Страница 3 из 4
3. Требования к личности специального психолога в дошкольной образовательной организации
С приходом психолога в систему специального образования связаны Определенные социальные ожидания. Во-первых, этот спецпатнст должен соответствовать требованиям, предъявляемым к психологам, азначит, обладать сензитпвностыо, глубоким пониманием человеческой души, гуманизмом. Психолог системы образования имеет, кроме всего прочего, дидактические способности. Во-вторых, специфика профессии предполагает клиническую подготовку, глубокие знания механизмов, закономерностей и вариантов аномального развития. В отличие от специалиста в области коррекционной педагогики, специальный психолог должен обладать информацией, касающейся практически всех вариантов дизонтогенеза, быть широким специалистом в области дефектологии. В-третьих, специальный психолог является неким «посредником» между обычным миром и миром «особых» детей. Помочь другим людям понять специфические потребности детей, которые взаимодействуют с социумом иначе, чем здоровые сверстники, — вот важнейшая задача, которая возлагается на этого специалиста. Существуют различные подходы к важнейшим и необходимым характеристикам специального психолога. Отдельные позиции совпадают с требованиями к психологам системы образования, другие же являются практически уникальными. Рассмотрим некоторые подходы. А. Г. Трофимчук выделят качества идеального психолога, рассматривая их в контексте профессиональных компетенций. Этот подход является наиболее общим и затрагивает различные сферы деятельности психолога (семейный психолог, психолог-консультант, психолог в системе образования и др.) [Трофимчук] (табл. 2). Качества и основные профессиональные компетенции психолога
Таблица 2
Личностные качества психолога
|
Компетенция психолога
|
честный
|
имеет представление о психике (душе) человека;
|
чуткий
|
знает структуру психики человека по 3. Фрейду;
|
человечный
|
знает составляющие психики человека по К. Юнгу:
|
добрый
|
знает основные психологические составляющие карты
|
толерантный
|
внутреннего мира человека по Р. Ассаджиоли;
|
патриот Родины
|
обладает навыками эмоциональной саморегуляции:
|
обладает чувством долга
|
отличный семьянин
|
дисциплинированный
|
понимает значение общечеловеческих ценностей, способствующпх воспитанию человека
|
обладает культурой речи
|
|
интеллигентен
|
умеет заниматься самовоспитанием в домашнем досуговом центре
|
бесконфликтный
|
|
ведет здоровый образ
жизни, строен,
|
умеет заниматься воспитанием ребенка до рождения;
|
знает программу девиктимизацин Ч. К. Топча и успешно реализует в повседневной жизни; внедряет в повседневную жизнь этико-социальные особенности, присущие самоактуализирующейся личности по А. Маслоу
|
обаятелен
|
Р. В. Овчарова рассматривает следующие характеристики психолога системы образования:
1. Высокие (общие) умственные способности. Психолог должен быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором. 2. Социабельность, которая предполагает стремление к социальному признанию (одобрению), великодушие к людям. Психолог должен легко формировать активные группы, хорошо запоминать имена людей, проявлять дипломатичность в общении. 3. Высокая нравственность, чувство долга и ответственность. Психолог энергичен, умеет подчинить себе и подчинить собственные интересы коллективным. Быстро решает практические вопросы. 4. Эмоциональная устойчивость и невосприимчивость стрессу. По мнению автора, несовместимыми с работой психолога являются незрелость личности, низкая сила эго, низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли. неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чувство виновной ничтожности. Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования, подчеркивает Р. В. Овчарова, нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром [Овчарова].
Профессиограмма психолога в системе образования Личкостные особенности, профессиональные умения: — внимание стремление понять позицию других; — дружелюбие, общительность; — способность стать лидером; — вежливость, обходи тельность; — руководствование здравым смыслом, следование предписаниям; — жизнерадостность; — терпеливость, упорство; — большое чувство ответственности; — способность выполнять работу, полную разнообразия; — энтузиазм в трудовой деятельности; — тщательность действий; — схватывание новых идей, самостоятельность суждений; — аккуратность и последовательность в работе; — способность к планированию своего будущего; — способность к устным высказываниям; — хорошая память; — способность обучать других; — умение заботиться о больных; — умение заботиться о посторонних. Как известно, специальная психология является разделом специальной педагогики (дефектологии ), поэ тому рационально будет рассмотреть крофессио- грамму учителя-дефектолога как один из компонентов требований к личности специального психолога (табл. 3). Медицинскими противопоказаниями для работы в должности учителя- дефектолога являются нервные и психические заболевания, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные заболевания. Некоторые специальности предъявляют и дополнительные требования, например основной инструмент сурдопедагога и учителя-логопеда — это его артикуляционный аппарат и голос.
Таблица 3
Профессиограмма учителя-дефектолога
Способности
|
Личностные качества, интересы и склонности
|
- умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности);
|
- умение слушать
|
и понимать других
|
навыки общения и взаимодействия с людьми:
|
людей;
|
— ораторские способности;
|
- тактичность;
|
- хороший слух (способность улавливать мельчайшие
|
- доброжелательность.
|
изменения и особенности произношения различных звуков):
|
этичность;
|
бескорыстность;
|
хорошее владение артикуляцией (способность правильно
|
- чуткость;
|
показать мимикой способы и особенности произношения
|
терпимость к недостаткам людей
|
слов и звуков);
|
;
|
хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
|
- внимательность;
|
|
- отзывчивость;
|
- высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой); - логическое мышление: высокий уровень развития творческого мышления
|
креативность (творческое начало)
|
К качествам, необходимым специальному психологу, работающему с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья, относятся следующие: 1. Высокий уровень эмоционального интеллекта, способность понимать эмоции других, быть сензнтивным к социальным знакам, уметь давать адекватный эмоциональный ответ на эти знаки, разговаривать с детьми дошкольного возраста на «языке эмоций». 2. Гибкость мышления, способность быстро переключаться с психологического информационного поля на клиническое, распознавая личностные проявления ребенка за патологическими процессами. 3. Деликатность и дипломатичность, владение коммуникативными техниками, позволяющими правильно донести информацию о развитии ребенка до родителей, умение сформировать партнерские отношения с ними при решении задач развития ребенка с ОВЗ.
|