Коррекция тревожности у детей
Коррекционная работа психолога в школе - Программы
Индекс материала
Коррекция тревожности у детей
занятия 2-6
Занятия 7-11
Приложения
Все страницы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «СЕВЕРНЫЙ»
СЕЛИФАНОВ Д.И.
Психокоррекция тревожности у детей: программа индивидуальной работы
Учебно-методическое пособие

 

Пояснительная записка
Данная программа разрабатывалась с учетом возрастных особенностей детей 9 -10 лет. Поскольку ребенок в этом возрасте вступил в эпоху формирования отвлеченного словесно – логического и рассуждающего мышления, ведущего к перестройке всей познавательной сферы, в эпоху формирования произвольности и изменения содержания внутренней позиции, а основные свойства нервных процессов у него по своим характеристикам хотя и приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей, однако остаются еще очень неустойчивыми, то это требует не только тщательного подбора методических приемов, осуществляемых в программе, но и разработки подходящего режима взаимодействия специалиста и ребенка. Кроме того, уже в недалеком будущем, его ждет изменение условий учения и повышение требований к его
интеллектуальному и личностному развитию, в то время как такие сложные системные образования, как рефлексия, саморегуляция, произвольность, проходят в это время только начальный этап формирования, что следует иметь в виду при реализации развивающего компонента программы.
Дети еще не умеют точно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно методы арт-терапии, позволяют ребенку явить свое состояние через рисунок, аппликацию, сказку, пластилиновую фигурку, игру. Искусство служит тем средством, которое помогает понять самого себя, справиться с проблемами, вызывающими негативные эмоции, которые зачастую ребенок не может вербализовать, и дать выход творческой энергии.
Когда целью коррекционного воздействия становится тревожность в этом возрасте, следует помнить, что все дети в процессе развития проходят через стадию тревоги и многие исследователи обоснованно считают, что проявления тревоги не оказывают существенного негативного воздействия на нормативное поведение. Во многих случаях тревога является адаптивной эмоцией, которая подготавливает ребенка к тому, чтобы справиться с потенциально опасными ситуациями. Однако установлено, что у одних детей реагирование тревогой носит временный характер, а у других — выступает как стойкое тревожное расстройство и должно стать объектом диагностического и психокоррекционного вмешательства. Но поскольку детская тревога считается присущей нормальному развитию, и впоследствии «изживается», то зачастую дети, испытывающий ее, не получают своевременной помощи, что приводит к тому, что ребенок не избавляется от своих проблем и в подростковом возрасте.
Как указывает Прихожан А.М. ,«на психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску» [13. С. 10].
Используемые техники арт-терапии (такие как манипуляций с пластичными материалами (пластилин, глина), рисование по сырому листу и т.п.) направлены в первую очередь на то, чтобы снять у ребенка психическое напряжение, уменьшить тревожность; помочь «вынести вовне» переживания, которые являются источником психоэмоционального напряжения; развитие способности адекватно выражать свои эмоции, формирование свободы в выборе реагирования.
Цель: формирование навыков совладания со своим волнением и тревожащим состоянием в ситуациях, вызывающих напряжение.
Задачи:
• Создать условия, способствующие отреагированию негативных эмоциональных состояний;
Обучить способам эмоциональной саморегуляции;
Создать условия, способствующие формированию осознания ребенком своего внутреннего мира;
• Обучить конструктивным формам поведения в ситуациях, вызывающих напряжение.
Показания к применению: в результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с тревожностью. Занятия предназначены для индивидуальной работы с ребенком 9-10 лет.
Структура:
Программа включает в себя 11 занятий, которые будут проводиться в кабинете психолога 2 раза в неделю, во вторую половину дня продолжительностью 40-60 минут (учитывая желание и возможности ребенка).
1. Ритуал приветствия. Цель: настроить на работу.
2. Разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма.
3. Коррекционно - развивающая часть.
4. Рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
5. Релаксация. Цель: снятие напряжения.
6. Завершение занятия. Цель: подведение итогов занятия.
Методические приемы:
Терапевтические сказки;
• Игры и задания, направленные на развитие произвольности
поведения и саморегуляции;
Дыхательные упражнения;
Релаксационные методы;
Арт – терапевтические методики.

Тематический план индивидуальных занятий по коррекции тревожности

 

 

 


Этапы работы

Цель

Содержание коррекционной работы

Время (мин)

Установочный этап

Знакомство,
налаживание
контакта                     и
установление
доверительных
отношений.

Занятие 1.
Беседа-интервью с ребенком,
выявление глубины проблемы.
1.  Упражнение 1. «Рисунок на
свободную тему»
2.  Упражнение 2. «Воздушный шарик»

40

Занятие 2.
1.  Упражнение 1. «Куст роз»
Индивидуальная диагностика:
Методика Дембо – Рубинштейн
2.  Упражнение 2. «Шалтай – Болтай»

40

Обучение
способам
выражения
вытесненных
эмоций

Формирование
осознания
собственных
эмоций,       снятие
напряжения,
отреагирование
вытесненных
эмоциональных
состояний.

Занятие 3.
1.  Упражнение с глиной – 1
2.  Упражнение с глиной – 2
(продолжение)
3.  Упражнение 3. «Кораблик»

50

Занятие 4.
1.  Упражнение 1. «Эмоциональный
словарь»
2.  Упражнение 2. «Мультяшки
обижаются»
3.  Упражнение 3. «Пластилин – силач»
4.  Упражнение 4. «Сорви яблоко»

50

Обучение
конструктивным
способам
выражения
негативного
эмоционального
состояния.
Отреагирование
вытесненных
эмоциональных
состояний.

