Страница 2 из 3
Занятие 6. Легко ли быть учеником?
Цель: — помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику; - способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности. Материалы: бумага, кисти и краски (гуашь или акварель) для каждого ребенка (для упражнения «Кляксы»). Приветствие Обсуждение домашнего задания Попросите детей рассказать об основных правилах работы на уроках. В ходе обсуждения часто выясняется, что разные учителя требуют соблюдения разных правил. Например, на уроке математики на устном счете надо обязательно включаться в работу одновременно, а для урока русского языка нужно заранее, еще дома записать в тетради дату следующего дня. Постарайтесь, чтобы дети поняли смысл соблюдения тех или иных правил. О том, как важно уметь рационально планировать время, готовиться к работе заранее, говорится в притче о башмачника. Притча о башмачнике Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви, И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. Когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись на столе появились маленькие человечки — гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые башмаки. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, что мастер успел уже сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее». Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника. Работа по теме занятия Игра «Идеальный ученик» Каждый учащийся садится на специальный «стул идеального ученика» и говорит о том, каким в его представлении должен быть идеальный ученик. Например, он никогда не делает ошибок, выполняет все задания на «отлично» и т.д. Выпишите все предлагаемые детьми качества на доску. Дискуссия на тему занятия 1. Как я отношусь к роли идеального ученика? 2. Какие есть преимущества в позиции идеального ученика? 3. Можно ли соответствовать всем перечисленным требованиям к ученику? 4. Что может случиться, если человек сверхтребователен к себе? 5. Каков будет результат, если ученик, наоборот, несерьезно относится к требованиям школы и учителей? 6. Для чего учусь я? Важно, чтобы к концу дискуссии дети поняли: идеальных Учеников не существует. Ошибаются все, и каждый человек имеет право на ошибку. Но можно стремиться стать настоящимучеником, улучшать свои качества, оставаясь при этом самим собой. Прочитайте детям отрывок из повести М. Вильямс «Вельветовый кролик». —Что значит быть настоящим? — спросил однажды Кролик. – Это когда внутри тебя звенят всякие штуки, а сбоку торчит ручка? — То, из чего ты сделан, не имеет значения, — ответила Кожаная Лошадь. — С тобой что-то происходит... Ребенок любит тебя долго-долго, не просто играет с тобой, а по-настоящему любит тебя, вот тогда-то ты и становишься настоящим. Но помни, это не происходит сразу. На то, чтобы стать настоящим, уходит порой очень много времени... Но когда ты настоящий, ты не сможешь быть неприятным или неинтересным, разве только для людей, которые вообще ничего не понимают. Упражнение «Незнайка» Скажите следующее: «В жизни у всех нас бывают удачные дни и денечки "так себе". В некоторых ситуациях ми чувствуем себя уверенно, "на высоте", а в других — теряемся. Я предлагаю вам игру, в которой вы свободно сможете почувствовать себя человеком, который может чего-то не знать. Кто хочет побыть им? "Незнайка" на все вопросы других детей должен отвечать: "Не знаю", подтверждая свой ответ интонацией, голосом, мимикой, жестом». Это одно из самых любимых упражнений детей. В некоторых группах желание играть в «Незнайку» возникает и на следующих занятиях. В этом случае, особенно если в группе есть гиперответственные дети, можно несколько раз повторить. Упражнение «Кляксы» Упражнение выполняется в парах. Один из детей берет немного краски того цвета, какого ему хочется, и капает на лист бумаги. Его партнер дорисовывает «кляксу» до какого-либо образа, затем участники меняются ролями. Это упражнение способствует налаживанию взаимодействия между детьми, кроме того, оно обладает некоторой диагностической ценностью. Агрессивные и подавленные дети часто выбирают краски темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные, спокойные сюжеты. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску. Дети с пониженным настроением предпочитают лиловые и сиреневые тона. Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными. Однако нередко невозможно проследить четкую связь между выбранным цветом и психическим состоянием ребенка, поэтому на основе рисунков нельзя делать серьезных диагностических выводов, можно говорить лишь об общих тенденциях, которые помогут выбрать верное направление работы при более глубокой диагностике. Обсуждение итогов занятия Все участники говорят о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными. Домашнее задание Подумайте о том, какие качества помогают вам учиться и какие качества вы хотели бы в себе развить. Прощание
Занятие 7. Чего я боюсь?
