Страница 1 из 3 Методические рекомендации
I. Интеграционные тенденции в образовании детей с особенностями психофизического развития
Эволюция отношения общества и государства к лицам с ограниченными возможностями во многих странах сейчас проходит период от изоляции к интеграции. В отечественной теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии принято различать понятия «интеграция», «интегрированное обучение», «дифференциация», «дифференцированное обучение». Сущность и содержание этих понятий и процессов, за ними стоящих, разрабатывались такими учеными, как В.М. Астапов, Т.С. Зыкова, В.В. Коркунов, В.А. Лебединский, Н.Н. Малофеев, М.С. Певзнер, Н.Д. Игнатко, Е.Г. Речицкая, Н.В. Цукерман и др.
Интеграция в обществе человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образование, наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей. В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и прочее). Интеграция основывается на концепции «нормализации» (Nirje, 1976), в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Применительно к детям это означает следующее:
- Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановки.
- Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной.
- Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в своих семьях.
- Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
Принципы «нормализации» закреплены рядом международных правовых актов: Декларация ООН прав умственно отсталых (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), Конвенция о правах ребенка (1989). Анализ работ современных российских дефектологов, в частности, исследования Н.Н.Малофеева позволяют говорить о двух возможных путях развития интеграции. Автор выделяет революционный и эволюционный пути развития интеграции. Анализируя революционный путь интеграции, который представляет собой разрушение дифференцированной системы обучения как традиционной формы специального образования и искусственное внедрение западных моделей интегрированного обучения, автор предупреждает, что этот путь ошибочный и опасный, поскольку предполагает совмещение различных временных стадий развития западной и отечественной системы образования. Этот путь копирует западные модели без учета наших условий. Более корректным представляется эволюционный путь становления процессов интеграции, который оправдывает себя в большей степени, так как предполагает постепенное развитие интеграционных процессов внутри системы специального образования. Обозначив интегративный подход к обучению в качестве стратегии специального образования, авторы определяют интеграцию как один из возможных подходов к обучению детей с проблемами в развитии и разрабатывают социальные, психологические и педагогические условия интеграции этой категории детей в общество (В.М.Вельгус, В.Д.Виноградов, Г.Л.Зайцева, С.А.Зыков, Т.С.Зыкова, Б.И.Коваленко, В.Г.Петрова, В.И.Селиверстов, В.А.Феоктистова, Г.В.Чиркина, Л.М.Шипицкая и др.). Отечественные ученые предлагают следующие организационные формы интегрированного обучения:
- обучение в обычных классах общеобразовательной школы;
- обучение в специальных классах общеобразовательной школы, частичная интеграция во время внеклассной деятельности;
- обучение в коррекционном учреждении и перевод ученика в общеобразовательную школу;
- полная или частичная интеграция лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения.
Одной из наиболее распространенных моделей интегрированного обучения в настоящее время являются специальные классы в массовой школе. Они создаются:
- для детей с нарушением интеллекта (там, где нет поблизости специальных школ для этой категории детей); их число сравнительно невелико;
- для детей с задержкой психического развития (ЗПР) – классы выравнивания или коррекции;
- для детей группы риска (с трудностями в обучении, поведении, ослабленным здоровьем) – классы компенсирующего обучения, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и т.д.
Задачами интегрированного обучения являются:
- соотношение содержания учебного процесса с возможностями познавательной деятельности ребенка;
- развитие умений и навыков учебной деятельности школьника, необходимых для его обучения;
- создание специальных условий для совместной деятельности в классе и вне класса, чтобы преодолеть изолированность ребенка с особенностями психофизического развития;
- обеспечение благоприятного психологического климата в социальном окружении ребенка;
- развитие самостоятельности ребенка, его готовности к участию в общественно полезном труде.
В настоящее время в массовых общеобразовательных школах находятся много детей с проблемами в развитии. Это вынужденная интеграция (псевдоинтеграция). Её причинами являются:
- отсутствие специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- их удаленность от места проживания ребенка и его семьи;
- нежелание родителей обучать ребенка в специальном учреждении;
- волевое решение органов управления образованием без одновременного создания соответствующей инфраструктуры в массовой школе.
Проблема интегрированного обучения является в настоящее время дискуссионной. Сторонники совместного обучения выделяют такие его положительные моменты:
- стимулирующее воздействие более способных одноклассников;
- наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;
- развитие навыков общения и нестандартного мышления (у обеих сторон);
- возможность проявления гуманности, сочувствия, милосердия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является эффективным средством нравственного воспитания.
