На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Организация работы по основным направлениям деятельности психологической службы в образовании
Организация работы по основным направлениям деятельности психологической службы в образовании
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Организация работы по основным направлениям деятельности психологической службы в образовании
Организация психодиагностической деятельности педагога-психолога
Организация психопрофилактической и просветительской деятельности педагога-психолога
Организация консультативной деятельности педагога-психолога
Организация коррекционной деятельности педагога-психолога
Участие педагога-психолога в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации
Все страницы

1. Развитие психологической службы в системе образования

Развитие психологии приводило к необходимости объединения людей, занимающихся ею профессионально, — психологов. В 1906 году в Санкт-Петербурге состоялся первый съезд по педагогической психологии, его организаторами были выдающиеся детские психологи А. П. Нечаев, Н. Е. Румянцев.
В Москве первая психологическая лаборатория была открыта Георгием Ивановичем Челпановым в 1907 году при МГУ. В 1912 году был создан Психологический институт им. Л. Г. Щукиной (в настоящее время — это Психологический институт РАО).

После революции становление психологии в Советском Союзе протекало по противоречивому и трагическому сценарию. Популярность в 30-е годы XX в. педологии (П. П. Блонский, Л. С. Выготский) — науки, изучавшей развитие ребенка, резко оборвалась постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». С этого времени развитие практико-ориентированной психологии практически было остановлено.
Тем не менее, продолжала развитие психология академическая. Были достигнуты значительные успехи, персонифицированные в деятельности и трудах известных советских ученых — Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе и др.
В 80-годы XX в. необходимость введения всеобщего среднего образования и трудности реализации данного проекта обусловили необходимость создания школьной психологической службы в системе образования страны (первоначально школьная психологическая служба в СССР создавалась в 1970 г. в Эстонии).
Начало развития школьной психологической службы связано с именами таких выдающихся ученых, как А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, А. А. Бодалев, Б. А. Вяткин, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Ю. М. Забродин, Н. В. Кузьмина, В. С. Мухина, Н. Н. Обозов, А. М. Прихожан, В. В. Рубцов, Н. Г. Салмина, Ю. Л. Сыэрд, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.
На протяжении 10 лет, в СССР под руководством академика Ю. Н. Бабанского, проводился эксперимент по созданию школьной психологической службы. Эксперимент проходил не только в Москве, Ленинграде, но и в других регионах страны: Новосибирске, Красноярске, Тарту, Вильнюсе и т. д. Результаты эксперимента были одобрены и обобщены и стали основанием для принятия «Положения о психологической службе в системе народного образования», утвержденного Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 г. № 616.
Предпосылками организации психологической службы в системе образования РФ явилось проведение следующих мероприятий:
— Проведение Круглого стола, организованного журналом «Вопросы психологии» в 1983 году. Темой обсуждения стала «Психологическая служба в школе».
— Проведение эксперимента по введению в школы Москвы должности практического психолога (1981-1988 гг.). Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школу должности психолога, создание структуры школьной психологической службы для последующего внедрения ее в систему народного образования.
— Проведение Всесоюзной конференции психологов в Таллине в 1983 году. Целью конференции являлся анализ результатов ведущихся во многих городах и республиках страны экспериментов по созданию школьной психологической службы, определение уровня ее теоретико-методической обеспеченности и обсуждение организационных вопросов по дальнейшему развертыванию психологической службы в стране.
— Проведение I Всесоюзной конференции по вопросам психологической службы в СССР в 1984 г. в Москве в Институте психологии АН СССР. В рамках конференции работала секция «Психологическая служба школы». В центре внимания участников секции стояли вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса школы.
— Проведение Всесоюзной конференции «Научнопрактические проблемы школьной психологической службы» (1987 г.).
— Введение в штаты дошкольных учреждений, школ, школ-интернатов, средних специальных и профессиональнотехнических учебных заведений должности психологов в соответствии с Инструктивным письмо Государственного комитета СССР по народному образованию № 16 от 27 апреля 1989 г. «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».
— Утверждение Положения о психологической службе в системе народного образования (1990 г.) и введение в структуру психологической службы в системе народного образования практического психолога в учреждении народного образования.
