В помощь педагогу-психологу
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
В помощь педагогу-психологу
Курс: "Как подружиться со школой: проблемы адаптации учащихся к средней школе"
Программа курса для учащихся 5–8 классов "Уроки общения"
Программа курса для 8-х классов "Психология общения"
Программа курса по выбору для 8-х классов "Психология общения"
Программа спецкурса для 8–9 классов "Азбука психологии"
Программа спецкурса по психологии для 10 класса "Психология общения"
Программа спецкурса для учащихся 9–11 классов "Путь к успеху"
Все страницы

Методические материалы

Источник: В помощь педагогу-психологу: методические материалы. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2005.

Составители: А.С.Метелица, заведующая кафедрой управления и технологий образования УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", кандидат педагогических наук;
П.В.Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО"
Рецензент: Л.Н.Коваленко, старший преподаватель управления технологий образования УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", кандидат педагогических наук

Введение

Методические материалы составлены в ответ на запрос педагогов-психологов общеобразовательных школ. В материалах содержатся примерная программа психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, а также программы факультативов, курсов по выбору по психологии. В методическом пособии обобщен и представлен опыт педагогов-психологов Витебской области.
Примерная программа психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса разработана творческой группой педагогов-психологов школ Витебского района и успешно действует уже на протяжении ряда лет. Предполагается оказание комплексной психолого-педагогической помощи всем субъектам учебно-воспитательного процесса: учащимся, педагогам, семье. Программа является примерной и может быть изменена и дополнена в соответствии с современными требованиями к учебно-воспитательному процессу.
Предлагаемые программы по психологии в виде факультативных и специальных курсов и курсов по выбору составлены в 2002-2005 г.г. педагогами-психологами общеобразовательных школ и гимназий, рецензированы руководством управления образования Витебского облисполкома и апробированы на местах.

Примерная программа психологического сопровождения УВП в школах

№ п/п

Воз-раст-ные периоды

Проблемы, характерные для детей данного возраста

Психодиагностическая работа

Организация работы с кадрами (содержание методической работы, формирование нового педагогического мышления)

Коррекционно-развивающая, воспитательная работа

Взаимодействие с семьей

1.

Старший дошкольный возраст

Ранняя профилактика педагогической запущенности. Социальная дезадаптация детей 5-6 лет.

Психологическая готовность ребенка 5-6 лет к школе

Изучение межличностных отношений ребенка со сверстниками; уровня самооценки; состояния эмоционально-аффективной сферы. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей (Харин С.С., Ксенда О.Г.).

Предварительное обследование детей ст.групп (октябрь-ноябрь) с целью определения уровня сформированности основных показателей умственного развития и эмоционально-волевой сферы; определить содержание коррекционной работы с детьми по подготовке к школе.

Май (конец учебного года). Проведение второго этапа обследования детей ст.группы с целью уточнения психологической подготовленности детей к школе (учитель будущего 1-го класса, психолог школы в сотрудничестве с дошкольными работниками)

Психологический семинар для педагогов (годичный) "Психологические основы педагогического общения".
Консультация психолога:
"Современные направления психотерапии" (5 занятий).

Консультирование дошкольных работников по методическим вопросам использования диагностики М.Я.Кушнир и О.Е.Антипенко для определения психологической готовности к школе (проводит психолог), сентябрь.
Педагогический совет "Анализ диагностических данных по психологической подготовке детей к школе. Утверждение содержания коррекционной работы с детьми старшей группы" (заведующая д/у), ноябрь

Психолого-педагогический консилиум (учитель, психолог, дошкольные работники, родители).
Цель: определение целесообразности обучения каждого ребенка с 6-ти лет в 1-ом классе.
Педсовет "О комплектовании 1-х классов" с участием дошкольных работников, психолога, август

Организация и проведение коррекционной работы по социальной дезадаптации детей.
Цель: формировать навыки общения, гармонизировать отношения со сверстниками; коррекция некоторых личных свойств и самооценки (психолог).

Ноябрь-май. Проведение коррекционных занятий с детьми ст.группы, испытывающими трудности в интеллектуальной сфере, произвольной, аффектно-потребностной, речевой (осущ. ст.воспитатель, воспитатель)

Консультирование (групповое, индивидуальное) по проблемам гармонизации отношений в семье.

Индивидуальное консультирование родителей по определению единых подходов в коррекционной работе, ноябрь.

Привлечение родителей к участию в психолого-педагогическом консилиуме по согласованию целесообразности обучения детей в 1-ом классе с 6 лет

2.

1 класс (6-7 лет)

Уровень школьной "зрелости" первоклассников

Преодоление эмоционального неблагополучия ("школьного шока") в связи с поступлением в школу

Выявление уровня "школьной зрелости":
а) сформированность аффективно-потребностной сферы;
б) сформированность произвольной сферы;
в) развитие интеллектуальной сферы;
г) развитие речевой сферы. Октябрь-ноябрь

Диагностика уровня "школьной тревожности" у первоклассников. Рисуночные пробы: ДДЧ, кинетический рисунок семьи.

Диагностика результативности развивающе-коррек-ционной работы, проводимой в течение учебного года. Май.

Совещание при директоре "Утверждение программы развивающей коррекционной работы с первоклассниками" (по результатам диагностики).
Психологический семинар для учителей начальной школы, сентябрь-ноябрь.
"Развитие познавательных потребностей учащихся".
Консультация психолога для учителей 1 классов. "Как использовать курс "Введение в школьную жизнь" с целью адаптации и социализации детей", сентябрь-август.

Консультация для педагогов начальных классов, воспитателей "Психокоррекционная работа с тревожными детьми" (обучение методике работы).
"Психологический семинар (общешкольный, годичный, 25 часов).
"Психологические основы педагогического общения".
Методический совет: лекция "Психологические концепции развития личности. Разработка программно-методических рекомендаций по гуманизации воспитательной работы.

Эвриканский педсовет.
"Педагогика сотрудничества и развития".
Отчет учителей 1-х классов, воспитателей, психолога об эффективности проведенной работы в течение года и др.

Организация развивающе-коррекцион-ных занятий (использовать вторую половину дня, стимулирующие уроки) с первоклассниками не готовыми к школьному обучению (проводят воспитатели, учителя 2-3 раза в неделю) в группе развития

Организация психокоррекционной работы с тревожными детьми, через изменение содержания и основных подходов к воспитательной работе, проведенной в классе. В течение года.

Родительское собрание "Первоклассник. Готов ли он к школе?" Сентябрь.

Консультирование родителей, дети которых занимаются в группе развития.

Привлечение родителей к наблюдению за ходом занятий в группе "развития"

Родительское собрание. Тема: "Эмоциональное благополучие ребенка, его слагаемые"

Проведение совместного праздника родителей и детей "Вот какими мы стали" – презентация достижений каждого ребенка (в общении, в интеллектуальном развитии, эмоционально-волевом развитии и т.д.)

3.

2 класс

Продолжение диагностической и психокоррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в общении, интеллектуальной сфере, тревожными детьми в "группах развития" (по необходимости).

4.

3 класс

Формирование у младших школьников собственной учебной деятельности; овладение способами самостоятельной ее организации

Выявить уровень сформированности у учащихся 3 класса теоретического мышления: способности к планированию, анализу, рефлексии, способности к кооперации (насколько ребенок может учить самого себя).

Организация взаимопосещений педагогов начальных классов. Цель: "Организация самостоятельной учебной деятельности учащегося, его сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе учения".
Методический совет: а) анализ диагностических данных по уровню сформированности у учащихся собственной деятельности (способности, планирования, анализу и рефлексии), психолог, завуч; б) влияние самоуправления и самоорганизации школьника на успешность его личностного развития (по итогам взаимопосещений, отчеты о работе).

Организация работы экспериментального класса, в котором обучение будет строиться на принципах развивающего обучения, на основе активного включения учащегося в процессе познания.

Родительский "круглый стол":
"Как приучить детей к самостоятельности"

5.