Цели: — научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления; — снизить школьную тревожность. Материалы: - таблички с ответами «да», «нет», «иногда» (для упражнения «Чего я боюсь?»); — бумага, цветные карандаши и краски для каждого ребенка (для упражнений «На ошибках учатся», «Рисуем слово»). Приветствие Разминка Упражнение «Если весело живется, делай так» (см. Занятие 1) Работа по теме занятия Упражнение «Чего я боюсь?» Развесьте таблички с ответами «да», «нет», «иногда» на разные стены комнаты. Предложите детям послушать утверждения, которые вы будете читать, подумать, выбрать ответ и встать рядом с нужной табличкой. Прочитайте следующие утверждения: Я волнуюсь по поводу своей учебы. Я сильно нервничаю перед контрольной работой и во время ее выполнения. У меня часто болит голова или живот. Мне трудно сосредоточится. Мне трудно принимать решения. Иногда мне немного стране знакомиться с новыми людьми. Я чувствую, что на меня давят другие люди. Ночью я не всегда отдыхаю хорошо. Думаю, я слишком много волнуюсь. Взрослые слишком многого от меня ждут. Я боюсь ошибаться и прорывать. Спросите детей, похожи ли их проблемы. Многие ли отвечали на вопросы одинаково: Скажите следующее: « Человеку свойственно тревожиться в ситуациях, когда есть какая-то неопределенность, например, неожиданная контрольная работа, или вы не выполнили домашнее задание и не знаем, как к этому отнесется учитель. Вы можете начать пережить неудачу заранее, еще даже не отдавая себе отчета в том, что вас конкретно беспокоит. Бывают ли у вас такие ситуации, что вы выучили стихотворение, но боитесь, что не сможете рассказать его без ошибки? Вспомните. такие случаи. Волноваться перед контрольной работой или перед ответом у доски — это нормально. Волнение помогает нам собраться, лучше вспомнить материал, но только в том случае, если оно не очень сильное. Если же мы слишком тревожимся, то, наоборот, иногда забываем даже то, что знаем хорошо. Можно научиться справляться со своим страхом, стоит только захотеть. Для этого надо научиться верить в свои силы и не бояться делать ошибки». Упражнение «На ошибках учатся» Это упражнение поможет детям осознать неизбежности ошибок и научиться извлекать из них пользу, снизив таким образом страх перед ошибками. Дети смогут поговорить друг с другом о том, как они обычно реагируют на свои ошибки, Скажите следующее: «Каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то учиться. Каждый из вас знает, что он время от времени ошибается. Можете ли вы вспомнить сейчас какую-нибудь свою крупную ошибку? Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над собой строгий суд. Другие же просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым разом они учатся и не делают больших проблем из своих неудач. А кал вы реагируете на свои ошибки? Ответьте, пожалуйста, на оба вопроса. Если хотите, можете еще и нарисовать небольшие иллюстрации к своему рассказу. Теперь объединитесь по двое-трое и обсудите, что же вы думаете по этому поводу. А сейчас возьмите новый лист бумаги и напишите на нем очень крупно: "Делать ошибки — это нормально. На своих ошибках мы учимся". Украсьте свои листы, чтобы вам было приятно на них смотреть. Потом вы можете взять эти плакаты себе домой на память». После завершения работы задайте следующие вопросы: — Переживаешь ли ты, когда совершаешь ошибку? — Пытаешься ли ты снова и снова совершать какое-то действие до тех пор, пока не научишься его делать правильно? — Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается? Упражнение «Рисуем слово» Это необычное упражнение помогает ослабить негативные эмоции и тревогу детей. Скажите следующее: «Иногда одно имя, без реального присутствия человека, или название предмета, которого мы боимся, может вызвать страх. При словах математика и учитель у некоторых школьников даже дома опускаются руки и портится настроение. Таким образом, слово, произнесенное вслух или про себя, вновь и вновь воскрешает переживания прошлого опыта. Одно и то же слово может вызывать у разных людей разные чувства. Например, я произношу слово "контрольная". Все реагируют на него по-разному: Дима расцветает, приободряется, радуется, что точно знает тему и уверен в отличной оценке, а Кирюша готов уже что-то придумать, чтобы школу прогулять, и грустно ему, и стыдно, и тоскливо, и вспоминается, как огорчалась мама из-за очередной его двойки. Что это слово значит для тебя? Какие чувства и воспоминания приходят? Какие возникают ассоциации? Представь себе это слово написанным на листе бумаги. Как оно выглядит? Как звучит слово "контрольная"? (Пусть каждый ребенок коротко ответит на эти вопросы.) Сегодня мы, как волшебники, научимся заряжать слова волшебной силой, превращать их в «магические», менять свое отношение к ним. Итак, начнем. 1. Предлагаю для начала определить проблему, которая вас тревожит. 2. Теперь составьте список слов, относящихся к данной проблеме. Продолжите предложение: «Стоит мне услышать слово...» Какое это слово для вас? Какое слово заставляет вас волноваться сильнее всего? 3. Каждый из вас будет работать со своим словом. Пожалуйста, закройте глаза и вообразите, что это слово написано на бумаге... Как оно выглядит? Оно напечатано или написано от руки? Какие по размеру буквы? Они цветные? Обращайте внимание только на те представления, которые возникают у вас легко, будто сами по себе. Ваше слово может навеять впечатления, о которых я вас не спрошу. Обращайте внимание и на них тоже». Задавая детям вопросы, придерживайтесь следующего порядка: Анализ структуры слова Зрительные особенности Способ написания слова: - печатные буквы или рукописные; - если печатные — только заглавные или и заглавные, и строчные; - если рукописные — собственный почерк или кого-то другого (если другого, то чей); — если почерк собственный — нынешний или «более ранний» (например, как в первом классе). Характер изображения букв: — изображены в цвете; - сделаны из чего-либо (например, высечены из камня; с подсветкой; выведены кремом на торте и т.д.). Величина букв: - большие (как, например, на рекламном щите) или маленькие (как в книге). Цвет букв: - цветные или черно-белые; если цветные, то каким цветом написаны. Фон: - светлый; темный; цветной. Особенности формы: - буквы острые; округлые; жирные; «каракули» и т.д. Особенности начертания: - прямое; наклонное; несимметричное (то так, то эдак) и т.д.; - нестандартные буквы — например, одна из букв слишком большая (кривая) и т.д. Где размещены (относится к представлению); - надо мной; передо мной; подо мной; сбоку от меня. Звуковые особенности Чей голос произносит слово: — мой собственный; — голос женщины; мужчины; ребенка; чей конкретно; — несколько голосов; Громкость: — громко; тихо. Высота тона: - высокий, средний или низкий. Акустические особенности: — например, эффект «эха». Темп: — быстро; медленно. Мелодия слов: — раскатисто; монотонно; напевно. Как произносится слово: - негативно: жалобно, угрожающе, по-военному, тревожно - позитивно: дружески, ободряюще, воодушевляюще, радостно, многообещающе и т.