На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Коррекция тревожности у детей - занятия 2-6
Коррекция тревожности у детей - занятия 2-6
Коррекционная работа психолога в школе - Программы
Индекс материала
Коррекция тревожности у детей
занятия 2-6
Занятия 7-11
Приложения
Все страницы

 

Занятие 2

Цель: налаживание контакта и установление доверительных отношений. Введение в занятие: Приветствие. Как твое настроение? Как ты себя чувствуешь? Что хорошего сегодня произошло? В прошлый раз ты нарисовала замечательный рисунок, рассказала очень интересную историю про то, что изобразила и я отметила, как ты хорошо умеешь фантазировать. Время: 5 мин.

Упражнение 1. «Куст роз»
Цель: налаживание доверительных отношений, диагностика личностных качеств. Время: 20 мин.
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, ластик, простой карандаш, краски, посуда с водой, кисти, салфетки.
Инструкция: «Я думаю, что тебе будет интересно попробовать вообразить себя, например, кустом роз. Ты сейчас можешь повоображать, как это, можешь закрыть глаза, если тебе хочется.
Мне очень интересно, какой ты куст роз, может быть, нарисуешь и расскажешь мне так, как будто ты и есть сейчас этот куст?
Не беспокойся о том, хорошо ли ты нарисуешь: главное, чтобы ты сумела объяснить мне то, что нарисовала».
Ход: Затем, когда ребенок описывает свой рисунок, записать его рассказ. Попросить описывать куст роз в настоящем времени, так, как будто он сейчас и есть этот куст. Иногда по ходу описания можно задать дополнительные вопросы (например, «Кто ухаживает за тобой?»). Обсуждение
Какой ты куст роз? Ты очень маленький? Ты большой? Ты пышный? Ты высокий? На тебе есть цветы? Если есть, то какие? (Они не обязательно должны быть розами.) Какого цвета твои цветы? Много ли их у тебя или только несколько штук? Полностью ли распустились твои цветы или у тебя только бутоны? Есть ли у тебя листья? Какие они? Как выглядят твои стебель и ветки? Как выглядят твои корни?.. Или, может быть, у тебя их нет? Если есть, какие они: длинные и прямые или извилистые? Глубокие ли они? Есть ли у тебя шипы? Где ты находишься? Во дворе? В парке? В пустыне? В городе? За городом? Среди океана? Находишься ли ты в каком-нибудь сосуде или растешь в земле, или пробиваешься сквозь асфальт? Ты снаружи или внутри чего-либо? Что окружает тебя? Есть ли там другие цветы или ты в одиночестве? Есть ли там деревья? Животные? Люди? Птицы? Есть ли вокруг тебя что-нибудь наподобие изгороди? Если да, то на что это похоже? Или ты находишься на открытом месте? На что это похоже - быть кустом роз? Как ты поддерживаешь свое существование? Кто-нибудь ухаживает за тобой? Какая погода сейчас: благоприятная или нет?
После окончания описания можно прочитать каждое утверждение и спросить у ребенка, насколько его высказывания от имени куста роз соответствуют его собственной жизни.
Рефлексия:
• Что ты чувствовала, когда рисовала себя как куст роз?
• Что ты чувствовала, когда придумывала и рассказывала про себя в роли куста роз?
• Что тебе при этом больше всего понравилось и почему?
• Что не понравилось? Почему?
• Что было сложнее всего? Представить себя как куст роз или рисовать? Почему?
Проведение диагностических методик (Методика Дембо-Рубинштейн). Время: 10 мин.

Упражнение 2. «Шалтай - Болтай»
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
Время: 3 мин
Оборудование: нет.
Инструкция: «мы с тобой уже долго занимаемся и порядком засиделись. Нужно поменять позу. Тем более что нам с тобой под силу поставить целый маленький спектакль! Будет он называться «Шалтай -Болтай», знаешь такой стишок?
Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне. (С. Маршак)
Станем как Шалтай - Болтай. Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз». Завершение занятия. Время: 3 мин
Наша с тобой встреча подошла к концу. Тебе понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего? Почему? Может быть, что-то не очень понравилось? Расскажи, почему? Было что-то сложное? Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сейчас настроение?
Сегодня ты пофантазировала, представила себя в необычном образе, так красиво и аккуратно рисовала, а еще так здорово рассказывала мне интересные истории! Мне очень понравилась сегодняшняя наша встреча. Спасибо тебе за нее.
Время занятия: 41 мин.