Противники идеи интеграции выдвигают следующие аргументы:
- неоднородность состава класса наносит ущерб хорошо успевающим учащимся, лишая их возможности продвигаться в обучении более быстрыми темпами, замедляя рост способных учеников;
- дети с трудностями в обучении находятся в невыгодных и несправедливых условиях конкуренции, они не получают необходимого внимания;
- учителя стоят перед неразрешимой нравственной проблемой: кого обделить заботой, вниманием и временем;
- стране нужны граждане, обладающие интеллектуальным потенциалом.
Можно выделить несколько ключевых вопросов интегрированного обучения. Кто учится, т.е. для каких групп детей с ограниченными возможностями интегрированное обучение в массовой школе доступно и благоприятно? Где, т.е. каковы организационные формы возможного обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе (в специальном классе общеобразовательной школы, в обычном массовом классе, в реабилитационном центре и т.д.)? Чему, т.е. каково содержание специального образования в условиях интеграции, каковы варианты обучения, возможности четкого перехода с одного варианта на другой? Когда, т.е. каковы сроки начала интегрированного обучения (в дошкольном, младшем школьном или среднем и старшем школьном возрасте)? Кто учит, т.е. какова должна быть подготовка учителя массовой школы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, каковы функции специального педагога и специального психолога в общеобразовательной школе? В настоящее время развиваются две формы интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная интеграция – это интеграция внутри системы специального образования. Примером интернальной интеграции может служить совместное обучение глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих детей с задержкой психического развития и с тяжелыми речевыми нарушениями и др. Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие специального и массового образования. Трудности в переходе к интеграции связаны:
- с финансово-экономическими проблемами;
- с несоответствием государственных стандартов высшего специального образования требованиям современной специальной (коррекционной) школы к интегрированному обучению детей с проблемами в развитии;
- с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы;
- с ограниченностью учебной, учебно-исторической и научной литературы по теоретическим и практическим проблемам современного специального образования и др.
Для целенаправленной интеграции необходимо наличие следующих условий:
- научно-организационное обеспечение процесса интеграции;
- психологическая готовность всех его участников;
- дефектологическая грамотность учителей массовых школ;
- учебно-методическая обеспеченность моделей интеграции;
- разработка технологий взаимодействия двух учителей в одном классе.
Идея интеграции в Беларуси реализуется на основе Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития (Дэфекталогія. Вып.1. 1995) по следующим организационным формам:
- Классы интегрированного обучения наполняемостью до 20 человек. В классе может быть не более 3 учащихся с тяжелой патологией однородного характера или не больше 6 человек с однородными неглубокими нарушениями. Максимальное количество детей с однородными нарушениями – 2-4 человека (2 с тяжелой патологией или 4 с неглубокой, но не больше двух типов нарушений). В классе работают два учителя: основной и учитель-дефектолог. При этом обучение может осуществляться по двум моделям: полный класс, в котором интегрируется от 3 до 6 учащихся в зависимости от тяжести патологии, и неполный, меньше указанной нормы.
- Специальные классы в общеобразовательной школе в соответствии с установленной для каждой категории наполняемостью – от 6 до 12 человек в зависимости от характера и степени выраженности нарушения с организацией внеклассной работы на интегрированной основе.
- Коррекционно-педагогическое консультирование как специально организованная форма обучения охватывает детей с особенностями психофизического развития, которые обучаются в разных общеобразовательных школах сельской местности, и учащихся, неуспевающих и нуждающихся во временной помощи (от 4 до 8 часов в неделю в зависимости от степени выраженности нарушения) вследствие перспективной продолжительной болезни, которая обусловила устойчивые функциональные изменения.
Интегрированное обучение в Республике Беларусь рассматривается как альтернативная форма образования, и данный процесс носит эмоциональный характер. За 8 лет работы (1995/96-2002/03 уч.годы) было открыто 3838 классов интегрированного обучения и 405 специальных классов. Общее количество детей с нарушениями в развитии, интегрированных в общеобразовательную среду равняется 40,1%. Необходимость интеграции уже ни у кого не вызывает сомнений. Социальные преобразования, демократизация и гуманизация образования, идеи достоинства и самоценности личности, имеющей все права по реализации своих интересов и потребностей, признание равных прав в области образования лиц с психофизическими нарушениями делают объективной и необходимой реструктуризацию отечественной системы специального образования на основе развития различных организационных форм и модулей интеграции в общую систему образования. Тем не менее, проблемными вопросами в реализации стратегии интегрированного обучения остаются: учебно-методическое оснащение учебного процесса; психолого-педагогические основы интенсификации социального развития учащихся с психофизическими нарушениями; особенности коррекционного процесса в условиях совместного обучения.
|