Психологический тренинг для родителей детей с ОВЗ |
Работа с родителями - Тренинги для родителей |
Воржавинова Е.А., Цель тренинга: организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Задачи: 1. Формирование и тренировка навыков конструктивного взаимодействия. 2. Моделирование позитивного мышления. 3. Стабилизация психики и эмоционального фона. 4. Снятие психофизического напряжения, повышение стрессоустойчивости. 5. Повышение сплочённости родительского коллектива. Участники тренинга: группа родителей из 10-15 человек. Форма проведения тренинга: создание круга, свободное перемещение по залу. Продолжительность: 40 - 60 мин. Формы работы: фронтальная работа; работа в подгруппах; индивидуальная работа. Методы работы: беседа-дискуссия; игровые упражнения; релаксационные упражнения; арт-терапия. Оборудование: воздушные шары разных цветов, голубая или белая ткань, мешочек с мелкими предметами внутри (желуди, шишки, шарик, и т.д.), грецкие орехи в скорлупе по количеству участников. Ход тренинга 1. Подготовительный этап. Педагог: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы предлагаем вам немного отвлечься от возможных рабочих и семейных забот, и настроиться на процесс общения, выполнив ряд незатейливых заданий: - Скажите «Здравствуйте!» все кто пришел сегодня на встречу. - Хлопните три раза в ладоши те, у кого есть замечательные дочки. - Хлопните три раза по коленкам те, у кого самые лучшие сыночки. - Топните три раза те, у кого когда-либо возникали проблемы в воспитании детей. - Скажите « У-у-у ». Кто хоть раз в жизни не знал, как поступить со своим ребенком; - Приложите руку к сердцу, кто готов что-то изменить в себе ради воспитания счастливого, здорового ребенка. 2. Организационный этап. Игра с воздушными шарами «Облако». Педагог: Дорогие родители, закройте глаза и представьте, что мы с вами находимся на большой полянке и над нами плывет необычное облако. Воздушные шарики лежат на голубой или белой ткани, которую родители держат за края. Необходимо подбрасывать ткань с шариками вверх. Шарики высоко взлетают. Родители с закрытыми глазами пытаются поймать эти шары. Затем родители открывают глаза и снова подбрасывают и ловят шары. Облако, облако, облако далёкое, Облако высокое, не достать рукой! Педагог: Скажите, легко ли вам было? Какие трудности возникли? Что могли символизировать эти шары? Сейчас эти шарики символизировали ваших детей! А облако - семью, семейное воспитание, возможно детский сад! Так и от наших слаженных действий зависит воспитание и дальнейшее развитие детей. Если мы будем делать это вместе и правильно, то посмотрите, как легко и дружно это получается! Игра «Чудесный мешочек» Педагог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет правила игры. Педагог: Посмотрите, в ваших руках находится по предмету. Найдите сходство между ним и вашей семьей. Придумайте ассоциацию. Например, шарик, он круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик, столом. (Родители высказывают свое мнение) Игра «Точка зрения» Участники разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения («за»), другой - противоположную («против»). Задача - склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Темы: 1. «Мама учит давать сдачу, педагог учит конструктивным способам взаимодействия»; 2. «Педагог рекомендует проявлять к ребенку требовательность в выполнении культурно-гигиенических навыков (одевания/раздевания и пр.) мама говорит, «он еще маленький, нам его жалко»; 3. «Вы предвзято относитесь к моему ребенку», педагог дает рекомендации по коррекции поведения ребенка; 4. «Вы проводите занятия в группе, но мой ребенок сидит под столом». 5. «Педагоги настроены против нашей семьи и нашего ребенка, вы постоянно посылаете нас то к логопеду, то к психологу, наш ребенок что, самый плохой?» - педагог дает рекомендации как можно скорректировать пробелы в развитии поведения и когнитивных процессов; 6. «Вы никогда не даете роли в утренниках и праздниках моему ребенку, он что, самый не способный?» - ребенок на самом деле не справится. Анализ: фактически идет работа с возражениями. - Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто. - Какие приемы позволяют сделать этот процесс более «гладким». Основной принцип - не бороться (борьба позиций приводит в тупик). Игра «Орехи» (Ю. Зарипова) Педагог: Возьмите, пожалуйста, по одному ореху и в течение 1 минуты необходимо рассмотреть свой орех и запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого каждый пытается найти свой. Что помогло найти свой орех? В толпе все люди одинаковые, как орехи, когда они лежали вместе. Чтобы увидеть человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, гнилым, пустым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха очень жесткая скорлупа. Она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они не могут сразу открыться. Для этого должно пройти время. Мы выяснили, что каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна - единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Педагог: А сейчас я предлагаю вам изменить ситуацию - сделать свой «орех» уникальным. Перед вами пластилин, украсьте орех. (Родители с помощью пластилина украшают орех). Педагог: Подходит к концу наша встреча. Предлагаем каждому участнику выразить свое мнение по поводу сегодняшнего тренинга, закончить фразу: «Мне сегодня было ...». Выдержка и терпение приводят к положительным результатам. Будьте терпеливыми, спокойными, внимательными к своим детям. Любите своих детей, радуйтесь их открытиям, проживайте вместе с ними прекрасное время. Источник : Современная образовательная организация от «А» до «Я» : сборник С 56 методических материалов. Серия № 2 / под общ. ред. А.А. Жерновой. - Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. - 404 с.
|
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |