На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Работа с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, в рамках интегрированного обучения - III. Особенности учебно-воспитательной работы с отдельными категориями детей
Работа с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, в рамках интегрированного обучения - III. Особенности учебно-воспитательной работы с отдельными категориями детей
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Работа с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, в рамках интегрированного обучения
II. Технология работы с детьми в рамках интегрированного обучения
III. Особенности учебно-воспитательной работы с отдельными категориями детей
Все страницы

 

III. Особенности учебно-воспитательной работы с отдельными категориями детей

1. Дети с нарушением зрения

Эти дети требуют тифлопедагогической помощи. Учитель полностью отвечает за обучение и воспитание доверенных ему слепых и со слабым зрением детей. Он обязан проводить учебно-воспитательную работу с ними с учетом особенностей их психической деятельности: медленный темп зрительного или тактильного восприятия, сложность в осуществлении практической деятельности и др. Он принимает меры по охране зрения, предупреждает переутомление. Для этого строго регламентируется непрерывная зрительная нагрузка. Она не должна превышать 10 секунд, решается строго индивидуально, с учетом рекомендаций врача-окулиста.
Предупреждает утомление, нарушение осанки и позвоночника правильная поза ребенка. Оптимальное расстояние от глаз до предметов 30-35см. Нельзя допускать, чтобы голова ребенка низко наклонялась над книгой, тетрадью. Учебные принадлежности следует приближать с помощью подставки на необходимое расстояние в соответствии с указаниями врача.
Повышению эффективности учебных занятий содействует рациональное применение технических средств обучения: специальных телевизионных систем, диапроекторов и др. Во время учебных кинофильмов им разрешается подходить к экрану на удобное расстояние. Длительность одноразового показа не должна превышать 15 минут. Освещаемость рабочего места – не ниже 500 люкс. В учебном процессе для детей используются учебники с крупным шрифтом, иллюстрации с хорошо очерченным контуром, цветные, контрастные.
Тифлопедагог проводит коррекционную работу по формированию специальных умений и навыков (обучение шрифту Брайля, умению ориентироваться, машинописи, домоводству).

2. Дети с нарушением слуха

Учитель в работе с детьми с нарушением слуха должен учитывать степень сохранности слуха, уровень речевого развития и качество дошкольной подготовки каждого ребенка, замедленность восприятия и низкий уровень достоверности, конкретное мышление, выполнение заданий на наглядно-действенном уровне.
Словесно-логическое мышление формируется в системе специального обучения. Низкий уровень процессов памяти требует специального стимулирования. Эти дети слабо дифференцируют эмоциональные отношения людей.
Рекомендации учителю:

  1. ребенок с нарушением слуха должен сидеть на первой парте, близко от учителя (1,5-2 м);
  2. у учителя должно быть постоянное место у стола, чтобы ребенок видел артикуляцию звуков;
  3. ребенок должен иметь возможность работать у доски без дополнительной помощи;
  4. 3-5 минут на каждом уроке необходимо уделять внимание индивидуальной работе с ребенком;
  5. индивидуальные задания должны быть богато иллюстрированными;
  6. необходимо использовать специальные приемы поощрения ребенка;
  7. приемы привлечения внимания (взмах руки, световой сигнал и т.д.);
  8. возможность обращаться с одноклассниками, готовыми терпеливо воспринимать его речь;
  9. беглую коррекцию речи в момент ответа;
  10. консультации родителей по программе;
  11. контакт с психологом, дефектологом, сурдопедагогом.

Учителем-сурдопедагогом проводятся специальные занятия по развитию зрительно-слухового восприятия, речевого слуха, тактильной и жестовой речи ребенка, консультации родителям.

