На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Организация работы по основным направлениям деятельности психологической службы в образовании - Организация психопрофилактической и просветительской деятельности педагога-психолога
Организация работы по основным направлениям деятельности психологической службы в образовании - Организация психопрофилактической и просветительской деятельности педагога-психолога
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Организация работы по основным направлениям деятельности психологической службы в образовании
Организация психодиагностической деятельности педагога-психолога
Организация психопрофилактической и просветительской деятельности педагога-психолога
Организация консультативной деятельности педагога-психолога
Организация коррекционной деятельности педагога-психолога
Участие педагога-психолога в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации
Все страницы

 


3. Организация психопрофилактической и просветительской деятельности педагога-психолога


Одной из сфер деятельности педагога-психолога в образовании выступает психопрофилактика — предупреждение отклонений и трудностей в развитии, негативных вариантов в организации поведения и деятельности обучающихся, воспитанников, их родителей, педагогов. Психопрофилактику можно рассматривать как превентивную психокоррекцию; реализуется она через консультативную помощь, лекционнопросветительскую деятельность и другие формы практической работы психолога.
Любая программа психологической помощи включает задачи трех видов: коррекционные, профилактические и развивающие. Коррекция направлена на исправление отклонений и нарушений развития, разрешение возникших психологических трудностей; профилактика — на предупреждение возможных отклонений и трудностей развития; развивающая работа — на оптимизацию, обогащение, стимулирование содержания развития. Одним из ведущих принципов практической психологии выступает принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип отражает взаимосвязь и гетерохронность развития различных сторон личности, которые могут находиться на разных уровнях: нормы, риска и угрозы возникновения потенциальных проблем, актуально возникших трудностей и отклонений. Работая, например, с личностными проблемами ребенка, педагог- психолог должен предвидеть, что они могут повлиять на мотивацию учебной деятельности и, в конечном итоге, — на развитие познавательной сферы, хотя актуальный уровень развития интеллекта в настоящий момент соответствует норме. Поэтому наряду с коррекционной помощью необходимо проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение вероятных в будущем проблем.
В профилактической работе педагог-психолог опирается на сильные стороны личности, осуществляя компенсацию слабых сторон и предупреждая снижение уровня самооценки, интереса к «проблемным» сферам общения и деятельности, возможность возникновения разного рода конфликтов. Задачей практической помощи выступает создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей человека, получающего эту помощь.
В ходе психопрофилактической работы педагог-психолог проводит диагностические исследования, опираясь на принцип единства диагностики, прогнозирования и формирования. На основе психологического диагноза строятся три типа прогнозов:
1) наиболее вероятный прогноз развертывания наличных психологических особенностей в будущем;
2) наилучший из возможных вариантов развития;
3) наихудший вариант.
Далее проводится консультативная работа по разъяснению путей достижения наилучшего варианта и предупреждению возможных ошибок, ведущих к негативным вариантам. При этом используются механизмы убеждения, внушения, заражения, эталонного воздействия (личный пример). При необходимости включаются также элементы тренинга и психотерапии для подготовки внутренних условий к восприятию благоприятных возможностей личностного развития (исследуются психологические защиты, копинг-стратегии, выявляются несформированные умения, осуществляется соответствующая коррекция).
Конкретные задачи педагога-психолога, реализуемые в ходе профилактической работы — своевременное выявление возможных в будущем психологических проблем обучающихся (воспитанников), разработка развивающих программ и проведение развивающих занятий, мониторинг условий, определяющих развитие и психологическое благополучие субъектов образовательного процесса, поддержка благоприятного психологического климата в образовательной организации.
Выделяют три уровня психопрофилактической работы.
Первичная психопрофилактика нацелена на сохранение психологического здоровья, предупреждение психологических трудностей у субъектов с нормальным развитием или начинающимися, но пока небольшими, расстройствами в плане поведенческой и эмоциональной дезадаптации, незначительных отклонений в деятельности. Первичная профилактика предполагает устранение факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на личность или обеспечить повышение устойчивости к их влиянию. Первичная профилактика охватывает, по возможности, весь массив участников образовательного процесса.
