На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Организация работы по основным направлениям деятельности психологической службы в образовании - Участие педагога-психолога в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации
Организация работы по основным направлениям деятельности психологической службы в образовании - Участие педагога-психолога в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Организация работы по основным направлениям деятельности психологической службы в образовании
Организация психодиагностической деятельности педагога-психолога
Организация психопрофилактической и просветительской деятельности педагога-психолога
Организация консультативной деятельности педагога-психолога
Организация коррекционной деятельности педагога-психолога
Участие педагога-психолога в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации
Все страницы

 


6. Участие педагога-психолога в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации


Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательной организации, объединяющихся для психолого- медико-педагогического сопровождения детей и подростков с целью обеспечения оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся (воспитанников), особенно — имеющих отклонения в развитии и/или состояния декомпенсации.
Е. И. Изотова [2007, с. 65] определяет психологопедагогический консилиум как совместную форму работы педагога-психолога с педагогами и администрацией образовательной организации, определяющую стратегию и способы решения психолого-педагогических проблем, как отдельного ребенка, возрастной группы (класса), так и образовательной организации в целом. В психолого-педагогическом консилиуме, в отличие от педагогического совета, участвует ограниченный круг лиц, непосредственно работающих по решению обсуждаемой проблемы. Типичной является такая проблематика ПМПк: возрастные и индивидуальные особенности и проблемы детей, вопросы успеваемости, поведения, внеклассной деятельности, эффективность обучающих и развивающих методов, индивидуальный подход и стили взаимоотношений педагогов с детьми, содержание и формы работы с родителями.
ПМПк может быть создан на базе образовательной организации любого типа и вида независимо от организационноправовой формы приказом руководителя образовательной организации при наличии соответствующих специалистов. ПМПк — важное звено в системе диагностико-консультативной работы образовательной организации. В функции ПМПк входит диагностика детей и подростков, консультирование родителей и педагогов, оказание помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении, подготовка документации на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Школьный психолого-медико-педагогический консилиум — это объединение специалистов разного профиля, занимающихся развитием, обучением и адаптацией детей, главным образом, — с особенностями развития, и осуществляющих контроль за результативностью этой работы. В частности, школьный ПМПк предполагает создание системы психолого- медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
Деятельность ПМПк регулируется приказом Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 127/901-6 «О психолого- медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» и распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации». Методическое руководство работой ПМПк осуществляет районная, городская, центральная психолого- медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательной организации. ПМПк образовательной организации в своей деятельности руководствуется уставом образовательной организации, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательной организации по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольной образовательной организации (ДОО), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-
дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
Задачами ПМПк образовательной организации являются:
— организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования;
— выявление уровня и особенностей развития ребенка и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
— системная оценка этапов возрастного развития;
— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
— выявление резервных возможностей развития;
— выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
— разработка рекомендаций по организации психологопедагогического сопровождения обучающихся;
— определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
— разработка индивидуальных коррекционнообразовательных программ, выбор образовательного маршрута для каждого ученика с ограниченными возможностями здоровья;
— определение функциональных взаимодействий педагогов, медицинского работника школы, логопеда, педагога- психолога в сопровождении развития детей в условиях школы;
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности;
— консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
— отслеживание результативности психолого-медикопедагогического сопровождения.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение предполагает следующие виды работ:
— профилактика дезадаптивных состояний обучающихся, их школьной неуспешности;
— диагностика (индивидуальная и групповая);
— консультирование администрации образовательной организации, педагогов, родителей;
— психолого-педагогическое просвещение: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
— коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая).
Специалисты ПМПк должны руководствоваться в работе следующими принципами психолого-медико-педагогического сопровождения:
— непрерывность (ребенок с ограниченными возможностями здоровья или проблемами декомпенсации испытывает потребность в получении помощи специалистов до тех пор, пока проблемы его обучения и развития, адаптации не будут решены или не будет выбран подход к их решению);
— комплексность (согласованность деятельности всех специалистов сопровождения, владеющих основами проведения диагностической и коррекционной работы);
— индивидуальный подход (персонализированный выбор специальных методик и приемов для оказания помощи);
— системное сопровождение (разработка комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ для каждого ученика с ограниченными возможностями здоровья, поступившего в образовательное учреждение, ориентированных на преодоление трудностей в обучении, развитии и воспитании ребенка).
Специалисты, включенные в ПМПк, в том числе, — педагог- психолог и социальный педагог, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение, разрабатываются рекомендации. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
Основной формой работы консилиума является обмен заключениями в виде свободного обсуждения. Отношения участников консилиума декларируются как партнерские и строятся на строго паритетных началах. Каждый специалист должен уметь квалифицированно изложить коллегам ту часть психолого-педагогической информации, за которую он отвечает. Итоги работы консилиума оформляются в виде общего заключения по каждому случаю. Общее заключение включает в себя констатирующую и программную части.
