Названия
|
Целевые установки и средства достижения целей
|
Литература
|
Технология вальдорфской школы
|
Воспитание целостной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях развитие способностей; развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия. Перечисленные цели достигаются за счет педагогики отношений, а не требований; метода погружения, индивидуализации; обучения без учебников; коллективного познавательного творчества; отрицания отметки; свободы выбора и др.
|
Гейдебрандт К.Ф. Учебный план свободной вальдорфской школы // Частная школа. 1997. № 2.Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М, Парсифаль. 1994. 80 с.
|
Вузовская технология обучения
|
Усвоение программных знаний и умений и подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. В основе лежит лекционно-семинарская организация обучения, используется зачетная система учета знаний.
|
Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999. 288 с.
|
Дальтон-технология
|
Усвоение знаний и способов деятельности, формирование общеучебных умений, воспитание ответственности и самостоятельности, развитие коммуникативных способностей. Цели достигаются посредством обеспечения свободного самоопределения студентов на деятельность, их самостоятельности и сотрудничества со сверстниками.
|
Загуменнов Ю.Л. и др. Личностно-ориентированная технология Дальтон. Мн.: АСАР, 1998. 174 с.Шамонва Т.И. Дальтон-технология // Завуч. 2001. № 1.
|
Технология диалога культур
|
Усвоение знаний межкультурного характера, разнообразных смысловых спектров и способов деятельности; формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма с помощью создания ситуаций диалога; проявления точек удивления, загадок бытия (слова, числа, явлений природы, Я-сознания, моментов истории); игровых ситуаций; специальных занятий-диалогов.
|
Школа диалога культур / Под ред. B.C. Библера. Кемерово, 1993.Селеменов С.В. Ткаченко А.А. Школа диалога культур: это что? // Школьные технологии. 1996. №3.
|
Интегральная технология
|
Усвоение студентами содержания учебных программ, развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных, коммуникативных, информационных и управленческих компетенций; формирование критичности мышления. Цели достигаются на основе сочетания технологического подхода к проектированию и осуществлению учебно-воспитательного процесса и организации на занятиях развивающих образовательных ситуаций.
|
Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология. М., 1999. 224 с.Запрудский Н.И. Технологический подход к учебному процессу // Фізіка: праблемы выкладання. 1998. № 1,2.
|
Технология индивидуализации обучения
|
Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности студента и его способностей; выполнение учебных программ каждым студентом; формирование общеучебных умений и навыков; улучшение учебной мотивации и развитие познавательного интереса; формирование самостоятельности, трудолюбия, творчества посредством индивидуальных учебных заданий; руководства индивидуальной самостоятельной работой студентов, выбора уровня сложности заданий студентами, работы в парах сменного состава и др.
|
Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М., 1991. 175 с. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990. 192 с.
|
Технология коллективной мыследеятельнос-ти
|
Развитие потребностей и способностей человека на основе системы проблемных ситуаций, разрешение которых осуществляется в четыре такта: ввод в ситуацию, работа по микрогруппам, обсуждение, защита позиций, определение новой проблемы.
|
Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999 288 с.
|
Технология коллективного способа обучения
|
Усвоение знаний, умений и навыков, развитие коммуникативных качеств личности достигаются взаимообучением школьников, поабзацной проработкой текстов, обмена мнениями и др.
|
Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., 2000. 496 с.
|
Компьютерная (информационная) технология
|
Усвоение знаний, овладение учебными умениями и навыками, способами умственной деятельности, специальными умениями по работе с информацией. Цели достигаются посредством исполнения компьютером многих функций педагога – функций рабочего инструмента, объекта обучения, досуговой среды, сотрудничающего коллектива.
|
Новые педагогические и информационные технологии в средней школе / Под ред. Е.С.Полат. М., 1999. 224 с.
|
Технология концентрирован-ного обучения
|
Овладение учебным материалом и способами деятельности на повышенном и углубленном уровнях. Средства достижения целей: объединение занятий в блоки, сокращение числа параллельно изучаемых предметов в течение учебного дня, недели, погружения студентов в учебный материал.
|
Ибрагимов Г.И. К вопросу о технологии концентрированного обучения // Специалист. 1995. № 1. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999. 288с.
|
Технология кооперативного обучения
|
Усвоение учебного материала; развитие коммуникативных способностей; формирование активности и интереса учащихся к познавательной деятельности. Цели достигаются путем совместного решения учащимися учебных проблем, создания проектов, взаимообучения.
|
Новые педагогические и информационные технологии в средней школе / Под ред. Е.С. Полат. М., 1999. 224 с.
|
Технология критического мышления
|
Усвоение учебного материала; развитие критического мышления, творческих способностей студентов. Реализуется по трехэтапной схеме: 1) вызов, 2) реализация, 3) рефлексия.
|
Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2000. 384 с. Телегина Н.М., Байкова Т.Н., Шель Н.В. Технология критического мышления // Физика 1999. № 48; 2000, №№ 7, 23, 31, 45.