— Проведение I съезда практических психологов образования Российской Федерации в июне 1994 года в Москве. На съезде было отмечено, что психологическая служба становится органичным и необходимым элементом государственной службы образования.
— Проведение заседания коллегии Министерства образования Российской Федерации, 29-30 марта 1995, на повестке дня которой стоял вопрос: «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации». На нем был проведен анализ становления службы практической психологии образования в России и принято постановление.
— Проведение II съезда психологов образования в октябре 1995 года в Перми, на котором было проанализировано и оценено исполнение постановления коллегии Министерства образования РФ.
Введение должности практического психолога в учреждения народного образования в начале 90-х годов XX в. послужило основанием для открытия в Российских педагогических институтах и университетах специальности «психология». С этого времени началось интенсивное развитие системы психологического профессионального образования.
Введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного образования — к вариативному образованию, от педагогики «знаний, умений и навыков» — к педагогике развития; переориентации сознания учителя от школоцентризма к детоцентризму; формированию культуры обращения к психологу как к междисциплинарному специалисту в образовательных учреждениях; разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании; экспертизе и проектированию развивающей среды.
Развитие практической психологии образования в значительной степени обусловило гуманизацию всей системы образования и привело к возникновению Службы практической психологии образования в РФ (далее — СЛУЖБЫ).
Основные направления деятельности СЛУЖБЫ закреплены в Положении о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636.
К основным направлениям деятельности СЛУЖБЫ относятся:
— психологическое просвещение — формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
— психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных организациях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
— психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
— психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;
— консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает педагог-психолог, и от специфики или профиля организации, в которой он работает. В общем же, специалисты СЛУЖБЫ осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей, их оптимальное личностное развитие и социальную адаптацию, содействуют охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принимают меры по оказанию различного вида психологической помощи.
Соотношение разных видов работы педагога-психолога в соответствии с этими направлениями определяется реализуемой в образовательной организации моделью психологической службы и деятельности педагога-психолога.
В отечественной практике основная (базовая) концепция психологической службы была разработана лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО под руководством И. В. Дубровиной. В рамках данной концепции психологическая служба образования рассматривается в качестве интегрального явления, представляющего собой единство четырех его аспектов — научного, прикладного, практического и организационного.
Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.
Научный аспект предполагает проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования — нового научно-практического направления психологии развития, изучающего индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах. Одна из задач здесь — научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования.
Отличие этих исследований от академических заключается в том, что они не только выявляют те или иные психологические механизмы или закономерности, но и определяют психологические условия развития этих механизмов и закономерностей в контексте целостного становления личности конкретного ребенка. Научный сотрудник, выполняющий эти исследования, ориентируется на практического психолога как основного своего заказчика.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками образования. Главными действующими лицами этого направления являются воспитатели, педагоги, методисты, дидакты, которые или самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построении программ обучения и воспитания.
Практический аспект СЛУЖБЫ обеспечивают непосредственно практические психологи (педагоги-психологи) детских садов, школ и других образовательных организаций, задача которых — работать с детьми, группами и классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или иных конкретных проблем. В их задачу не входит создание новых методов, исследование психологических закономерностей и пр., но они обязаны профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день.
Организационный аспект включает в себя создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев СЛУЖБЫ по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов [И. В. Дубровина, 2005, с. 32].
В настоящее время в образовательных организациях не сложилось единой модели работы психологической службы. В зависимости от кадровых и других условий реализуются различные модели психологической службы, например:
кабинет психологической помощи;
— психологическое сопровождение личностнопрофессионального развития обучающихся;
— психологическое обеспечение образовательного процесса;
— психологическое обеспечение управленческих процессов.
Сегодня во многих образовательных организациях внедряется такая модель психологической службы, как психологическое сопровождение личностно-профессионального развития. Для развертывания и реализации такой модели целесообразно последовательное включение в работу следующих вариантов профессиональной деятельности педагога-психолога, модифицирующих типы, выделенные М. Битяновой и Т. Бегловой:
1 этап — психолог как научный руководитель помогает осмыслить теоретико-методологический подход к обучению и воспитанию детей и подростков в данной образовательной организации;
2 этап — психолог как проектировщик на основе выработанной модели конструирует проект ее внедрения;
3 этап — психолог как методист помогает методически аранжировать процессы обучения и воспитания с учетом специфики предложенного проекта;
4 этап — психолог как куратор педагогов помогает в осуществлении психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников;
5 этап — психолог как специалист по диагностической, консультативной и коррекционно-развивающей работе лично оказывает разностороннюю психологическую помощь обучающимся, воспитанникам, родителям.