4 класс

Снижение интереса к школьному обучению, разочарование в позиции ученика

Изучить состояние психического и личностного развития детей 4 класса на грани перехода из начальной школы в среднюю с целью определения "группы риска". Изучить индивидуально-психологические особенности детей, входящих в "группу риска" с целью выявления причин, способствовавших появлению трудностей, нарушений, определения средств коррекции (Т.И.Юферова, Р.Ф.Беляучкайте), сентябрь-ноябрь.
Исследование межличностных отношений ребенка с родителями и сверстниками.

Психолого-педагогический консилиум, ноябрь.
1. Утверждение программы психокоррекционной работы с детьми "группы риска" (психолог).
2. Роль педагога в ликвидации пробелов в знаниях детей, испытывающих трудности в усвоении программы (отчеты педагогов, результаты контроля, выступления из опыта работы). Консультирование учителей начальных классов. Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей младших школьников, "обучение" составлению индивидуальных психолого-педагогических карт (карта наблюдений Д.Стотта), декабрь.
Совещание при директоре.
а) об итогах психокоррекционной и стимулирующей работы, проводимой в 4 классе с детьми "группы риска" (психолог, учитель).
б) ознакомление учителей-предметников и классных руководителей (будущего 5 класса) с содержанием индивидуальных психолого-педагогических карт учащихся 4 класса, апрель.

Организация развивающей работы с детьми "группы риска" по коррекции интеллекта и общения (психолог).
Организация стимулирующего обучения с детьми данной группы (учитель 4 кл.) в течение 2 и 3 четверти.
Привлечение детей "группы риска" к участию в воспитательных мероприятиях, содействующих проявлению познавательной активности, обеспечивающих переживание успеха.

Привлечение к наблюдению за ходом занятий детей в группе коррекции (2 и 3 четверти). Консультирование родителей по проблеме гармонизации взаимоотношений в семье, январь.
Вопрос для обсуждения на родительском собрании "Знаете ли вы своего ребенка" (по итогам диагностики), февраль.

6.

Внимание! 5 класс

Адаптация пятиклассников к новым условиям школьной жизни. Профилактика педагогической запущенности

1. Диагностика эффективности изучения, причин неуспеваемости (2 четверть), используя методику "ГИП", Антипенко.
2. Диагностика эмоциональной дезадаптации: а) изучить отношение детей к учебным предметам (методика составления расписания уроков), опосредованного отношения к учителям-предметникам; б) провести анкетирование учащихся с целью определения отношения к школе (методика неоконченных предложений и др.).

1. Посещение психологом 10 уроков в 5 классе с целью: "Урок в системе взаимодействия: учитель-ученик", сентябрь-октябрь.
2. Организация взаимопосещений учителей-предметни-ков (2 четверть).
3. Консультирование. "Психологические особенности детей 10-12 лет в переходный период. Модель общения взрослого с подростком" (психолог), октябрь.
Психолого-педагогический консилиум ("Психология". Вып. 2. Л.В.Пилясова, 1996.)
Анализ эффективности работы учителей-предметников по преодолению трудностей адаптации у учащихся (психолог)
Круглый стол по проблеме: "Психологические особенности классного коллектива (обмен мнениями по итогам взаимопосещений и своего опыта работы).
О проекте школьной программы "Одаренность" и "Трудный подросток". Разработка рекомендаций по предупреждению неуспеваемости, обеспечению преемственности между начальной школой и средним звеном.

Разработка программы (апробация) социально-психологического тренинга общения для учащихся 5 классов (психолог, класс. руководитель)
10 занятий на протяжении 3 и 4 четвертей (См. Н.М.Сачик "Псіхалогія". Вып.2. 1996.)

Родительское собрание, сентябрь.
1. Знакомство с учителями-предметниками, кл. руководителем.
2. Готовность детей к переходу в среднее звено обучения (особенности адаптации и включение в систему отношений).
Организация и проведение в конце учебного года праздника "Смотр знаний" (станции:"Матема-тическая", "Грамматическая", "Музыкальная", "Психологическая") (см. программу О.Е.Антипен-ко "Знакомьтесь" 5 класс).

6.

