На главную Подросток Учебная деятельность Сущность проблемы понимания и методики его формирования - Приложение
Сущность проблемы понимания и методики его формирования - Приложение
Подросток - Учебная деятельность
Индекс материала
Сущность проблемы понимания и методики его формирования
Практикум
Приложение
Все страницы

Приложение

ТЕКСТ – законченное, целостное в содержательном и структурном отношении речевое произведение: продукт порождения (производства) речи, отчужденный от субъекта речи, и, в свою очередь, являющийся основным объектом её восприятия и понимания.
Любой текст, воспринимаемый как «нормальный», обладает признаками цельности и связности. Восприятие текста предполагает выделение в нём структурно-смысловых опор. Любой текст удовлетворяет требованиям конституативности (соотнесенности с ситуацией общения) и контекстуальности (соотнесенности с другими текстами), с другой стороны, текст является контекстом для входящих в его состав отдельных высказываний. В предельном случае текст может являться изолированным высказыванием вплоть до однословного.
В расширительном значении текст – любой объект восприятия и понимания: природа, общество, культура, человек.
ЗНАЧЕНИЕ – обобщенная форма запечатления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Посредством системы значений сознанию субъекта предстает образ мира, других людей, самое себя. Индивидуальная система значений, выступая в виде эталонов обусловливает познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) и типы социального поведения. Носителями значений, наряду со структурами естественного языка выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, «язык» искусства.
Значение раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры в социально-нормированном смысле.
Для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение в предметном отношении формирующихся индивидуальных значений с социально принятыми нормами.
СМЫСЛ – 1) суть, главное основное содержание (иногда скрытое) в явлении, сообщении или поведении; 2) личностная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта. Понятие смысла является междисциплинарным и, как правило, используется вместе с понятием значения, причем единая его традиция не выработана: в лингвистике, логике и теории понятие смысла чаще используется в первом определении, фактически символично понятии значения; в психологии, социологии и философской антропологии оно чаще используется во втором определении, образуя с понятием значения полярную оппозицию.
ПОНИМАНИЕ – 1) способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внутренними или внешними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность и адекватность воссозданных представлений содержанию воздействия. Без понимания как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия.
Для понимания характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное видение причинно-следственных связей. Наиболее подробно изучена роль языка в понимании. К психологическим механизмам понимания относятся идентификация, проекция, социальная перцепция, эмпатия, инсайт, интуиция, каузальная атрибуция.
АНАЛИЗ – процедура мыслительного, а часто также реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов), или отношения между предметами их части (признаки, свойства, отношения).
ОЦЕНКА – отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам, критериям (одобрение, осуждение, согласие, принятие, критика).
КОРРЕКЦИЯ – (фр. correctif, лат.correctus – исправленное) деятельность по частичному изменению, исправлению чего-либо.
КОНСТРУИРОВАНИЕ – (от лат. construction – составление, построение) деятельность по созданию конструкций: устройств, составленных из каких-либо частей.

ЛИТЕРАТУРА

  • Загадка человеческого понимания /Сост. В.Л.Филатов. – М., 1991.
  • М.М.Бахтин как философ /С.С.Аверинцев, Ю.П.Давыдов и др. М., 1992.
  • Мегреладзе, Х.Р. Основные проблемы социологии мышления /Х.Р.Мегреладзе. – Тбилиси, 1979.
  • Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Ю.В.Сенько. – М., «Академия», 2000.

Воднева Г.Д., доцент кафедры управ-ления и технологий образования УО “ВОГ ИПК и ПРР и СО”

Диагностика эффективности технологии учения школьников: материалы в помощь учителям-экспериментаторам