Психологическое сопровождение, по определению М. Р. Битяновой (1997), представляет собой систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуации взаимодействия в образовательной организации. Работа по сопровождению реализуется психологом в сотрудничестве с педагогами, родителями, социальными работниками, медиками и другими специалистами.
М. М. Семаго [2003, с. 25] подчеркивает, что первоочередной задачей сопровождения является защита прав детей по сохранению «позитивного здоровья», что подразумевает исключение всяческих перегрузок, несоответствия образовательной среды потенциальным возможностям детей, эмоциональных травм. Сопровождение, по М. М. Семаго, включает динамическую оценку адаптированности ребенка к образовательной среде и поддержание оптимальной его адаптации в этой среде, содействие максимальному раскрытию потенциальных возможностей личности ребенка и его полноценному развитию в личностном и познавательном плане, создание условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, для эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий. Сопровождение, как считает М. М. Семаго (2003), реализует дозирование нагрузок ребенка таким образом, чтобы они были оптимальными по критерию развивающих возможностей, но не выходящими за пределы индивидуально допустимых для ребенка (в противном случае возможна дезадаптация).
Психологическая служба в системе образования создается как единая система в масштабах любой административной единицы: города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. Гарантией эффективности деятельности СЛУЖБЫ служит последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех подразделений.
Положения о психологической службе в системе образования Российской Федерации и его субъектов обозначают лишь основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога. Это общее в каждой конкретной образовательной организации приобретает особенные черты и становится уникальным в случаях высокого уровня творчества и профессионального мастерства педагога-психолога. Несмотря на выделение стандартного набора видов работ педагога-психолога образования, имеется довольно существенная специфика деятельности педагогов-психологов ДОО, школьных психологов общеобразовательных, специальных (коррекционных) школ и психологов ППМС-центров различного типа.
Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями, целями и задачами конкретной образовательной организации и количеством штатных и внештатных единиц педагогов-психологов, которым она располагает.
Как отмечает И. В. Дубровина, психологическая служба в системе образования направлена на создание психологопедагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья... Главной целью деятельности психологической службы в системе образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза [И. В. Дубровина, 2005, с. 56].
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования психологическая служба образовательной организации может включать в себя педагогов-психологов образовательных организаций, а также центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Педагогами-психологами разрабатываются имеющие свое лицо авторские модели психологическая служба в системе образования. Любая авторская модель СЛУЖБЫ предполагает выделение приоритетов, системность, гибкость, многообразие форм и методов работы, преемственность. Она должна быть нравственной и экологичной, т. е. культивировать право каждого ребенка на уникальность и неповторимость; опираться на концепцию образовательной организации, профессиональное и личностное самосовершенствование педагога-психолога.
М. Битянова и Т. Беглова (2010) выделяют ряд типичных моделей работы педагога-психолога, которые авторы относят к деятельности школьного психолога, но, по нашему мнению, они могут быть отнесены также к работе педагога-психолога в дошкольных образовательных организациях, организациях дополнительного образования, профессионального образования.
Модели работы педагога-психолога (по М. Битяновой, Т. Бегловой):
— научный руководитель (ориентирован преимущественно на работу с педагогами и администрацией, решение стратегических задач образовательного учреждения);
— методист (та же ориентация, но решает преимущественно тактические задачи);
— преподаватель психологии (ориентирован в большей мере на работу с детьми и подростками, их родителями, на стратегические задачи);
— консультант (работа преимущественно с детьми, подростками, их родителями, решение тактических задач);
— проектировщик (работа с педагогами и администрацией, ориентация на стратегические и тактические задачи);
— куратор (работа с детьми, подростками, их родителями, ориентация на стратегические и тактические задачи).