5 класс

Проблема построения содержательных форм общения со сверстниками и взрослыми

1. Диагностика межличностных отношений в классе (социометрия и ее варианты) и статусного положения ребенка в группе сверстников.
2. Изучение стилей педагогического общения (учителей), стиля управления педколлективом, психологического микроклимата в школе (классе), февраль.
3. Выявить уровень психологической грамотности родителей по проблеме родительских отношений (анкетирование).

1. Участие в работе годичного психологического семинара "Психологические основы педагогического общения".
2. Собеседования с администрацией школы по социально-психологическим основам управления школой (стили, управления, формирование навыков ролевого поведения руководителя, методы погашения конфликтов, психологическая подготовка учителя к нововведениям и новаторству, психолого-педагогический анализ учебно-воспитательного процесса с позиции гуманизации и т.д.), в течение учебного года.
3. Организовать творческую группу по разработке внутри школьной концепции гуманистического воспитания детей и подростков на основе современных философских и психологических взглядов на проблему личности.

1. Участие в работе группы социально-психологического общения.
2. Организация работы факультатива по темам: "Искусство быть другим", "Человек среди людей", "Правила общения и манеры поведения" и т.д.
Введение курса "Права ребенка"

1. Проведение общешкольной родительской конференции "Искусство быть родителями"
а) лекция "Современная семья: трудности и надежды"; б) родительская трибуна семейных талантов и хобби "Из уст в уста"; в) проведение конкурса "Знак вопроса" (участвуют ученики, родители, учителя).
2. Групповой тренинг психологической компетентности родителей (И.А.Фурманова, А.А.Аладьин)

7.

6-8 класс

Поиск подростком своего места в различных системах межличностных отношений.

Участие подростка в совместной общественно-значимой деятельности

1. Изучить характер отношений с социальным окружением и с самим собой, возрастную динамику "образа – Я", особенности личностной саморегуляции (по опыту Т.В.Снегиревой, М., 1987) с помощью школы социально-психологической адаптированности (СПА).
Исследовать отношения с родителями, сверстниками, учителями, с помощью "списка личностных черт" (при необходимости) А.С.Коноводова, опросника АСВ.
Проанализировать, насколько условия, созданные в школе, способствуют становлению подростка как равноправного субъекта общественно-значимой деятельности (художественной, трудовой, учебной, спортивной и т.д.)

1. Психологу разработать памятки-инструкции по психологическому анализу урока и внеклассной воспитательной работы.
2. Администрации и психологу посетить уроки и внеклассные воспитательные мероприятия с целью углубленного психологического анализа.
3. Методическое объединение классных руководителей, в течение года
а) консультации психолога. "Карл Роджерс и его гуманистическая психология";
б) изучить программно-методические рекомендации;
в) разработать свою модель гуманистического воспитания школьников (внутришкольную);
г) инноватика воспитательного процесса. Использование инновационных технологий воспитания;
д) консультация психолога: "Профилактика девиантного поведения учащихся".
4. Вопросы для обсуждения на педсовете:
- подготовка учащихся к самовоспитанию: Ваше мнение;
- методические рекомендации по организации воспитательной работы в учреждениях образования

1. Участие в работе группы социально-психологического тренинга общения.
2. Организация работы факультативов: "Мое Я", "Познай самого себя", "Искусство быть собой".
3. Организация работы школьного детского самоуправления: участие детей в практической жизни взрослых; включение подростков в общественно значимую деятельность, выходящую за грани узко школьных мероприятий, разнообразные клубные формы организации жизни подростков и взрослых.
4.Коррекция моральных представлений детей посредством курса по выбору "Духовные ценности человека"

Организация (для родителей) постоянно действующего семинара "Родители и дети: противостояние или сотрудничество" (проблемная семья). Проведение семейных вечеров с целью развития семейного творчества, сотрудничества родителей и детей.
Работа с талантливыми родителями:
Деловые игры: "Эстафета семейного опыта успешного воспитания детей", "Архитектоника семьи"

8.

9 класс

1. Становление субъективных представлений о своем будущем, развитие образов "Я –идеальное", "Я – будущее" у подростков

2. Профессиональные намерения и возможности девятиклассников

Диагностика деформаций временной перспективы, ее коррекции с успеваемостью, коэффициентом интеллекта, уровнем самооценки и тревожности.