Одним из серьёзных затруднений в деятельности учителя-экспериментатора, ведущего апробацию технологии учения школьников, является анализ и оценка достигнутых результатов. Предлагаемые диагностические материалы позволяют проанализировать, в какой степени сформированы у учащихся следующие интегративные умения:
1. Самостоятельный анализ текста (с позиции его нравственного потенциала). Ученику предлагается озаглавить текст с точки зрения его нравственной направленности.
2. Умение самостоятельно определять входящие в текст понятия. Соответствующее задание построено с использованием метода неоконченных предложений.
3. Умение “прожить” текст, “исполнив” роль одного из “героев”, т.е. реализовав принцип ролевого участия в событиях. “Герой” – не обязательно человек, это может быть один из упоминаемых в тексте предметов, “от лица” которого необходимо изложить содержание текста.
4. Владение приёмами реконструкции текста. В соответствующем задании предложено изложить текст, начиная с его середины.
5. Умение самостоятельно формулировать и задавать вопросы к тексту, причём вопросы, связанные с различными контекстами данного текста.
6. Умение переносить полученную информацию в другие (подобные) ситуации.
7. Умение находить и выделять ключевые слова текста.
8. Умение нестандартно (творчески) презентовать информацию, почерпнутую в данном тексте.
9. Умение определять поле незнания (в пределах заданного текста).
10. Умение презентовать текст в художественном варианте (рисунок, словесное рисование).
Предлагаемый нами подход к диагностике в определенной мере согласуется с исследованиями, проводимыми по программе международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в ХХI веке – Programme for international Student Assessment – PISA, в ходе которых не уделяется значительное время проверке овладения конкретным содержанием учебных дисциплин. Основное время отводится изучению состояния более широких знаний и умений, необходимых во взрослой жизни и приобретенных при изучении школьных предметов, а также оценке межпредметной компетентности учащихся (использованию знаний, полученных в рамках изучения различных предметов или из других источников информации, для решения поставленной задачи).
Выявляя «грамотность чтения», исследователи, работающие по программе PISA, оценивают, в какой мере выпускник основной школы понимает тексты, умеет ли размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном.
Заметим, что в отличие от PISA-исследований, мы не предлагаем учащимся заданий с готовыми ответами. Наоборот, уровень межпредметной компетентности, в том числе «грамотность чтения», на наш взгляд, необходимо «замерять» в ситуации самостоятельного поиска ответов, выполнения заданий.
Диагностируемый нами комплекс умений при достаточной его сформированности свидетельствует о том, что учащиеся преодолели барьер линейности восприятия текста, умеют на доступном для себя уровне «вычерпывать» текст, многосторонне и многоаспектно интерпретировать его. Такой уровень подготовленности учащихся – свидетельство того, что из простых потребностей текстового материала школьники превратились в соавторов, которые свободно владеют освоенной информацией и создают свои тексты (возможно, имеющие не меньшую ценность, чем у первоначально воспринятого ими текста).
Следует отметить, что подобные диагностические задания можно использовать как поэлементно, так и в виде интегрированного текстового задания.
Первый вариант используется учителем по мере формирования у учащихся соответствующих умений.
К вариантам интегрированного текстового задания учитель обращается на заключительном этапе эксперимента по освоению технологии учения школьников (ТУШ). В этом случае итоговый анализ и оценивание проводят совместно учителя-экспериментаторы и заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. Полученные данные целесообразно сравнить по разным классам и педагогам-экспериментаторам.
Обратим внимание руководителей экспериментальных школ и на тот факт, что сами по себе предлагаемые задания могут применяться не только для диагностики, но и для обучения школьников соответствующим умениям и приемам учебно-познавательной деятельности. В этом случае отдельные варианты ответов на задания могут быть предложены ученикам как образцы (примеры) выполнения этих заданий. Затем школьникам предлагают найти свои (другие) варианты ответов (выполнения) заданий.
Рекомендуем по мере необходимости включать творческую группу учителей школы в подготовку своих (авторских) заданий для диагностики (на предметном материале) с опорой на приведенные в данной публикации материалы.

Задание для диагностики, эффективности
технологии учения школьников

Курган около Заславля

Рядом с деревней течёт небольшая речка, которая до наших дней зовётся Княгиней. Люди говорят, что около этой речки был замок, в котором жила какая-то княгиня. Она любила гулять по берегу речки в глубокую полночь. За панским двором был виден какой-то небольшой вал и рядом с ним маленький курган… Говорят, будто на том валу когда-то возвышался красивый замок, в котором жили две сестры-княжны: старшая – красавица, а младшая – уродина. Раз проезжал через Заславль минский князь и, познакомившись с княжнами, полюбил младшую и попросил её руки. Расстроилась старшая княжна-красавица из-за выбора князя, тем более что она полюбила его, и стала делать всё, чтоб помешать свадьбе сестры. Но не смогла она ничего сделать и попросила помощи у колдуньи, что жила над рекою. Получила от колдуньи некое зелье и поспешила домой. Но, идя через лес, испугалась какого-то привидения и с перепугу бросилась в реку. Сестра похоронила её около замка и насыпала курган.
Прочти текст. Выполни следующие задания.
Задание 1. Предложи свой заголовок текста, отразив в нём нравственную сторону этого предания.
Задание 2. Продолжи (заверши) следующие предложения:
Замок – это …
Курганами называют ….
Попросить руки – это значит …
Зельем наши предки называли …
Привидение – это …
Задание 3. Перескажи эту легенду от лица одного из «героев» предания (представь, что любой из живых или неживых предметов из этого предания может говорить, вспоминать события).
Варианты рассказа:

  • Легенда речки Княгини.
  • Память старого замка.
  • Воспоминания колдуньи.
  • О чём рассказал старый курган.
  • Рассказ лесного привидения.

