На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Как научить детей не бояться сложных жизненных ситуаций
Как научить детей не бояться сложных жизненных ситуаций
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Программа для учащихся 9 –11-х классов
Как научить детей не бояться сложных жизненных ситуаций. Психологические занятия
В статье – сценарии трех занятий и тематический план из Программы «От беспомощности к жизнестойкости». Программа имеет гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России» для использования в образовательных организациях.
Цель программы – сформировать навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, чтобы помочь адаптироваться к самостоятельной взрослой жизни.

Анастасия Пономаренко,
практикующий психолог, писатель, Москва



В программе «От беспомощности к жизнестойкости» девять занятий. Вы можете разбивать занятия на блоки в зависимости от запроса группы, степени проработанности проблемы и состава участников.
Как проводить занятия. На каждом занятии проводите с участниками беседу на заданную тему. После беседы предложите учащимся выполнить упражнения, которые помогут освоить материал. Вы можете использовать в своей работе какое-либо занятие отдельно от программы. Но вся программа целиком, приведет к более высокой результативности по обучению жизнестойкости среди молодежи.
Как оценивать результаты программы. Перед проведением занятий организуйте диагностику, чтобы выявить особенности ценностной и смысловой сферы личности. Например, тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. В процессе занятий контролируйте динамику показателей через тесты, проективные методики, рефлексии.

Тематический план

Раздел

Содержание занятий

Количество часов

Раздел I. Жизнестойкость как способ преодоления трудных жизненных ситуаций

Занятие 1.
Беседа «Стили преодолевающего поведения в трудной
жизненной ситуации».
Упражнение «Человек под дождем»

2

Занятие 2.
Беседа «Ресурсные компоненты личности и их развитие».
Упражнения: «Я – солнце», «Шкала внутренних ресурсов»

2

Занятие 3.
Беседа «Окружение как ресурс развития жизнестойкости». Упражнение «Круг моего общения»

2

Раздел II. Особенности эмоциональной сферы человека и жизнестойкость

Занятие 4.
Беседа «Жизнестойкость и психологическое благополучие».
Упражнение «Мир, в котором я живу». «Опросник психологического благополучия» К. Рифф

2

Занятие 5.
Беседа «Жизнестойкость как альтернатива выученной
беспомощности».
Упражнение «Ролевая виктимность».
Беседа «Как распознать выученную беспомощность».
Просмотр мультфильма «Ох и Ах»

2

Раздел III. Творчество как ресурс развития жизнестойкости

Занятие 6.
Беседа «Созидательное творчество как ресурс развития
жизнестойкости».
Упражнение «Я – волшебник!».
Задание на дом: составить собственную сказку

2

Занятие 7.
Беседа «Личностный потенциал как фундамент творческого созидания». Упражнения: «Точка опоры», «Жизнестойкость»

2

Раздел IV. Постановка целей и осознание смыслов

Занятие 8.
Беседа «Искусство ставить цели». Упражнения: «Принимаю ответственность», «Я через 10 лет»

2

Занятие 9.
Беседа «Формула успеха».
Упражнения: «Я смог», «Мои планы»

2

Итого

18

Содержание первого занятия

Побеседуйте с участниками на тему «Стили преодолевающего поведения в трудных жизненных ситуациях». Обсудите с учащимися информацию, которую вы им дадите. После беседы предложите выполнить упражнение «Человек под дождем» Е.В. Романовой и Г.И. Сытьковой.

