1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность специального психолога
Гуманизация общества предполагает такое построение образовательного пространства, которое обеспечивает гармоничное развитие личности и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные принципы гуманизма сформулированы в международных нормативных актах, которые являются правовым фундаментом Для документации общероссийского, регионального, муниципального и локального уровней. Международные нормативные акты определяют стандарты деятельности психолога и находят отражение в этическом кодексе психолога.
Общероссийские нормативные акты, соответствуя основным положениям в международных документах, уточняют и регламентируют профессиональные задачи в области специальной психологии у нас в стране. На основе общероссийских создаются документы регионального, муниципального и локального уровней. Последние нормативные правовые акты не должны входить в противоречие международным и общероссийским. В случае юридического конфликта первостепенную роль играют международные акты. Ниже представлен перечень нормативной документации, регламентирующей деятельность специального психолога в дошкольной образовательной организации (табл. 1).
Нормативно-правовая документация психолога дошкольной образовательной организации
Таблица
Название документа |
Дата подписания
|
Область нормативного регулирования. Международные акты, определяющие стандарты деятельности психолога
|
Всеобщая декларация прав человека
|
Подписана п 1948 г. Ратифицирована в РФ 05.50.1998 г.
|
Регулирует общепрофессио- нальмые и этические нормы профессиональной деятельности, находит отражение в Этическом кодексе психолога
|
Конвенция о защите прав человека и основных свобод
|
От 4 ноября 1950 г. Ратифицирована РФ 30.03.1998г., 54-ФЗ
|
Регулирует общепрофессиональные и этические нормы профессиональной деятельности, находит отражение в этическом кодексе психолога отражение в этическом кодексе психолога
|
Конвенция о правах ребенка
|
Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.
|
Регулирует общепрофессиональные и этические нормы профессиональной деятельности, находит отражение в этическом кодексе психолога
|
Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, иси олиени и и сотрудиичестве в отношении роди тельской ответственности и мер по защите детей
|
Заключена в г. Гааге 19.10.1996 г. Ратифицирована РФ 07.06.2012 г.
|
Регулирует нормы профессиональной деятельности, при организации работы с семьей ребенка с ОВЗ, находит отражение в этическом кодексе психолога
|
Декларация о правах инвалидов
|
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г. Ратифицирована РФ 03.05.2012 г.
|
Регулирует общепрофессиональные и этические нормы деятельности психолога, кодексе психолога; может использоваться при работе с семьей ребенка с ОВЗ
|
Саламанкская декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями»
|
Принята делегатами Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в Саламанке, 1 Icna- ния, 10 нюня 1994 г.
|
Регулирует общепрофессиональные и этические нормы деятельности психолога, кодексе психолога: может использоваться при работе с семьей ребенка с ОВЗ
|
Деонтологический кодекс практикующего психотерапевта
|
Принят в Страсбурге 21.10.1990 г.
|
Является основой для этического кодекса психолога в системе образования
|
Документы, принятые на уровне Российской Федерации, регламентирующие область общепрофессиональной деятельности
Конституция Российской Федерации
|
От 25.12.1993 г. с изм. и доп.
|
Регулирует общепрофессиональные нормы
|
Семейный кодекс Российской Федерации
|
От 01.03.1996 г. с изм. и доп.
|
Регулирует отношения психолога с семьей ребенка с ОВЗ
|
Трудовой кодекс Российской Федераии
|
01.02.2002 г. с изм. и доп.
|
Регулирует отношения психолога с работодателем
|
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
|
От 24.07.1998 г. с изм. и доп.
|
Регулирует общепрофессиональные и этические нормы
|
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
26 августа 2010 г. № 761н.
|
Регулирует область профессиональных задач психолога
|
Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 1
|
27 сентября 1996 г.
|
Регулирует деятельность психолога по направлению Психологическое просвещение
|
О списках работ, профессии, должностей, специальностей п учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона
|
29 октября 2002 г.
|
Регулирует отношения психолога с работодателем и государством в целом
|
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации № 781
|
|
|
Документы, принятые на уровне Российской Федерации, регламентирующие работу психолога в системе образования
Федеральный закон .№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
|
от 29.12.2012 г. с изм. и доп.
|
Регулирует область профессиональных задач психолога в образовательной организации
|
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного ста ндарта дошкольного образования»
|
17.10.2013 г. с изм. и доп.
|
Регулирует область профессиональных задач психолога в образовательной организации
|
Письмо Министерства образования Российской Федерации № 49-М «О продолжительности отпусков работников, имеющих право на дополнительные отпуска»
|
от 28.06.1995 г.
|
Регулирует отношения психолога с работодателем
|
Приказ Министерства образования Российской Федерации № 3570 «Об утверждении положения об условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года»
|
от 07.12.2000 г.
|
Регулирует отношения психолога с работодателем
|
Письмо Министерства образования РФ .№ 20-58- 4046/20-4 «О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждении»
|
От 25.11.1998 г.
|
Регулирует систему оплаты психологу в образовательной организации
|
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
|
От 20.09. 2013 г.
|
Регулирует область профессиональных задач психолога в образовательной организации
|
Письмо Министерства образования Российской Федерации № 27/901-6 «О психолого- медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
|
От 27.03.2000 г.
|
Регулирует область профессиональных задач психолога в образовательной организации
|
Письмо Министерства образования РФ №22-06-862 «Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии»
|
От 03.08.2000 г.
|
Регулирует область профессиональных задач психолога в образовательной организации
|
Инструктивное письмо Государственного комитета СССР по народному образованию № 16 «О введении должности психолога в учреждениях народного образования»
|
От 27.04.1989 г.
|
Регулирует область профессиональных задач психолога в образовательной организации
|
Приказ Государственного Комитета по народному образованию № 616 «Об утверждении положения о психологической службе в системе народного образования»
|
От 19.10.1990г.
|
Регулирует область профессиональных задач психолога в образовательной организации
|
Письмо Минобразования России № 20-58-07 ин/20-4 «Об учптелях-логоиедах и педагогах-психологах учреждении образования»
|
От 22.01.1998 г.
|
Регулирует область профессиональных задач психолога в образовательной организации
|
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 70/23-16
|
От 7.04.1999 г.
|
Регулирует область профессиональных задач психолога в образовательной организации
|
«О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
|
|
|
Конструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»
|
От 24.12.2001 г.
|
Регулирует область профессиональных задач психолога в образовательной организации
|
Этический кодекс психолога
|
Принят 14.02.2012 г. на V съезде Российского психологического общества
|
Регулирует этические нормы деятельности психолога в образовательной органнзации
|
2. Принципы и правила работы специального психолога в дошкольной образовательной организации
Принципы работы психолога в системе образования опираются на методологические подходы, предложенные Л. С. Выготским, В. В. Лебединским, П. К. Анохиным и другими выдающимися отечественными учеными. Правила работы имеют источником этический кодекс психолога, сос тавленный, в свою очередь, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» и Уставом Российского психологического общества. К принципам относят:
1. Комплексность в изучении ребенка. Основное требование этого принципа предполагает тесное взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка: педагогов, логопедов, психологов и врачей. Использование каждым специалистом научных методов исследования позволяет получить сугубо специфические результ аты, которые являются вкладом в целостное изучение особенностей развития и состояния ребенка.
2. Принцип стереоскопического видения, сформулированный в свое время в рамках дея тельности семейной консультации. Он определяет необходимость оценки состояния ребенка с различных т очек зрения (с одной стороны, различными специалистами, с другой — при использовании психологом различных подходов непосредственно в своей практической деятельности). Примером такого «стереоскопического видения» ребенка является интеграция в едином обследовании систем нейропсихологнческой, патопсихологической оценки, а также использование психодинамического подхода и других элементов психокоррекции.
3. Принцип целостности изучения состояния ребенка. Отдельные стороны его психической организации (психические процессы, познавательная деятельность, эмоционально-личностное развитие) не изолированы, а проявляются целостно, в совокупности всех психических качеств личности, обусловлены мотивационными установками, зависимы от физического состояния. Практическим следствием реализации этого принципа является то, что инструментарий психолога (как диагностический, так и коррекционный) приобретает полифункциональные, интегративные возможности: повышается эффективность всех составляющих его деятельности.
4. Принцип структурно-динамического изучения соматических и психофизических структур ребенка. В соответствии с этим принципом каждая конкретная особенность состояния ребенка изучается и оценивается с точки зрения как возрастной соотнесенности, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, взаимодействием и «гетерохронией» (разновременностью) созревания тех или иных функций, входящих в единый «ансамбль» формирования той или иной характеристики деятельности ребенка. Учет данного принципа позволяет не только фиксировать отдельные нарушения или несформированность какой-либо сферы, ной определять причины и ситуацию их возникновения, оценивать структуру и иерархию проблем развития в ситуации разновременности созревания и взаимовлияния исследуемых функций. Можно выделить еще один принцип, который мало описан в специальной литературе, однако непосредственно касается профессиональных задач специального психолога.
5. Ориентация на функциональную норму ребенка. Специальный психолог сопровождает детей, которые уже имеют клинические диагнозы, поэтому наиболее важно при диагностике не столько определить «ущербность» психики, сколько возможности адаптации в доступных для ребенка с дизонтогенезом условиях. Несомненно, отдельные аномалии развития благодаря ранней коррекции можно компенсировать к началу школьного обучения (например, некоторые варианты задержки психического развития), однако тяжелые нарушения (расстройства аутистичес кого спектра, детский церебральный паралич и др.) требуют иного подхода. Поиск доступных форм активности, развитие психики на основе этой активности имеют большое значение для успешной социализации детей со сложными аномалиями развития. В настоящее время разработан ряд правил работы психолога, которые отражают выраженную ориентацию на ценность другого человека независимо от его ресурсов развития. В деятельности специального психолога это предполагает адекватное восприятие им своих профессиональных возможностей, основанное на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои действия.
Правила работы специального психолога сформулированы на основе подхода Р. В. Овчаровой: 1. Профессиональная деятельность специального психолога характеризуется особой ответственностью перед клиентами, обследуемыми, испытуемыми. 2. В работе с клиентами психолог руководствуется принципом честности и искренности. 3. Работа специального психолога направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого человека. 4. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности, соблюдает и активно защищает основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека. 5. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях. 6. Психолог не должен принимать участие в том, что каким-то образом ограничивает человеческую свободу и развитие, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжким нарушением профессиональной этики является его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих вред человеку. 7. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав человека другими лицами, о случаях негуманного обращения с людьми. 8. Психолог обязан оказывать только те услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию. 9. В случаях вынужденного применения психодиагностических или психо- коррекционных (психотерапевтических) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях 10. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психокоррекционные и психотерапевтические методики для пользования некомпетентным лицам. 11. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей. 12. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование и консультирование клиента по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологической или судебно-психологической экспертизы, определенных законом. 13. Данные индивидуального психологического обследования психолог имеет право сообщать или передавать тре тьим лицам лишь при согласии па это самих клиентов. 14. Воспитателям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воетп ательн ых организации допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку. 15. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распространения, психологи обязаны предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь. 16. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб людям. 17. Психолог не может давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить. IS. Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованиям другого лица — представителя органа образования, врача, судьи и др., психолог должен известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих. 19. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о клиентах, с которыми он работает. 20. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным согласованным задачам психологического исследования. 21. Правило конфиденциальности означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип реализуется в том случае, если процесс обмена психологической информацией регламентируется соответствующими правилами. 22. Правило кодирования сведений психологического характера обязывает психолога на всех материалах психологического характера использовать не имена и фамилии испытуемых, а их коды. Документ-дешифратор заполняется в единственном экземпляре и хранится у психолога в недоступном для посторонних лиц месте [Овчарова]. Варианты кодирования представлены в Приложении 1. 23. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера предусматривает предварительное согласование с заказчиком списка лиц, получающих доступ к материалам, место и условия их хранения, сроки хранения и уничтожения. 24. Правило корректного использования сведений психологического характера позволяет психологу достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать. Необходимо создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом. 25. Правило осведомленного согласия требует, чтобы специальный психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, ее целях, средствах и предполагаемых результатах и принимали в ней добровольное участие. Примерный вариант оформлено я согласия на работу с психологом представлен в Приложении 2. Принципы и правила работы являются основополагающими для разработки программ сопровождения детей с ОВЗ, являются методологическим и иравствеи- ным фундаментом самой профессии специального психолога — одного из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в словах и действиях.
3. Требования к личности специального психолога в дошкольной образовательной организации
С приходом психолога в систему специального образования связаны Определенные социальные ожидания. Во-первых, этот спецпатнст должен соответствовать требованиям, предъявляемым к психологам, азначит, обладать сензитпвностыо, глубоким пониманием человеческой души, гуманизмом. Психолог системы образования имеет, кроме всего прочего, дидактические способности. Во-вторых, специфика профессии предполагает клиническую подготовку, глубокие знания механизмов, закономерностей и вариантов аномального развития. В отличие от специалиста в области коррекционной педагогики, специальный психолог должен обладать информацией, касающейся практически всех вариантов дизонтогенеза, быть широким специалистом в области дефектологии. В-третьих, специальный психолог является неким «посредником» между обычным миром и миром «особых» детей. Помочь другим людям понять специфические потребности детей, которые взаимодействуют с социумом иначе, чем здоровые сверстники, — вот важнейшая задача, которая возлагается на этого специалиста. Существуют различные подходы к важнейшим и необходимым характеристикам специального психолога. Отдельные позиции совпадают с требованиями к психологам системы образования, другие же являются практически уникальными. Рассмотрим некоторые подходы. А. Г. Трофимчук выделят качества идеального психолога, рассматривая их в контексте профессиональных компетенций. Этот подход является наиболее общим и затрагивает различные сферы деятельности психолога (семейный психолог, психолог-консультант, психолог в системе образования и др.) [Трофимчук] (табл. 2). Качества и основные профессиональные компетенции психолога
Таблица 2
Личностные качества психолога
|
Компетенция психолога
|
честный
|
имеет представление о психике (душе) человека;
|
чуткий
|
знает структуру психики человека по 3. Фрейду;
|
человечный
|
знает составляющие психики человека по К. Юнгу:
|
добрый
|
знает основные психологические составляющие карты
|
толерантный
|
внутреннего мира человека по Р. Ассаджиоли;
|
патриот Родины
|
обладает навыками эмоциональной саморегуляции:
|
обладает чувством долга
|
отличный семьянин
|
дисциплинированный
|
понимает значение общечеловеческих ценностей, способствующпх воспитанию человека
|
обладает культурой речи
|
|
интеллигентен
|
умеет заниматься самовоспитанием в домашнем досуговом центре
|
бесконфликтный
|
|
ведет здоровый образ
жизни, строен,
|
умеет заниматься воспитанием ребенка до рождения;
|
знает программу девиктимизацин Ч. К. Топча и успешно реализует в повседневной жизни; внедряет в повседневную жизнь этико-социальные особенности, присущие самоактуализирующейся личности по А. Маслоу
|
обаятелен
|
Р. В. Овчарова рассматривает следующие характеристики психолога системы образования:
1. Высокие (общие) умственные способности. Психолог должен быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором. 2. Социабельность, которая предполагает стремление к социальному признанию (одобрению), великодушие к людям. Психолог должен легко формировать активные группы, хорошо запоминать имена людей, проявлять дипломатичность в общении. 3. Высокая нравственность, чувство долга и ответственность. Психолог энергичен, умеет подчинить себе и подчинить собственные интересы коллективным. Быстро решает практические вопросы. 4. Эмоциональная устойчивость и невосприимчивость стрессу. По мнению автора, несовместимыми с работой психолога являются незрелость личности, низкая сила эго, низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли. неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чувство виновной ничтожности. Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования, подчеркивает Р. В. Овчарова, нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром [Овчарова].
Профессиограмма психолога в системе образования Личкостные особенности, профессиональные умения: — внимание стремление понять позицию других; — дружелюбие, общительность; — способность стать лидером; — вежливость, обходи тельность; — руководствование здравым смыслом, следование предписаниям; — жизнерадостность; — терпеливость, упорство; — большое чувство ответственности; — способность выполнять работу, полную разнообразия; — энтузиазм в трудовой деятельности; — тщательность действий; — схватывание новых идей, самостоятельность суждений; — аккуратность и последовательность в работе; — способность к планированию своего будущего; — способность к устным высказываниям; — хорошая память; — способность обучать других; — умение заботиться о больных; — умение заботиться о посторонних. Как известно, специальная психология является разделом специальной педагогики (дефектологии ), поэ тому рационально будет рассмотреть крофессио- грамму учителя-дефектолога как один из компонентов требований к личности специального психолога (табл. 3). Медицинскими противопоказаниями для работы в должности учителя- дефектолога являются нервные и психические заболевания, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные заболевания. Некоторые специальности предъявляют и дополнительные требования, например основной инструмент сурдопедагога и учителя-логопеда — это его артикуляционный аппарат и голос.
Таблица 3
Профессиограмма учителя-дефектолога
Способности
|
Личностные качества, интересы и склонности
|
- умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности);
|
- умение слушать
|
и понимать других
|
навыки общения и взаимодействия с людьми:
|
людей;
|
— ораторские способности;
|
- тактичность;
|
- хороший слух (способность улавливать мельчайшие
|
- доброжелательность.
|
изменения и особенности произношения различных звуков):
|
этичность;
|
бескорыстность;
|
хорошее владение артикуляцией (способность правильно
|
- чуткость;
|
показать мимикой способы и особенности произношения
|
терпимость к недостаткам людей
|
слов и звуков);
|
;
|
хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
|
- внимательность;
|
|
- отзывчивость;
|
- высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой); - логическое мышление: высокий уровень развития творческого мышления
|
креативность (творческое начало)
|
К качествам, необходимым специальному психологу, работающему с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья, относятся следующие: 1. Высокий уровень эмоционального интеллекта, способность понимать эмоции других, быть сензнтивным к социальным знакам, уметь давать адекватный эмоциональный ответ на эти знаки, разговаривать с детьми дошкольного возраста на «языке эмоций». 2. Гибкость мышления, способность быстро переключаться с психологического информационного поля на клиническое, распознавая личностные проявления ребенка за патологическими процессами. 3. Деликатность и дипломатичность, владение коммуникативными техниками, позволяющими правильно донести информацию о развитии ребенка до родителей, умение сформировать партнерские отношения с ними при решении задач развития ребенка с ОВЗ.
4. Модели профессиональной деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Под моделью деятельности психолога Н. В. Микляевой и Ю. В. Микляевой понимают последовательность организационных форм его работы, обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в дошкольной образовательной организации (ДОО) и координацию усилий всех участников образовательного процесса [Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева]. Модель зависит от следующих факторов: — специфика ДОО, запросы и ожидания администрации; — квалификация психолога; — жизненная позиция психолога. Н. В. Микляева и Ю. В. Микляева указывают, что в большей степени тип модели профессиональной деятельности зависит от жизненной позиции самого психолога и требований администрации ДОО. В основу типологии моделей профессиональной деятельности психолога в образовательной организации М. Битяновой и Т. Бегловой положены два вопроса и варианты ответа на них [Битянова, Беглова].
