На главную Работа с родителями Рекомендации родителям Методические основы работы с родителями и учителями школы по воспитанию ответственности
Методические основы работы с родителями и учителями школы по воспитанию ответственности
Работа с родителями - Рекомендации родителям

Методические рекомендации: «Методические основы работы с родителями и учителями школы» (Н.Г. Капустина)
С учетом того, что понятия самостоятельности и ответственности неразрывно связаны между собой, необходимо и детей воспитывать в единстве самостоятельности и им ответственности. «Очень немногие понимают, что тот, кто принимает самостоятельное решение, несет за него ответственность» (Г.Н. Сартан, 1999).

Изучение динамики дезадаптационных проявлений у учащихся средних школ выявило, что большинство подростков не готовы к исполнению роли взрослого. Такое самосознание – это результат авторитарного, но бессистемного воспитания, где при постоянном давлении отсутствуют образцы приемлемого поведения, где требования формальны и нередко неразумны. В то же время более 40% изученных семей являются формальными, т.е. нет психологического единства.
Поэтому при работе по воспитанию ответственности у детей, одной из задач мы определили взаимодействие с родителями.
В подростковом возрасте дети стремятся быть самостоятельными, но нести ответственность за свои поступки не желают. В то же время родители с одной стороны хотят видеть детей самостоятельными и ответственными, с другой не дают им самостоятельности, контролируют каждый шаг. Роберт Т. и Джин Байярд (1991) отмечают, что подавляющее большинство родителей во всем мире строит свое поведение на основе идей: «Моя обязанность заботиться о моем ребенке»; «Моя обязанность руководить моим ребенком. А его обязанность следовать моим указаниям» и т.п. Мы видим, данные идеи воспитания сводятся к тому, что ребенок беспомощное существо, им нужно руководить и опекать его. Подобные идеи не способствуют воспитанию ответственности у детей, снижают их самостоятельность, самооценку и часто приводят к конфликтам со взрослыми.
Соотношение уровня ответственности по данным самооценки школьников и их родителей подтвердили данную идею. Чем больше родители опекают и контролируют своих детей, тем ниже их самостоятельность и ответственность.
Многие из существующих педагогических и психологических технологий, предполагающих развитие тех или иных качеств школьника, оказываются малоэффективными из-за:
1) недооценки реально существующих социальных условий (семьи, школы, социального окружения);
2) недоучета врожденных компонентов и наличного уровня развития личностных качеств у девочек и мальчиков;
3) рассмотрения формируемых качеств вне взаимосвязи перечисленных компонентов.
Учитывая все выше сказанное, необходимо начинать работу с диагностики начального уровня развития ответственности у подростков. При этом исходить из того, что основным звеном системы воспитания ответственности является семья. Именно в семье ребенок выполняет первые поручения, обязанности, именно в семье формируются первые нравственные убеждения. Многое при этом зависит от внутренней реакции ребенка на происходящее и от того, что закрепится в его сознании. Думается, что для этого необходимо длительное совершенствование характера ребенка и контроль над формированием соответствующих навыков. Мы считаем, для успешного формирования ответственности ребенка необходимо, чтобы он принял порученное ему задание, осознал важность и необходимость своей деятельности не только для самого себя, но и для окружающих.
Исходный уровень ответственности у школьников определяется на основе вопросника В.П. Прядеина. Кроме того, у испытуемого выясняется, что ему мешает быть ответственным и перед кем он несет ответственность. Одновременно проводится тестирование родителей, которые оценивали уровень ответственности своих детей по тому же вопроснику и отвечали на вопросы:
1. Что мешает вашему ребенку быть более ответственным?
2. Какие постоянные и временные поручения выполняет ваш ребенок?
3. Какие меры воздействия (наказания) вы допускаете в случае невыполнения ребенком своих обещаний?
Все полученные данные (самооценка ответственности учащимися и оценка уровня развития ответственности детей их родителями) делятся квартиль процентным способом на полярные группы. Получаются средние значения более ответственных и менее ответственных школьников и оценки их ответственности родителями.
По данным В.П. Прядеина, О.В. Мухлыниной самооценка у ответственных учащихся трех классов (6, 9 и 10) оказалась выше, чем аналогичная оценка их родителями. При этом наибольшая разница оценки ответственности у учащихся 6 класса и она уменьшается к 10 классу. Сближение оценок ответственности учащимися и их родителями в 10 классе (разница 3,3 балла), по-видимому, можно объяснить процессами взросления школьников.
В группе менее ответственных учащихся наблюдается следующее: в 6 и 10 классах самооценка ниже, чем оценка родителей, а в 9 классе выше. Сравнивая оценки, выставленные родителями более ответственным детям, мы отмечаем картину, противоположную предыдущей. В 6 и 10 классах родители ставят оценку ответственности выше, чем их дети, а в 9 классе она совпадает. В группе менее ответственных испытуемых всех трех классов, учащиеся оценивают себя выше, чем их оценили родители. Другими словами, учащиеся не видят свою безответственность.
