На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Коррекция тревожности у детей - Занятия 7-11
Коррекция тревожности у детей - Занятия 7-11
Коррекционная работа психолога в школе - Программы
Индекс материала
Коррекция тревожности у детей
занятия 2-6
Занятия 7-11
Приложения
Все страницы

 

Занятие 7

Цель: обучение саморегуляции.
Введение в занятие: Приветствие. С каким настроением ты пришла на наше занятие? Почему? Что нового и важного произошло за последнее время в твоей жизни? Есть что-нибудь, что ты бы хотела мне рассказать сегодня? Возможно, у тебя есть какие-то переживания по поводу сегодняшнего занятия? Тогда давай сейчас немного поиграем!
Время: 3 мин

Упражнение 1. «Противоположные движения»
Цель: обучение произвольной регуляции собственных движений,
психофизиологическая мобилизация организма.
Время: 5 мин
Оборудование: нет.
Ход: Ведущий и ребенок встают друг против друга. Ведущий начинает
выполнять под музыку любые спонтанные движения. Задача ребенка — выполнять те движения, которые являются, с его точки зрения,
противоположностью движений, выполняемых взрослым. Через 1,5-2 минуты, при желании ребенка, можно поменяться ролями.
Рефлексия:
• Что больше понравилось — демонстрировать движения или повторять противоположные?
• Когда в реальных жизненных ситуациях важно уметь делать не то, что тебе показывают, а в точности наоборот?

Упражнение 2. «Я и я»
Цель: обучение способу выхода за пределы неприятной ситуации, поиску
позитивных сторон, активизация процессов волевой регуляции.
Время: 10 мин.
Оборудование: доска, мел, альбом, краски.
Ход: (Вводная часть) беседа о ситуациях, в которых ребенок чувствовал себя
некомфортно, испытывал негативные эмоции (выбрать один - два случая).
Далее ребенок придумывает, что может неприятного испытывать человек в
ситуации, которая вызывает у него тревогу и напряжение.
На доске записаны две фразы:
1. ДАЖЕ ЕСЛИ Я … _________
2. ЗАТО Я… _________
Задача - подставить придуманный случай в первую фразу и, проговаривая вторую фразу - озвучить положительный момент, свою выгоду в это ситуации.
Рефлексия:
• Что ты сейчас чувствуешь?
• Что тебе понравилось? Почему?
• Что не понравилось? Почему?
• Что было самым сложным? Почему?


