Страница 1 из 8 Методические материалы
Источник: В помощь педагогу-психологу: методические материалы. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2005.
Составители: А.С.Метелица, заведующая кафедрой управления и технологий образования УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", кандидат педагогических наук; П.В.Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО" Рецензент: Л.Н.Коваленко, старший преподаватель управления технологий образования УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", кандидат педагогических наук
Введение
Методические материалы составлены в ответ на запрос педагогов-психологов общеобразовательных школ. В материалах содержатся примерная программа психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, а также программы факультативов, курсов по выбору по психологии. В методическом пособии обобщен и представлен опыт педагогов-психологов Витебской области. Примерная программа психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса разработана творческой группой педагогов-психологов школ Витебского района и успешно действует уже на протяжении ряда лет. Предполагается оказание комплексной психолого-педагогической помощи всем субъектам учебно-воспитательного процесса: учащимся, педагогам, семье. Программа является примерной и может быть изменена и дополнена в соответствии с современными требованиями к учебно-воспитательному процессу. Предлагаемые программы по психологии в виде факультативных и специальных курсов и курсов по выбору составлены в 2002-2005 г.г. педагогами-психологами общеобразовательных школ и гимназий, рецензированы руководством управления образования Витебского облисполкома и апробированы на местах.
Примерная программа психологического сопровождения УВП в школах
№ п/п
|
Воз-раст-ные периоды
|
Проблемы, характерные для детей данного возраста
|
Психодиагностическая работа
|
Организация работы с кадрами (содержание методической работы, формирование нового педагогического мышления)
|
Коррекционно-развивающая, воспитательная работа
|
Взаимодействие с семьей
|
1.
|
Старший дошкольный возраст
|
Ранняя профилактика педагогической запущенности. Социальная дезадаптация детей 5-6 лет.
Психологическая готовность ребенка 5-6 лет к школе
|
Изучение межличностных отношений ребенка со сверстниками; уровня самооценки; состояния эмоционально-аффективной сферы. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей (Харин С.С., Ксенда О.Г.).
Предварительное обследование детей ст.групп (октябрь-ноябрь) с целью определения уровня сформированности основных показателей умственного развития и эмоционально-волевой сферы; определить содержание коррекционной работы с детьми по подготовке к школе.
Май (конец учебного года). Проведение второго этапа обследования детей ст.группы с целью уточнения психологической подготовленности детей к школе (учитель будущего 1-го класса, психолог школы в сотрудничестве с дошкольными работниками)
|
Психологический семинар для педагогов (годичный) "Психологические основы педагогического общения". Консультация психолога: "Современные направления психотерапии" (5 занятий).
Консультирование дошкольных работников по методическим вопросам использования диагностики М.Я.Кушнир и О.Е.Антипенко для определения психологической готовности к школе (проводит психолог), сентябрь. Педагогический совет "Анализ диагностических данных по психологической подготовке детей к школе. Утверждение содержания коррекционной работы с детьми старшей группы" (заведующая д/у), ноябрь
Психолого-педагогический консилиум (учитель, психолог, дошкольные работники, родители). Цель: определение целесообразности обучения каждого ребенка с 6-ти лет в 1-ом классе. Педсовет "О комплектовании 1-х классов" с участием дошкольных работников, психолога, август
|
Организация и проведение коррекционной работы по социальной дезадаптации детей. Цель: формировать навыки общения, гармонизировать отношения со сверстниками; коррекция некоторых личных свойств и самооценки (психолог).
Ноябрь-май. Проведение коррекционных занятий с детьми ст.группы, испытывающими трудности в интеллектуальной сфере, произвольной, аффектно-потребностной, речевой (осущ. ст.воспитатель, воспитатель)
|
Консультирование (групповое, индивидуальное) по проблемам гармонизации отношений в семье.
Индивидуальное консультирование родителей по определению единых подходов в коррекционной работе, ноябрь.
Привлечение родителей к участию в психолого-педагогическом консилиуме по согласованию целесообразности обучения детей в 1-ом классе с 6 лет
|
2.
|
1 класс (6-7 лет)
|
Уровень школьной "зрелости" первоклассников
Преодоление эмоционального неблагополучия ("школьного шока") в связи с поступлением в школу
|
Выявление уровня "школьной зрелости": а) сформированность аффективно-потребностной сферы; б) сформированность произвольной сферы; в) развитие интеллектуальной сферы; г) развитие речевой сферы. Октябрь-ноябрь
Диагностика уровня "школьной тревожности" у первоклассников. Рисуночные пробы: ДДЧ, кинетический рисунок семьи.