Вариативный подход к типологии моделей профессиональной деятельности психолога представлен в табл. 4. Варианты профессионального самоопределения психолога в образовательной организации
Таблица 4
Основной контингент
|
Работа на стратегические задачи
|
Работа на тактические задачи
|
Работа с воспитателями и администрацией ДОО
|
Научный руководитель
|
Методист
|
Работа с детьми и их родителями
|
Преподаватель психологии
|
Консультант
|
Научный руководитель — «штучная» высокопрофессиональная деятельность психолога в образовании, слабо поддающаяся алгоритмизации. Научным руководитель разрабатывает или внедряет определенный методологический подход к построению всей образовательной системы дошкольной организации, всех видов образовательной прак тики. Он — держатель теоретического подхода, модели образовательной системы, ключевой проектной идеи, которая будет преломляться в деятельности всех специалистов и приводить к достижению определенных образовательных результатов. Психолог-методист — специалист, помогающий воспитателям психологически грамотно осуществлять педагогическую деятельность, решать свои профессиональные задачи. Методист открывает педагогу «второе дно» процессов коррекции и воспитания, раскрывает психологические механизмы эффективного усвоения знаний и присвоения социально одобряемых моделей поведения. Помогает настроить занятие — по содержанию, форме, динамическим и стилевым характеристикам — на конкретную группу детей с теми или иными индивидуальными особенностями и возможностями. При этом психолог хорошо знает и понимает специфику педагогической деятельности и задач, стоящих перед педагогом, разбирается в современных образовательных методах и технологиях, может помочь в них сориентироваться. Еще одно умение пснхолога-методиста: он видит педагогические возможности психологических методов и приемов и может показать их педагогам. Например, метод замещающего онтогенеза А. В. Семенович или коммуникативно-деятельностный метод обучения детей с нарушением слуха С. А. Зыкова [Зыков]. Преподаватель психологии строит свою деятельность на основе стратегических задач. Он разрабатывает (или адаптирует) образовательные психологические программы, которые позволяют передавать учащимся необходимые для их культурного развития психологические знания, формировать компетенции и способности психолоп(чнекого содержания: коммуникативные, рефлексивные, личностные и др. Важно, что он работает по заранее разработанному тематическому плану, который мато зависит от сиюминутных проблем п интересов детей или их педагогов. Психолог-консультант работает преимущественно по запросу и с проблемными ситуациями. Деятельность психолога в рамках данной модели разворачивается, если можно так сказать, на «периферии» образовательной системы дошкольной организации. Основная задача его профессиональной деятельности — помощь в решении психологических проблем развития, возникающих у обучающихся в психолого-педагогическом пространстве дошкольной организации. Диспетчерская дея тельнос ть становится очень важным направлением работы пспхолога-консультанта. Он должен хорошо представлять себе, к какому специалисту необходимо переадресовать ребенка с данным типом проблемы и где такой специалист имеется. Для пспхолога-консультанта образовательной организации одинаково важными являются как ситуации профессиопально грамотного ответа на запрос, так и формирования запросов. Н. В. Микляева и Ю. В. Микляева выделяют пять основных моделей работы психолога в дошкольной организации. Основной критерий — степень включенности психолога в коррекционный и воспитательны]\'! процесс, а также степень его влияния на этот процесс. I модель: Позиция психолога — «сторонний наблюдатель» за происходящим в психолого-педагогическом пространстве образовательной организации, основная функция — консультативная (информативная и диспетчерская). II модель: Позиция психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия других участников образовательной деятельности, основные функции — диагностическая и консультативная. III модель: Позиция психолога — «активное включение», основные функции — диагностическая, коррекционная и профилактическая. IV модель: Позиция психолога — «ведущий». Модель включает работу с педагогическими установками и позицией педагогических со трудников и администрации ДОО в целях обеспечения комплексного сопровождения образовательной деятельности. Функции психолога — диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая. V модель: Позиция психолога — «исследователь». Объектом исследования психолога является образовательная и воспитательная деятельность, организуемая в соответствиями с целями и задачами развития ребенка. Функции психолога — диагностическая, профилактическая и пропедевтическая, организационно-просветительская [Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева]. Модели работы психолога определяют профессиональные задачи в ДОО (табл. 5). Задачи специального психолога ДОО в зависимости от модели профессионального функционирования
Таблица 5
Виды моделей
|
Задачи взаимодействия с воспитателями ДО
|
Задач и взаимодействия с родителями детей с ОВЗ
|
Задачи взаимодействия с детьми с ОВЗ
|
I модель
|
1. Знакомит воспитателей с психологическими теориями воспитания и развития детей с ОВЗ.
|
Осуществляет просвещение по вопросам воспитания и коррекции развития детей с ОВЗ
|
Охраняет психику ребенка от дидактогенных отрицательных воздействий, обеспечивает контроль за соблюдением прав ребенка в полноценном коррекционном воздействии
|
|
|
|
|
2. Обеспечивает воспитателей необходимыми простейшими инструментами для изучения умственного, эмоционального и личностного развития детей с ОВЗ
|
II модель
|
- Готовит воспитателей к профессиональной рефлексии в процессе коррекционной и развеивающей работы с детьми.