д. Источники звука в пространстве: — слово звучит сзади; спереди; сверху; — стереоэффект. Другие особенности Материал, из которого сделано слово: — мягкий или твердый; — колющийся или гладкий; — теплый или холодный; — легкий или тяжелый; — какая поверхность? Запах: — ассоциируется ли изображение с запахом? Какой это запах? Вкус: — ассоциируется ли изображение со вкусом? Какой это вкус? 4. Представили? Если вы хотите научиться спокойно и уверенно реагировать на мысли о каком-то событии, то уже само слово, обозначающее это событие, должно вызывать у вас чувство уверенности и спокойствия. Я хотела бы сделать так, чтобы это слово вызывало у вас хорошее настроение. Итак, теперь давайте мысленно изобразим слово по-другому, чтобы оно стало для нас приятным, привлекательным. — Как должно быть написано слово? — Как должно оно звучать? – Как вы должны его ощущать? – Какие другие особенности имеются у этого слова? – Приукрасьте ваше слово, пусть оно станет "безобидным" — А сейчас возьмите карандаши, маркеры, гуашь и нарисуйте, как преображается слово». После окончания работы дети показывают свои рисунки, делятся впечатлениями. Обсуждение итогов встречи Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными. Домашнее задание Ежедневно, например, с 18.00 до 18.30 превращайте слово, с которым работали в классе (или другое), в магическое. Проследите, изменились ли в результате «колдовства» чувства, связанные с этим словом, в лучшую сторону. Прощание
Занятие 8-9. Трудно ли быть настоящим учителем?
Цели: - расширение и обогащение навыков общения с учителями; - формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки; - коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях. Материалы: - бумага, карандаши, карточка с изображением геометрических фигур для упражнения «Слушаем внимательно» (см. Приложение 7). Приветствие Обсуждение домашнего задания Попросите детей рассказать о «магическом превращении слова ». Работа по теме занятия Игра «Идеальный учитель» Проводится аналогично игре «Идеальный ученик» (См Занятие 6). Дискуссия на тему занятия 1. Трудно ли быть НАСТОЯЩИМ учителем? Почему 2. Как ученики могут помочь учителю? Желательно снова поговорить с детьми о том, «что значит быть настоящим» (этот вопрос они обсуждали на позапрошлом занятии). Упражнение «Слушаем внимательно» Упражнение даст детям возможность почувствовать себя в роли учителя, научиться слушать, задуматься над критериями оценки работы. Попросите одного из участников на время стать учителем. Дайте ему карточку с изображением геометрических фигур (Приложение 7), не показывая ее никому из группы. Объявите следующие правила: — Инструкции произносятся только один раз (так как у нас мало времени на уроке). В крайнем случае (если многие не расслышали) «учитель» может повторить инструкцию, но лишь один раз. — Никто не задает «учителю» никаких вопросов (будьте внимательны сразу). — Нельзя пользоваться циркулем, линейкой или подобными инструментами. — «Учитель» по завершении работы всем ставит отметки. Попросите «учителя» встать перед группой и громко и четко называть по одной фигуре или линии. Например: «Нарисуйте квадрат со сторонами по 2 см в середине листа»; «Нарисуйте внутри квадрата круг той же величины, что и квадрат».