3. Дети с умственной субнормальностью

Это дети с умственной отсталостью, сниженной познавательной деятельностью при устойчивой недостаточности абстрактного мышления в сочетании с нарушением динамики нервных процессов, недоразвитием эмоционально-волевой сферы. Для них характерны недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям. Внешние мотивы их учебной деятельности: хорошая оценка и легкие задания. Содержание обучения определяется программой вспомогательной школы. Дети не изучают иностранный язык, астрономию, черчение, Всемирную историю. В это время с ними проводятся коррекционные и поддерживающие занятия. Сензитивный период для обучения детей с отклонениями в интеллекте – это 1-3 классы. Учитель, который работает с детьми в условиях массовой школы, обеспечивает поддержание трудоспособности учащегося на протяжении урока путем наглядного материала и специальных приемов. Содержание работы наполняется практическими заданиями, используются все средства стимуляции познавательной деятельности и психической активности. Основная работа по объяснению нового материала проводится на уроке, характеризуется небольшим объемом. Особенное внимание придается речевому сопровождению выполняемых заданий. На каждом уроке 3-5 минут отводится индивидуальной работе с каждым учеником. Коррекционную работу проводят учитель-дефектолог и психолог.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Варёнова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учеб.пособие /Т.В.Варёнова. – Мн.: ООО «Асар», 2003. – 288 с. – С.77-89 (Раздел 1. Состояние, проблемы и перспективы развития коррекционной педагогики. 1.8. Интеграционные тенденции в образовании детей с особенностями психофизического развития).
  2. Волкова, Л.С., Граш, Н.Е., Волков, А.М. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе //Дефектология. – 2002. - №3. – С.3-8.
  3. Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей //Собр. соч.: В 6т. – М., 1983. – Т.5.
  4. Гилевич, И.М., Тигранова, Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха) //Дефектология. - 1986. - № 6.
  5. Гудонис, В.П. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением //Дефектология. – 1996. - №2.
  6. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогики и специальная психология» /Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. – М.: Издательство ГНОМиД, 2001. – 448с. – С.84-109 (//Инновационные тенденции в специальном образовании 11.2. Интеграция детей с особыми потребностями).
  7. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб., 1996.
  8. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. – М., 1995.
  9. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. – М., 1996. – Ч.1, 2.
  10. Компенсирующее обучение в России //Действующие нормативные документы и учебно-методические материалы. – М., 1997.
  11. Коноплёва, А.Н. Проблемы интегрированного обучения //Дэфекталогiя. – 1998. - №1.
  12. Коноплёва, А.Н., Лещинская Т.Л. Теория и практика интегрированного обучения //Дэфекталогiя. – 2001. - №2.
  13. Назарова, Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена //Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. – М., 1996. – Ч.1.
  14. Обучение детей с задержкой психического развития /Под ред. В.И.Лубовского. – Смоленск, 1994.
  15. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия /Сост. И под ред. Л.М.Шипицына. – СПб., 1997.
  16. Солнцева, Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения //Дефектология. – 1997. - №2.
  17. Специальная педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.И.Аксёнова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с. – С.352-371 (Раздел IV. Перспективы развития специальной педагогики и специального образования. Глава 2. Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация).
  18. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии (зарубежный опыт) //Дефектология. – 1999. - №1.
  19. Шевченко, С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах //Дефектология. – 1996. - №1.
  20. Шипицына, Л.М. Интегрированное обучение: «за» и «против» //Народное образование. – 1998. - №6.
  21. Шипицына, Л.М., Рейсвейк, ван К. Навстречу друг другу: пути интеграции. – СПб., 1998.
  22. Шматко, Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России //Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб., 1996.
  23. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение //Дефектология. – 1999. - №1, 2.
  24. Ямбург, С.А. Школа для всех. Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). – М., 1997.

Источник: Работа с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, в рамках интегрированного обучения: методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО». – 2005.

Авторы-составители: А.С.Метелица, зав. кафедрой управления и технологий образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат педагогических наук; Е.А.Харитонова, старший преподаватель кафедры управления и технологий образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат педагогических наук
Рецензенты: Е.С.Боброва, методист отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»; С.Н.Шеховская, кандидат педагогических наук, профессор УО «Московский государственный педагогический университет»



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.