Упражнение 3. «Сад чувств»
Цель: обучение способам восстановления внутреннего равновесия. Время: 25 мин.
Оборудование: листы бумаги А4, цветные и простые карандаши, музыкальная аппаратура, музыкальная запись «Звуки природы».
Инструкция: «Сегодня мы уже говорили с тобой о тех ситуациях, которые вызывают у тебя тревогу и напряжение. Скажи, пожалуйста, что происходит, когда ты чувствуешь напряжение? Ты огорчаешься? Или у тебя болит голова или живот? Или ты не можешь сосредоточиться и делаешь очень много ошибок? Многое в жизни вызывает у нас тяжелое состояние: когда мы испытываем страх перед контрольной; когда мы на кого-нибудь сильно рассердимся, когда мы плохо выспались, когда поссорились с родителями. Но и хорошие вещи могут вызывать у нас напряжение, например, когда мы чрезмерно радуемся своему дню рождения, так что даже не можем заснуть.
Думала ли ты о том, что вызывает у тебя напряжение, приводит тебя к стрессу? И как он у тебя проявляется? Подумай об этом минутку в тишине».
Сначала пусть ребенок расскажет о своей стрессовой ситуации, а ведущий запишет на листе бумаги список разных возможных ситуаций.
Далее следует обсудить с ребенком, что можно сделать, чтобы справиться с напряжением. После этого дается следующая инструкция: «Сядь поудобнее и закрой глаза. Я хочу тебе показать, как и в плохие времена можно пополнить запас внутреннего спокойствия и обрести свежие силы. Три раза глубоко вздохни и слушай внимательно мой голос.
Представь себе, что ты идешь по саду, по которому много лет не ступала нога человека, и твоя задача — позаботиться об этом саде. Тебе надо навести в саду порядок и сгрести старые листья, сухие ветки, отцветшие цветы. Ты берешь легкие грабли и другой инструмент, который может понадобиться при уборке сада. Ты срезаешь старые сухие ветки, которые загораживают свет живым растениям, и выдергиваешь сорняки, которыми заросли маленькие тропинки. Ты заботишься о том, чтобы все снова было красиво и можно было бы любоваться ухоженным садом. Затем ты сажаешь новые растения, следя за тем, чтобы всем необычным и редким растениям нашлось свое место. Теперь сад выглядит уже намного ярче, и повсюду красочно сверкают пестрые цветы.
Ты слышишь чудесные звуки в этом саду: жужжание шмелей, пение птиц, шум далекого водопада. Но между тем, каким глубочайшим спокойствием наполнена природа! Этот покой помогает тебе хорошо сосредоточиться. Ты начинаешь острее слышать, ощущаешь самые тонкие запахи, становишься более чутким ко всему...
Все вокруг наполнено сильными запахами: смолистым ароматом сосны, запахом травы, благоуханием сирени, розы и жасмина. Вот в воздухе запахло дымом: где-то зажгли костер, чтобы приготовить еду. Представь себе всю эту вкусную еду и на сладкое — свой любимый десерт. Тебе настолько любопытно, что ты идешь к этому лагерному костру... и находишь богато
накрытый стол. Кто-то подарил тебе еще одну радость! И ты садишься за стол и наслаждаешься этой едой. Сидишь ты при этом на большом пне, бывшим когда-то частью могучего дерева. Ты проводишь рукой по коре и ощущаешь, сколько силы было в этом дереве.
В этом саду ты мог бы провести еще много времени. За работу, которую ты здесь сделал, ты будешь щедро вознагражден. Внутренний голос говорит, что ты можешь вернуться в этот чудесный сад в любое время, когда захочешь отдохнуть или найти покой. Этот сад цветет в твоем собственном воображении, которое также полно жизни и ярко, как и сам этот сад.
Теперь вздохни глубоко и попрощайся с садом. Ты знаешь, что ты всегда сможешь туда вернуться. Потянись и открой глаза.
Возьми лист бумаги и карандаши и нарисуй свой сад».
Рефлексия:
- Что ты сейчас чувствуешь?
- Что больше всего понравилось тебе в воображаемом саду?
- Что доставило тебе наибольшую радость в твоей прогулке по саду:
прекрасный вид, дивные звуки, запахи или вкусная еда?
- В каких ситуациях в жизни можно использовать погружение в воображаемый сад?

Упражнение 4. «Закончи предложение»
Цель: обучение поиску позитивных сторон, активизация процессов волевой
регуляции.
Время: 6 мин.
Оборудование: лист бумаги А4, ручка.
Ход: ребенок на листочке пишет - заканчивает предложенные фразы: Я
ХОЧУ… Я УМЕЮ… Я СМОГУ… Я ДОБЬЮСЬ…
Рефлексия:
• Что легче / труднее, было дописать? Почему?
• Что понравилось / не понравилось в этом упражнении? Почему?
• Что ты сейчас чувствуешь? Упражнение 5. «Цветок» Цель: снятие мышечных зажимов. Время: 3 мин Оборудование: нет.
Инструкция: «Сядь на корточки, опусти голову и руки. Представь, что ты семечко, из которого вырастет прекрасный цветок. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Медленно поднимайся, как молодой побег. Встань полностью, подними и разведи руки в стороны и потянись к солнышку. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподними подбородок, представь, что ты смотришь на солнышко из-под опущенных век, улыбнись, медленно поворачивай голову вправо-влево. А теперь расскажи, что ты почувствовала, когда была цветком».
Завершение занятия. Время: 3 мин.
Наша с тобой встреча подошла к концу. Тебе понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего? Почему? Может быть, что-то не очень понравилось? Расскажи, почему? Было что-то сложное? Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сейчас настроение?
Что нового тебе дало наше сегодняшнее занятие? Давай подведем итог сегодняшней встречи. Сегодня ты узнала, что из любой ситуации, даже не очень приятной, можно извлечь для себя выгоду, так? А еще, что есть разные способы борьбы со стрессом, и один из них ты сегодня успешно освоила, когда бродила по своему саду чувств. Ты знаешь, что этот сад всегда с тобой и тебе там всегда рады. Ну и наконец, сегодня ты сама осознала, чего ты хочешь, что ты умеешь, что ты сможешь и чего добьешься. Мне очень понравилась сегодняшняя наша встреча. Спасибо тебе за нее.
Время занятия: 55 мин.