Диагностика общих способностей, профессиональных предпочтений и возможностей учащихся (анкеты, ДДО, профкарты и др.)

1. Психологу разработать программу, направленную на формирование временной перспективы, изменения в структуре мотивационной сферы, на развитие способности к организации своего времени, временной компетентности

1. Администрация: изучение планов профориентационной работы классных руководителей.
Педагогический консилиум.
Цель: Анализ индивидуальных особенностей учащихся 9 классов, их профессиональных намерений в целях оказания консультативной помощи ученикам, родителям, педагогам в подготовке к выбору профессии и организации профориентационной работы (кл. руководитель, психолог, администрация школы, врач).
Выработка рекомендаций по повышению эффективности профориентационной работы

1. Участие в психологическом тренинге "Поглотители времени" с использованием фрагментов международного курса эффективного менеджмента.
2. Организация вечеров-презентаций достижений учащихся (школьных "ученых", художников и т.д.)

1. Беседы с учащимися: "Способности и их развитие", "Как выбрать профессию".
2. Организация и проведение профориентационных мер (игры-заигрывания", игры, моделирующие профессиональную деятельность; моделирование самого процесса выбора профессии.
3. Участие в конкурсах сочинений, открытых беседах-диспутах: "Что значит быть человеком?", "Береги честь смолоду!" и др.
4. Индивидуальное задание школьникам: сделать записи в личном дневнике (написать письмо самому себе. Кто я? Что из себя представляю? И др.)
5. Курс по выбору "Мир и человек" (Гуманистика). Раздел 2. Человек в мире Вселенной

Создание в социуме и школе семейных клубов для обсуждения проблем нравственных ценностей современной семьи, традиций семейного воспитания, народной педагогики и национальной культуры; организация семейного отдыха.

1. Консульта-ция для родителей: "Психологические основы профориентации в семье" (по итогам диагностики).
2. Разработка, совместно с родителями сценариев семейных праздников, юбилеев, памятных дат, ритуалов и церемоний, которые отмечаются в семье: "Кем быть, каким быть", Искусство жить с гордостью", "Наши семейные династии" и др.

9.

10-11 класс

Выработка смысловой жизненной перспективы (способность к диалектическому мышлению и управлению своей деятельностью и других людей)

1. Диагностика сформированности осознанной саморегуляции; овладения ее механизмами и средствами (опросник "Саморегуляция" по А.К.Осницкому, Т.В.Снегиревой, М., 1987 год).
2. Изучить, какие виды социальной (личностной) направленности характерны для старшеклассников (опросник "СН" - адаптированный вариант методики В.Басса, В.Смекала, И.Кучера).
3. Диагностика ценностных ориентаций и их влияния, на выбор профессии (методика М.Рокича, адаптированная Б.С.Кругловым.). См. Е.Малиновский "Экспериментальное моделирование в психологическом исследовании личности". "Псіхалогія". – вып.2, 1996 год.

1. Проблемный семинар для учителей "Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности" (годичный). См. Л.М.Кульцина, "Адука-цыя і выхаванне" №1, 1995 год).
Цель: формирование потребности в корректировке собственной системы ценностей и построение своей педагогической деятельности на основе методов социологического анализа.
2. Психологу сделать подборку практических материалов в помощь педагогам по коррекции ценностного сознания и ценностного поведения подростков.
3. Психолого-педагогический консилиум

1. Участие юношей и девушек в различных видах творческой продуктивной деятельности (организация общественно необходимого труда результатом которого является общественно необходимый продукт).
2. Профконсультирование выпускников психологом по методу "дискуссионного диалога" (см. В.В.Зацепин М., 1987 год), с целью выработки устойчивого профессионального выбора.
3. Курс по выбору "Человек и мир" ("Гуманистика". Раздел 3. Мир социального действия (10 кл.) Раздел 4.

Проведение индивидуальных бесед с родителями по вопросам профессиональной ориентации ( в случаях чрезмерного давления с их стороны на профвыбор юношей и др.)



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.