Вторичная профилактика направлена на «группу риска» — детей и подростков, находящихся на грани появления социальной или эмоциональной неуправляемости, испытывающих серьезные психологические трудности и проблемы в поведении, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в учебной деятельности. Данный уровень профилактической работы призван своевременно выявлять имеющиеся нарушения и сдерживать усугубление возникших проблем, а, по возможности, — ослаблять негативную симптоматику. Вторичная профилактика реализуется через консультативную помощь педагогам и родителям. Охватываемый данным уровнем профилактики контингент составляет, по Е. И. Изотовой (2007), около 30 % обучающихся, воспитанников.
Третичная профилактика реализуется в работе с детьми и подростками, имеющими ярко выраженные психологические трудности, запущенные учебные и поведенческие проблемы. Главная задача третичной профилактики — предотвращение осложнений глубоких дезадаптивных проявлений, рецидивов неадекватного поведения. Основное направление работы, реализуемое на данном уровне — коррекционное, психотерапевтическое, ориентированное на предупреждение более серьезных отклонений (неврозов, психопатий). Контингент воспитанников, нуждающихся в третичной профилактике, составляет, согласно Е. И. Изотовой (2007), примерно 10 %.
Психопрофилактическую работу педагог-психолог образовательной организации проводит также с педагогами и родителями. Так, в школах оборудованы комнаты психологической разгрузки для предупреждения переутомления учителей, при этом педагог-психолог может использовать музыкотерапию, цветотерапию. Для педагогов и родителей воспитанников в образовательных учреждениях всех типов проводятся профилактические беседы по превентивной коррекции проблем педагогического общения, неадекватного учета индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
В организации психопрофилактической работы важна инициатива педагога-психолога. Заблуждением является мнение о том, что достаточно составить график приема, и желающие получить психологическую помощь сами заявят об этом. Потребность в профилактической и консультативной помощи необходимо сформировать, актуализировать интерес у потенциальных клиентов к психологической информации, помогающей в решении актуальных проблем. Для этого психологу образовательной организации следует выступать на педагогических и методических советах, родительских собраниях, классных часах с интересными сообщениями по актуальным проблемам детей и подростков (например, такими, как компьютерная зависимость, акцентуации характера, учебное переутомление), приводить (разумеется, анонимно) конкретные примеры типичных психологических трудностей и путей их разрешения. Целесообразно также лично пригласить отдельных педагогов, родителей, школьников на беседу или консультацию, разослать именные письменные приглашения с конкретным указанием времени возможных профилактических бесед. Для привлечения родителей к сотрудничеству с педагогом-психологом полезно на родительских собраниях отметить положительные качества того или иного ребенка, конфиденциально задавать родителям вопросы о режиме дня, трудностях проблемах ребенка.
Одной из задач педагога-психолога в образовательной организации является повышение психологической культуры субъектов образовательного процесса, уровня их психологической информированности, позволяющего применять психологические знания в практической деятельности. Владение психологическими знаниями позволяет выявлять ошибки и проблемы в учебном и педагогическом труде, осуществлять развернутую рефлексию причин их возникновения.
Психологическое просвещение — это приобщение педагогов, родителей, обучающихся к психологическим знаниям и их практическому использованию. Для педагогов и родителей актуальна психологическая информация об индивидуальных и возрастных особенностях детей и подростков, о механизмах и закономерностях психического развития, стилевых особенностях педагогической деятельности и педагогического общения, психологически обоснованных способах преодоления трудностей в обучении и воспитании. В работе педагога- психолога с подростками и юношеством актуально приобщение молодых людей с помощью психологических знаний к более глубокому познанию себя и самовоспитанию.