Задание 4. Изложи текст полностью, начиная со слов: «Раз проезжал через Заславль минский князь …»
Задание 5. Задай свои вопросы к этому тексту, соблюдая следующие условия:
1. Ты обсуждаешь с друзьями географическую сторону этого предания.
2. Речь идёт об исторической стороне событий.
3. Вопрос отражает нравственную позицию составителей этого предания.
4. Вопрос касается вероисповедований наших предков.
5. Вопрос касается времени (поры года, времени суток).
Задание 6. Назови известные тебе народные сказки, в которых описаны подобные ситуации, подобные отношения между героями.
Задание 7. Выдели ключевые слова этого текста (те, опираясь на которые, можно изложить текст).
Задание 8. Представь себе, что тебя попросили в школьной газете сделать рекламу данного предания, чтобы заинтересовать младших школьников. Предложи свой вариант этой рекламы.
Задание 9. Предания всегда отличаются неполнотой информации. Какой информации недостаёт в этом предании о кургане?
Задание 10. Вашему классу предложили провести конкурс рисунков о заславльском кургане. Что ты изобразишь на своем рисунке?

Анализ и оценка выполнения заданий

Задание 1. Оно ориентировано на владение учеником приемом возведения текста в контекст. Возможные варианты заголовков: «Зло и Наказание», «Добро сильнее Зла», «Умение прощать», «Силы Добра и Зла». Выход ученика на эти и подобные им заголовки – свидетельство понимания нравственной стороны текста. Соответственно, за такой заголовок ученик может быть оценен отметкой «В» - высокий уровень. Среднему уровню «С» соответствуют заголовки «Добрая и Злая сестры», «Красавица и уродина», «Любовь и Смерть» и т.п., не в полной мере раскрывающие нравственный потенциал предания. Низкий уровень «Н» отвечает заголовкам, которые не затрагивают сути предания: «Курган у замка», «Память о княжне» и др., а также вообще невыполнению первого задания.
Задание 2. Оно связано с умением школьника определять понятия. Уровень сформированности этого умения оценивается по степени соответствия словарным определениям:
Замок – это творец и крепость феодала; большой помещичий дом затейливой архитектуры.
Курганами называют высокие насыпи над древними могилами.
Попросить руки - это значит посвататься, предложить взять любимую девушку замуж.
Зельем наши предки называли отвар или настой из трав или других природных материалов, который обладал волшебной силой.
Привидение – призрак (образ умершего или отсутствующего человека), который является кому-либо в воображении.
Оценка «В» выставляется в случае полного и правильного раскрытия содержания понятий в определениях, данных учеником.
Оценка «С» может быть поставлена, если ученик правильно определил 4 понятия, а также если допущены незначительные отклонения в раскрытии содержания всех 5 понятий.
Оценка «Н» отвечает случаю, когда определены 3 и менее понятий, а также при наличии серьёзных ошибок в определениях.
Задание 3 Оно ориентировано на выявление умения образно мыслить. «проживать» текст с позиций ролевого участия в описываемых событиях.
Для удобства анализа и оценивания могут быть взяты за основу примерные варианты рассказов от лица «героев» предания.