Занятие 3

Цель: отреагирование вытесненных эмоций, снятие напряжения. Введение в занятие:
Приветствие. С каким настроением ты сегодня пришла? Почему у тебя сегодня такое настроение? Чего ты ждешь от нашего с тобой сегодняшнего занятия? Есть ли у тебя какие-то опасения? Может быть, ты хочешь мне сейчас что-нибудь рассказать? Что нового и важного произошло у тебя со времени нашего последнего занятия?
Сегодня мы займемся интересным делом. Я принесла на занятие необычный материал. Ты когда-нибудь работала с глиной? Тебе понравилось? Что ты делала?
А мы сделаем вот как. Сейчас я попрошу тебя закрыть глаза, слушать музыку и меня. Ничего говорить не надо. Просто слушай и делай то, что я говорю. Договорились? Время: 5 мин.

Упражнение с глиной -1
Цель: формирование осознания собственных эмоций, снятие напряжения. Время: 15 мин.
Оборудование: музыкальная аппаратура, музыкальная запись «Звуки природы», газеты, посуда с водой, салфетки, пластиковая доска для глины, глина.
Инструкция:
«Закрой глаза. При закрытых глазах твои пальцы и руки более чувствительны к глине. Открытые глаза могут изменять твои ощущения. Попробуй оба этих способа, чтобы выяснить, так ли это. Если тебе все-таки нужно на короткое время открыть глаза, это ничего, просто затем закрой их снова. Посиди минуту, положив руки на кусок глины. Сделай два глубоких вдоха. Теперь делай то, что я говорю. Почувствуй кусок глины таким, какой он есть сейчас, подружись с ним. Он гладкий? Корявый? Плотный? Выпуклый? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Возьми его и подержи. Он легкий? Тяжелый?.. Теперь отложи его и отщипни кусочек. Пользуйся двумя руками. Отщипывай кусочки медленно... Теперь быстрее... Отщипывай большие и маленькие кусочки. Сожми глину... Теперь разгладь ее. Используй большие пальцы, другие пальцы, ладонь и тыльную поверхность кистей рук. После того как ты разгладила глину, ощупай места, которые ты разгладила... Соедини всё вместе, чтобы получился шар... Проткни глину. Если глина расплющивается, опять собери ее и проткни снова. Попробуй сделать это и другой рукой тоже... Собирай ее и ударяй по ней... Пошлепай по ней... Пощупай гладкие места, которые образовались после похлопывания...
Собери глину... Разорви ее. Отрывай маленькие и большие кусочки. Соедини их. Возьми кусок и брось его. Ты можешь на минутку открыть глаза для этого... Сделай это снова. Сильнее. Сделай так, чтобы был слышен сильный шлепок. Не надо бояться сильного удара... Теперь собери глину снова... Потыкай ее пальцами... Пальцем проковыряй в ней дырку...
Проковыряй еще несколько дыр... Проковыряй одну сквозную. Ощупай края дыры, которую ты проделала. Собери глину и попробуй нанести на нее линии, ударяя по ней, и проделай в ней маленькие отверстия с помощью пальцев. Ощупай линии и отверстия, которые ты сделала. Используй различные пальцы руки, суставы, ребро ладони, ладонь. Ты можешь использовать даже свои локти...
Теперь оторви кусочек и сделай змею. Она будет становиться всё тоньше и длиннее по мере того, как ты будешь раскатывать глину. Оберни ею свою руку или свой палец. Теперь возьми кусочек, раскатай его между ладонями и сделай маленький шарик. Ощупай этот шарик. Сомни его снова. Возьми на минуту обеими руками кусок глины. Ты теперь хорошо знаешь его».
Рефлексия:
• Что ты сейчас чувствуешь?
• Что тебе понравилось больше всего?
• Что ты чувствовала, когда делала это?
• Что тебе не понравилось делать?
• Какие чувства у тебя возникали, когда ты делала это? Подробнее обсуждаются те вещи, которые нравятся.