Занятие 8

Цель: обучение способам позитивной трансформации негативных эмоциональных состояний.
Введение в занятие: Приветствие. Какое у тебя сегодня настроение? Чего ты ждешь от нашей встречи? Может быть, хочешь сказать мне что-то или у тебя есть какие-то пожелания к нашему сегодняшнему занятию? Хорошо. Тогда я предлагаю тебе следующее упражнение. Время: 3 мин

Упражнение 1. «Позитивный язык».
Цель: формирование переоценки негативных эмоций по отношению к себе и другим. Время: 15 мин
Оборудование: листы бумаги А4, ручка.
Ход: ребенку предлагается назвать список черт, которые он в себе не любит, и попытаться назвать их позитивным языком. Например: упрямый - настойчивый, трусливый - осторожный, болтливый - разговорчивый, медлительный - вдумчивый.
Затем предлагается подумать и записать те черты, которые больше всего раздражают в других людях и назвать их позитивным языком. Психолог помогает в случае затруднения в подборе слов.
Рефлексия:
• Что ты теперь чувствуешь, когда смотришь на сделанные записи?
• Изменилось ли что-нибудь?
• Как ты теперь воспринимаешь эти качества и этих людей?
• Было ли что-то сложное?
• Как ты думаешь, почему?

Упражнение 2. «Рисование по сырому листу»
Цель: снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния. Время: 10 мин.
Оборудование: акварель, кисть, емкость с водой, плотная бумага, губка. Инструкция: «Намочи, пожалуйста, губкой лист бумаги, а теперь возьми кисть, обмокни ее в краску и ставь на листе точки, рисуй линии и наблюдай, что получается».
Рефлексия:
• Что ты чувствуешь, когда рисуешь таким способом?
• Что тебе нравится делать больше всего? Почему?
• Что тебе не понравилось делать?
• Сделай то, что тебе больше всего нравится делать. Какие у тебя в этот момент возникают чувства?
• Что тебе напоминает то, что у тебя получилось на бумаге? На что это похоже?

Упражнение 3. «Счастье»
Цель: выработка способов эмоциональной саморегуляции после выхода из
проблемной ситуации.
Время: 20 мин.
Оборудование: акварель, кисть, емкость с водой, бумага, цветные
карандаши, ластик.
Ход: ребенку сначала предлагается ответить на ряд вопросов, поставленных
психологом.
- Знаешь ли ты какую-нибудь историю про счастливое животное?
- Знаешь ли ты какого-нибудь человека, который практически всегда
счастлив?
- Когда ты сама счастлива, что ты испытываешь?
Затем психолог просит: «Я хочу чтобы, ты нарисовала картину, которая
покажет, что бывает, когда ты счастлива. Используй краски и линии, формы
и образы, которые выразят твое понимание счастья.
А теперь давай обсудим, что делает тебя счастливой. Диктуй, а я буду
записывать».
Рефлексия:
• Как ты думаешь, почему мы не можем всё время чувствовать себя счастливыми?
• Что ты делаешь, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать радостной?
• Что чаще всего делает тебя счастливой?
• Как ты считаешь, можно ли это знание использовать в свою пользу?