После того как участники закончат работу, а «учитель» поставит всем «отметку», обсудите с ними следующие вопросы: Было ли вам трудно выполнить задание? Почему вы нарисовали разные рисунки, получая одни и те же инструкции? Что затрудняло понимание инструкции? Внимательно ли вы слушали? Точно ли следовали инструкции? Трудно ли было сыграть роль учителя? За что можно поставить «отлично»? Справедливо ли оценивалась работа? Как бы вы сами оценили свою работу? Что помогало или мешало выполнить упражнение хорошо? Упражнение «Интервью с учителем» Это упражнение поможет учащимся и преподавателям лучше узнать друг друга. Предложите ученикам составить вопросы для интервью) (для каждого учителя-предметника). Объясните, что это упражнение поможет им лучше узнать учителей. Упражнение выполняется в микрогруппах или всем классом. Перед тем как подготовить вопросы для учителей, дети берут интервью у психолога. Важно быть искренним и отвечать на все вопросы. Предлагаем вашему вниманию вопросы, заданные психологу в одной из московских школ: 1. Как вас зовут? 2. Какие у вас требования к ученикам? 3. Что вам нравится в детях? 4. Как вы относитесь к разным ученикам? 5. Нравится ли вам ваша профессия? 6. Вы добрая? 7. У вас есть семья? 8. У вас есть животные? 9. Как вы отнесетесь к тому, что у вас в классе сорок человек и все избалованные? 10. Нравилось ли вам учиться в школе? 11. Если ребенок боится отвечать у доски, что вы будете делать? 12. Если ученик не сделал домашнее задание, то, что за это будет? 13. Как вы относитесь к критике? 14. Почему вы выбрали эту профессию? 15. Не кажется ли вам, что вы требуете от детей очень многого? 16. Как вы отнесетесь к тому, что вас выгонят с работы (если дети вас не воспринимают)? 17. Если ученики прогуливают, что вы будете делать? 18. Если вы знаете, что в классе есть вор, как вы поступите? 19. Хотели бы вы стать знаменитым педагогом? 20. Если ученик на уроке не выполняет задание, что будете делать? 21. Если в классе произойдет что-то нехорошее, то что вы будете делать? 22. С вами случались плохие случаи? 23. Что вы почувствуете, если ребенок резко изменит свое мнение о вас? 24. Бывает ли так, что дома с вами не разговаривают? 25. Вы когда-нибудь оставались в дураках? 26. Вы курите? После этого можно взять интервью у одного из учителей, предварительно пригласив его на занятие. Это упражнение вызывает огромный интерес и разные ощущения у преподавателей. Приведем высказывания учителей, которые давали интервью детям: «Дети знают нас лучше, чем мы сами себя, вернее, лучше, чем мы можем искренне признаться перед самими собой». «Ребята ищут идеального учителя и относятся к нему, как к сверхчеловеку. Им очень важно, чтобы их мнение учитывалось, они стремятся к доброжелательным и доверительным отношениям». «Детей чаще всего и больше, чем предмет, интересует личность учителя». Пятиклассники открыто и смело задают прямые вопросы и ждут таких же ответов. Дискуссия на тему занятия 1. Что нового вы узнали об учителе? 2. Чему удивились? 3. Что заинтересовало вас? 4. Есть ли что-то общее у вас с учителем (одинаковые качества или, может быть, привычки, мечты или ситуации неудачи)? Обсуждение итогов занятий Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными. Домашнее задание 1. Напишите статью о ком-нибудь из учителей, взяв у него интервью (можно по одной статье на микрогруппу, которая составляла вопросы для этого учителя). Психологу следует договориться со всеми преподавателями и продумать время проведения интервью. Это может быть, например, классный час. Об итогах интервью дети рассказывают на последующих встречах (важно выслушать всех авторов статей). 2. Приготовьте и напишите на листочке важный для васвопрос, касающийся взаимоотношений с учителями или одноклассниками. Прощание
Занятие 10-11. Конфликт или взаимодействие?