Констатирующая часть состоит из характеристики ребенка, программная часть включает стратегию сопровождения и помощи ребенку и рекомендации, направленные конкретному адресату. Стратегия сопровождения и помощи ориентирована на возможности педагога-психолога, логопеда, медика, возможности индивидуализации педагогического процесса педагогом — участником консилиума. На основании разработанной стратегии сопровождения и помощи определяются рекомендации педагогам и родителям, составляется коррекционнообразовательный маршрут. В случае обнаружения у ребенка выраженных отклонений (нарушений) в развитии или специальных потребностей, которые не могут быть удовлетворены в общеобразовательной школе, он направляется на психолого- медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В этом случае деятельность ПМПк является диспетчерской: информирование родителей и направление ребенка на ПМПК.
Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
Деятельность плановых консилиумов направлена на:
— анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее количественного и качественного состава (обучающиеся классов коррекционно-развивающего обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети);
— определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;
— профессиональную квалификацию динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.
Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь — учителей), непосредственно работающих с ребенком. Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.
Задачи внепланового консилиума следующие:
— решение вопроса о необходимости принятия адекватных мер по выявленным обстоятельствам;
— внесение изменений в индивидуализированные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.
Перечислим показатели развития ребёнка, выносимые для обсуждения на ПМПк педагогом-психологом:
— школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную самооценку, удовлетворенность своей учебной деятельностью;
— система эмоциональных отношений ребенка к семье, сверстникам, школе;
— психическое состояние ребенка (работоспособность, эмоциональная стабильность, самочувствие, адекватный эгоконтроль и др.);
— социально-психологический статус ребенка в семье, среди сверстников, значимых взрослых;
— сформированность познавательных процессов и их произвольность;
— наличие выраженных признаков психологической дезадаптации.
Социальный педагог представляет на ПМПк характеристику форм семейного воспитания ребенка, психологический климат в семье.
Психологическое обследование ребенка для представления заключения на консилиуме предусматривает использование следующих методов:
1) изучение документации — истории развития ребенка с целью получения представления о причинах отклонений в развитии;
2) наблюдение за ребенком на уроке и на переменах, включающее анализ наиболее важных сфер его деятельности (овладение навыками учебной деятельности, формирование целеполагающего поведения, приобретение дружеских контактов; оценивается активность или пассивность ребенка, темп его деятельности, способность к удержанию «учебной задачи», особенности регулирующей функции речи; на переменах фиксируется эффективность контактов с окружающими, произвольность действий, конфликтность в отношениях с учителем и сверстниками);
3) исследование продуктов учебной деятельности (типичные ошибки, сформированность учебных навыков чтения, письма, счета в уме, решения задач);
4) беседа (установление контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком);
5) эксперимент, направленный на изучение психических функций ребенка и их проявление в деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, особенности развития личности; тактика деятельности ребенка, способы действий, степень самостоятельного выполнения задания, работоспособность, полнота и понимание смысла заданий);
6) тестирование (оценка уровня развития способностей, мотивационной сферы и личностных особенностей).
В заключении выделяются те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы, описываются конкретные проявления этих нарушений: нарушение формирования отдельных функций, особенности латерализации, характеристики личностной сферы, проявляющиеся в акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях.
По возможности и необходимости, указываются причины существующих нарушений, перечисляются адекватные, с точки зрения педагога-психолога, формы сопровождения.
Поскольку методическое руководство работой ПМПк осуществляет районная, городская, центральная психолого- медико-педагогическая комиссия (ПМПК), педагог-психолог образовательной организации реализует тесное сотрудничество с педагогом-психологом ПМПК, определяющего возможность овладения ребенком определенным вариантом образовательной программы и утверждающего необходимые коррекционно-развивающие процедуры. Заключение педагога- психолога, представленное на ПМПк, передается по защищенному каналу связи в ПМПК, при этом ответственность за диагностические выводы несет педагог-психолог ПМПК.
Педагог-психолог учитывает данные обследований ребенка, проведенные другими специалистами, — педагогического, логопедического медицинского обследований.
Для педагогического обследования с целью лучшего понимания ребенка и его проблем для учителя разработаны схемы, помогающие наблюдать и классифицировать факты, затрудняющие адаптацию ребенка к школе. Используя педагогическую диагностику, педагог выявляет уровень усвоения ребенком учебного материала по предмету и составляет заключение о соответствии знаний, умений и навыков обучающихся предлагаемым учебным программам.
Характеристика школьника включает, в частности, следующие показатели:
— качественные характеристики учебной деятельности (трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий; трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски; трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы; трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного; виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности; предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей);
— количественные показатели учебной деятельности (успеваемость по основным предметам; предполагаемые причины низкой или неровной успеваемости);
— показатели поведения и общения в учебных ситуациях (учебная активность, заинтересованность; соблюдение общепринятых правил; индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками);
— показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях («типичное» для школьника эмоциональное состояние на уроке; ситуации, вызывающие у обучающегося различные проявления эмоций — плач, раздражение, агрессия, испуг).
Важно подчеркнуть необходимость корректного составления документации, представляемой на ПМПк. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Возможные недостатки при составлении документов таковы: неполное или искаженное отражение ситуации развития, неграмотное использование специальных терминов, отсутствие анализа и обобщения проблемы, чрезмерная детализация в изложении проблемы, представление информации интимного характера (несоблюдение конфиденциальности), отсутствие рекомендаций или их несоответствие проблемам ребенка (подростка), отсутствие или подделка подписей.

Начало Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности педагога-психолога

Источник: Шаповалова, В. С. Организация профессиональной деятельности психологопедагогического направления : учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 2 / В. С. Шаповалова, О. И. Ефремова ; под ред. В. С. Шаповаловой. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. — 120 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.