- По заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми с ОВЗ в процессе коррекционной и развивающей работы, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия
|
- Обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих детей с трудностями адаптации.
- По просьбе родителей проводит индивидуальную диагностику
развития ребенка, его специальных способностей и сохранных ресурсов
|
- Проводит групповые или индивидуальные развивающие и корректирующие занятия по просьбе воспитателя. затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо проблему развития.
- Создает в коллективе сотрудников ДОО нетерпимость по отношению к насилию и принуждению детей в процессе их воспитания
|
III модель
|
- Разрабатывает совместно с воспитателями, логопедами и др. специалистами ДО развивающую и коррекционную программу для детей.
- Принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и дмагностически-кон- трольную функцию
|
Решает по просьбе родителей частные проблемы воспитания и взаимодействия, составляет иидивидуализировае программы их занятий с ребенком в домашних условиях
|
Проводит дифференциальную диагностику с целью выявления уровня психологического здоровья н психологической структуры имеющегося у ребенка с ОВЗ нарушения
|
IV модель
|
- Обсуждает и формулирует вместе с воспитателями психологические требования к развивающей предметной и игровой среде.
- Разрабатывает психологические основы оптимальной стратегии действия педагогов в целях воспитания детей и компенсации имеющихся проблем развития
|
- Проводит диагностику эмоционального, коррекционного и воспитательного потенцииала семьи.
- Проводит подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих детей с нормальным развитием
|
Проводит индивидуальную диагностику с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии корректирующего воздействия. 2. Оказывает помощь детям в овладении универсальными коммуникативными и учебными действиями
|
V модель
|
- Дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения и воспитания.
- Проводит диагностику коррекционного, развивающего,
воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива.
- Осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к коррекции и развитию детей с ОВЗ
|
- Обеспечивает социально-психологические условия интеграции семей, имеющих детей с ОВЗ в общество
|
Проводит диагностику достижений ребенка, на основе ее строит систему помощи
|
Все перечисленные задачи реализуются в рамках основных направлений детальности специального психолога: диагностической, консультативной, психологическое просвещение, психологическая помощь «особой» семье, которые должны быть представлены в циклограмме, или плане работы психолога (примерный вариант планирования представлен в Приложении 3).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Проанализируйте этический кодекс психолога и определите соответствие между его разделами и международными правовыми актами, регламентирующими деятельность психолога. 2. Назовите основные принципы работа психолога в соответствии с Этическим кодексом. 3. Какие основные положения содержит профессиональный стандарт « педагога-п с ихоло га» ? 4. Опишите два принципа работы пс ихолога в контексте общения с детьми, имеющими ограниченные возможное:™ здоровья. Как эти принципы могут проявляться в тактике и с тратегии общения? 5. Как связаны между собой принципы и правила работы специального психолога в дошкольной образовательной организации? 6. Проанализируйте собственные личностные качества, составьте план саморазвития в соответствии с требованиями к личности психолога. 7. Рассмотрите подробнее одно личностное качество психолога. Как это качество проявляется в работе с детьми с ограниченными возможноегимн здоровья? 8. Сформулируйте качества и основные профессиональные компетенции, которыми должен обладать специальный психолог. 9. Какими принципами следует руководствоваться при выборе модели работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации?
СП ИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК Беглова Т., Бшпянова А/. Модели деятельности психолога в образовательном учреждении // Школьный психолог. 2010. 16 янв.№ 02 (456). Зыков С. А. Проблемы сурдопедагогики : избр. тр. М.: Загреб, 1997. 231 с. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ : метод, пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 384 с. Отарова Р. В. Технологии практического образования психолога. М. : ТЦ «Сфера», 2000.448 с. Трофимиук А. Г. Профессиограмма психолога основа образовательных компетенций |Электронный ресурс).
Источник: Хлыстова, Е. В. Специальная психология : Работа психолога в дошкольной образовательной организации : учеб, пособие / Е. В. Хлыстова, Л. В. Токарская ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2018. — 140 с. |