Цели: — развить навыки общения и разрешения конфликтов; - научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. Материалы: — небольшая чаша, кувшин или горшочек, плакат с изображением эмоций (например, плакат «Что ты сейчас чувствуешь?» издательства «Генезис»); - мяч (для упражнения «Назови чувство») - стол, стулья, какие-нибудь призы, например, две ручки или шоколадки (для упражнения «Конфликт или взаимодействие? »); - плакат с «Правилами обсуждения» (для упражнения «Как разрешать конфликтные ситуации»). Приветствие Разминка Упражнение «Назови чувство» Передавая мяч друг другу по кругу, назовите чувства: Одно положительное, одно — отрицательное. Обсуждение домашнего задания Предложите желающим прочитать свои статьи об учителе, у которого они брали интервью (не больше двух статей). Затем скажите следующее: «Дома каждый из вас должен был написать наиболее интересующий вас вопрос по поводу взаимоотношений с учителями и одноклассниками, и меня на столе стоит чаша. Положите в нее листочки я вопросами. Эта чаша, назовем ее "Чаша чувств", будет в моем кабинете постоянно, и вы сможете в течение недели опускать в нее листочки с вопросами, которые будут у вас. возникать. На следующих занятиях мы будем брать наугад по 2—3 вопроса из чаши, чтобы обсудить их со всей группой и найти решение проблемы». Работа по теме занятия Упражнение «Конфликт или взаимодействие?» Цель этого упражнения — продемонстрировать детям, что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие. Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге). Скажите следующее: «Ваша задача — за 30 секунд "уложить" руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется той паре, которая наберет больше всего очков (1 касание — 1 очко)». Большинству пар придется бороться за каждое очко, но! некоторые участники не будут оказывать никакого со-1 противления тому, кто наклоняет их руку, а будут сами помогать в этом партнеру. Когда время, отведенное на упражнение, закончится, вручите призы победителям. Дискуссия на тему занятия Обсудите с ребятами различия между парами, которые состязались и которые действовали сообща. — Как вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе? — Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание — с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации. — Как люди договариваются, кто будет решать, а кто — подчиняться решениям? Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации» Это упражнение поможет учащимся научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях. Возьмите «Чашу чувств» и кажите следующее: «То, что у нас накопились вопросы по поводу взаимоотношений — хорошо, хотя бы потому, что вы о них не постеснялись написать. Не побоялись неодобрения, а приняли решение разобраться в ситуации. Конфликты — это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты. Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт. Я буду называть ситуацию, а вы — обсуждать ее по следующим правилам». Правила обсуждения Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову. Не осуждайте чужие идеи. Выдвигая свои идеи, используйте уже высказанные. Предлагайте как можно больше идей. Из следующего списка ситуаций выберите одну и предложите участникам обдумать все возможные варианты ее решения. Записывайте ответы детей на доске, и после проигрывания ситуаций обсудите варианты, выбрав среди них; приемлемые. • Кто-то дразнит или обзывает тебя. • Учитель несправедливо обвиняет тебя в списывании во время контрольной. • Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом. • Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя ластик. После того как ребята предложат все возможные варианты решения проблемы, обсудите, какие из них были бы наиболее эффективными. Подчеркните два лучших. Дискуссия на тему занятия Обсудите следующие вопросы: — В чем причины конфликтов? — Как можно предотвратить конфликт? — Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик? — Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания? Пусть дети по ролям разыграют конфликтные ситуации из «Чаши чувств», придумав для них благополучный исход. Обсуждение итогов занятий Обсудите действия, ощущения всей группы. Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными. Домашнее задание 1. Допишите свои вопросы в «Чашу чувств». Нарисуйте чувства, которые проявляются во время конфликтов, свои эмоции, которые вам не нравятся. 2. Нарисуйте ситуацию счастья и подготовьте рассказ о ней. Рисунок может быть любым: можно изобразить конкретную ситуацию или просто раскрасить листок или изобразить что-нибудь непонятное. Главное, чтобы он передавал настроение. Прощание