Сравнивая разницу данных между ответственными и менее ответственными учениками внутри одной возрастной группы, видим большую разницу в самооценке в 6 классе (16,8) и в оценке родителями (14,5). А в 9 классе – максимальное значение 21,3 балла в оценке учащихся их родителями, а самооценка – 10,5 балла. Соответственно в 10 классе самооценка 13,5 балла, а оценка родителями 7,3 балла. Другими словами, можно говорить о существенной разнице в оценке ответственности школьниками и их родителями в различных выделенных группах.
Проанализировав ответы учащихся и родителей на вопрос, что мешает им быть более ответственным, мы не смогли выделить разницу в ответах учащихся, попавших в группу более ответственных и менее ответственных. Наиболее часто встречающиеся ответы: лень, опека со стороны родителей, недоверие. Другими словами, качественные характеристики безответственности и ее причины одинаковы как у родителей, так и у их детей, Причем они не дифференцируются между группами более ответственных и менее ответственных детей.
В целом мы можем сделать следующие выводы:
1. Учащиеся, с низким уровнем ответственности, учатся не в полную силу, со стороны родителей в одних случаях существует чрезмерная опека, в других бесконтрольность. Постоянных поручений по дому у них нет.
2. Учащиеся с высокой степенью ответственности, как правило, учатся хорошо. Кроме общеобразовательной школы занимаются в музыкальной школе или посещают спортивные секции. Дома они имеют постоянные поручения – от наведения порядка в своей комнате до заботы о младших братьях и сестрах. Причем родители не боятся им поручать ответственные дела, например: могут оставить их с младшими детьми на несколько дней, попросить сделать крупные покупки и т.п. К их мнению в семье прислушиваются. Ответственные дети умеют более рационально распределять свое время, имеют стабильный режим дня. В группе малоответственных учащихся режима дня не придерживаются.
В заключение можно сказать, что если мы хотим видеть детей более ответственными, нужно избавлять их от излишней опеки, не бояться делегировать ответственность, давать возможность выбора, принятия самостоятельных решений, оценивать результат ответственных действий детей.
В работе с родителями необходимо использовать следующие формы:
1. Групповые родительские собрания. Помимо обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями о специфике развития подростков, родительские собрания преследовали цель стимуляции интереса родителей к своим детям, желание помочь им, научиться взаимодействовать при передаче ответственности детям.
2. На родительских собраниях сближается позиция учителей и родителей, разрешаются спорные вопросы.
3. Посещение родителями уроков (без предупреждения, добровольное по желанию и по вызову).
4. Индивидуальные консультации с родителями. Тематика консультаций определялась главным образом интересами родителей. Родителям мы старались помочь осознать необходимость передачи ответственности и самостоятельности детям.
Родителям предлагалось:
1. Замечать любые проявления своей привычки принимать решение за ребенка и начинать освобождаться, избавляться от нее.
2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком. Уже в 11–12 лет ребенок начинает по-новому осознавать свою автономность и самостоятельность. Для детей важно понять, что они не являются чьими-то копиями, что они это они. «Какими бы не были ваши первые импульсивные переживания в связи с поведением ребенка, оставайтесь твердыми. Не забирайте рычаги управления в свои руки» (Байярд Р. и Д.) Родителям необходимо понять, что передача ребенку ответственности за его поведение дает ему возможность выработать наиболее верные формы поведения, позволяющие заботиться о себе и окружающих. Однако родители должны помнить, что дети с одной стороны требуют самостоятельности, с другой стороны не хотят нести ответственность за свои действия и поступки. В ряде случаев они будут стремиться к тому, чтобы родители забрали контроль над ними обратно, а следовательно и ответственность. Родителям необходимо научиться, не поддаваться на «провокации». «Если ребенку удастся вынудить вас сказать, как ему себя вести, заставить присматривать за ним, одобрять или не одобрять его поведение, тогда он уже не должен все это делать сам. Он теперь свободен от необходимости принимать собственное решение» (Г.Н. Сартан, 2000). Если продолжить мысль, то получится, что и ответственность за свое поведение ребенок не берет на себя, т.к. решение за него приняли взрослые.

В своей работе мы ставили одну из целей донести до родителей, что сами по себе дети ответственными не станут, их надо этому научить. Для родителей были разработаны анкеты, проводились беседы и индивидуальные консультации. Родителям детей с высокими показателями агармонических составляющих предлагалось выбрать детям обязанность, за которую они будут отвечать и от реализации которой зависят другие члены семьи.
Источник: Воспитание ответственности у подростков : науч.-метод. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; науч. ред. В.П. Прядеин. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 173 с.

 
Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.