Упражнение с глиной - 2 (продолжение)
Цель: отреагирование вытесненных эмоций, снятие напряжения.
Время: 20 мин.
Оборудование: музыкальная аппаратура, музыкальная запись «Звуки
природы», газеты, посуда с водой, салфетки, пластиковая доска для глины,
глина.
Инструкция:
«Закрой глаза. Почувствуй глину двумя руками. Сделай два глубоких вдоха. Сейчас я хотела бы, чтобы ты что-нибудь сделала из глины, но не открывая глаз. Просто дай возможность своим пальцам свободно двигаться. Может быть глина неподатливая. Или, может быть, наоборот, легко подчиняется тебе. Придай ей какую-нибудь форму. Есть ли у тебя какой-нибудь замысел? Что ты хотела бы сделать? Сделай это с закрытыми глазами. Или просто оглаживай кусок глины круговыми движениями.
Когда ты закончишь, открой глаза и посмотри, что ты сделала. Позволь себе удивляться. Ты можешь добавить еще несколько завершающих движений, но не меняй того, что уже сделано. Поворачивай свое изделие и рассматривай его с разных сторон и под разными углами.
Опиши свое изделие из глины так, как если бы это была ты сама, побудь этой глиной.
Вылепи свое эмоциональное состояние или то, что как можно точнее отразило бы его.
Поговори со своим эмоциональным состоянием, выскажи ему все, что тебе хочется.
Измени его (можно очень грубо) в то, что захочешь».
Рефлексия:
• Что ты сейчас чувствуешь?
• Что тебе понравилось больше всего?
• Что ты чувствовала, когда делала это?
• Что тебе не понравилось делать?
• Какие чувства у тебя возникали, когда ты делала это?

Упражнение 3. «Кораблик»
Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов. Время: 5 мин Оборудование: нет.
Инструкция: Представь себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставь ноги шире и прижми их к полу. Руки сцепи за спиной. Качнуло палубу, прижми к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямься! Расслабь ногу. Качнуло в другую сторону, прижми к полу левую ногу. Выпрямься. Вдох - пауза, выдох - пауза.
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем. Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратить внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног. После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.
Снова руки на колени, А теперь немного лени...
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело...
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Завершение занятия.
Время: 3 мин
Тебе понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего? Почему? Может быть, что-то не очень понравилось? Расскажи, почему? Было что-то сложное? Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сейчас настроение?
Сегодня мы с тобой делали замечательные вещи! Ты сегодня познакомилась с глиной, узнала, какой это интересный и приятный материл. Сколько всего разного можно с ней сотворить и как много разных чувств при этом возникает. Мне очень понравилось сегодняшнее наше занятие. Спасибо тебе.
Время занятия: 48 мин.

Занятие 4

Цель: формирование осознания собственных эмоций.
Введение в занятие: Приветствие. Я рада, что мы вновь встретились. Какое у тебя сегодня настроение? Почему? С какими ожиданиями ты сегодня пришла на занятие? У меня есть вот такие замечательные картинки, которые помогут нам с тобой поговорить на интересную тему - эмоции. Время: 5 мин

Упражнение 1. «Эмоциональный словарь»
Цель: формирование осознания собственных эмоций. Время: 15 мин
Оборудование: набор карточек с изображением проявлений различных эмоций.
Ход: перед ребенком раскладывают набор карточек, на которых изображены мимические проявления различных эмоций. Психолог спрашивает: «какое чувство здесь нарисовано?». После этого ребенку предлагают вспомнить, когда он сам был в таком состоянии, как он при этом себя чувствовал, хотел бы он снова это ощутить. «А может ли это выражение лица отражать другое чувство? А какие еще из нарисованных здесь чувств ты испытываешь?» Все приведенные ребенком примеры из жизни записываются на листе бумаги; ребенку предлагают самому нарисовать картинку, соответствующую данной эмоции.
Через 2—3 недели игру можно повторить, сравнивая при этом прежние состояния ребенка с теми, которые возникали недавно. Можно спросить: «Каких состояний у тебя было больше за прошедшие 2-3 недели — хороших или плохих? А что ты можешь сделать, чтобы испытывать как можно больше приятных чувств?»

Упражнение 2. «Мультяшки обижаются»
Цель: осознание собственного эмоционального состояния, снятие напряжения. Время: 10 мин.
Оборудование: карточки с именами мультипликационных героев. Ход: дается стопка карточек с именем мультипликационных героев (Винни-Пух, Пятачок, Иа, лев Алекс, бегемот Глория, Крош, Нюша, Бараш и др.). Задача - представить каждого героя обиженным, используя присущие этому герою походку, жесты, голос и т.д.
Рефлексия:
• Как ты думаешь, зачем мы делали это задание?
• Тебе оно понравилось? Почему?
• Тебе было сложно?
• Тебе было забавно, когда ты представляла, а потом изображала героев мультфильмов обиженными?
• Как ты считаешь, можем ли мы в реальной жизни находить что-то забавное, позитивное в том, что нас огорчили или обидели?
• А может ли способность с юмором относится к своим обидам и огорчениям помочь пережить их менее болезненно?
При обсуждении упражнения психолог подводит к пониманию того, что в любой ситуации можно найти что-то смешное, комичное, даже в той, которая вызывает обиду. Юмор помогает справиться с напряжением и нарастающей неудовлетворенностью.