Занятие 12. Работа с негативными переживаниями
Цели: — повышение эмоциональной устойчивости детей; — формирование навыков принятия собственных негативных эмоций; - формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания. Материалы: - плакат с изображениями эмоций; — альбомные листы, цветные восковые мелки или карандаши, повязки на глаза (для упражнения «Знакомство с закрытыми глазами» и «Рисуем обиду»). Приветствие Обсуждение домашнего задания Перемешайте рисунки и разложите их так, чтобы удобно было рассматривать. Очень часто ощущение счастья связано у детей с хорошими оценками, с успешностью в школе, победой в спортивных соревнованиях, с выступлением на сцене. Обратите внимание детей на то, (1) какие рисунки встречаются чаще всего, (2) чем различаются рисунки (у каждого — свое переживание счастья). Выслушайте несколько рассказов детей, а затем спросите; «Кто самый счастливый из тех, кого вы знаете? Что делает этого человека счастливым? Некоторые люди редко радуются, какой совет вы могли бы им дать?» Попросите детей привести пример самого счастливого момента в их жизни. Спросите: «Что помогло бы вам быть счастливыми? Как вы могли бы помочь окружающим людям почувствовать себя счастливее?» Работа по теме занятия Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?» Обсудите с детьми, что такое обида, обидное замечание. Приведите примеры таких замечаний, вспомните обидные ситуации, которые вы сами пережили или наблюдали со стороны. Спросите детей, что они могут сказать или сделать в ответ на обидное замечание. Запишите на доске варианты ответов. Попросите детей разыграть обидные ситуации, которые они вспомнили, обсудите возможные пути выхода из конфликта. Затем можно рассмотреть 1-2 ситуации из «Чаши чувств». Дискуссия на тему занятия Обсудите с детьми следующие вопросы: — Какой из предложенных вариантов ответов характеризует человека как уверенного, неуверенного, агрессивного? — Что можно сказать о людях, которые обижают других, что они сами чувствуют в этот момент? — Как относиться к обидчику? — Как долго сохраняются обиды? — Бывают ли «справедливые» и «несправедливые» обиды? — Как выразить обиду? Упражнение «Рисуем обиду» Попросите детей вспомнить случаи, когда они почувствовали сильную обиду. Спросите, когда это было, где, кто там был. Пусть дети нарисуют свою обиду. Обсудите рисунки желающих. Есть ли в них что-то общее? Упражнение на релаксацию Выполните вместе с детьми следующие действия: закройте глаза, сосредоточьтесь на своем дыхании, представьте себе, что в руках у вас сильно зажата в кулак обида, почувствуйте напряжение в кистях, напрягите руки. Почувствуйте напряжение и в кисти, и во всей руке. Разожмите кулак, расслабьте мышцы, отпустите обиды, чтобы они упали и рассыпались на мелкие части. Расслабьте руку. Ваша обида исчезла. Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами» Скажите следующее: «Сейчас вам предоставляется возможность узнать что-нибудь новое друг о друге необычным способом. Для этого нужно распределиться по парам, сесть на стулья, повернувшись лицом друг к другу, и закрыть глаза. Нельзя открывать глаза до тех пор, пока не последует разрешение. Если вам трудно держать глаза закрытыми возьмите повязку на глаза». Когда группа распределится по парам и каждый ребенок закроет глаза, перемешайте пары, осторожно перемещая участников к новому месту. Закончив перемещение, предложите детям вытянуть руки вперед и найти руки своего партнера, затем познакомиться руками (1 мин), поссориться (1 мин), помириться (1 мин), подружиться (1 мин), поддержать друг друга (1 мин). Сразу после окончания упражнения дети рисуют чувства, которые они испытали. Затем попросите детей ответить на вопросы: — Что вы чувствовали в момент знакомства? — Что было наиболее приятно? — Что вас удивило? — Что было легче делать? — Чего не хотелось делать? — Какие чувства вызывали у вас прикосновения к рукам партнера? Что вы можете сказать о партнере? Предложите желающим рассказать о своих рисунках постараться угадать, кто был их партнером. Обсуждение итогов встречи Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными. Домашнее задание Принести бланки «Мои цели», которые заполняли на втором занятии. Прощание
Занятие 13. Ставим цели
