Делопроизводство социально-педагогической и психологической службы учреждения образования
Делопроизводством называется система документирования. Процесс ведения документации важен для всех и особенно для начинающих специалистов службы. Ведение документации – одна из основных форм организации деятельности специалистов СППС. Система документирования включает в себя: - создание документов; - работу с ними; - хранение.
Задачи, решаемые делопроизводством в работе СППС: - накопление информации; - фиксация процесса оказания помощи; - укрепление и координация сотрудничества с другими специалистами, ведомствами; - передача информации на все уровни исполнения; - обобщение результатов; - систематизация информации. Документы могут быть представлены разным образом, в виде: - повествовательного изложения проблемы со слов клиента или других участников взаимодействия (субъективная информация); - повествовательного описания с элементами анализа, обобщения, предварительных выводов, сделанных в связи с оценками обслуживания, поведения сторон, подходов к процессу оказания помощи официальных лиц и организаций (аналитическая информация); - результатов тестирования, анкетирования, всевозможных справок, свидетельств (объективная информация); - планов и программ действия, протоколов, заявленных обязательств, характеристик, доверенностей, составленных по определенной форме (деловая тактическая информация); - отчетной продукции (о проделанной работе, о получении денежных сумм и пр.), выводов комиссий, актов обследования и др. (фиксирующая результаты информация).
Виды работ по делопроизводству 1. Составление основных служебных документов и оформление их (знать реквизиты документов, правильное их написание; реквизиты – это обязательные элементы формуляра документов, предписываемые законом или установленные практическим путём; документ, не имеющий тех или иных реквизитов, рассматривается как брак). 2. Владение машинописью и компьютером для написания служебного документа (самостоятельно или под диктовку) на пишущей машинке, компьютере, в случае владения стенографией, стенографическую запись документа затем оформить в виде машинописного документа. 3. Использование таких средств записи и фиксирования, как диктофон, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат. 4. Работа с письмами, жалобами, заявлениями и другими документами. 5. Контроль работы по исполнению документов (знать порядок исполнения документов, кем и как они должны исполняться). 6. Копирование и размножение документов (знать основные способы и средства копирования и размножения документов; знать, как и кем копии документов должны быть юридически грамотно удостоверены). Документ может быть представлен в виде оригинала или копии. Оригинал – единственный, обычно первый, экземпляр документа; с него можно снять копии – одну или несколько. Копия – это воспроизведение оригинала (копию части документа называют выпиской; копию отосланного документа называют отпуском; копию, призванную заменить оригинал и имеющую юридическую силу оригинала, называют дубликатом; дубликат может выдать только учреждение, которое выдало оригинал). Различают копии нотариальные и простые. Нотариальную копию заверяет нотариус – официальное должностное лицо нотариальной конторы; простую копию заверяют должностные лица того учреждения, в котором была создана данная копия; могут быть и незаверенные копии, обычно это ксерокопии или фотокопии. 7. Правильное и аккуратное ведение регистрационных записей (регистрация – это учёт документов; регистрация – одно из средств контроля исполнения документов; необходимо знать достоинства и недостатки различных способов регистрации документов, чтобы документы легко было найти, чтобы они не затерялись). 8. Составление собственной номенклатуры дел, пользование классификаторами (правильно группировать документы, объединять их в дела, затем в группы дел; классифицировать). 9. Правильное хранение документов (архив – это хранение исполненных документов; возникает сначала в делопроизводстве, затем документы передаются на хранение в архив учреждения; закладываются основы правильного архива в процессе работы с документами). 10. Правильное определение сроков хранения документов в архиве (сроки хранения документов определяются в зависимости от их значения и ценности, для этого проводится их оценка или экспертиза с опорой на специальные справочники; необходимо уметь относить документы к установленным справочниками срокам хранения). Обычно в делопроизводстве документы хранятся сроком один год, в архиве кабинета СППС – до трёх лет, в архиве учреждения – до пяти лет, далее – согласно срокам, установленным справочниками по делопроизводству. Работа по документированию вносится специалистами СППС в ежедневный (недельный) план работы, осознаётся и учитывается при формировании других планов и программ деятельности. Для её осуществления отводится рабочее время в том количестве, которого требует профессиональный опыт специалистов, но без ущерба для других видов социально-педагогической и психологической работы. Аккуратное и грамотное ведение делопроизводства усиливает профессиональную успешность специалистов СППС и делает их менее уязвимыми при различных проверках и отчётах. Делопроизводство специалистов СППС складывается из: 1) нормативных правовых актов, регулирующих деятельность социального педагога и психолога, СППС и учреждения образования; 2) общего планирования деятельности специалистов и СППС; 3) отчётов о проделанной работе за тот или иной период; 4) протоколов различных заседаний, совещаний, советов, встреч и т.д.; 5) документов из переписки с учреждениями; 6) договоров, актов обследования, соглашений; 7) записей в книгах регистрации (звонков по телефону доверия, обращений за помощью, консультаций и т.д.), учёта работы специалиста; 8) результатов исследований района, учреждения, семьи; 9) характеристик подопечных, личных дел несовершеннолетних, состоящих на учёте и т.д.
Источник: Организация деятельности социально-педагогической и психологической службы: методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 376 с.
Составитель:
|
Л.А.Сеньченко, методист отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПКиПРРиСО»
|
Рецензенты:
|
П.В.Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», И.Г.Батурина, социальный педагог СПЦ Октябрьского района г.Витебска
|
|