Модели «научный руководитель» и «проектировщик» предусматривают преимущественно работу педагога- психолога в целях психологического обеспечения управленческих процессов. Педагог-психолог работает, прежде всего, с администрацией образовательной организации и руководителями его подразделений (например, в школе — с руководителями методических объединений учителей-предметников), а также с педагогами. Основными направлениями деятельно-
сти педагога-психолога выступают лекционно
просветительская деятельность, консультирование администрации и педагогов, теоретико-методологическое обоснование концепции образовательной организации и программы ее развития, участие в подготовке локальных актов, затрагивающих проблемы психического здоровья и психического развития обучающихся, воспитанников.
В Приложении приведен пример организационной модели психологической службы школы, апробированной в многолетнем опыте работы О. И. Ефремовой в средней школе № 12 г. Таганрога и соответствующей моделям (по М. Битяновой, Т. Бегловой) «научный руководитель» и «проектировщик».
Модели «методист» и «преподаватель психологии» по- разному реализуют направленность на психологическое обеспечение образовательного процесса. «Методист» в большей мере работает с педагогами, консультирует их, осуществляет психологическую экспертизу методических аспектов обучения и воспитания. «Преподаватель психологии» осуществляет лекционно-просветительскую деятельность, повышая психологическую грамотность родителей, а с определенного возраста — и обучающихся. Модель «преподаватель психологии» отнесена к данному направлению работы психологической службы несколько условно (поскольку является недостаточной) и ориентирована также на психологическое сопровождение обучающихся (но также реализует неполный спектр возможностей психологической помощи).
Модель «куратор» обеспечивает ориентацию на психологическое сопровождение личностно-профессионального развития обучающихся, воспитанников. Основными направлениями работы педагога-психолога выступают психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция, в частности, — социально-психологический тренинг, коррекционно
развивающие занятия.
Модель деятельности педагога-психолога «консультант» предполагает реализацию такой модели психологической службы, как «кабинет психологической помощи». Педагог- психолог выступает в роли не только консультанта, но и психодиагноста, психотерапевта. Основными направлениями его деятельности являются психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция, в частности, — социально-психологический тренинг, социально-психологическое обучение, психотерапия.
В. Э. Пахальян отводит основную роль профилактике. Он рассматривает педагога-психолога как специалиста по первичной профилактике в системе психологической службы, а образовательные организации — как среду, в которой существуют оптимальные условия для профилактики нарушений психологического здоровья. В этой связи перед педагогом-психологом ставится задача обеспечения психопрофилактической работы не только с детьми «группы риска», но и на уровне образовательной среды в целом. По мнению В. Э. Пахальяна, психопрофилактика — системообразующий вид деятельности педагога- психолога, не исключающий диагностико-коррекционной работы, консультирования и просвещения, которые выступают как средства психопрофилактики, что меняет их направленность [В. Э. Пахальян, 2002, с. 38-44].
Концепция Л. М. Фридман предполагает следующие виды работы школьного психолога: прием детей в школу и комплектование классов; налаживание взаимоотношений учителей и родителей; изучение процесса личностного развития обучающихся; оценка воспитанности обучающихся; работа с учителями и администрацией школы [Л. М. Фридман, 2001, с. 97-108].
Е. И. Изотова выделяет следующие основные задачи работы педагога-психолога в образовательной организации:
— систематическое отслеживание актуального уровня развития детей и динамики развития;
— психологическая поддержка детей и подростков, испытывающих трудности в школьной жизни;
— профилактика дезадаптации детей и подростков;
— взаимодействие с другими участниками образовательного процесса (педагоги, родители);
— помощь старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении;
— разработка и внедрение развивающих программ для детей «группы риска»;
— консультативная помощь родителям из неблагополучных семей;
— психологическое сопровождение обучающихся в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;
— повышение психологической культуры педагогов, обучающихся и родителей [Е. И. Изотова, 2007, с. 66].
По мнению А. А. Реана, центральной фигурой, с которой должен работать педагог-психолог, является не учащийся, а учитель.