Упражнение 4. «Достань звезду»
Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов. Время: 4 мин Оборудование: нет.
Инструкция: «Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой - темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотела. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достала ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделала что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!»
Завершение занятия. Время: 3 мин.
Наша с тобой встреча подошла к концу. Тебе понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего? Почему? Может быть, что-то не понравилось? Почему? Было что-то сложное? Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сейчас настроение?
Сегодня мы с тобой убедились, что качества человека не однополюсные, что черта личности не может быть однозначно отрицательной, всегда есть и положительная сторона, правильно? А еще, что всего лишь только знание того, что именно делает нас счастливыми, может настроить на позитивный лад, преодолеть препятствия, верно? Ну а еще сегодня ты достала свою звезду. Так что можно сказать, что наша встреча была очень-очень насыщенной. Мне было приятно заниматься с тобой. Спасибо!
Время занятия: 55 мин.

Занятие 9

Цель: формирование осознания ребенком своего внутреннего мира. Введение в занятие: Приветствие. С каким настроением ты пришла сегодня сюда? Почему у тебя сегодня настроение именно такое? Что нового, важного и интересного произошло у тебя, пока мы не виделись? Что ты ждешь от нашей сегодняшней встречи? Отлично. Тогда давай начнем. Время: 3 мин.

Упражнение 1. «Покажи чувства руками»
Цель: формирование рефлексии эмоциональных состояний. Время: 3 мин. Оборудование: нет.
Ход: ведущий предлагает ребенку представить, что его руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться…Затем ребенок показывает ведущему, как его руки радуются, боятся, злятся и т.п. Обсуждение: при необходимости.

Упражнение 2. «Слушаю себя».
Цель: формирование рефлексии эмоциональных состояний. Время: 10 мин. Оборудование: нет.
Инструкция: «Сядь поудобнее, расслабься. Закрой глаза. С закрытыми глазами направляй внимание туда, куда я предложу. Когда я дотронусь до тебя – говори, что слышишь».
Пример направления: «послушать» улицу, какие звуки можно выделить; «послушать» школу, что слышно в коридорах; «послушать» наш кабинет; «послушать» себя, что внутри происходит, что чувствует девочка, чего хочется, о чем думает; «послушать» настроение; «послушать» коридоры школы и снова «послушать» улицу. Вернуться к своим ощущениям. Послушать себя в разных образах: представить себя капризной трехлетней девочкой, которая, требуя купить сладости, топает ногами и кричит, вынуждая маму купить желаемое; представить себя опытной швеей, которая шьет красивые платья, стоит перед зеркалом и примеряет самое красивое, полюбуйтесь на себя – красавицу; представить себя солнышком, которое может все: погладить, приласкать, согреть, обжечь (обратить внимание на свои чувства), представить себя зимой, карабкающейся на ледяную горку, хочется скатнуться, а подъем тяжелый, ступеньки скользкие, нога сорвалась, зацепилась руками, подтягиваешь тело, снова карабкаешься (обратить внимание на свои чувства), добралась до вершины (обратить внимание на свои чувства), катишься вниз (обратить внимание на свои чувства).
Рефлексия:
- обсуждение ощущений и чувств в том или ином образе.
- обсуждение того, что понравилось, а что не понравилось, почему.