Педагог-психолог не только содействует актуализации уже имеющихся психологических знаний (житейских, научных) у субъектов образовательного процесса, но также помогает дифференцировать житейский и научный уровни психологической информации, обогащает психологическую эрудицию, транслирует результаты новых исследований в области общей, возрастной, педагогической, социальной, клинической психологии.
Лекционно-просветительская деятельность педагога-
психолога формирует у субъектов образовательного процесса потребность в психологической информации, стимулирует их обращения к педагогу-психологу для получения консультативной и психокоррекционной помощи.
Наиболее распространенные формы психологического просвещения для учителей — лекции, семинары; для родителей — беседы, лекции; для подростков и юношей — уроки психологии.
Анализируя условия и пути повышения квалификации педагогов, Л. М. Митина (2004) отмечает недостаточную эффективность традиционно применяемых репродуктивных форм обучения (лекции, практические занятия, семинары), которые воздействуют преимущественно на когнитивные структуры личности педагога. Значительно реже используется формы психологического обогащения профессионального опыта через проживание, например, в режиме игротехнических событий, тренингов или педагогического проектирования. Иногда практикуется публичное представление передового педагогического опыта в виде непосредственной демонстрации (открытые уроки, мастер-классы, творческие мастерские) или демонстрации с использованием видео- и мультимедийной техники.
Возможно применение педагогом-психологом в просветительской деятельности (наряду с традиционными) активных методов обучения — проблемных, дискуссионных, игровых, тренинговых. Получение психологической информации выступает условием плодотворного участия педагогов в мероприятиях, реализующих активные методы обучения.
Деловая игра — разыгрывание законченных элементов профессиональной деятельности, включающих цели, задачи, действия, контроль и оценку результатов — является одним из наиболее эффективных методов активного обучения специалистов и апробации различных психологически обоснованных подходов к выполнению профессиональной деятельности, способов и средств ее осуществления. Условность игры позволяет субъектам абстрагироваться от сложившейся системы взаимоотношений с коллегами и проследить обусловленность имитируемых межличностных отношений логикой производственной деятельности; символический характер игры снимает субъективные барьеры для проявления творческих способностей и инициативы; неопределенность стимулирует к принятию самостоятельных творческих решений, поскольку участники лишены возможности действовать по алгоритму; ситуация пространственно-временного сжатия делает игровую деятельность динамичной и насыщенной событиями. Вступая в игру по мотивам любопытства, необходимости, из желания проявить себя, укрепить свой авторитет и т. д., участники игры, начав активно принимать решения, все больше втягиваются в логику игрового действия, на первый план выходят собственно деятельностные мотивы. В игре в безопасной, символической форме могут перестраиваться организационные отношения между членами коллектива, в результате чего они получают шанс испытать свои силы в новой для каждого роли; могут моделироваться производственные проблемы, конфликты и разнообразные пути их разрешения; могут воссоздаваться также значимые для педагогов организационные отношения (например, ситуации соревнования, руководства-подчинения, сотрудничества с референтными лицами).
Деловая игра формирует у обучаемых многие профессионально необходимые качества: способствует воспитанию принципиальности; ответственности; правильного отношения к справочной психологической информации и умения пользоваться ею при решении практических задач; позволяет отрабатывать навыки работы в коллективе и с коллективом; навыки технически и литературно грамотного изложения своих мыслей, аргументации решений и др.
Проблемно-деятельностная игра в педагогическом коллективе представляет собой разновидность деловых игр и определяется как процесс поиска консенсуса в ходе осмысления каждым ее участником сущности педагогических проблем и коллективной выработки путей разрешения имеющихся противоречий. Участие в таких играх позволяет педагогам задуматься над проблемой и своей ролью в ее появлении и решении, сформулировать и выразить собственные мысли о причинах возникновения противоречий и возможных способах их разрешения в практической деятельности, выслушать мнение других педагогов и найти общее нестандартное решение. Игра формирует индивидуальный стиль мышления ее участников, способность предвидеть последствия принимаемых решений, чувство личной и коллективной ответственности за педагогические преобразования и их результаты, она учит педагогическому сотрудничеству, мотивирует педагогический поиск, т. е. стимулирует развитие инновационных процессов и использование нововведений в деятельности каждого педагога.
