На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Работа с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, в рамках интегрированного обучения - II. Технология работы с детьми в рамках интегрированного обучения
Работа с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, в рамках интегрированного обучения - II. Технология работы с детьми в рамках интегрированного обучения
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Работа с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, в рамках интегрированного обучения
II. Технология работы с детьми в рамках интегрированного обучения
III. Особенности учебно-воспитательной работы с отдельными категориями детей
Все страницы

 

II. Технология работы с детьми в рамках интегрированного обучения

Сложные задачи интегрированного обучения обуславливают координацию деятельности администрации школы, учителя, психолога и учителя-дефектолога. В их руках судьба ребенка, который попал в беду по причине физического или психического недостатка. От них зависит, будет ли жить ребенок такой же полнокровной жизнью, как все, или обречен на положение «изгоя» в обществе.
Прежде всего надо знать, что успех интегрированного обучения во многом зависит от адаптации типовых учебных программ к нуждам конкретного ребенка. Здесь учителю придется преодолевать традиционный подход, сложившийся в массовой школе. При наличии в классе ребенка с особенностями психофизического развития пытаются программу его обучения втиснуть в типовую. Направленность же педагогической работы здесь должна быть иной. Когнитивный компонент не является главным и определяющим в обучении ребенка с отклонением в развитии. Главным является коррекционно-реабилитационная помощь, обеспечение социальной направленности учебно-воспитательного процесса. Прежде всего ученика необходимо оградить от разнообразия сенсорики и социальных взаимодействий, от психической депривации, неудовлетворенности своим положением в детском коллективе и учебными успехами. Способ социализации рассматривается как способ развития населения и приобретения соответствующих социокультурных качеств. Поэтому учебные занятия обеспечивают, прежде всего, адаптацию в микросоциуме, которым является класс (группа), социально-психологическую коррекцию и социальную реабилитацию. На занятиях формируются знания о предметном мире, обеспечивается самосознание ребенка. Образовательный процесс строится на диагностической основе, т.е. начинается со всестороннего психолого-педагогического обследования, определения структуры нарушений, уровня актуального и ближайшего развития. На основе материалов обследования составляется психолого-педагогический паспорт ребенка, разрабатывается индивидуальная программа обучения и коррекции со стороны учителя, дефектолога, психолога, социального педагога, которая согласовывается с родителями ребенка, обсуждается на педконсилиуме и утверждается на педагогическом совете школы.
Обучение ребенка с особенностями психофизического развития является практико-ориентированным. Практика выступает как источник формирования новых знаний и сферы приложения теоретических положений. В процессе деятельности и общения учащиеся интериоризуют, переводят во внутренний план сознания внешние раздражители и стимулы, что развивает психическую деятельность, обеспечивает преодоление формализма в обучении. Знания формируются поэтапно, с опорой на материализованные опоры. Естественно, что в работе с детьми с отклонениями требуются в большей мере, чем с обычными детьми, планомерное повторение, актуализация житейских знаний; индуктивный путь познания (от частного к общему) здесь предпочтительнее дедуктивного (от общего к частному). Для них необходимы разнообразие наглядно-образных средств, положительный эмоциональный фон. Учебно-воспитательный процесс для детей с особенностями в развитии включает инновационные педагогические технологии, которые предусматривают полифонию, варьирование, импровизацию. На таких уроках звучит голос каждого, и в то же время учащиеся взаимодействуют. Все педагогические инновации для таких детей основаны на коррекционном обучении. Комплексный подход к обучению обеспечивается коррекционными занятиями и так называемыми «уроками развития», на которых учитель широко использует психогимнастику, элементы тренинга, имитационные игры, проблемные ситуации и программированные задания.
В последнее время изменилось отношение к детям с особенностями развития. Они рассматриваются как дети со сложностями в обучении, которым необходима помощь и коррекционная поддержка, но отношение к ним такое же, как к обычным детям, что соответствует известной концепции Л.С.Выготского об общих закономерностях развития аномальных и нормальных детей, о формировании у них психических процессов в одной и той же последовательности и иерархической зависимости. С учетом этого утверждения и определяются принципы, методы и формы интегрированного обучения.
В учебно-воспитательном процессе выделяются две тенденции: его бипарность (тесная взаимосвязь учителя и ученика) и личностно-гуманистический подход. Эти тенденции являются основой для работы учителей и других специалистов.
Безусловно, решение проблем детей с особенностями развития в рамках интегрированного обучения зависит от психолого-практической подготовки учителя. Учитель должен досконально знать познавательные возможности каждого учащегося (уровень интеллектуального, физического и сенсорного развития, эмоциональный статус, коммуникативные способности).

  1. Используя психолого-педагогическую и методическую помощь, учитель должен чувствовать психофизические ресурсы учащегося с конкретной патологией (нарушением слуха, зрения, речи, моторики и психического развития).
  2. В каждом ученике с особенностями развития, как и в «обычном» школьнике, учитель должен видеть личность. Это обязывает ставить на первый план вместо слабостей возможности. Учитель должен создать условия для наиболее полной самореализации каждого ученика, своевременно отметить достигнутые успехи, не допускать формирования личности с комплексом неудачника.

Обязательным условием успешности интегрированного обучения является тесное сотрудничество учителя, дефектолога, психолога и родителей ребенка.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.