Совет
Выделяют пять типов преодолевающего поведения: поведение, направленное на разрешение проблемы, регрессия, отрицание, инерция и аффективные реакции

Примерное содержание беседы. Определение трудных жизненных ситуаций различно в разных источниках. В целом можно сказать, что трудная жизненная ситуация (ТЖС) – это особенная психологическая ситуация, когда прежняя система отношений человека с окружающим миром или самим собой уже не является эффективной. Основные признаки ТЖС: значимость ситуации, повышенные затраты собственных ресурсов для преодоления ситуации, сильные эмоциональные переживания, вызванные ситуацией.
Разные люди демонстрируют разные способы совла-дания с трудной ситуацией. В зарубежной психологии это называется coping behavior. Понятие coping происходит от английского соре (преодолевать). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление. Выделяют пять типов преодолевающего поведения: поведение, направленное на разрешение проблемы, регрессия, отрицание, инерция и аффективные реакции.
Поведение, направленное на разрешение проблемы, – это фундамент зрелого способа преодоления ситуации. Другие способы преодолевающего поведения имеют менее адаптивный характер.
Регрессия – вариант преодолевающего поведения, в основе которого лежат детские формы поведения. Именно эти формы позволяли в младенчестве преодолеть проблемы с помощью перекладывания ответственности на других. Как один из вариантов подобного типа поведения – наркомания и алкоголизм.

Отрицание – реальность воспринимается таким образом, что проблемы как бы не существует. Если проблема каким-то образом решается сама собой, этот способ поведения может быть эффективным. В противном случае такое поведение может усугубить решение проблемы.
Инерция – человек считает, что любые действия обречены, поэтому ничего не предпринимает. Такое поведение называют еще выученной беспомощностью.
Аффективные реакции – проблемная ситуация иногда вызывает аффективные реакции. Чаще всего это тревога, гнев (часто с вербальной и невербальной агрессией), печаль, страх.
Психологическое предназначение копинга – как можно лучше научить человека адаптироваться к требованиям ситуации и нейтрализовать воздействие трудной жизненной ситуации. Жизнестойкие люди, у которых есть успешный опыт преодоления ТЖС, эмоционально более устойчивы, имеют достаточное количество ресурсов, копинги направлены на преодоление ситуации, успешное ее разрешение.

Важно
Люди, у которых есть успешный опыт преодоления трудных жизненных ситуаций, эмоционально более устойчивы

Упражнение «Человек под дождем».

Раздайте участникам листы бумаги и карандаши. Попросите представить человека и нарисовать его. Далее предложите им представить человека под дождем и нарисовать его рядом с первым человеком. В ходе упражнения участникам нужно будет ответить на вопросы: Кто этот человек под дождем? Как он выглядит? Что он чувствует? О чем думает? О чем мечтает? Что делает?
Продолжение беседы. В теории С. Мадди жизнестойкость определяется структурой: вовлеченность, контроль, принятие риска. При копинг-стратегиях, которые направлены на преодоление ТЖС, эти три компонента развиты хорошо, что позволяет совладать с ситуацией.
Вовлеченность – это активное участие в собственной жизни, уверенность в том, что ее качество зависит в первую очередь от самого человека. Контроль – уверенность в том, что собственной жизнью возможно управлять. Принятие риска – умение действовать в условиях неопределенности. Если развивать данные умения, то со временем сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для преодоления ситуации будет меньше, а результат успешнее.

Содержание второго занятия

Расскажите учащимся о ресурсных компонентах личности и их развитии. После беседы участники выполняют упражнение «Я – солнце» и оценивают свои внутренние ресурсы по пятибалльной шкале.

Примерное содержание беседы. Развитию жизнестойкости способствует наличие внутренних ресурсов – сторон личности, которые помогают преодолевать трудности. Чтобы справиться с трудностью, человек может использовать возможности и свои сильные стороны, которые он не осознает, а также забытый личный опыт. Все это называется «потенциал личности».
Личностный потенциал – необходимое условие для успешной деятельности индивида. В нем заложена способность к творческой деятельности, самоактуализации, саморазвитию. Личностный потенциал имеет четкую структуру: внутренние ресурсы (талант, темперамент) и внешние (окружение). Ресурсы способны видоизменяться, влиять друг на друга и на личностный потенциал в целом.


Упражнение «Я – солнце».