Упражнение 3. «Пластилин-силач»
Цель: отреагирование эмоций, снятие напряжения.
Время: 15 мин
Оборудование: пластилин, лист картона, ножик для пластилина.
Ход: ребенок, открывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.

Упражнение 4. «Сорви яблоко»
Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов.
Время: 3 мин
Оборудование: нет.
Инструкция: Представь себе, что перед тобой растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Потянись как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь можешь сорвать яблоко. Нагнись и положи яблоки в корзинку, медленно выдохни и расслабься, встряхни руками, потряси ладошками.
Завершение занятия.
Время: 3 мин
Что тебе понравилось больше всего из того, чем мы сегодня занимались? Почему? Может быть, что-то не очень понравилось? Почему? Было что-то сложное? Что тебе дало нового сегодняшнее занятие? Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сейчас настроение?
Сегодня мы с тобой проделали большую работу! Ну, во-первых, мы разобрались в том, какие эмоции мы с тобой испытываем в разных ситуациях и какие для нас более, а какие менее приятные. Во - вторых, мы узнали, что оказывается не все неприятные эмоции совсем уж такие плохие, что оказывается, если мы посмотрим на них с другой стороны, они сами нам могут помочь легко пережить расстраивающую нас ситуацию, так? А, в -третьих, сегодня ты научилась рисовать необычным способом, согласна? Тебе понравилось? Мне тоже. Спасибо тебе за такое интересное и насыщенное занятие.
Время занятия: 51 мин.

Занятие 5

Цель: обучение конструктивным способам выражения негативного эмоционального состояния.
Введение в занятие: Приветствие. С каким настроением ты сегодня пришла на занятие? Что нового произошло у тебя с последнего нашего занятия? С какими ожиданиями ты сегодня шла на занятие? Может быть, ты хочешь что-нибудь рассказать мне? Я хочу предложить тебе вот какое задание. Время: 5 мин

Упражнение 1. «Мелки - наперегонки»
Цель: гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция. Время: 5 мин
Оборудование: мелки, лист картона.
Инструкция: «Этими мелками тебе нужно будет делать штрихи на картоне. Я буду говорить, когда делать штрихи нужно медленно, очень медленно, быстро, очень-очень быстро».
Рефлексия:
• Что ты сейчас чувствуешь?
• Понравилось это упражнение? Почему?

Упражнение 2. «Моя обида».
Цель: формирование осознания проявлений обиды, ее природы и
особенностей.
Время: 20 мин (первый этап - 10 мин, второй - 10 мин).
Оборудование: музыкальная аппаратура, музыкальная запись с расслабляющей музыкой. сопровождение.
Ход I этапа: на первом этапе для настроя на работу с внутренними образами и ощущениями проводится небольшая тренировка.
Инструкция: «Закрой глаза, прими удобную позу, расслабься, почувствуй, как твое тело тяжелеет, и теплая волна расслабления растекается по твоим мышцам. Сейчас я буду предлагать тебе кое-что представить, услышать, ощутить. Не старайся и не заставляй себя сделать это, просто позволь себе наблюдать за собой. Вообрази красивую розу…звон колокольчика…вкус клубники… пушистую кошку… звук дождя… запах апельсина… гудок поезда… морскую волну. Представила? А сейчас на счет «три» ты откроешь глаза и окажешься в комнате. Раз, два, три».
Рефлексия:
• Что ты сейчас чувствуешь?
• Что тебе понравилось? Почему?
• Что не понравилось? Почему?
• Что ты чувствовала, когда представляла себе красивую розу / звон колокольчика / вкус клубники / пушистую кошку / звук дождя / запах апельсина / гудок поезда / морскую волну?
Ход II этапа: на втором этапе происходит расслабление и погружение в переживание собственных негативных эмоций.
Инструкция: «Вспомни одну из последних ситуаций, которая вызвала у тебя сильное чувство обиды. Вспомни обстановку и людей, окружающих тебя. Как и где зарождалась твоя обида? Где она находилась? Какого она цвета? Имеет ли форму, если да, то какую? Из какого материала состоит? Легкий он или тяжелый, мягкий или упругий, холодный или горячий? Есть ли у нее запах, вкус? Какой звук у твоей обиды? Изменилась ли она, пока ты ее рассматривала? Какая она сейчас? Сейчас на счет «три» ты откроешь глаза и окажешься в комнате. Раз, два, три».
Рефлексия:
• Что ты сейчас чувствуешь?
• Что тебе понравилось? Почему?
• Что не понравилось? Почему?
• Что ты чувствовала, когда представляла себе обстановку и людей, окружающих тебя в той ситуации, которая вызвала у тебя сильное чувство обиды?
• Что ты чувствовала, когда представляла себе то, как и где зарождалась твоя обида / где она находилась / какого она цвета / формы / из какого материала она состоит / какой у нее запах, вкус, звук?

