На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Работа с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, в рамках интегрированного обучения
Работа с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, в рамках интегрированного обучения
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Работа с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, в рамках интегрированного обучения
II. Технология работы с детьми в рамках интегрированного обучения
III. Особенности учебно-воспитательной работы с отдельными категориями детей
Все страницы

Методические рекомендации

I. Интеграционные тенденции в образовании детей с особенностями психофизического развития

Эволюция отношения общества и государства к лицам с ограниченными возможностями во многих странах сейчас проходит период от изоляции к интеграции.
В отечественной теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии принято различать понятия «интеграция», «интегрированное обучение», «дифференциация», «дифференцированное обучение». Сущность и содержание этих понятий и процессов, за ними стоящих, разрабатывались такими учеными, как В.М. Астапов, Т.С. Зыкова, В.В. Коркунов, В.А. Лебединский, Н.Н. Малофеев, М.С. Певзнер, Н.Д. Игнатко, Е.Г. Речицкая, Н.В. Цукерман и др.

Интеграция в обществе человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образование, наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и прочее).
Интеграция основывается на концепции «нормализации» (Nirje, 1976), в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Применительно к детям это означает следующее:

  1. Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановки.
  2. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной.
  3. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в своих семьях.
  4. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.

Принципы «нормализации» закреплены рядом международных правовых актов: Декларация ООН прав умственно отсталых (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), Конвенция о правах ребенка (1989).
Анализ работ современных российских дефектологов, в частности, исследования Н.Н.Малофеева позволяют говорить о двух возможных путях развития интеграции. Автор выделяет революционный и эволюционный пути развития интеграции. Анализируя революционный путь интеграции, который представляет собой разрушение дифференцированной системы обучения как традиционной формы специального образования и искусственное внедрение западных моделей интегрированного обучения, автор предупреждает, что этот путь ошибочный и опасный, поскольку предполагает совмещение различных временных стадий развития западной и отечественной системы образования. Этот путь копирует западные модели без учета наших условий. Более корректным представляется эволюционный путь становления процессов интеграции, который оправдывает себя в большей степени, так как предполагает постепенное развитие интеграционных процессов внутри системы специального образования.
Обозначив интегративный подход к обучению в качестве стратегии специального образования, авторы определяют интеграцию как один из возможных подходов к обучению детей с проблемами в развитии и разрабатывают социальные, психологические и педагогические условия интеграции этой категории детей в общество (В.М.Вельгус, В.Д.Виноградов, Г.Л.Зайцева, С.А.Зыков, Т.С.Зыкова, Б.И.Коваленко, В.Г.Петрова, В.И.Селиверстов, В.А.Феоктистова, Г.В.Чиркина, Л.М.Шипицкая и др.).
Отечественные ученые предлагают следующие организационные формы интегрированного обучения:

  1. обучение в обычных классах общеобразовательной школы;
  2. обучение в специальных классах общеобразовательной школы, частичная интеграция во время внеклассной деятельности;
  3. обучение в коррекционном учреждении и перевод ученика в общеобразовательную школу;
  4. полная или частичная интеграция лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения.

Одной из наиболее распространенных моделей интегрированного обучения в настоящее время являются специальные классы в массовой школе. Они создаются:

  1. для детей с нарушением интеллекта (там, где нет поблизости специальных школ для этой категории детей); их число сравнительно невелико;
  2. для детей с задержкой психического развития (ЗПР) – классы выравнивания или коррекции;
  3. для детей группы риска (с трудностями в обучении, поведении, ослабленным здоровьем) – классы компенсирующего обучения, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и т.д.

Задачами интегрированного обучения являются:

  1. соотношение содержания учебного процесса с возможностями познавательной деятельности ребенка;
  2. развитие умений и навыков учебной деятельности школьника, необходимых для его обучения;
  3. создание специальных условий для совместной деятельности в классе и вне класса, чтобы преодолеть изолированность ребенка с особенностями психофизического развития;
  4. обеспечение благоприятного психологического климата в социальном окружении ребенка;
  5. развитие самостоятельности ребенка, его готовности к участию в общественно полезном труде.

В настоящее время в массовых общеобразовательных школах находятся много детей с проблемами в развитии. Это вынужденная интеграция (псевдоинтеграция). Её причинами являются:

  1. отсутствие специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
  2. их удаленность от места проживания ребенка и его семьи;
  3. нежелание родителей обучать ребенка в специальном учреждении;
  4. волевое решение органов управления образованием без одновременного создания соответствующей инфраструктуры в массовой школе.

Проблема интегрированного обучения является в настоящее время дискуссионной.
Сторонники совместного обучения выделяют такие его положительные моменты:

  1. стимулирующее воздействие более способных одноклассников;
  2. наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;
  3. развитие навыков общения и нестандартного мышления (у обеих сторон);
  4. возможность проявления гуманности, сочувствия, милосердия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является эффективным средством нравственного воспитания.