Занятие 5.
1.  Упражнение 1. «Мелки –
наперегонки»
2.  Упражнение 2. «Моя обида»
3.  Упражнение 3. «Я рисую свою
обиду»
4.  Упражнение 4. «Тряпичная кукла и
солдат»

60

Занятие 6.
1.  Упражнение 1. «Выражение
протеста»
2.  Упражнение 2. «Копилка обид»
3.  Упражнение 3. «Драка»

50

 

Обучение

Гармонизация

Занятие 7.

60

приемам

эмоционального

1. Упражнение 1. «Противоположные

 

саморегуляци

состояния,

движения»

 

и

позитивная

2. Упражнение 2. «Я и я»

 

 

трансформация

3. Упражнение 3. «Сад чувств»

 

 

негативных

4. Упражнение 4. «Закончи

 

 

эмоциональных

предложение»

 

 

состояний, снятие

4. Упражнение «Цветок»

 

Занятие 8.

60

 

напряжения.

1.  Упражнение 1. «Позитивный язык»
2.  Упражнение 2. «Рисование по
сырому листу»
3.  Упражнение 3. «Счастье»
4.  Упражнение 4. «Достань звезду»

 

Формировани

Формирование

Занятие 9.

50

е осознания

осознания

1. Упражнение 1. «Покажи чувство

 

своего

собственных

руками»

 

внутреннего

эмоций,

2. Упражнение 2. «Слушаю себя»

 

мира

гармонизация

3. Упражнение 3. «Деревья –

 

 

эмоционального

Характеры»

 

 

состояния,

4. Упражнение 4. «Подарок под елкой»

 

 

снятие

 

 

 

напряжения.

 

 

Обучение

Расширение

Занятие 10.

60

конструктивн

спектра

1. Упражнение 1. «Эмоции героев»

 

ым формам

поведенческих

2. Упражнение 2. Анализ притчи.

 

поведения.

реакций.

3.  Упражнение 3. Творческое задание
по притче.
4.  Упражнение 4. «Добрый – злой,
веселый – грустный».

 

Завершающий

Обогащение

Занятие 11.

50

 

сознания

1. Упражнение 1. «Подведение итогов»

 

 

позитивными,

2. Упражнение 2. «Копилка хороших

 

 

эмоционально-

поступков»

 

 

окрашенными

3. Упражнение 3. «Полет птиц»

 

 

образами

 

 

 

личности.

 

 

 

Подведение

 

 

 

итогов.

 

 

 

Обратная связь.

 

 

Всего часов:

 

 

≈ 9 часов

Занятие 1

Цель: знакомство, налаживание контакта и установление доверительных отношений.
Беседа-интервью с ребенком. Время: 5-7 мин.
Беседа и возможные темы для общения: Здравствуй! Тебя зовут М., верно?
А меня зовут К., мне очень приятно с тобой познакомится! Я психолог. И я очень рада, что могу с тобой пообщаться. Я надеюсь, что тебе тоже будет интересно приходить ко мне. Как твое настроение? Как ты себя чувствуешь? М., сколько тебе лет? Когда у тебя День рождения? В этой школе ты учишься с 1-го класса? Тебе нравится учиться?
Какие у тебя любимые предметы? Какие оценки ты получаешь по ним? А есть не любимые предметы? Какие у тебя отметки по этим предметам? Чем ты любишь заниматься? Есть какие-то хобби, увлечения? Есть любимые книги? А фильмы или мультики?
Ты сказала, что увлекаешься …, у тебя, наверное, есть друзья, которым это тоже нравится? У тебя много друзей? Есть лучшая подруга? С кем ты живешь? Как зовут маму (папу)? Кем мама (папа) работает?
А кем хочешь стать ты, когда вырастишь? У тебя есть братья или сестры? Младший(ая) или старший (ая)? Как его(ее) зовут?

Упражнение 1. «Рисунок на свободную тему»
Цель: установление доверительных отношений, диагностика личностных
качеств.
Время: 25 мин.
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, ластик, простой
карандаш, краски, посуда с водой, кисти, салфетки.
Инструкция: «Ты говорила, что тебе нравится заниматься …, а давай сейчас ты порисуешь? У меня тут много всяких разных вещей для рисования есть и кисти с красками, и карандаши цветные, можешь пользоваться всем, чем тебе хочется, хоть всем сразу! Рисуй, что тебе хочется».
Обсуждение
Что это такое?
Кто это?
Было бы здорово, если бы ты рассказала об этом персонаже, событии, вещи и т.п.! Например, какую –нибудь историю. А я ее запишу, хорошо? А потом прочитаем, что получилось, согласна?
По ходу описания можно задавать дополнительные вопросы (например, «Какого размера это животное?»).

Упражнение 2. «Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить ребенка.
Время: 3 мин.
Оборудование: нет.
Инструкция: «Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарик. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представила? Я тоже представила твой огромный шар. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул».
Упражнение можно повторить 3 раза.
Завершение занятия.
Время: 3 мин.
Наша с тобой встреча подошла к концу. Тебе понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего? Почему? Может быть, что-то не очень понравилось? Расскажи, почему? Было что-то сложное? Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сейчас настроение?
А мое настроение очень радужное и хорошее! Это, наверное, потому что я сегодня с тобой познакомилась, и мы так здорово сегодня провели время, правда?
Сегодня мы с тобой делали замечательные вещи! Ну, во-первых, мы познакомились, а это важно! А во – вторых, ты пофантазировала, а потом так красиво и аккуратно рисовала, а еще так здорово рассказывала мне интересные истории, которые, получается, сама и проиллюстрировала! Я заметила, что ты очень вдумчивая и сообразительная девочка. А еще ты так замечательно фантазируешь, такие у тебя красочные фантазии, рисунки и рассказы получились! Мне очень понравилась сегодняшняя наша встреча. Спасибо тебе за нее.
Время занятия: 38 мин.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.