Легенда речки Княгини
Теки, струись вода. Вот и опять, как было когда-то, наступает вечер. И кажется мне, что вновь в мои воды смотрится старый замок. А по дороге к замку мчится красавец-князь со своей дружиной. Мчится и еще не знает, что едет на встречу с судьбой своей. Ведь в замке живут две молодые княжны: красивая и безобразная. И одну из них – некрасивую полюбит минский князь…
Да, так оно и было: полюбил он младшую, некрасивую. Ох, как расстроилась красавица – старшая княжна! Видела я, как помчалась она к дому злой колдуньи, что стоял поодаль от замка. Слышала я, как просила княжна у неё зелье, чтобы опоить им князя и отворотить его от свадьбы с младшей сестрой. Видела, как в сумерках бежала она с зельем в руках, пробираясь через прибрежный лес. И вдруг мелькнуло из-за деревьев что-то белое, прозрачное, как ночной туман над моей водой. Я сразу поняла: это привидение. А княжна испугалась, с перепуга кинулась вот к тому крутому моему берегу, и приняли ее мои воды… Лишь наутро достали её тело из моих вод.
Долго плакала на берегу моём младшая княжна. И, поверьте, не пришлось мне за все мои долгие годы видеть таких красивых человеческих слёз.
А потом схоронила она красавицу-сестру, а слуги княжеские насыпали на её могиле высокий курган.
Годы идут, осел курган, стал меньше ростом, но всё стоит на своём месте и, как метка памяти, молчаливо напоминает и мне – речке Княгине, и всем в окрестности о Любви и Злобе, о добрых и злых силах, о преданиях давних веков.

Память старого Замка
Ох-хо-хо! Много воды утекло в речке Княгине с тех пор, когда я был молод и строен, привлекал издалека взгляды людей своими высокими стенами и боевыми башнями… Мало от меня осталось: только кое-где сквозь землю проступают остатки кладки, да сохранились местами следы защитного вала. Да еще поодаль курган. Там, где-то в глубине, лежат останки одной из моих хозяек, княжны-красавицы. Я всегда любовался, когда, стуча сапожками, проходила она по моим залам. Да вот не сложилась у нее жизнь: утонула в речке Княгине, что и сейчас стремит свои воды рядом со мной и с курганом.
А сложилось всё так. Как-то раз затрубили трубы: во двор замка въехал минский князь со своею дружиною. Встретила его моя красавица, встретила и ее сестра – младшая хозяйка. Правду сказать, была она очень некрасива, но мила характером и светла душой. Слово за слово, и понял я: по душе пришлась князю именно она, некрасивая, но добрая и светлая. Попросил он руку у младшей княжны, и слышали мои стены, как прозвучало ответное «да».
Развернулись в моих залах и во дворе предсвадебные хлопоты. А вот красавица-хозяйка призадумалась, пригорюнилась. Понял я, что не рада она счастью сестры: самой ей приглянулся молодой князь. А под вечер ушла она за мои ворота и не вернулась. Только назавтра принесли её слуги, неживую, в мокрой одежде и облепленную речной тиной. Слыхал я потом от слуг княжеских, что замыслила красавица зло против сестры, затмили ей ум зависть и желание самой выйти замуж за князя минского. Попросила она какое-то зелье у колдуньи, что жила над рекою. А когда, на ночь глядя, бежала с зельем через лес домой, чего-то испугалась. Сказывали: привидения. Кинулась с берега в Княгиню и утонула.
Видел я, как горевала вторая княжна. Схоронила старшую со всеми заботами и почестями. Вот и курган по её воле насыпан над могилой. Как гляну нанего, так и вспоминаю былые годы, свою молодость и силу и хозяек своих, в чьих судьбах так переплелись Любовь и Смерть, Добро и Зло, Счастье и Несчастье.

Рассказ лесного привидения
Не везёт нам, привидениям! Страшатся люди встречи с нами, пугаются и порой сотворят такое, что и вспоминать не хочется.
Вот была у меня как-то встреча на берегу Княгини. Вышло я на прогулку по вечернему лесу, а навстречу девушка-красавица. Позднее подруга моя, заславльская колдунья, рассказала, что прибегала к ней княжна из соседнего замка, просила о помощи. К ним в замок приехал минский князь и посватался к её младшей сестре. А та была некрасивая, но добрая и чистая сердцем. Красавице-княжне очень князь понравился, и решила она эту свадьбу расстроить. Вот и обратилась к подруге моей за волшебным зельем. Получила зелье, двинулась через лес к замку, а тут я навстречу. Испугалась красавица, кинулась к речке и бултых в воду.
Вот сижу я сейчас на этом холмике и вспоминаю. А холмик-то не простой. Это курган, где похоронила младшая сестра княжну-утопленицу. И грустно мне: ведь не хотело я никакого вреда княжне причинить, а она сама… Нет, непонятные существа эти люди: нас, безобидных, боятся, а сами порой совершают недобрые поступки. Сами страдают и другим приносят горе.
Оценка «В» даётся рассказам, которые демонстрируют, что ученик смог встать на позицию выбранного им «героя» предания, изложить суть предания, эмоционально презентовать те мысли и чувства, которые могли бы проявиться, если бы это было живое, мыслящее и чувствующее существо.
Оценка «С» соответствует варианту ученического текста, где события изложены с позиции соответствующего «героя», но частично упущены детали предания, невысок уровень эмоционального изложения.
Оценка «Н» выставляется в случае, если ученик не смог с позиции избранного «героя» изложить события и факты.
Цель задания 4 — выявить, насколько свободно ученик владеет приемом реконструкции текста.
В частности, в реконструированном варианте текст мог бы выглядеть так:

Курган около Заславля

Раз проезжал через Заславль минский князь. На берегу речки Княгини увидел он замок и решил заглянуть в гости к его владельцам. Встретили его две сестры-княжны. Старшая – красавица, младшая – внешне некрасивая. Но познакомившись с ними, понял князь, что мила ему младшая из сестер. И попросил князь её руки. Обидно стало красавице-княжне, что выбор пал не на неё, тем более, что полюбила она князя. Стала старшая княжна делать всё, чтобы расстроить свадьбу младшей. Но не смогла она ничего сделать и попросила помощи у колдуньи, что жила над рекою. Получила у колдунью некое зелье и поспешила домой. Но, идя через лес, испугалась какого-то привидения и с перепугу бросилась в реку. Сестра похоронила её около замка и насыпала курган.
Вот и сейчас за бывшим панским двором видны остатки небольшого вала, а рядом с ним расположен маленький курган. Люди говорят, что это тот самый курган, где похоронена красавица-княжна.
Оценка “В” ставится за свободное владение приёмом реконструкции текста, т.е. если ученик выполнил задание № 4, не нарушив целостность, неразрывность текста.
При наличии незначительных отклонений (например, утраты малозначительных слов, фактов) выставляется оценка “С”.
Если целостность текста нарушена, ставится оценка “Н”.
Задание 5 соединяет в себе два аспекта:
- во-первых, умение выделить соответствующие контексты (1-5);
- во-вторых, умение ученика подбирать, конструировать и формулировать свои вопросы к тексту.
Для удобства оценивания далее предлагаются возможные вопросы в соответствии с выделенными контекстами:

Географический контекст
1. Где расположен (располагался) Заславль?
2. К какому виду рек относится Княгиня?
3. Можно ли по одному названию реки судить о территории, где она протекает?
4. Какие данные из текста свидетельствуют о том, что предание родилось на белорусской земле?
5. Можно ли по описаниям в тексте оценить, в какой природно-климатической зоне происходят события?

Исторический аспект

6. Какие объекты, упомянутые в предании, позволяют (хотя бы приблизительно) оценить, сколько веков назад происходили эти события?
7. Предложите и обоснуйте крайние временные границы этих событий: верхнюю и нижнюю.
Нравственный аспект
8. Можно ли поступок красавицы-княжны (поход к колдунье за зельем, которое предотвратит свадьбу сестры) расценивать как предательство?
9. Какие факты предания свидетельствуют о благородстве младшей сестры?
10. Какие достоинства, на ваш взгляд, увидел минский князь в младшей княжне и, соответственно, попросил её руки, а не руки княжны-красавицы?
11. Можно ли считать привидение виновником гибели старшей княжны? Что её сгубило на самом деле?
Аспект верований героев
12. Что говорит о языческом характере верований героев предания?
13. Какие из этих верований сохранились и в наше время?