Диагностика результативности развивающе-коррек-ционной работы, проводимой в течение учебного года. Май.
|
Совещание при директоре "Утверждение программы развивающей коррекционной работы с первоклассниками" (по результатам диагностики). Психологический семинар для учителей начальной школы, сентябрь-ноябрь. "Развитие познавательных потребностей учащихся". Консультация психолога для учителей 1 классов. "Как использовать курс "Введение в школьную жизнь" с целью адаптации и социализации детей", сентябрь-август.
Консультация для педагогов начальных классов, воспитателей "Психокоррекционная работа с тревожными детьми" (обучение методике работы). "Психологический семинар (общешкольный, годичный, 25 часов). "Психологические основы педагогического общения". Методический совет: лекция "Психологические концепции развития личности. Разработка программно-методических рекомендаций по гуманизации воспитательной работы.
Эвриканский педсовет. "Педагогика сотрудничества и развития". Отчет учителей 1-х классов, воспитателей, психолога об эффективности проведенной работы в течение года и др.
|
Организация развивающе-коррекцион-ных занятий (использовать вторую половину дня, стимулирующие уроки) с первоклассниками не готовыми к школьному обучению (проводят воспитатели, учителя 2-3 раза в неделю) в группе развития
Организация психокоррекционной работы с тревожными детьми, через изменение содержания и основных подходов к воспитательной работе, проведенной в классе. В течение года.
|
Родительское собрание "Первоклассник. Готов ли он к школе?" Сентябрь.
Консультирование родителей, дети которых занимаются в группе развития.
Привлечение родителей к наблюдению за ходом занятий в группе "развития"
Родительское собрание. Тема: "Эмоциональное благополучие ребенка, его слагаемые"
Проведение совместного праздника родителей и детей "Вот какими мы стали" – презентация достижений каждого ребенка (в общении, в интеллектуальном развитии, эмоционально-волевом развитии и т.д.)
|
3.
|
2 класс
|
Продолжение диагностической и психокоррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в общении, интеллектуальной сфере, тревожными детьми в "группах развития" (по необходимости).
|
4.
|
3 класс
|
Формирование у младших школьников собственной учебной деятельности; овладение способами самостоятельной ее организации
|
Выявить уровень сформированности у учащихся 3 класса теоретического мышления: способности к планированию, анализу, рефлексии, способности к кооперации (насколько ребенок может учить самого себя).
|
Организация взаимопосещений педагогов начальных классов. Цель: "Организация самостоятельной учебной деятельности учащегося, его сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе учения". Методический совет: а) анализ диагностических данных по уровню сформированности у учащихся собственной деятельности (способности, планирования, анализу и рефлексии), психолог, завуч; б) влияние самоуправления и самоорганизации школьника на успешность его личностного развития (по итогам взаимопосещений, отчеты о работе).
|
Организация работы экспериментального класса, в котором обучение будет строиться на принципах развивающего обучения, на основе активного включения учащегося в процессе познания.
|
Родительский "круглый стол": "Как приучить детей к самостоятельности"
|
5.
|
4 класс
|
Снижение интереса к школьному обучению, разочарование в позиции ученика
|
Изучить состояние психического и личностного развития детей 4 класса на грани перехода из начальной школы в среднюю с целью определения "группы риска". Изучить индивидуально-психологические особенности детей, входящих в "группу риска" с целью выявления причин, способствовавших появлению трудностей, нарушений, определения средств коррекции (Т.И.Юферова, Р.Ф.Беляучкайте), сентябрь-ноябрь. Исследование межличностных отношений ребенка с родителями и сверстниками.
|
Психолого-педагогический консилиум, ноябрь. 1. Утверждение программы психокоррекционной работы с детьми "группы риска" (психолог). 2. Роль педагога в ликвидации пробелов в знаниях детей, испытывающих трудности в усвоении программы (отчеты педагогов, результаты контроля, выступления из опыта работы). Консультирование учителей начальных классов. Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей младших школьников, "обучение" составлению индивидуальных психолого-педагогических карт (карта наблюдений Д.Стотта), декабрь. Совещание при директоре. а) об итогах психокоррекционной и стимулирующей работы, проводимой в 4 классе с детьми "группы риска" (психолог, учитель). б) ознакомление учителей-предметников и классных руководителей (будущего 5 класса) с содержанием индивидуальных психолого-педагогических карт учащихся 4 класса, апрель.
