На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Общая характеристика деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации - Принципы и правила работы специального психолога в дошкольной образовательной организации
Общая характеристика деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации - Принципы и правила работы специального психолога в дошкольной образовательной организации
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Общая характеристика деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Принципы и правила работы специального психолога в дошкольной образовательной организации
Требования к личности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Модели профессиональной деятельности специального психолога в дошкольной образовательной организации
Все страницы

 

2. Принципы и правила работы специального психолога в дошкольной образовательной организации

Принципы работы психолога в системе образования опираются на методологические подходы, предложенные Л. С. Выготским, В. В. Лебединским, П. К. Анохиным и другими выдающимися отечественными учеными.
Правила работы имеют источником этический кодекс психолога, сос тавленный, в свою очередь, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» и Уставом Российского психологического общества.
К принципам относят:


1. Комплексность в изучении ребенка.
Основное требование этого принципа предполагает тесное взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка: педагогов, логопедов, психологов и врачей. Использование каждым специалистом научных методов исследования позволяет получить сугубо специфические результ аты, которые являются вкладом в целостное изучение особенностей развития и состояния ребенка.


2. Принцип стереоскопического видения, сформулированный в свое время в рамках дея тельности семейной консультации. Он определяет необходимость оценки состояния ребенка с различных т очек зрения (с одной стороны,
различными специалистами, с другой — при использовании психологом различных подходов непосредственно в своей практической деятельности). Примером такого «стереоскопического видения» ребенка является интеграция в едином обследовании систем нейропсихологнческой, патопсихологической оценки, а также использование психодинамического подхода и других элементов психокоррекции.


3. Принцип целостности изучения состояния ребенка. Отдельные стороны его психической организации (психические процессы, познавательная деятельность, эмоционально-личностное развитие) не изолированы, а проявляются целостно, в совокупности всех психических качеств личности, обусловлены мотивационными установками, зависимы от физического состояния. Практическим следствием реализации этого принципа является то, что инструментарий психолога (как диагностический, так и коррекционный) приобретает полифункциональные, интегративные возможности: повышается эффективность всех составляющих его деятельности.


4. Принцип структурно-динамического изучения соматических и психофизических структур ребенка. В соответствии с этим принципом каждая конкретная особенность состояния ребенка изучается и оценивается с точки зрения как возрастной соотнесенности, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, взаимодействием и «гетерохронией» (разновременностью) созревания тех или иных функций, входящих в единый «ансамбль» формирования той или иной характеристики деятельности ребенка. Учет данного принципа позволяет не только фиксировать отдельные нарушения или несформированность какой-либо сферы, ной определять причины и ситуацию их возникновения, оценивать структуру и иерархию проблем развития в ситуации разновременности созревания и взаимовлияния исследуемых функций.
Можно выделить еще один принцип, который мало описан в специальной литературе, однако непосредственно касается профессиональных задач специального психолога.


5. Ориентация на функциональную норму ребенка. Специальный психолог сопровождает детей, которые уже имеют клинические диагнозы, поэтому наиболее важно при диагностике не столько определить «ущербность» психики, сколько возможности адаптации в доступных для ребенка с дизонтогенезом условиях. Несомненно, отдельные аномалии развития благодаря ранней коррекции можно компенсировать к началу школьного обучения (например, некоторые варианты задержки психического развития), однако тяжелые нарушения (расстройства аутистичес кого спектра, детский церебральный паралич и др.) требуют иного подхода. Поиск доступных форм активности, развитие психики на основе этой активности имеют большое значение для успешной социализации детей со сложными аномалиями развития.
В настоящее время разработан ряд правил работы психолога, которые отражают выраженную ориентацию на ценность другого человека независимо от его ресурсов развития. В деятельности специального психолога это предполагает адекватное восприятие им своих профессиональных возможностей, основанное на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои действия.


Правила работы специального психолога сформулированы на основе подхода Р. В. Овчаровой:
1. Профессиональная деятельность специального психолога характеризуется особой ответственностью перед клиентами, обследуемыми, испытуемыми.
2. В работе с клиентами психолог руководствуется принципом честности и искренности.
3. Работа специального психолога направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого человека.
4. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности, соблюдает и активно защищает основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.
5. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.
6. Психолог не должен принимать участие в том, что каким-то образом ограничивает человеческую свободу и развитие, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжким нарушением профессиональной этики является его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих вред человеку.
7. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав человека другими лицами, о случаях негуманного обращения с людьми.
8. Психолог обязан оказывать только те услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.
9. В случаях вынужденного применения психодиагностических или психо- коррекционных (психотерапевтических) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях
10. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психокоррекционные и психотерапевтические методики для пользования некомпетентным лицам.
11. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.
12. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование и консультирование клиента по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологической или судебно-психологической экспертизы, определенных законом.
13. Данные индивидуального психологического обследования психолог имеет право сообщать или передавать тре тьим лицам лишь при согласии па это самих клиентов.
14. Воспитателям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воетп ательн ых организации допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.
15. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распространения, психологи обязаны предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.
16. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб людям.
17. Психолог не может давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.
IS. Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованиям другого лица — представителя органа образования, врача, судьи и др., психолог должен известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.
19. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о клиентах, с которыми он работает.
20. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным согласованным задачам психологического исследования.
21. Правило конфиденциальности означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип реализуется в том случае, если процесс обмена психологической информацией регламентируется соответствующими правилами.
22. Правило кодирования сведений психологического характера обязывает психолога на всех материалах психологического характера использовать не имена и фамилии испытуемых, а их коды. Документ-дешифратор заполняется в единственном экземпляре и хранится у психолога в недоступном для посторонних лиц месте [Овчарова]. Варианты кодирования представлены в Приложении 1.
23. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера предусматривает предварительное согласование с заказчиком списка лиц, получающих доступ к материалам, место и условия их хранения, сроки хранения и уничтожения.
24. Правило корректного использования сведений психологического характера позволяет психологу достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать. Необходимо создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.
25. Правило осведомленного согласия требует, чтобы специальный психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, ее целях, средствах и предполагаемых результатах и принимали в ней добровольное участие. Примерный вариант оформлено я согласия на работу с психологом представлен в Приложении 2.
Принципы и правила работы являются основополагающими для разработки программ сопровождения детей с ОВЗ, являются методологическим и иравствеи- ным фундаментом самой профессии специального психолога — одного из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в словах и действиях.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.