Вам потребуется бумага и карандаш. Лучше яркого цвета – чтобы выполнение упражнения проходило на более позитивном фоне. На бумаге рисуется круг – солнечный диск. Затем от него рисуются лучики. Каждый лучик – ваше положительное качество, которое может помочь или уже помогло вам для преодоления негативных ситуаций. Каждое качество можно написать прямо на лучике. Лучиков должно быть не меньше 10.
Продолжение беседы. Условно наши ресурсы можно разделить на группы. Их всего четыре: физиологические (энергопотенциал, состояние здоровья), когнитивные (мышление, воображение), эмоционально-волевые (чувство ответственности, наличие воли), поведенческие (открытость новому опыту, психическая активность).
Упражнение «Шкала внутренних ресурсов».
Участники оценивают свои ресурсы по пятибалльной шкале, где 1 балл – данного ресурса практически нет, а 5 баллов – с ресурсом все в порядке.
Чтобы учащимся было проще оценивать, подготовьте для них бланк, в котором перечислите 12 ресурсов. Среди них: воля, энергопотенциал, мышление, чувство ответственности, здоровье, открытость новому опыту, воображение, психическая активность, наличие цели, концентрация внимания и памяти, способность к творчеству, эмоциональный интеллект.
Попросите каждого проанализировать свои показатели. Спросите, какие ресурсы развиты в большей степени, какие в меньшей? Что требует коррекции? И что на сегодняшний день является приоритетным?

Справка
Ресурсы человека делят на группы: физиологические, когнитивные, эмоционально-волевые и поведенческие

Содержание третьего занятия

Проведите с участниками беседу на тему «Окружение как ресурс развития жизнестойкости». После беседы предложите выполнить упражнение «Круг моего общения».
Примерное содержание беседы. Часто окружение является критическим фактором как в преодолении трудностей, так и в достижении высокого уровня качества жизни. Вам наверняка известно множество примеров, когда хороший молодой человек, из приличной семьи попадал в компанию девиантных людей, и его жизнь «неслась под откос».
Часто бывает, что человек не может достичь своей цели, потому что его окружение при любых попытках что-то изменить, говорит: «Да брось, нечего и пытаться, все равно у тебя ничего не получится». И человек оставляет любые попытки что-то поменять в собственной жизни. Существует закон социально-психологического заражения. Человек невольно становится похожим на тех людей, с кем он общается больше всего.
Общение с жизнестойкими людьми помогает посмотреть на любые неприятности под углом решения, а не проблемы. Жизнестойкие окружающие, рассматривая трудную ситуацию под углом: «что сделать, чтобы исправить», а не в парадигме: «все пропало, случилась катастрофа», помогают идти вперед, а не впадать в тяжелое стрессовое расстройство. Чтобы понять, какие люди окружают вас, можно сделать одно упражнение.

Важно
Упражнение «Круг моего общения» помогает понять, какие люди вас окружают

Упражнение «Круг моего общения».

Участники делят лист бумаги на три колонки. Первая колонка называется «Близкий круг общения». Вторая – «Дальний круг общения», третья – «Общаемся очень редко». В колонки они вписывают имена тех людей, с кем общаются практически постоянно, время от времени и совсем редко.
Попросите проанализировать, в каких отношениях они находятся с этими людьми. Задайте вопросы: Кто лидер в вашей паре во время общения? Кто инициирует общение? Какие чувства вы испытываете во время общения с ними? Почему? Что является предметом разговора? Обратитесь ли вы к этому человеку за помощью в трудной ситуации? Как думаете, как он среагирует?
Предложите участникам еще раз внимательно посмотреть на список тех людей, с кем они общаются, особенно на ближний круг. Может, в этот список попали те, кто никогда не придет на помощь, или те, кто тянет назад. Если это так, то учащемуся необходимо пересмотреть формат этих отношений.
Источник: Справочник педагога-психолога в школе, №12, 2017г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.