Страница 3 из 4
3. Приемная семья
Конвенцией о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-I), провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания (абзац шестой преамбулы Конвенции). Наряду с усыновлением в России формой передачи в семью на воспитание является передача несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемную семью (ст. 123 СК РФ). Приёмная семья и патронатное воспитание являются формами возмездной опеки и попечительства в России. Приемная семья является институтом семейного права России, впервые предусмотренным СК РФ 1996 года. В приемную семью на воспитание передается ребенок, который остался без попечения родителей, в том числе, который находится в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения. Выбор ребенка осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью с согласования с органами опеки и попечительства. По общим требованиям не допускается разъединение братьев и сестер, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам. При достижении ребенком 10-летнего возраста передача его в приемную семью совершается только с его согласия. Статей 152 СК РФ установлено, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. В отличие от усыновления, где ребёнок имеет все права кровного, приёмные дети находятся на воспитании у приёмных родителей до достижения ими совершеннолетия. Приёмный ребёнок не может претендовать на наследство приёмных родителей. Статус приемной семьи регламентирован главой 21 СК РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ. Правовые отношения, возникающие между сторонами договора о приемной семье, регулируются нормами ГК РФ. Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее - постановление № 423). Указанным постановлением установлены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах; Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного; Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье; Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Статьей 153 СК РФ установлено, что приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором. Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных статьей 35 ГК РФ, указанным законом »Об опеке и попечительстве», а также статьей 146 СК РФ. Как и при усыновлении одним из требований к лицам, желающим принять оставшегося без попечения родителей ребенка в семью, является прохождение ими подготовки в школе приемных родителей и получение свидетельства. Предусмотрены требования к договору о приемной семье (ст. 153.1 СК РФ). В нем должны содержаться сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования подопечного, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, ответственность сторон, а также основания и последствия прекращения такого договора. Так договором в части условий содержания, воспитания и образования подопечного определено, что приемный родитель воспитывает подопечного на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь, создает условия для получения подопечным образования, заботится о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. А также приемный родитель создает подопечному соответствующие санитарно-гигиеническим нормам жилищно-бытовые условия, обеспечивает полноценное качественное питание. В договоре в части прав и обязанностей органа опеки и попечительства предусмотрен размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяемые в соответствие с законами субъектов Российской Федерации. К примеру, в Санкт-Петербурге Законом от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.07.2014 № 561 установлены ежемесячное вознаграждение приемным родителям в размере 9 174 руб., с которого удерживается НДФЛ, и выплаты денежных средств на содержание подопечного в размере 8 745 руб. А Законом Кировской области от 04.12.2012 № 222-3 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию», постановлением Правительства Кировской области от 15.09.2015 № 60/600 «Об утверждении порядков и условий предоставления отдельных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей» установлены иные размеры вознаграждения приемным родителям - 4 439 руб. - на одного ребенка, 5 915 руб. - на двоих, выплаты же на содержание подопечного в размере 6 613 руб. Приемные родители обязаны ежегодно представлять в орган опеки и попечительства за предыдущий год отчет о хранении, об использовании имущество подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов по форме, утвержденной постановлением № 423. В Санкт-Петербурге органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления, исполняющими функцию по опеке и попечительству на соответствующей территории, и договор о приемной семье заключается между муниципальным образованием и опекунами, исполняющими свои обязанности на возмездных условиях по договору о приемной семье на основании постановления муниципального образования. Договором о приемной семье предусмотрена обязанность приемных родителей не препятствовать личному общению подопечного с его кровными родственниками, если это не противоречит интересам подопечного, его нормальному развитию и воспитанию. Приемный родитель обязан: осуществлять защиту прав и законных интересов подопечного; предоставлять по запросу органа опеки и попечительства информацию о выполнении своих обязанностей; обеспечивать полноценный регулярный уход за подопечным в соответствии с его индивидуальными потребностями, в том числе прохождение им регулярной диспансеризации; обеспечивать посещение общеобразовательного учреждения; извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования подопечного; предоставлять возможность обследования условий жизни и воспитания подопечного и др. Приемный родитель несет ответственность за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье и развитие подопечного, надлежащее выполнение своих обязанностей и целевое расходование денежных средств. Орган опеки и попечительства несет ответственность за надлежащее выполнение обязательств по отношению к приемной семье. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнение одной из сторон своих обязательств, другая сторона вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в суд. Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства (ст 153.2 СК РФ). Указанной статьей предусмотрено, что приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие); в свою очередь, орган опеки и попечительства также вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей. Основанием для расторжения договора о приемной семье может служить существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в ситуации экономической нестабильности и финансового кризиса социальная значимость и ценность института приемной семьи в России возрастает. Российское законодательство, регулирующие функционирование этого института семейного права, в первую очередь направлено на защиту интересов ребенка, оставшегося по разным причинам без попечения родителей. На федеральном и региональном уровнях предусмотрены различные меры социальной поддержки приемных семей. Однако, та разница, которая существует в регионах в установлении размера ежемесячных выплат на содержание подопечных, переданных на воспитание, и вознаграждения приемных родителей является недопустимой для правового государства и требует законодательного урегулирования. Думается, что для российских приемных семей должны быть установлены достойные единые размеры социальных выплат вне зависимости от экономического состояния бюджетов субъектов федерации.
|