|
Модульная технология
|
Усвоение учебного материала; развитие умений самоконтроля; формирование коммуникативных способностей. В основе лежат самостоятельная и парная деятельности студентов по освоению учебного материала, представленного в модульной программе, в соответствии с индивидуальным темпом работы обучаемых; самоконтроль и коррекция знаний и умений учащихся; рефлексия их деятельности и т.п.
|
Юцявичене П.Я. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. 271 с. Киселева А.В., Слесарь И.Э. Модульная технология обучения // Фізіка: праблемы выкладання. 1998. № 1.
|
Технология педагогических мастерских
|
Саморазвитие; осознание студентами самих себя и своего места в мире, закономерностей мира, в котором они живут, перспектив своего будущего; освоение самоуправлением личности; овладение знаниями и способами умственной деятельности. Цели достигаются посредством осуществления алгоритма поисковой деятельности студетами, который в обобщенном виде выглядит так: проблематизация; индивидуальный поиск; работа в парах, работа в четверках; представление результатов работы всей группе; обсуждение работы.
|
Окунев А.А. Как учить не уча. СПб, 1996.448с. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску // Частная школа. 1997. № 1. Запрудский Н.И. Технология педагогических мастерских. Мн. Мозырь, 2002. 98 с. Педагогические мастерские: Франция-Россия / Сост. Э.С.Соколова. М.: Новая школа, 1997. 118с.
|
Технология полного усвоения
|
Усвоение знаний, овладение умениями и навыками посредством такой организации работы в группе, когда каждый студент имеет столько учебного времени, сколько ему потребуется для полного усвоения учебного материала.
|
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. 286 с.
|
Технология проблемно-модульного обучения
|
Обеспечение мобильности знания; формирование у студентов гибкости метода, критичности мышления. Цели достигаются путем сжатия учебной информации, построения учебных модулей, проблемности обучения на основе использования гносеологических, методических и учебных ошибок.
|
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 160с.
|
Технология программированного обучения
|
Овладение знаниями, умениями и навыками, которое достигается путем эффективного управления индивидуальной работой студентов (машинного или безмашинного); использования обратной связи, позволяющей корректировать деятельность студентов.
|
Беспалько В.П. Программированное обучение. М., 1971. Новые педагогические и информационные технологии в средней школе / Под ред. Е.С. Полат. М., 1999. 224 с.
|
Технология проектного обучения
|
Получение углубленных знаний по отдельным темам; формирование общеучебных умений студентов; развитие творческой самостоятельности; формирование интереса к учебной деятельности, что достигается на основе целенаправленной, управляемой деятельности студентов по изучению той или иной проблемы, которая осуществляется в несколько этапов: 1) определение темы и целей проекта, 2) планирование работы, 3) сбор необходимой информации, 4) анализ информации, 5) представление и оценка результатов.
|
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. 112 с. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е.С. Полат. М., 1999. 224 с.
|
Технология развивающего обучения (по В.В. Давыдову)
|
Формирование теоретического сознания и мышления; передача студентам не столько знания, сколько способов умственной деятельности; воспроизведение в учебной деятельности студентов логики научного познания. Цели достигаются на основе целенаправленной учебной деятельности студентов, проблематизации знаний, метода учебных задач, коллективно-распределенной деятельности, иного характера оценивания.
|
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с. Цукерман Г.А. Виды обобщения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 268 с.
|
Технология самоопределения
|
Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу; формирование способов умственной деятельности, эстетических и нравственных качеств, практических действий. В основе лежит погружение в предмет, отсутствие балльной системы оценивания, завершение изучаемого предмета творческим экзаменом.
|
Школа самоопределения: первый шаг. Часть I и II. / Под ред. А.Н. Тубельского. М., 1991; Шаг второй. М.: Политекст, 1994. 480 с.
|
Технология саморазвивающего обучения
|
Формирование самосовершенствующегося человека; формирование самоуправляющих механизмов личности; воспитание доминанты саморазвития; формирование индивидуального стиля учебной деятельности. Цели достигаются за счет переноса акцента с преподавания на учение, взаимосогласованного просвещения студентов и преподавателей, самообразования студентов и др.
|
Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. Ярославль: ИПК, 1996. 164 с.
|
Технология обучения в школе С. Френе
|
Всестороннее воспитание; развитие способов умственной деятельности; формирование знаний, умений и навыков; формирование способов трудовой и практической деятельности. Цели достигаются при использовании метода проектов, самоуправления студентов, культа информации, самостоятельного планирования работы студентами, культа труда и здоровья.
|
Степихова В. Педагогика Френе в Швейцарии // Частная школа. 1995. № 3.
|
Технология обучения как учебного исследования
|
Формирование у обучаемых процедур учебного исследования, подготовка к последующей исследовательской деятельности. Основой является использование и усвоение студентами следующих процедур: знакомство с литературой, выявление проблем, формулировка проблем, прояснение неясных вопросов, формулировка гипотезы, планирование учебных действий, сбор данных, анализ и синтез данных, выводы, обобщение, оформление и представление результатов, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы.
|
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. 176 с.
|
Технология уровневой дифференциации
|
Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям различных групп студентов; обеспечение овладения знаниями, умениями и навыками; развитие способов умственной деятельности. Основа для достижения целей: система внешней и внутригрупповой (дидактической) дифференциации обучения.
|
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.
|