На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Общая характеристика деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации - Требования к личности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Общая характеристика деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации - Требования к личности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Общая характеристика деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Принципы и правила работы специального психолога в дошкольной образовательной организации
Требования к личности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Модели профессиональной деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Все страницы

 

3. Требования к личности специального психолога в дошкольной образовательной организации

С приходом психолога в систему специального образования связаны Определенные социальные ожидания.
Во-первых, этот спецпатнст должен соответствовать требованиям, предъявляемым к психологам, азначит, обладать сензитпвностыо, глубоким пониманием человеческой души, гуманизмом. Психолог системы образования имеет, кроме всего прочего, дидактические способности.
Во-вторых, специфика профессии предполагает клиническую подготовку, глубокие знания механизмов, закономерностей и вариантов аномального развития. В отличие от специалиста в области коррекционной педагогики, специальный психолог должен обладать информацией, касающейся практически всех вариантов дизонтогенеза, быть широким специалистом в области дефектологии.
В-третьих, специальный психолог является неким «посредником» между обычным миром и миром «особых» детей. Помочь другим людям понять специфические потребности детей, которые взаимодействуют с социумом иначе, чем здоровые сверстники, — вот важнейшая задача, которая возлагается на этого специалиста.
Существуют различные подходы к важнейшим и необходимым характеристикам специального психолога. Отдельные позиции совпадают с требованиями к психологам системы образования, другие же являются практически уникальными.
Рассмотрим некоторые подходы.
А. Г. Трофимчук выделят качества идеального психолога, рассматривая их в контексте профессиональных компетенций. Этот подход является наиболее общим и затрагивает различные сферы деятельности психолога (семейный психолог, психолог-консультант, психолог в системе образования и др.) [Трофимчук] (табл. 2).
Качества и основные профессиональные компетенции психолога


Таблица 2

 

Личностные качества психолога

Компетенция психолога

честный

имеет представление о психике (душе) человека;

чуткий

знает структуру психики человека по 3. Фрейду;

человечный

знает составляющие психики человека по К. Юнгу:

добрый

знает основные психологические составляющие карты

толерантный

внутреннего мира человека по Р. Ассаджиоли;

патриот Родины

обладает навыками эмоциональной саморегуляции:

обладает чувством долга

отличный семьянин

дисциплинированный

понимает значение общечеловеческих ценностей, способствующпх воспитанию человека

обладает культурой речи

 

интеллигентен

умеет заниматься самовоспитанием в домашнем досуговом центре

бесконфликтный

 

ведет здоровый образ

жизни, строен,

умеет заниматься воспитанием ребенка до рождения;

знает программу девиктимизацин Ч. К. Топча и успешно реализует в повседневной жизни; внедряет в повседневную жизнь этико-социальные особенности, присущие самоактуализирующейся личности по А. Маслоу

обаятелен

Р. В. Овчарова рассматривает следующие характеристики психолога системы образования:

1. Высокие (общие) умственные способности. Психолог должен быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором.
2. Социабельность, которая предполагает стремление к социальному признанию (одобрению), великодушие к людям. Психолог должен легко формировать активные группы, хорошо запоминать имена людей, проявлять дипломатичность в общении.
3. Высокая нравственность, чувство долга и ответственность. Психолог энергичен, умеет подчинить себе и подчинить собственные интересы коллективным. Быстро решает практические вопросы.
4. Эмоциональная устойчивость и невосприимчивость стрессу.
По мнению автора, несовместимыми с работой психолога являются незрелость личности, низкая сила эго, низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли. неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чувство виновной ничтожности.
Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования, подчеркивает Р. В. Овчарова, нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром [Овчарова].


Профессиограмма психолога в системе образования
Личкостные особенности, профессиональные умения:
— внимание стремление понять позицию других;
— дружелюбие, общительность;
— способность стать лидером;
— вежливость, обходи тельность;
— руководствование здравым смыслом, следование предписаниям;
— жизнерадостность;
— терпеливость, упорство;
— большое чувство ответственности;
— способность выполнять работу, полную разнообразия;
— энтузиазм в трудовой деятельности;
— тщательность действий;
— схватывание новых идей, самостоятельность суждений;
— аккуратность и последовательность в работе;
— способность к планированию своего будущего;
— способность к устным высказываниям;
— хорошая память;
— способность обучать других;
— умение заботиться о больных;
— умение заботиться о посторонних.
Как известно, специальная психология является разделом специальной педагогики (дефектологии ), поэ тому рационально будет рассмотреть крофессио- грамму учителя-дефектолога как один из компонентов требований к личности специального психолога (табл. 3).
Медицинскими противопоказаниями для работы в должности учителя- дефектолога являются нервные и психические заболевания, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные заболевания. Некоторые специальности предъявляют и дополнительные требования, например основной инструмент сурдопедагога и учителя-логопеда — это его артикуляционный аппарат и голос.

Таблица 3

Профессиограмма учителя-дефектолога

 

Способности

Личностные качества, интересы и склонности

- умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности);

- умение слушать

и понимать других

навыки общения и взаимодействия с людьми:

людей;

— ораторские способности;

- тактичность;

- хороший слух (способность улавливать мельчайшие

- доброжелательность.

изменения и особенности произношения различных звуков):

этичность;

бескорыстность;

хорошее владение артикуляцией (способность правильно

- чуткость;

показать мимикой способы и особенности произношения

терпимость к недостаткам людей

слов и звуков);

;

хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;

- внимательность;

- отзывчивость;

- высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
- логическое мышление:
высокий уровень развития творческого мышления

креативность (творческое начало)

К качествам, необходимым специальному психологу, работающему с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья, относятся следующие:
1. Высокий уровень эмоционального интеллекта, способность понимать эмоции других, быть сензнтивным к социальным знакам, уметь давать адекватный эмоциональный ответ на эти знаки, разговаривать с детьми дошкольного возраста на «языке эмоций».
2. Гибкость мышления, способность быстро переключаться с психологического информационного поля на клиническое, распознавая личностные проявления ребенка за патологическими процессами.
3. Деликатность и дипломатичность, владение коммуникативными техниками, позволяющими правильно донести информацию о развитии ребенка до родителей, умение сформировать партнерские отношения с ними при решении задач развития ребенка с ОВЗ.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.