Страница 15 из 15
Приложение 7
Календарный план работы по выявлению профессиональных интересов, склонностей и способностей
Сроки реали-зации
|
Этапы
|
Взаимодей-ствие
|
5-8 класс
|
9-10 класс
|
11-12 класс
|
|
1. Подготовительный этап
|
|
Сентябрь
|
- Подготовка диагностических материалов.
- Собеседование с классными руководителями.
- Составление плана работы
|
Классный руководитель, Зам. директора по ВР, психолог
|
|
2. Информационный этап
|
|
Октябрь
|
- Информирование учеников по проблемам досугового самоопределения.
- Информирование о профильных классах данной школы и других школ города.
- Информирование родителей о возможных вариантах выбора
|
- Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута.
|
- Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения.
Представление в доступной форме профессиограмм наиболее популярных среди учащихся профессий
|
Классный руководитель
Психолог
|
|
3. Диагностический этап
|
|
Ноябрь - Декабрь
|
- Диагностика интересов, потребностей и склонностей:
- карта интересов; - диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках.
- Диагностика возможностей:
- анализ результатов успеваемости; - анализ результатов досуговой деятельности; - проведение экспресс-диагностики (определение типа мышления).
- анкета “Мнение”
|
- Изучение интересов, потребностей и склонностей:
- карта интересов; - диагностика свойств личности.
- Диагностика возможностей:
- анализ результатов успеваемости; - анализ результатов досуговой деятельности; - проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта)
|
- Изучение интересов, потребностей и склонностей:
- карта интересов; - диагностика свойств личности. - анкета “Ориентация” - опросник Дж.Голланда;
- Диагностика возможностей:
- анализ результатов успеваемости; - анализ результатов досуговой деятельности; - проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта); - анкета “Стили познания”
|
Психолог, учащиеся, родители
|
|
4. Аналитический этап
|
|
Декабрь - Январь
|
- Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося.
- Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.
- Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций
|
- Обработка и анализ результатов диагностики.
- Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.
- Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий
|
- Обработка и анализ результатов диагностики.
- Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.
- Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий
|
Психолог
Учащиеся совместно с психологом
|
|
5. Обобщающий этап
|
|
Февраль – Март
|
- Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута.
- Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы.
- Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом
|
- Определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма “сильные и слабые стороны выбора”.
- Выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору профиля обучения.
- Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения
|
- Проведение серии индивидуальных консультаций для учащихся.
- Работа с учащимися по анализу основного и запасного вариантов выбора с использованием алгоритма “Мой выбор”.
- Индивидуальное консультирование родителей по проблемам выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения
|
Психолог, Администрация, классные руководители.
|
|
6. Заключительный этап
|
|
Апрель - Май
|
- Варианты выбора образовательных маршрутов”
|
- Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов образовательного маршрута после окончания 10 класса.
- Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.
- “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации
|
- Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения
- Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.
- “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации
|
Классный руководитель, администрация психолог
|
Литература
- Глинский, А.А. Особенности управления методической работой в профильной школе / А.А.Глинский // Кіраванне ў адукацыі. – 2006. - № 7.
- Добриневская, А.И. Современные подходы к организации профильного обучения учащихся / А.И.Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2006. – № 4.
- Карпук, А.Л. Об организации профильного обучения в школе / А.Л.Карпук // Кіраванне ў адукацыі. – 2006. - № 8.
- Бельницкая, Е.А. Мотивы и факторы выбора профиля обучения сельскими и городскими школьниками / Е.А,Бельницкая // Народная асвета. – 2007. - № 6.
- Бельницкая, Е.А. Особенности организации профильного обучения учащихся в сельской и городской местности / Е.А.Бельницкая // Кіраванне ў адукацыі. – 2007. - № 10.
- Вялікая, В. Профільнае навучанне: расклад на заўтра / В.Вялікая // Настаўніцкая газета.- 2007. – 24 красавіка.
- Горячева, Е.Д. Профильное обучение как проблема управления развитием региональной системы образования / Е.Д.Горячева // Адукацыя і выхаванне. -2005. – № 12.
- Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. М.: Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
- Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (ХІ-ХІІ классы): утвержденная приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2004. №893 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. - 2004. - №21 – С. 4-23.
- Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. – Мн.: Бел. навука, 2000.
- Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное слово, 2006.
- Луцевич, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: от теории к практике / Л.В.Луцевич // Веснiк адукацыi. – 2006. - № 12.
- Немова, Н.В. Управление системой профильного обучения в школе / Н.В,Немова. –М.:“Сентябрь”. – 2006.
- Об общем среднем образовании: Закон Республики Беларусь от 5 июля 2006 г. № 141-3 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - № 108, 2/1238.
- Пальчик, Г.В. Организационно-управленческие аспекты профильного обучения: результаты мониторинговых исследований / Г.В.Пальчик // Кіраванне ў адукацыі. – 2007. - № 6.
- Профессиональная ориентация учащихся. /Сост. О.А.Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
- Профориентация старшеклассников: сборник учебно-методических материалов / сост., ред. и коммент. Т.В.Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Прошицкая. Е.Н. Выбирайте профессию: учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прошицкая. – М.: Просвещение, 1991.
- Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
- Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
- Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2004.
- Тарасевич, С.В. Профориентация в школе / С.В.Тарасевич, Н.А.Шалима и др.. Мн.. “Красико-Принт”. – 2007.
- Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
- Фарыно, К. С. Мэтазгоднасць увядзення профільнага навучання абумоўлена сацыяльна-эканамічнымі пераўтварэннямі ў нашай краіне / К.С.Фарыно // Настаўніцкая газета. - 2007.- 6 лістапада.
- Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся / О.А. Хаткевич. – Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2004.
- Хвостов, В. Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация должны идти одновременно / В.Хвостов // Директор школы. – 2006. - № 6 – с. 83-85.
- Человек и его профессия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М.Кухарчук, В.В.Лях, А.Б.Широкова. – Мн.: Современное слово, 2006.
- Чистякова С. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению / C.Чистякова // Народное образование. – 2006. - № 9.
Источник: Система профориентационной работы в учреждениях образования: методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007.
|