Игровой психологический эксперимент может проводиться на разных этапах инновационного педагогического процесса: на этапе предпроектного обследования, проектирования, внедрения; при этом могут решаться задали подготовки пользователей к внедрению нововведений; формирования у них исследовательских (конструктивных, аналитических, рефлексивных, проектировочных) умений; отработки профессионально необходимых навыков деятельности в соответствии с инновационными изменениями.
Эффективным методом, реализующим задачи психологического просвещения в целях разработки и внедрения инноваций и профессионального развития педагогов является «мозговая атака» («брейнсторминг»), основанная на разработанной А. Осборном методике проведения групповых дискуссий. Суть дискуссии такого плана состоит в том, что для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части — «генераторов идей» и «критиков»; задача первых заключается в выработке на базе психологической информации как можно большего количества предложений относительно рассматриваемой проблемы (предложения могут быть неаргументированными, даже фантастическими, главное требование состоит в их многообразии; критике они на первом этапе работы не подвергаются). Задача вторых — отбор наиболее интересных альтернатив (около 10 % из числа выдвинутых) на следующем этапе обсуждения проблемы.
Одним из вариантов проведения групповой дискуссии является разработанный У. Гордоном метод синектики (буквально: соединения разнородного), выступающий
разновидностью «брейнсторминга». На первом этапе дискуссии также вырабатывается множество разнообразных, а в данном случае — даже противоположных, взаимоисключающих предложений. Для этого в группе выделяются «синекторы» — инициаторы дискуссии, наиболее активно заявляющие свою позицию и противопоставляющие ее мнению других членов группы; задача синекторов — показать присутствующим крайности в решении проблемы с тем, чтобы всесторонне оценить их. В ходе дискуссий эти крайности отбрасываются, проводится экспертиза мнений и принимается решение, удовлетворяющее всех. Групповая дискуссия включает педагогов в ситуацию активной исследовательской деятельности, формирует у них исследовательскую профессиональную позицию, навыки совместной творческой деятельности, рефлексивные умения, ответственность за принимаемые в школе решения.
Научно-практический семинар как метод психологического просвещения, ориентированный на стимулирование профессионального развития педагога, его творчества [Л. М. Митина, 2004], предусматривает решение следующих задач: гуманизация позиции и системы отношений педагога, переход от стереотипизированных отношений на личностноразвивающие; оптимизация социально-перцептивной сферы личности педагога; развитие оптимальных поведенческих стратегий в типичных и нетипичных педагогических ситуациях. Общая схема работы семинара предполагает составление перечня проблем для группового обсуждения, их типологизацию и иерархизацию, выявление актуального уровня психологической компетентности участников в ходе обсуждения конкретных проблем, лекции-беседы по обсуждаемым темам, работу в малых группах с последующей дискуссией, обучение педагогов психологическим техникам (приемы восприятия, понимания, самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, идентификации и др.), решение ситуационных задач, тренинг с психотехническими играми, апробацию и индивидуальную модификацию психологических техник в практической деятельности, общее обсуждение результатов применения психологического инструментария, подведение итогов, формулирование выводов. Продолжительность работы семинара варьирует от 2-3 недель до пролонгированных годичных вариантов. Работа семинара осуществляется на четырех этапах:
1) подготовка — проводится психологическая диагностика степени осознания педагогами необходимости изменений профессионального поведения;
2) осознание — предлагается информация по выбранной проблеме с последующим обсуждением ее в малых группах;
3) переоценка — применяются различные виды тренингов, в которых новые формы психических состояний, стимулирующие новые формы поведения;
4) действие — происходит закрепление новых психических состояний и форм поведения при разыгрывании педагогических ситуаций и постановке спектаклей по актуальным педагогическим проблемам, в итоге участниками осознаются индивидуально эффективные средства педагогических воздействий и поведения в целом.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.