Упражнение 3. «Деревья-Характеры»
Цель: формирование осознания самого себя.
Время: 30 мин.
Оборудование: музыкальная аппаратура, музыкальная запись «Звуки природы»; текст сказки «Сказка о Деревьях - Характерах», простые и цветные карандаши; ластик; краски, посуда с водой, салфетки, кисти, фломастеры, листы бумаги формата А4.
Инструкция: «Сядь поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу тебя только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть твоя фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу тебе сказку...»
Ход: Психолог читает «Сказку о Деревьях-Характерах». Когда сказка завершается, он просит ребенка использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самому представить и изобразить, как может выглядеть его персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.
За три-четыре минуты до завершения отведенного времени психолог объявляет:
«Изображение твоего Дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к тебе еще одна маленькая просьба. Подумай: а кто мог бы жить возле твоего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом - скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней твоего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно - вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавь к своему рисунку изображение того или тех, кого ты хочешь... Придумай имя этому существу или этим существам».
Спустя несколько минут ведущий просит завершить рисование и придумать и рассказать сказку о своем Дереве - Характере и его соседях/обитателях.
Рефлексия:
■ Какие ощущения вызвала проделанная работа?
■ Можешь ли ты сказать, что символизировали придуманные тобой существа?
■ Как проявили себя эти существа в созданной тобой сказке?
■ В чем состояла их роль и значение в этой сказке?
■ Какие эти существа по характеру?
■ Какими качествами они обладают?
■ Трудно ли тебе было объединить своих существ в едином сюжете сказки?
■ Что вызывало трудности при выполнении задания?
■ Как ты справились с этими трудностями?
■ Какие чувства испытываешь сейчас?

Упражнение 4. «Подарок под елкой»
Цель: расслабление мышц лица.
Время: 3 мин
Оборудование: нет.
Инструкция: «Представь себе, что скоро новогодний праздник. Ты целый
год мечтала о замечательном подарке. Вот ты подходишь к елке, крепко-
крепко зажмуриваешь глаза и делаешь глубокий вдох. Затаи дыхание. Что же
лежит под елкой? Теперь выдохни и открой глаза. О, чудо! Долгожданный
подарок перед вами! Улыбнись».
После выполнения упражнения можно обсудить (если ребенок захочет), то о чем он мечтает.
Завершение занятия. Время: 3 мин.
Как всегда в конце занятия я хочу, чтобы ты поделилась своими впечатлениями. Что понравилось, а что – нет? Что тебе понравилось больше всего? Почему? Может быть, что-то не очень понравилось? Были ли какие – то трудности? Может быть, ты хотела бы высказать какие-то пожелания? Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сейчас настроение?
Я надеюсь, что тебе сегодня удалось как можно лучше прислушаться к себе, к тому, что творится у тебя внутри, а может быть, даже познакомиться с самой собой по новому, в ином качестве. Я рада, что сегодня мы провели это замечательное занятие и хочу тебя поблагодарить за это.
Время занятия: 52 мин.

Занятие 10

Цель: расширение спектра поведенческих реакций.
Введение в занятие: Приветствие. С каким настроением ты пришла сегодня на занятие? Чего ты ждешь от нашей встречи? Может быть, хочешь сказать мне что-то или у тебя есть какие-то пожелания к нашему сегодняшнему занятию? У нашей встречи будет немного восточная тема, потому что я приготовила для нее замечательную притчу. В этой притче есть несколько жизненных уроков, которые могут нам с тобой пригодиться и в повседневной жизни. Чтобы извлечь эти уроки мы поступим так. Время: 3 мин

Упражнение 1. «Эмоции героев»
Цель: развитие эмпатии, снятие напряжения. Время: 10 мин.
Оборудование: текст восточной притчи «Это хорошо», набор карточек с изображением проявлений различных эмоций.
Ход: Ребенок получает карточки с изображениями различных эмоциональных состояний — с помощью мимики или символов. Психолог читает притчу, а ребенок в процессе чтения откладывает несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения ребенок объясняет, в какой ситуаций и почему герой был весел, грустен, подавлен и т. д.
Рефлексия:
• Что чувствовал король, когда получил травму?
• Что чувствовал друг короля, когда это случилось?
• Что чувствовал король, когда его друг сказал: «Это хорошо!»
• Почему король решил отправить своего друга в тюрьму?
• Что чувствовал король, когда попал в плен к людоедам; когда он понял, что остался жив благодаря своему травмированному пальцу?
• Какие чувства испытывал друг короля, когда король отправил его в тюрьму?
• Что он чувствовал, слушая рассказ короля, сидя в тюрьме?
• Несмотря на все произошедшее, понял ли король мудрость своего друга?
• Что произошло бы, если бы король не посадил своего друга в тюрьму?
• Какие чувства вызывает эта притча?
• Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные?
• Какие ситуации вызывали страх?
• Какие ситуации вызывали раздражение?