Противники идеи интеграции выдвигают следующие аргументы:

  1. неоднородность состава класса наносит ущерб хорошо успевающим учащимся, лишая их возможности продвигаться в обучении более быстрыми темпами, замедляя рост способных учеников;
  2. дети с трудностями в обучении находятся в невыгодных и несправедливых условиях конкуренции, они не получают необходимого внимания;
  3. учителя стоят перед неразрешимой нравственной проблемой: кого обделить заботой, вниманием и временем;
  4. стране нужны граждане, обладающие интеллектуальным потенциалом.

Можно выделить несколько ключевых вопросов интегрированного обучения.
Кто учится, т.е. для каких групп детей с ограниченными возможностями интегрированное обучение в массовой школе доступно и благоприятно?
Где, т.е. каковы организационные формы возможного обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе (в специальном классе общеобразовательной школы, в обычном массовом классе, в реабилитационном центре и т.д.)?
Чему, т.е. каково содержание специального образования в условиях интеграции, каковы варианты обучения, возможности четкого перехода с одного варианта на другой?
Когда, т.е. каковы сроки начала интегрированного обучения (в дошкольном, младшем школьном или среднем и старшем школьном возрасте)?
Кто учит, т.е. какова должна быть подготовка учителя массовой школы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, каковы функции специального педагога и специального психолога в общеобразовательной школе?
В настоящее время развиваются две формы интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная интеграция – это интеграция внутри системы специального образования. Примером интернальной интеграции может служить совместное обучение глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих детей с задержкой психического развития и с тяжелыми речевыми нарушениями и др. Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие специального и массового образования.
Трудности в переходе к интеграции связаны:

  1. с финансово-экономическими проблемами;
  2. с несоответствием государственных стандартов высшего специального образования требованиям современной специальной (коррекционной) школы к интегрированному обучению детей с проблемами в развитии;
  3. с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы;
  4. с ограниченностью учебной, учебно-исторической и научной литературы по теоретическим и практическим проблемам современного специального образования и др.

Для целенаправленной интеграции необходимо наличие следующих условий:

  1. научно-организационное обеспечение процесса интеграции;
  2. психологическая готовность всех его участников;
  3. дефектологическая грамотность учителей массовых школ;
  4. учебно-методическая обеспеченность моделей интеграции;
  5. разработка технологий взаимодействия двух учителей в одном классе.

Идея интеграции в Беларуси реализуется на основе Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития (Дэфекталогія. Вып.1. 1995) по следующим организационным формам:

  1. Классы интегрированного обучения наполняемостью до 20 человек. В классе может быть не более 3 учащихся с тяжелой патологией однородного характера или не больше 6 человек с однородными неглубокими нарушениями. Максимальное количество детей с однородными нарушениями – 2-4 человека (2 с тяжелой патологией или 4 с неглубокой, но не больше двух типов нарушений). В классе работают два учителя: основной и учитель-дефектолог. При этом обучение может осуществляться по двум моделям: полный класс, в котором интегрируется от 3 до 6 учащихся в зависимости от тяжести патологии, и неполный, меньше указанной нормы.
  2. Специальные классы в общеобразовательной школе в соответствии с установленной для каждой категории наполняемостью – от 6 до 12 человек в зависимости от характера и степени выраженности нарушения с организацией внеклассной работы на интегрированной основе.
  3. Коррекционно-педагогическое консультирование как специально организованная форма обучения охватывает детей с особенностями психофизического развития, которые обучаются в разных общеобразовательных школах сельской местности, и учащихся, неуспевающих и нуждающихся во временной помощи (от 4 до 8 часов в неделю в зависимости от степени выраженности нарушения) вследствие перспективной продолжительной болезни, которая обусловила устойчивые функциональные изменения.

Интегрированное обучение в Республике Беларусь рассматривается как альтернативная форма образования, и данный процесс носит эмоциональный характер.
За 8 лет работы (1995/96-2002/03 уч.годы) было открыто 3838 классов интегрированного обучения и 405 специальных классов. Общее количество детей с нарушениями в развитии, интегрированных в общеобразовательную среду равняется 40,1%.
Необходимость интеграции уже ни у кого не вызывает сомнений. Социальные преобразования, демократизация и гуманизация образования, идеи достоинства и самоценности личности, имеющей все права по реализации своих интересов и потребностей, признание равных прав в области образования лиц с психофизическими нарушениями делают объективной и необходимой реструктуризацию отечественной системы специального образования на основе развития различных организационных форм и модулей интеграции в общую систему образования. Тем не менее, проблемными вопросами в реализации стратегии интегрированного обучения остаются: учебно-методическое оснащение учебного процесса; психолого-педагогические основы интенсификации социального развития учащихся с психофизическими нарушениями; особенности коррекционного процесса в условиях совместного обучения.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.