Работа педагога-психолога в административной команде включает психологическую экспертизу концепции и программы развития образовательной организации, участие в конструировании образовательной среды и образовательных ситуаций, психологическое проектирование и экспертизу конкретных учебно-воспитательных мероприятий
Наряду с собственно психологической деятельностью в образовательной организации педагог-психолог осуществляет организационно-методическую деятельность: повышает свою профессиональную квалификацию, организует рабочее пространство, планирует работу и организует профессиональное взаимодействие.
Педагог-психолог участвует в работе педагогических советов образовательной организации, выполняя следующие функции: психологическое обоснование проблем образовательной организации, их актуальности и путей решения; представление итогов психологических мероприятий, направленных на решение обсуждаемых проблем; определение своей профессиональной позиции в решении этих проблем [Е. И. Изотова, 2007, с. 66]. Выступления педагога-психолога на заседаниях педагогического совета строится на материалах современных психологических исследований ведущих ученых, на результатах психологической диагностики, анализа проведенных консультаций, коррекционно-развивающих занятий.
Организация профессиональной деятельности педагога- психолога в Ростовской области регламентируется Базовым компонентом деятельности педагога-психолога:
1.2.1. Общеобразовательной организации.
1.2.2. Дошкольной образовательной организации.
1.2.3. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интерната.
1.2.4. Специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
1.2.5. Профессиональной образовательной организации.
1.2.6. Организации дополнительного образования, утвержденным Приказом № 163 от 24.03.2015 г. Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении базового компонента деятельности педагога- психолога образовательных организаций Ростовской области».
В различных образовательных организациях на педагога- психолога возлагаются разные задачи, которые зависят не только от их типа и вида, но и от запросов администрации на роль специалиста в конкретной образовательной организации.
Одна из наиболее распространенных задач педагога- психолога — диагностика умственного развития детей, оценка их качеств и способностей. Измерение и тестирование, а также отбор детей для обучения по специальным программам широко применяются в практике психологической службы. Актуальной проблемой практической психологии образования является психологическая поддержка и помощь обучающимся, испытывающим трудности в обучении и плохо адаптирующимся к социальным условиям.
Педагог-психолог в образовательной организации работает не только с ребенком, но и с родителями, администрацией, педагогами. Но он всегда работает ради ребенка. Центром внимания и смыслом деятельности педагога-психолога является ребенок (дошкольник, младший школьник, подросток, старший школьник), его интересы как растущего человека и развивающейся личности, индивидуальности.
По мнению Р. В. Овчаровой, родители являются особой категорией, с которой приходится сталкиваться педагогу- психологу. Анализ школьной практики показывает, что главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях: с одной стороны, это недооценка воспитательных возможностей современной семьи с ее возросшим материальным, культурным, образовательным и психолого-педагогическим уровнем; с другой — недопонимание кризисного состояния, трудностей и проблем семьи, смены ее устоев и т. п. [Р. В. Овча- рова, 2003, с. 84].
Работа педагога-психолога с родителями включает несколько направлений:
1) создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка (ситуация сотрудничества с учетом соблюдения принципа невмешательства в семейную ситуацию);
2) просвещение и консультирование по актуальным проблемам детей (классные собрания, встречи);
3) консультирование по вопросам детско-родительского общения по запросу родителей;
4) психологическая поддержка родителей и др.
В любом из этих направлений необходимы совместные действия педагога-психолога и родителей. Необходимость работы с родителями определяется их ролью в формировании социальной ситуации развития. Общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условием развития, задает те внешние социальные структуры, которые преобразуются во внутренние структуры личности.
В модели СЛУЖБЫ важное место занимает работа с администрацией образовательной организации. Педагог-психолог призван помочь руководителям в распознании сильных и слабых сторон личности, формировании благоприятного психологического микроклимата, оптимального стиля деятельности и управления, диагностике педколлектива, правильном подборе и расстановке, аттестации кадров, разрешении производственных конфликтов. Помимо социально-психологического аспекта управления с помощью психолога могут быть оптимизированы и другие стороны управленческой деятельности: планирование, анализ педагогического процесса, определение его целевых доминант и т. д. [Р. В. Овчарова, 2003, с. 85].