|
Организация развивающей работы с детьми "группы риска" по коррекции интеллекта и общения (психолог). Организация стимулирующего обучения с детьми данной группы (учитель 4 кл.) в течение 2 и 3 четверти. Привлечение детей "группы риска" к участию в воспитательных мероприятиях, содействующих проявлению познавательной активности, обеспечивающих переживание успеха.
|
Привлечение к наблюдению за ходом занятий детей в группе коррекции (2 и 3 четверти). Консультирование родителей по проблеме гармонизации взаимоотношений в семье, январь. Вопрос для обсуждения на родительском собрании "Знаете ли вы своего ребенка" (по итогам диагностики), февраль.
|
6.
|
Внимание! 5 класс
|
Адаптация пятиклассников к новым условиям школьной жизни. Профилактика педагогической запущенности
|
1. Диагностика эффективности изучения, причин неуспеваемости (2 четверть), используя методику "ГИП", Антипенко. 2. Диагностика эмоциональной дезадаптации: а) изучить отношение детей к учебным предметам (методика составления расписания уроков), опосредованного отношения к учителям-предметникам; б) провести анкетирование учащихся с целью определения отношения к школе (методика неоконченных предложений и др.).
|
1. Посещение психологом 10 уроков в 5 классе с целью: "Урок в системе взаимодействия: учитель-ученик", сентябрь-октябрь. 2. Организация взаимопосещений учителей-предметни-ков (2 четверть). 3. Консультирование. "Психологические особенности детей 10-12 лет в переходный период. Модель общения взрослого с подростком" (психолог), октябрь. Психолого-педагогический консилиум ("Психология". Вып. 2. Л.В.Пилясова, 1996.) Анализ эффективности работы учителей-предметников по преодолению трудностей адаптации у учащихся (психолог) Круглый стол по проблеме: "Психологические особенности классного коллектива (обмен мнениями по итогам взаимопосещений и своего опыта работы). О проекте школьной программы "Одаренность" и "Трудный подросток". Разработка рекомендаций по предупреждению неуспеваемости, обеспечению преемственности между начальной школой и средним звеном.
|
Разработка программы (апробация) социально-психологического тренинга общения для учащихся 5 классов (психолог, класс. руководитель) 10 занятий на протяжении 3 и 4 четвертей (См. Н.М.Сачик "Псіхалогія". Вып.2. 1996.)
|
Родительское собрание, сентябрь. 1. Знакомство с учителями-предметниками, кл. руководителем. 2. Готовность детей к переходу в среднее звено обучения (особенности адаптации и включение в систему отношений). Организация и проведение в конце учебного года праздника "Смотр знаний" (станции:"Матема-тическая", "Грамматическая", "Музыкальная", "Психологическая") (см. программу О.Е.Антипен-ко "Знакомьтесь" 5 класс).
|
6.
|
5 класс
|
Проблема построения содержательных форм общения со сверстниками и взрослыми
|
1. Диагностика межличностных отношений в классе (социометрия и ее варианты) и статусного положения ребенка в группе сверстников. 2. Изучение стилей педагогического общения (учителей), стиля управления педколлективом, психологического микроклимата в школе (классе), февраль. 3. Выявить уровень психологической грамотности родителей по проблеме родительских отношений (анкетирование).
|
1. Участие в работе годичного психологического семинара "Психологические основы педагогического общения". 2. Собеседования с администрацией школы по социально-психологическим основам управления школой (стили, управления, формирование навыков ролевого поведения руководителя, методы погашения конфликтов, психологическая подготовка учителя к нововведениям и новаторству, психолого-педагогический анализ учебно-воспитательного процесса с позиции гуманизации и т.д.), в течение учебного года. 3. Организовать творческую группу по разработке внутри школьной концепции гуманистического воспитания детей и подростков на основе современных философских и психологических взглядов на проблему личности.
|
1. Участие в работе группы социально-психологического общения. 2. Организация работы факультатива по темам: "Искусство быть другим", "Человек среди людей", "Правила общения и манеры поведения" и т.д. Введение курса "Права ребенка"
|
1. Проведение общешкольной родительской конференции "Искусство быть родителями" а) лекция "Современная семья: трудности и надежды"; б) родительская трибуна семейных талантов и хобби "Из уст в уста"; в) проведение конкурса "Знак вопроса" (участвуют ученики, родители, учителя). 2. Групповой тренинг психологической компетентности родителей (И.А.Фурманова, А.А.Аладьин)
|
7.
|
6-8 класс
|
Поиск подростком своего места в различных системах межличностных отношений.