Упражнение 2. Анализ притчи.
Цель: формулирование конструктивных вариантов поведения в ситуациях,
вызывающих отрицательные эмоции.
Время: 20 мин.
Оборудование: текст восточной притчи «Это хорошо».
Ход: анализ притчи проводится в форме совместного обсуждения произведения.
Как ты думаешь, о чем эта притча? Чему она нас учит?
Как ты считаешь, хорошо ли для друга короля закончилась эта история? (Предполагаемый ответ: да)
А для короля? (Предполагаемый ответ: да)
Благодаря чему все закончилось благополучно? (Предполагаемый ответ: благодаря травме короля, полученной из – за оплошности его друга)
Какие чувства были у короля в связи с произошедшим несчастным случаем, который в дальнейшем спас ему и его другу жизнь?
Получается, что даже нанесенная обида и полученная утрата может оказаться хорошим событием в жизни человека?
Наверное, и в твоей жизни были случаи, когда ты чувствовала, что тебя обидели; ты, может быть, злилась на обидчика, придумывала, как бы ему отплатить. (Король отправил своего друга в тюрьму и этим также нанес ему обиду, но оба впоследствии получили от этого только выгоду) Вспомнила такие ситуации? А теперь давай попробуем воспользоваться уроком, который преподала нам притча: обиженный своим близким другом король, благодаря тому, что произошло с ружьем по ошибке друга, избежал верной смерти, а отправленный в тюрьму друг (хотя он и не специально совершил ошибку с ружьем и отправился в заключение лишь за то, что высказал свое мнение по поводу случившегося), также избежал печальной участи. Подумай, а какую выгоду получила ты от своего обидчика? Ответить на этот вопрос не просто, особенно, если было очень больно. Но сказка нас учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые обидчики помогают нам задуматься над тем, что у нас не получается, что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем дружим, или ...
Однако в притче дается еще один урок. Чтобы его понять, надо вспомнить, сколько времени просидел в тюрьме друг короля. (Ответ: год)
То есть, получается, что прошло достаточно много времени между трагедией на охоте и нанесенной обидой и осознанием того, что даже такие удручающие события сыграли положительную роль в жизни короля. А год, проведенный в тюрьме другом короля, лишний раз утвердил его истину – и даже несправедливое тюремное заключение может быть хорошим событием в жизни.
Мы не всегда сразу можем оценить преимущества какого-то неуспеха, полезный опыт от негативной ситуации, в большинстве случаев на это требуется длительное время.
А теперь давай подумаем, ведь близкий друг короля вовсе не собирался не то что бы калечить короля – своего друга (в притче четко сказано, что он сделал что-то неправильно, готовя одно из ружей, значит, он сам мог не подозревать о своей ошибке, а сломанное ружье могло достаться и ему самому), но и обижать тем более, ведь в начале притчи оговаривается, что король вырос вместе с человеком, который имел привычку говорить: «это хорошо!» в любой ситуации, как в позитивной, так и негативной, значит король знал об этом.
В этом случае, друг короля, вовсе не собираясь обижать кого-либо, не подумал или не понял сразу, что может нанести обиду своими словами своему другу. Значит, бывает и так, что тот, кто делает что-то обидное, не задумывается или даже просто не понимает, что его действия или слова могут быть неприятными. В таких случаях, тот, кого обидели, обычно думает, что это было сделано специально. Поэтому иногда стоит искренне сказать своему обидчику: «Мне неприятно то, что ты сейчас делаешь/говоришь», а иногда стоит и поинтересоваться, что он имел в виду, ведь и мы сами могли не правильно понять смысл, вложенный в высказывание (как в случае с королем и его другом). Возможно, стоило королю спросить у своего друга о том, что он видит в трагедии хорошего, тогда тот, скорее всего, своим объяснением даже утешил короля. Но, тогда неизвестно, что произошло бы, если бы король и его друг попали в плен к людоедам вдвоем. Скорее всего, король потерял бы близкого друга.
Упражнение 3. Творческое задание по притче.
Цель: снятие напряжения.
Время: 15 мин
Оборудование: бумага для рисования, краски, кисти, посуда с водой, салфетки.
Инструкция: «Притча раскрыла нам несколько жизненных мудростей. С помощью красок и кисти ты можешь нарисовать момент из притчи, который тебе нравится больше всего. Это должно быть не просто какое-то конкретно описанное происшествие в притче, но и чувства героев в этот момент, а еще лучше, твои собственные чувства, которые возникли у тебя в связи с ним. Может быть, ты захочешь изобразить с помощью каких-то абстрактных форм свое отношение к тем жизненным мудростям, которыми с тобой поделилась эта история, выразишь степень их необходимости в твоей жизни».
Рефлексия:
• Что ты сейчас чувствуешь?
• Что тебе понравилось больше всего? Почему?
• Что тебе не очень понравилось? Почему?
• Возникали ли какие-то трудности в процессе работы? Какие?
• Важны ли для тебя те уроки, которые заключает в себе притча?
• Можно ли их использовать в жизни? Упражнение 4. «Добрый - злой, веселый - грустный» Цель: расслабление мышц лица.
Время: 4 мин Оборудование: нет.
Ход: Психолог предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т.д.)?»
Затем все названные персонажи ребенок записывает на листе бумаги. После этого психолог говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Психолог делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а психолог отгадывает, кто это. Завершение занятия. Время: 3 мин.
Тебе понравилось сегодняшнее занятие? Что тебе понравилось больше всего? Почему? Может быть, что-то не очень понравилось? Почему? Было что-то сложное? Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сейчас настроение?
Что нового открыла для тебя сегодняшняя наша встреча? Обсуждая притчу, мы с тобой узнали, что нельзя однозначно оценивать ситуацию. Не бывает абсолютно плохих событий. Даже что-то неприятное для нас может оказаться полезным, а в некоторых случаях, позже мы понимаем, что неприятность сослужила нам хорошую службу, согласна? А еще мы узнали, что иногда, чтобы прояснить ситуацию, нужно объяснить человеку, который стал источником наших негативных переживаний, что он делает нам неприятно. Спасибо тебе за такое полезное занятие!
Время занятия: 55 мин.

