На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Общая характеристика деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации - Модели профессиональной деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Общая характеристика деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации - Модели профессиональной деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Общая характеристика деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Принципы и правила работы специального психолога в дошкольной образовательной организации
Требования к личности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Модели профессиональной деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Все страницы

 


4. Модели профессиональной деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации


Под моделью деятельности психолога Н. В. Микляевой и Ю. В. Микляевой понимают последовательность организационных форм его работы, обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в дошкольной образовательной организации (ДОО) и координацию усилий всех участников образовательного процесса [Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева].
Модель зависит от следующих факторов:
— специфика ДОО, запросы и ожидания администрации;
— квалификация психолога;
— жизненная позиция психолога.
Н. В. Микляева и Ю. В. Микляева указывают, что в большей степени тип модели профессиональной деятельности зависит от жизненной позиции самого психолога и требований администрации ДОО.
В основу типологии моделей профессиональной деятельности психолога в образовательной организации М. Битяновой и Т. Бегловой положены два вопроса и варианты ответа на них [Битянова, Беглова].

 

Вариативный подход к типологии моделей профессиональной деятельности психолога представлен в табл. 4.
Варианты профессионального самоопределения психолога
в образовательной организации


Таблица 4

 

Основной контингент

Работа
на стратегические задачи

Работа
на тактические задачи

Работа с воспитателями и администрацией ДОО

Научный руководитель

Методист

Работа с детьми и их родителями

Преподаватель психологии

Консультант


Научный руководитель — «штучная» высокопрофессиональная деятельность психолога в образовании, слабо поддающаяся алгоритмизации. Научным руководитель разрабатывает или внедряет определенный методологический подход к построению всей образовательной системы дошкольной организации, всех видов образовательной прак тики. Он — держатель теоретического подхода, модели образовательной системы, ключевой проектной идеи, которая будет преломляться в деятельности всех специалистов и приводить к достижению определенных образовательных результатов.
Психолог-методист — специалист, помогающий воспитателям психологически грамотно осуществлять педагогическую деятельность, решать свои профессиональные задачи. Методист открывает педагогу «второе дно» процессов коррекции и воспитания, раскрывает психологические механизмы эффективного усвоения знаний и присвоения социально одобряемых моделей поведения. Помогает настроить занятие — по содержанию, форме, динамическим и стилевым характеристикам — на конкретную группу детей с теми или иными индивидуальными особенностями и возможностями.
При этом психолог хорошо знает и понимает специфику педагогической деятельности и задач, стоящих перед педагогом, разбирается в современных образовательных методах и технологиях, может помочь в них сориентироваться. Еще одно умение пснхолога-методиста: он видит педагогические возможности психологических методов и приемов и может показать их педагогам. Например, метод замещающего онтогенеза А. В. Семенович или коммуникативно-деятельностный метод обучения детей с нарушением слуха С. А. Зыкова [Зыков].
Преподаватель психологии строит свою деятельность на основе стратегических задач. Он разрабатывает (или адаптирует) образовательные психологические программы, которые позволяют передавать учащимся необходимые для их культурного развития психологические знания, формировать компетенции и способности психолоп(чнекого содержания: коммуникативные, рефлексивные, личностные и др. Важно, что он работает по заранее разработанному тематическому плану, который мато зависит от сиюминутных проблем п интересов детей или их педагогов.
Психолог-консультант работает преимущественно по запросу и с проблемными ситуациями. Деятельность психолога в рамках данной модели разворачивается, если можно так сказать, на «периферии» образовательной системы дошкольной организации. Основная задача его профессиональной деятельности — помощь в решении психологических проблем развития, возникающих у обучающихся в психолого-педагогическом пространстве дошкольной организации. Диспетчерская дея тельнос ть становится очень важным направлением работы пспхолога-консультанта. Он должен хорошо представлять себе, к какому специалисту необходимо переадресовать ребенка с данным типом проблемы и где такой специалист имеется.
Для пспхолога-консультанта образовательной организации одинаково важными являются как ситуации профессиопально грамотного ответа на запрос, так и формирования запросов.
Н. В. Микляева и Ю. В. Микляева выделяют пять основных моделей работы психолога в дошкольной организации. Основной критерий — степень включенности психолога в коррекционный и воспитательны]\'! процесс, а также степень его влияния на этот процесс.
I модель: Позиция психолога — «сторонний наблюдатель» за происходящим в психолого-педагогическом пространстве образовательной организации, основная функция — консультативная (информативная и диспетчерская).
II модель: Позиция психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия других участников образовательной деятельности, основные функции — диагностическая и консультативная.
III модель: Позиция психолога — «активное включение», основные функции — диагностическая, коррекционная и профилактическая.
IV модель: Позиция психолога — «ведущий». Модель включает работу с педагогическими установками и позицией педагогических со трудников и администрации ДОО в целях обеспечения комплексного сопровождения образовательной деятельности. Функции психолога — диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая.
V модель: Позиция психолога — «исследователь». Объектом исследования психолога является образовательная и воспитательная деятельность, организуемая в соответствиями с целями и задачами развития ребенка. Функции психолога — диагностическая, профилактическая и пропедевтическая, организационно-просветительская [Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева].
Модели работы психолога определяют профессиональные задачи в ДОО (табл. 5).
Задачи специального психолога ДОО
в зависимости от модели профессионального функционирования


Таблица 5

 

Виды
моделей

Задачи взаимодействия с воспитателями ДО

Задач и взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Задачи взаимодействия с детьми с ОВЗ

I модель

1. Знакомит воспитателей с психологическими теориями воспитания и развития детей с ОВЗ.