Цели: - помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе; — подвести итоги работы группы. Материалы: — изображение символа «Инь-Ян» (см. Приложение 7) (для упражнения «Инь и Ян»); - мяч (для упражнения «Ставим цели»); - небольшие листы бумаги по количеству участников тренинга на каждого ребенка (для упражнения «Доброжелательное послание»); - бланки «Мои цели», заполненные детьми на занятии 2; — большие листы ватмана (4-5). Приветствие Упражнение «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?» Прочтите детям следующие утверждения и попросите оценить их. Если утверждение верно, то дети должны поднять большой палец вверх, если же утверждение не подходит, палец следует опустить вниз. Утверждения: - Обычно и утром, и вечером я в хорошем настроении. — Мне нравится мое отражение в зеркале. - Я очень люблю школу. — В моей жизни много хорошего. — Я — оптимист (оптимистка). — Я могу посмеяться над своими ошибками. — В моей жизни почти ничего не надо менять в лучшую сторону. — Я — интересная личность. — Мне нравятся те перемены, которые произошли со мной. — Я добрый и любящий. — Мои друзья ценят мое мнение. — Я доволен собой. — Я не боюсь выражать свои чувства. — У меня интересная и веселая жизнь. Скажите следующее: «Если ты согласился с большинством утверждений, значит, ты вполне уверен в своих силах и многое можешь сделать самостоятельно. Если же больше было таких, с которыми ты не согласен, не огорчайся, у тебя еще все впереди! » Работа по теме занятия Упражнение «Инь и Ян» Упражнение помогает детям осознать и принять свои достоинства и недостатки. Скажите следующее: «Инъ и Ян — это древний китайский символ, обозначающий противоположности: черное и белое, плохое и хорошее, опасность и удачу, В каждой ситуации, в каждом событии, в каждом человеке есть свои достоинства и недостатки, «плюсы» и «минусы». Подумайте о двух-трех своих положительных и отрицательных качествах. Пусть каждый нарисует символ Инь-Ян на листе бумаги и запишет свои достоинства (в той части символа, где стоит знак "+") и недостатки (в той части, где стоит знак "—")» Обязательно нарисуйте свой символ Инь-Ян и покажите его детям. Повесьте рисунки группы на стенд, если ребята не будут возражать. Дети прекрасно знают свои слабые стороны, но не всегда готовы говорить о них. Этот вариант упражнения лучше предложить на последних занятиях, когда у детей уже сформировано чувство доверия друг к другу. Если вы чувствуете, что дети еще не очень готовы обсуждать свои достоинства и недостатки, можно предложить им один из вариантов группового выполнения этого упражнения: попросите девочек написать позитивные утверждения о мальчиках своего класса и наоборот. Обычно девочки более щедры на комплименты, а мальчики более единодушны в своем мнении. Данное упражнение выполняется детьми с огромным удовольствием. Упражнение «Ставим цели» Это упражнение способствует осознанию результатов тренинга, постановке новых целей. Попросите детей передавать друг другу мяч, завершая при этом следующие предложения: — Я хочу лучше ... — Я хочу узнать... — Чтобы лучше о себе заботиться, я могу ... — Чтобы лучше ладить с другими, я могу ... — В школе я хочу... - В школе я могу... — Дома я хочу ... Попросите детей положить перед собой бланки «Мои Цели», на которых они записывали свои цели в начале тренинга. Обсудите, каких результатов удалось добиться за время занятий, каких целей удалось достичь. Пусть они допишут новые цели. Соберите рисунки. Через месяц (на классном часе или занятии психологической группы) их можно снова раздать детям, чтобы узнать, что изменилось, какие шаги были предприняты для достижения целей. Завершается работа коллективным рисованием в микрогруппах по 3-4 человека. Каждой микрогруппе выдается по одному листу ватмана. Предложите тему совместного рисунка (например, «Мир, в котором хотелось бы жить» или «Школа, в которой хотелось бы учиться» и т.п.). Упражнение «Доброжелательное послание» Попросите детей написать доброжелательное послание каждому ученику в группе. Уточните, что это послание может содержать комплимент, какое-либо пожелание или благодарность. Попросите детей вспомнить об их взаимодействии друг с другом на ваших занятиях, вспомнить приятные моменты общения. Обсуждение итогов тренинга Обратите внимание детей на те знания и умения, которые они приобрели за время тренинга. Желательно каждого участника наградить грамотой за те или иные достижения. Прощание
|