гражданства


Порядок усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации ребенка - гражданина РФ регулируется ст. 165 СК РФ, которая предусматривает, что усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.
Таким образом, усыновление на территории РФ ребенка - гражданина РФ осуществляется по законодательству усыновителя, то есть иностранного гражданина, отдавая тем самым предпочтение иностранному законодательству.
Усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации детей - граждан РФ производится только в судебном порядке, путем рассмотрения гражданского дела Верховным Судом соответствующего субъекта Российской Федерации по месту нахождения (проживания) ребенка.
Порядок рассмотрения гражданского дела по вопросу усыновления регулируется гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (ГПК РФ). Усыновление (удочерение) ребенка относится к числу дел особого производства, представление необходимых документов и гражданами РФ, и иностранными лицами. В соответствии со ст. 269-275 ГПК РФ заявление об установлении усыновления или удочерения (далее - усыновления) ребенка гражданином РФ, желающим усыновить ребенка, подается в районный суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории России, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином нашей страны, должны подать заявление об установлении усыновления в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.
В соответствии со ст. 271 ГПК РФ, к заявлению об усыновлении ребенка должны быть приложены:
1) копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке; копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке; при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты:
- медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);
- справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
- документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;
- документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;
2) к заявлению граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, прилагаются, помимо вышеперечисленных документов, также заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и последующее постоянное жительство на территории этого государства;
3) к заявлению об усыновлении на территории Российской Федерации гражданами России ребенка, являющегося иностранным гражданином, помимо документов, указанных выше, также прилагаются согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого ребенок является, и, если это требуется, в соответствии с законодательством указанного государства и (или) международным договором Российской Федерации, согласие самого ребенка на усыновление. Все документы подаются в двух экземплярах (ст. 271 ГПК). Документы усыновителей-ино- странцев должны быть легализованы и переведены. Перевод должен быть нотариально удостоверен.
Согласно ст. 272 ГПК РФ судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка.
Кроме того, при усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, надлежит представить документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан РФ или на усыновление родственниками ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
В соответствии со ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Закрытый характер заседания усиливает гарантии соблюдения тайны усыновления (удочерения) (ст. 139 СК РФ).
Согласно статье 274 ГПК РФ, суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. Суд, удовлетворив заявление об усыновлении, может отказать в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в записи акта о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка.
Судья при рассмотрении дела обязан выяснить вопрос о возможности передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, и лишь после установления невозможности такой передачи предоставляется право на усыновление ребенка иностранными лицами или лицами без гражданства.
В мировой практике семейное законодательство разных стран предусматривает различные обстоятельства, ограничивающие усыновление ребенка, носящие более жесткий характер в сравнении с семейным законодательством Российской Федерации. Например, в Голландии усыновление разрешается только женатым парам с брачным стажем не менее пяти лет; в Испании лицо, усыновляющее ребенка, должно быть не моложе 25 лет; в Германии и Израиле не допускается усыновление одинокими гражданами; в Израиле, Италии и Швейцарии разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна составлять 18 лет, а в Великобритании - 21 год. (21 декабря 2012 г. Государственная Дума Российской Федерации приняла Закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» . В соответствии со ст. 4 данного Закона запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам США. В связи с этим прекращено действие от имени Российской Федерации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 13 июля 2011 г. Данный Закон, получивший название Закона Димы Яковлева, явился ответом на многочисленные случаи жестокого обращения с усыновленными российскими детьми в США.)
Таким образом, если зарубежное законодательство не предусматривает при определенных обстоятельствах усыновления, то его невозможно осуществить и на территории Российской Федерации. Если же усыновителями будут являться супруги, имеющие разное гражданство, то при решении вопроса об усыновлении суд обязан учесть и применить нормы семейного законодательства государств, гражданами которого являются будущие усыновители.
При усыновлении на территории Российской Федерации ребенка - иностранного гражданина суду необходимо учитывать законодательство иностранного государства по вопросам получения согласия законного представителя на усыновление, а в необходимых случаях, когда предусмотрено законом, необходимо учитывать и согласие самого ребенка (если ребенку 10 и более лет), а также согласие соответствующего компетентного органа конкретного государства на усыновление.
Усыновленные иностранными гражданам или лицами без гражданства дети - граждане Российской Федерации должны быть поставлены на учет в консульском учреждении Российской Федерации по месту проживания усыновленного ребенка. Данное положение подробно регламентировано в Постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 и Правилами постановки на учет усыновленных детей.
В свою очередь, контроль за постановкой усыновителями на учет усыновленного ребенка осуществляет также специальная организация, уполномоченная иностранным государством, которая и представляет интересы усыновителя на территории Российской Федерации при решении вопроса об усыновлении ребенка. Такие организации имеют свои представительства и осуществляют свою деятельность в соответствии с Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением».
Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда. В случае усыновления ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства отчеты об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка составляются в порядке и сроки, которые определены Положением о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением».
В семейном законодательстве и Российской Федерации, и зарубежных государств предусматривается отмена усыновления. В частности, согласно п. 2 ст. 165 СК РФ, отмена усыновления возможна в случае нарушения прав или интересов ребенка, установленных законодательством РФ и международными договорами РФ. Такое усыновление независимо от гражданства усыновителя осуществляется в судебном порядке. Кроме того, в соответствии со ст. 142 СК РФ, правом требовать отмену усыновления обладают родители, сам ребенок по достижении 14 лет, органы опеки и попечительства и прокурор.
В общем случае, рассматривая дела об усыновлении ребенка (об отмене усыновления) национальные и иностранные суды анализируют представленные заинтересованными лицами доказательства по делу и выносят соответствующее судебное постановление.

Источник: Беляков, В. Г. Семейное право: учеб. пособие / В. Г. Беляков, Е. Н. Дидковская, Т. К. Кириллова, Е. Б. Макушина, И. К. Пархоменко, К. Б. Хачинский. - СПб.: СПбГАСУ, 2019. - 172 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.