Осуществляет просвещение по вопросам воспитания и коррекции развития детей с ОВЗ

Охраняет психику ребенка от дидактогенных отрицательных воздействий, обеспечивает контроль за соблюдением прав ребенка в полноценном коррекционном воздействии

 

 

 

 

2. Обеспечивает воспитателей необходимыми простейшими инструментами для изучения умственного, эмоционального и личностного развития детей с ОВЗ

 

II
модель

  1. Готовит воспитателей к профессиональной рефлексии в процессе коррекционной и развеивающей работы с детьми.
  2. По заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми с ОВЗ в процессе коррекционной и развивающей работы, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия
  1. Обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих детей с трудностями адаптации.
  2. По просьбе родителей проводит индивидуальную диагностику

развития ребенка, его специальных способностей и сохранных ресурсов

  1. Проводит групповые или индивидуальные развивающие и корректирующие занятия по просьбе воспитателя. затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо проблему развития.
  2. Создает в коллективе сотрудников ДОО нетерпимость по отношению к насилию и принуждению детей в процессе их воспитания

III
модель

  1. Разрабатывает совместно с воспитателями, логопедами и др. специалистами ДО развивающую и коррекционную программу для детей.
  2. Принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя   проектировочную и дмагностически-кон- трольную функцию

Решает по просьбе родителей частные проблемы воспитания и взаимодействия, составляет иидивидуализировае программы их занятий с ребенком в домашних условиях

Проводит дифференциальную диагностику с целью выявления уровня психологического здоровья н психологической структуры имеющегося у ребенка с ОВЗ нарушения

IV
модель

  1. Обсуждает и формулирует вместе с воспитателями психологические требования к развивающей предметной и игровой среде.
  2. Разрабатывает психологические основы оптимальной стратегии действия педагогов в целях воспитания детей и компенсации имеющихся  проблем развития
  1. Проводит диагностику эмоционального, коррекционного и воспитательного потенцииала семьи.
  2. Проводит подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих детей с нормальным  развитием

Проводит индивидуальную диагностику с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии корректирующего воздействия.
2. Оказывает помощь детям в овладении универсальными коммуникативными и учебными действиями

 

V
модель

  1. Дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения и воспитания.
  2. Проводит диагностику коррекционного, развивающего,
    воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива.
  3. Осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к коррекции и развитию детей с ОВЗ
  1. Обеспечивает социально-психологические условия интеграции семей, имеющих детей с ОВЗ в общество

Проводит диагностику достижений ребенка, на основе ее строит систему помощи

Все перечисленные задачи реализуются в рамках основных направлений детальности специального психолога: диагностической, консультативной, психологическое просвещение, психологическая помощь «особой» семье, которые должны быть представлены в циклограмме, или плане работы психолога (примерный вариант планирования представлен в Приложении 3).



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Проанализируйте этический кодекс психолога и определите соответствие между его разделами и международными правовыми актами, регламентирующими деятельность психолога.
2. Назовите основные принципы работа психолога в соответствии с Этическим кодексом.
3. Какие основные положения содержит профессиональный стандарт « педагога-п с ихоло га» ?
4. Опишите два принципа работы пс ихолога в контексте общения с детьми, имеющими ограниченные возможное:™ здоровья. Как эти принципы могут проявляться в тактике и с тратегии общения?
5. Как связаны между собой принципы и правила работы специального психолога в дошкольной образовательной организации?
6. Проанализируйте собственные личностные качества, составьте план саморазвития в соответствии с требованиями к личности психолога.
7. Рассмотрите подробнее одно личностное качество психолога. Как это качество проявляется в работе с детьми с ограниченными возможноегимн здоровья?
8. Сформулируйте качества и основные профессиональные компетенции, которыми должен обладать специальный психолог.
9. Какими принципами следует руководствоваться при выборе модели работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации?

СП ИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК
Беглова Т., Бшпянова А/. Модели деятельности психолога в образовательном учреждении // Школьный психолог. 2010. 16 янв.№ 02 (456).
Зыков С. А. Проблемы сурдопедагогики : избр. тр. М.: Загреб, 1997. 231 с.
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ : метод, пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 384 с.
Отарова Р. В. Технологии практического образования психолога. М. : ТЦ «Сфера», 2000.448 с.
Трофимиук А. Г. Профессиограмма психолога основа образовательных компетенций |Электронный ресурс).

Источник: Хлыстова, Е. В. Специальная психология : Работа психолога в дошкольной образовательной организации : учеб, пособие / Е. В. Хлыстова, Л. В. Токарская ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2018. — 140 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.