Сложная категория, с которой работает педагог-психолог, считает Р. В. Овчарова, — это педагоги. Они по-разному воспринимают психологическую службу: со стремлением к сотрудничеству, любопытством, безразличием, недоверием, скептицизмом и даже открытой враждебностью. Только высокий уровень компетентности, объективности педагога- психолога, практическая направленность и результативность его работы помогут ему завоевать авторитет в педколлективе... Педколлектив всегда с удовлетворением воспринимает психолого-педагогическую информацию, если она отвечает на его запросы, излагается в системе, методически грамотно и основательно [Р. В. Овчарова, 2003, с. 85-86].
Для того чтобы результаты деятельности СЛУЖБЫ соответствовали ожиданиям и потребностям практики и вносили существенный вклад в повышение эффективности работы педагогической системы, необходимо использовать системный подход с учетом реальных условий и требований практики педагогического процесса. Так, при системной организации психологической службы школы нужно учитывать следующие принципы:
1. Принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на школу как целое, как систему. В отношении работы с обучающимися это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство обучающихся, не менее 70 %. Только при такой ориентации результаты деятельности психологической службы становятся очевидно заметными и способны существенно влиять на функционирование школы как целостного организма.
2. Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли педагога, в деятельности психологической системы «школа». Индивидуальную психолого-педагогическую работу с обучающимися ведет не школьный психолог, а учитель. При этом он использует результаты психодиагностических исследований обучающихся, которые предоставляются педагогу школьным психологом. Данный принцип обоснован необходимостью «охвата» психологической службой большинства обучающихся. Указанный принцип отражает представления о педагоге не только как об учителе-предметнике, но и как о профессионале в области воспитания и развития личности ребенка, подростка.
3. Принцип взаимосодействия состоит в том, что деловое общение психолога, учителей и администрации построены не просто на взаимодействии, но на взаимосодействии их всех как элементов подсистемы «психологическая служба». Это взаимосодействие должно быть направлено на достижение общей педагогической цели, сфокусированного полезного результата данной подсистемы и всей педагогической системы в целом.
4. Принцип достаточной ограниченности касается выбора психодиагностических методик и создания инвариантной, целостной системы методов и методик изучения личности обучающихся. Выбранные методики должны быть довольно экономичными, позволяющими осуществлять экспрессдиагностику, т. е. такими, чтобы психологическая служба школы была реально полезна большинству педагогов и заметна во всех классах. Созданная система методик должна быть довольно полной, чтобы имелась вероятность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности обучающихся (процессы, эмоциональная сфера, личностные свойства, мотивация).
На основе преемственности позитивного опыта работы и интеграции достижений современной психологической науки и практики с учетом имеющихся региональных практик психологических служб для обеспечения снижения рисков дезадаптации и десоциализации обучающихся определена Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года.
В настоящей Концепции под СЛУЖБОЙ понимается организационная структура, в состав которой входят психологи, педагоги-психологи, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико
педагогические комиссии (ПМПК), научные организации, осуществляющие научные исследования и разработки в интересах СЛУЖБЫ, образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку кадров для СЛУЖБЫ.
Целью деятельности СЛУЖБЫ на современном этапе должно стать профессиональное (психологическое, психолого-педагогическое, социальное) обеспечение решения стратегических задач развития образования Российской Федерации, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;
— реализация программ преодоления трудностей в обучении;
— участие в проектировании и создании развивающей безопасной образовательной среды;
— проведение психологической экспертизы внедряемых программ обучения в части определения их соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
— участие в мониторинге эффективности внедряемых программ и технологий обучения;
— диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;
— сотрудничество специалистов СЛУЖБЫ с педагогами по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов;
— содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
— содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов;
— содействие в позитивной социализации;
— организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т. п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей, молодежи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
— профилактика социального сиротства;
— содействие реализации программ духовнонравственного воспитания обучающихся;
— участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности, профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
— сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, мониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков, табакокурению и другим вредным привычкам;
— психологическое сопровождение одаренных детей на
основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования
универсальных способов познания мира;
— психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ, находящихся в различных образовательных условиях, средах и структурах, в том числе определение для каждого ребенка с ОВЗ образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;
— профессиональная помощь в преодолении школьной тревожности, страхов, фобических, аффективных и личностных расстройств;
— профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников;
— психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) ребенка по проблемам обучения, воспитания, развития.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.