Упражнение 3. «Я рисую свою обиду»
Цель: обучение способу выражения обиды.
Время: 20 мин.
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
Ход: психолог предлагает нарисовать свою обиду такой, какой она была
увидена и ощущена (в ходе выполнения предыдущего упражнения). После
выполнения задания происходит рефлексия переживаний. Рисунки нельзя
интерпретировать.
Рефлексия:
• Что ты чувствовала, когда рисовала это?
• Что ты хотела передать этим цветом, формой?
• Что ты чувствуешь сейчас?
• Что ты бы хотела сделать с этим чувством? Упражнение 4. «Тряпичная кукла и солдат» Цель: расслабление мышц тела, снятие напряжения. Время: 3 мин
Оборудование: нет.
Инструкция: Ты — солдат. Полностью выпрямься и вытянись в струнку, как солдат. Застынь в этой позе, как будто ты одеревенела, и не двигайся (показать позу). Ты — солдат. А теперь наклонись вперед и расслабь руки, чтобы они болтались, как тряпки. Твое тело стало мягким и подвижным, как у тряпичной куклы (показать позу). Слегка согни колени и почувствуй, как твое тело становится мягким. Затем встряхни руками, как будто ты
стряхиваешь с них капельки воды. Стряхни капельки воды со спины... с волос... с ног... Завершение занятия. Время: 3 мин.
Тебе понравилось сегодняшнее занятие? Что тебе понравилось больше всего? Почему? Может быть, что-то не очень понравилось? Почему? Было что-то сложное? Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сейчас настроение?
Сегодня ты многое узнала о себе. Ты очень близко познакомилась со своими чувствами, попробовала разные способы общения с ними. Теперь ты знаешь, что свое чувство можно представить, наделить его какими-то подходящими именно этому чувству свойствами, а потом выразить его на бумаге и попрощаться с ним, если это нужно тебе и хочется это сделать.
Я думаю, это занятие очень полезное для нас обеих. И я искренне тебя благодарю за сегодняшнюю встречу.
Время занятия: 56 мин.

Занятие 6

Цель: обучение конструктивным способам выражения негативного эмоционального состояния.
Введение в занятие: Приветствие. Как твое настроение? Почему оно такое? С какими ожиданиями ты пришла сегодня на занятие? На этом занятии мы вновь будем использовать пластилин, но уже для других целей. Давай сейчас вылепим с тобой по человечку. Они не обязательно должны получиться очень правдоподобными, главное, чтобы было понятно, что это человечек. Время: 3 мин.