Временной контекст

14. В какую пору года произошли события, о которых идёт речь в предании?
15. Можно ли оценить по данному тексту время, когда утонула старшая сестра?
Оценка «В» выставляется, если ученик, затронув все названные аспекты, сформулировал 8-10 вопросов.
Если затронуты не все аспекты, а количество вопросов лежит в интервале от 4 до 7, ставится оценка «С».
Оценка «Н» выставляется за 1-3 вопроса.
Задание 6 ориентировано на анализ и оценку умений осуществлять перенос информации из одной ситуации в другую, сравнивать системы ценностей, описанных в разных текстах.
Оценка «В» ставится, если ученик назвал 4-5 сказок и обосновал свой выбор (сопоставил события, ситуации, отношения героев).
Оценка «С» соответствует варианту, когда ученик обосновал выбор от 1 до 3 сказок.
Оценка «Н» отвечает ситуации, когда ученик вообще не справился с заданием.
Задание 7 оценивается по полноте и правильности выделения ключевых слов.
Важное ключевое слово в данном тексте – курган (именно он «хранит» тайну событий предания).
Не менее значимым словом является «Заславль» (место событий).
Княжна – третье ключевое слово (ведь обе главные героини – княжны).
Помимо этих слов ученик может выделить: замок, князь, колдунья, приведение.
В то же время все эти слова лежат «на поверхности» событий. Если ученик осмыслил глубинную сущность предания, он назовёт иные ключевые слова: ЛЮБОВЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛО, ПРОЩЕНИЕ, ПАМЯТЬ, то есть ведущие нравственные понятия, которые в тексте (за исключением слова «ЛЮБОВЬ») не отражены. Наличие последних понятий в ответе ученика позволяет оценить его отметкой «В», а если преобладают слова «курган», «Заславль», «княжна», «замок» и т.д. – ответ оценивается на «С». Случайный, не являющийся ключевым, набор понятий оценивается отметкой «Н».
Задание 8 способствует выявлению умения нестандартно презентовать имеющиеся знания.
Поскольку заранее невозможно предвидеть, какие варианты и художественные приемы рекламы выберут учащиеся, целесообразно оценки выставлять после анализа всех работ учащихся. Самые целенаправленные, эмоциональные, образные рекламные продукты (1-3 работы) получают оценку «В», следующие по уровню 4-7 работ – «С». Остальные с учётом их традиционности, неоригинальности – «Н».
Задание 9 позволяет выявить, насколько продуктивно ученик ищет недостающую информацию, может ли чётко представить поле незнания. В частности, для исходного текста неполная информация дана:

  • О «какой-то княгине, которая жила в замке и любила гулять по берегу речки в глубокую полночь». Возникает целый ряд вопросов:

- чем были вызваны эти ночные прогулки?
- не связано ли привидение с призраком обитательницы замка?
- Какое отношение имеет княгиня к событиям, описанным в тексте?
О замке:
- Что за замок был рядом с речкой? Что с ним случилось, почему он исчез?
В отношении вала:
- Это был природный или искусственный вал?
О зелье:
- Оно было приворотным, отворотным?
- Кому это зелье предназначалось: князю, младшей сестре?
О князе:
- Какой именно из минских князей имеет отношение к преданию? и т.д.
Целесообразно оценивать выполнение этого задания таким же образом, как и задание 8, т.е. сравнивая работы учащихся друг с другом.
Задание 10 оценивается аналогично заданиям 8 и 9. По его результатам можно судить о готовности учеников к художественной презентации знаний (через реальный рисунок, словесное описание – рисование).
Данные оценки работ учащихся сводятся в единую таблицу, которая позволяет провести дальнейший анализ уровня сформированности важнейших умений работы школьников с текстом.

Система умений работы

с текстом учеников _____ класса
__________________________________________
школа
__________________________________________________________
района, города

Фамилия, имя
ученика

Умения работы с текстом
(оценки по заданиям 1-10)

Итоговая оценка ученика

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Данные в таблицу можно вносить либо значками «В», «С», «Н», либо цифрами, приняв: «В» – 5, «С» – 4 и «Н» – 3.
Далее вычисляется средняя итоговая оценка по каждому ученику (в таблице: «Итоговая оценка ученика» и по каждому из умений (вертикальные столбцы по заданиям 1-10).
В соответствии с полученными результатами может быть выстроен рейтинг учащихся по степени владения умениями работы с текстом (в таблице проставлены в столбце «Примечания» занятые ими места).
Полезно также сравнивать средние оценки по каждому из умений (см. строку: «Рейтинг» умений»). Это позволяет оценить, какие из умений сформированы у учащихся лучше, какие – слабее. В частности, в приведенном примере особую заботу должно вызвать у экспериментатора развитие умений:
а) нестандартно презентовать имеющиеся знания;
б) самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
в) «проживать» текст с позиций ролевого участия в описываемых событиях.
В.И.Кучинский

Источник: Сущность проблемы понимания и методики его формирования: научно-методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005.– 63с.

Авторы: В.И.Кучинский, проректор по научно-методической работе УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат педагогических наук;
Е.В.Гречихо, доцент кафедры психологии, педагогики и частных методик УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»;
Г.Д.Воднева, доцент кафедры управления и технологий образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»

Рецензент: Ю.В.Маханьков, проректор по учебной работе УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат филологических наук

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.