Занятие 11

Цель: обогащение сознания позитивными, эмоционально-окрашенными образами личности.
Введение в занятие: Приветствие. Какое у тебя сегодня настроение? Чего ты ждешь от нашей встречи? Может быть, хочешь рассказать мне что-то или у тебя есть какие-то пожелания к нашему сегодняшнему занятию? Наша совместная работа подошла к концу, это занятие - последнее, и ты вскоре вернёшься к своей повседневной жизни. Чтобы облегчить этап перехода и помочь тебе подготовиться к решению повседневных задач, я предлагаю следующее упражнение. Время: 3 мин
Упражнение 1. «Подведение итогов»
Цель: формирование осознания полученных впечатлений, опыта. Время: 20 мин.
Оборудование: листы бумаги А4, простые и цветные карандаши, ластик, фломастеры.
Инструкция: Поскольку это последнее наше занятие, мне бы очень хотелось узнать у тебя, что тебе дала работа, которую мы с тобой проделали, что нового ты узнала о себе. Если вспомнишь все наши занятия, наверное, ты можешь рассказать, что тебе понравилось больше всего, что важного для себя ты открыла, и как это повлияло на твою жизнь. Мне бы хотелось, чтобы ты рассказала об этом с помощью рисунка.
Ход: ребенку выдается лист бумаги и набор для рисования. Психолог предлагает ему нарисовать самые важные для него переживания, чувства, возникавшие на занятиях, это могут быть также изображения того, что больше всего понравилось на занятиях, может быть иллюстрация к какой-нибудь придуманной им самим или прочитанной на занятии сказки, может быть рисунок себя на данном этапе жизненного пути или в будущем (это может быть портрет, пейзаж, жанровая сценка или абстракция - что угодно), а также личные качества или хобби, которые важны для ребенка сейчас, все, что связано у него с полученными впечатлениями и переживаниями в ходе индивидуальной работы с психологом. Завершив работу, ребенок должен дать название своим рисункам и дать необходимые комментарии. Психолог может высказывать свои ассоциации, активированные элементами и цветовой гаммой изображения (психологом сразу подчеркивается, что мастерство художника в данном случае значения не имеет).
Рефлексия:
• Что ты сейчас чувствуешь?
• Что ты ощущала, когда рисовала?
• Что тебе хотелось нарисовать обязательно?
• Что получилось не так как хотелось изначально?
• Возникали ли какие-то сложности?
• Что тебе понравилось рисовать больше всего? Почему?