Упражнение 1. «Выражение протеста»
Цель: обучение отстаиванию своих прав и интересов, выражению своего возмущения и негодования в спокойной форме. Время: 25 мин.
Оборудование: пластилин, доска для пластилина, ножик для пластилина. Ход: в начале упражнения ведущий предоставляет ребенку пластилин на специальной доске, ножичек для него и сам берет себе кусочек. После первой части инструкции, он предлагает ребенку вылепить человечка и сам также схематично вылепливает фигуру человека. При необходимости можно дополнительно сказать, что пластилиновый человечек может воплощать в себе образ того реального человека, который обидел ребенка или стал причиной ситуации, которая его расстроила.
Инструкция: «Сегодняшнее наше занятие будет посвящено тому, чтобы научиться так выражать своё негодование, чтобы другие люди слышали нас и понимали, что именно с нами происходит. Что произойдёт, если ты детально расскажешь о том, что тебе не нравится, возмущает, обижает? Давай сейчас ты попробуешь так сформулировать свое негодование, чтобы к нему отнеслись серьёзно и решили ответить. Для этого нужно выражать свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, нельзя говорить ничего типа: "Ты дурак!". Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого в виде описания фактов и чувств, например: "Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте". (Таким способом ребенок может ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды он может заметить, что отвергает не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев и обида точно сфокусированы, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие). Сейчас вспомни то, что тебя больше всего обижает, возмущает, расстраивает, возможно, это какие-то действия, слова другого человека, а может быть это какая-то когда-то сложившаяся ситуация».
Далее ведущий меняется (это обязательно, только в случае дополнительной инструкции) с ребенком фигурками и сообщает ему, что человечек, которого он слепил – это сам ребенок, а тот, которого слепил ребенок – обидчик. Таким образом, ребенок будет говорить от своего собственного лица, обращаясь к своему воплощенному обидчику.
«Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с этим человеком, на кого ты рассердилась / обиделась. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердилась / обиделась. Возможно, ты хотела бы что-то сказать, по поводу того, что тебя возмущает, когда он или она что-то делает или говорит, или обратиться к тем ситуациям и событиям, которые были вызваны этим человеком и породили у тебя негодование. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидала от него. Поговори с этим человеком. Скажи очень четко и точно, на что именно ты обиделась. Если, к примеру, ты рассердилась на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: "Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради". Если ты рассердилась на свою сестру, можешь сказать ей, например: "Мне очень неприятно и обидно, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки". Если ты обиделась на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя расстроили: "Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе". (1-2 минуты.)
А теперь подумай немного о том, кто в классе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя...» (1 минута.)
Рефлексия:
• Что ты сейчас ощущаешь?
• Что было самое сложное? Почему?
• Что было легко?
• Что понравилось? Почему?
• Что не понравилось? Почему?
• Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты обиделась на него?
• А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты обиделась?
• Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?
• Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?
• Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердилась?
• Когда твой гнев и обида проходят быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?
Психолог: я думаю, что ты очень хорошо справилась, и у тебя получилось очень понятно и выразительно рассказать о том, что тебя возмущает, обижает, а это значит, что тот, к кому ты обращаешься с такими словами, отлично поймет тебя и задумается над тем, что ты сказала. А это важно, особенно когда тот, кто как-то повлиял на тебя и к кому ты обращаешься, не догадывается о том, что с тобой происходит и почему.

Упражнение 2. «Копилка обид»
Цель: обучение позитивным способам преодоления обид.
Время: 15 мин
Оборудование: листы бумаги, карандаши.
Ход: предлагается нарисовать «копилку» и поместить в неё все обиды,
которые ребенок пережил до сегодняшнего дня. После этого проводиться
обсуждение на тему: что делать с этой копилкой.
Психолог рассказывает о бесплодности накопленных обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Ребенок решает, что можно сделать с копилкой. Психолог поддерживает предложения разорвать её и предлагает действительно сделать это.
Ещё раз подчёркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо, или пускать по ветру, воде, следя, как по мере удаления она становится всё меньше и меньше. Можно обсудить с ребенком:
- что делать с «текущими» обидами?
- как в дальнейшем относиться к обидчику?
- как прощать обиды.
Рефлексия:
• Что ты сейчас чувствуешь?
• Что тебе понравилось? Почему?
• Что не понравилось? Почему?
• Пригодится ли тебе полученный опыт в дальнейшем? Упражнение 3. «Драка»
Цель: расслабление мышц нижней части лица и кистей рук. Время: 3 мин Оборудование: нет.
Инструкция: «Представь, что ты с кем-то поссорилась и сейчас начнется драка. Глубоко вдохни, изо всех сил стисни зубы, как можно сильнее сожми кулаки, ненадолго задержи дыхание... А теперь подумай: а может, не стоит драться? Ура! Неприятности позади! Выдохни и расслабься, потряси кистями рук. Почувствовала, как стало легко?»
Завершение занятия. Время: 3 мин
Что тебе понравилось больше всего из того, чем мы сегодня занимались? Почему? Может быть, что-то не очень понравилось? Почему? Было что-то сложное? Что тебе дало нового сегодняшнее занятие? Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сейчас настроение?
Давай попробуем подвести с тобой итоги сегодняшнего занятия. Научилась ли ты выражать свое негодование так, чтобы к тебе прислушались и задумались над твоими словами? Узнала ли ты как можно попрощаться со своими плохими эмоциями, обидами, досадами? Как думаешь, пригодится ли тебе то, что ты сегодня узнала когда-нибудь? Как замечательно много ты сегодня узнала!
Мне понравилось наше занятие. Спасибо тебе! Время занятия: 49 мин.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.