Упражнение 2. «Копилка хороших поступков»
Цель: формирование способности позитивно оценивать свои достижения и успехи.
Время: 15 мин.
Оборудование: тетрадь, ручка.
Инструкция: «Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, ты хочешь стать такой же успешной в своих делах, как твои родители, а, может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить и запомнить свои достижения. Возьми эту тетрадь и запиши в ней три хороших поступка, которые ты совершила в течение этой школьной недели. Мысленно вспомни все хорошее, что ты сделала. Например, выполнила сложное и неприятное домашнее задание, подготовилась к трудному уроку, выучила наизусть длинное—длинное стихотворение. Выбери из всего этого три поступка, которыми ты особенно гордишься, и запиши их на первом тетрадном листе. Убедись, что ты выбрала именно три пункта. После того, как ты их запишешь, похвали себя одним спокойным предложением за все три события. Например: "Мила, ты на самом деле сделала это здорово". Затем запишите эту фразу в тетради. На все это у тебя есть пять минут.
Такое признание своих достижений ты будешь проводить отныне каждую неделю. А если ты захочешь, то можешь делать еще и следующее. Каждый вечер перед сном ты можешь на пять минут сесть за письменный стол и записать три достойных поступка, совершенные за этот день. Тогда ты почувствуешь удовлетворение, убедишься в своей прилежности и поймешь, что заслужила хороший спокойный сон.
Конечно, ты всегда радуешься, когда окружающие признают твои достижения. Но они могут и не замечать всех твоих успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что ты сделала и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом твоих новых побед».

Упражнение 3. «Полет птиц»
Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов.
Время: 5 мин.
Оборудование: нет.
Инструкция: «Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давай сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Подними подбородок вверх. Выпрями спину, расправь плечи. Закрой глаза. Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Согни чуть-чуть в коленях ноги, напряги их и... резко выпрямите... Глубокий вдох... и... о, чудо! Мы взлетели... Вдох – выдох (3 раза). Вдох — выдох... Можешь свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада... тишина... покой... Вдох — выдох... (3 раза). Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!.. Вдох – выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно. Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытяни шею, расправь плечи, опусти крылья. Замечательным был полет!»
Завершение занятия Время: 3 мин.
На этом мы с тобой расстаемся, но я думаю, что ты смогла приобрести для себя что-то важное в процессе наших встреч, поэтому расставание связано в первую очередь с пониманием того, что же ты получила от всего того, чем мы занимались на протяжении многих часов.
Давай теперь в завершении нашей работы выскажем друг другу пожелания.
Я желаю тебе, чтобы ты достигала поставленных тобой целей, преодолевала возникающие на твоем пути препятствия без потерь для себя, а еще я желаю, чтобы тот опыт, который ты получила в процессе наших с тобой занятий, оказался полезен для тебя.
А чтобы ты пожелала сама себе?
Спасибо тебе большое за такие замечательные пожелания и за совместно проделанную большую работу. До свидания!
Время занятия: 46 мин.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.