Участие подростка в совместной общественно-значимой деятельности
|
1. Изучить характер отношений с социальным окружением и с самим собой, возрастную динамику "образа – Я", особенности личностной саморегуляции (по опыту Т.В.Снегиревой, М., 1987) с помощью школы социально-психологической адаптированности (СПА). Исследовать отношения с родителями, сверстниками, учителями, с помощью "списка личностных черт" (при необходимости) А.С.Коноводова, опросника АСВ. Проанализировать, насколько условия, созданные в школе, способствуют становлению подростка как равноправного субъекта общественно-значимой деятельности (художественной, трудовой, учебной, спортивной и т.д.)
|
1. Психологу разработать памятки-инструкции по психологическому анализу урока и внеклассной воспитательной работы. 2. Администрации и психологу посетить уроки и внеклассные воспитательные мероприятия с целью углубленного психологического анализа. 3. Методическое объединение классных руководителей, в течение года а) консультации психолога. "Карл Роджерс и его гуманистическая психология"; б) изучить программно-методические рекомендации; в) разработать свою модель гуманистического воспитания школьников (внутришкольную); г) инноватика воспитательного процесса. Использование инновационных технологий воспитания; д) консультация психолога: "Профилактика девиантного поведения учащихся". 4. Вопросы для обсуждения на педсовете: - подготовка учащихся к самовоспитанию: Ваше мнение; - методические рекомендации по организации воспитательной работы в учреждениях образования
|
1. Участие в работе группы социально-психологического тренинга общения. 2. Организация работы факультативов: "Мое Я", "Познай самого себя", "Искусство быть собой". 3. Организация работы школьного детского самоуправления: участие детей в практической жизни взрослых; включение подростков в общественно значимую деятельность, выходящую за грани узко школьных мероприятий, разнообразные клубные формы организации жизни подростков и взрослых. 4.Коррекция моральных представлений детей посредством курса по выбору "Духовные ценности человека"
|
Организация (для родителей) постоянно действующего семинара "Родители и дети: противостояние или сотрудничество" (проблемная семья). Проведение семейных вечеров с целью развития семейного творчества, сотрудничества родителей и детей. Работа с талантливыми родителями: Деловые игры: "Эстафета семейного опыта успешного воспитания детей", "Архитектоника семьи"
|
8.
|
9 класс
|
1. Становление субъективных представлений о своем будущем, развитие образов "Я –идеальное", "Я – будущее" у подростков
2. Профессиональные намерения и возможности девятиклассников
|
Диагностика деформаций временной перспективы, ее коррекции с успеваемостью, коэффициентом интеллекта, уровнем самооценки и тревожности.
Диагностика общих способностей, профессиональных предпочтений и возможностей учащихся (анкеты, ДДО, профкарты и др.)
|
1. Психологу разработать программу, направленную на формирование временной перспективы, изменения в структуре мотивационной сферы, на развитие способности к организации своего времени, временной компетентности
1. Администрация: изучение планов профориентационной работы классных руководителей. Педагогический консилиум. Цель: Анализ индивидуальных особенностей учащихся 9 классов, их профессиональных намерений в целях оказания консультативной помощи ученикам, родителям, педагогам в подготовке к выбору профессии и организации профориентационной работы (кл. руководитель, психолог, администрация школы, врач). Выработка рекомендаций по повышению эффективности профориентационной работы
|
1. Участие в психологическом тренинге "Поглотители времени" с использованием фрагментов международного курса эффективного менеджмента. 2. Организация вечеров-презентаций достижений учащихся (школьных "ученых", художников и т.д.)
1. Беседы с учащимися: "Способности и их развитие", "Как выбрать профессию". 2. Организация и проведение профориентационных мер (игры-заигрывания", игры, моделирующие профессиональную деятельность; моделирование самого процесса выбора профессии. 3. Участие в конкурсах сочинений, открытых беседах-диспутах: "Что значит быть человеком?", "Береги честь смолоду!" и др. 4. Индивидуальное задание школьникам: сделать записи в личном дневнике (написать письмо самому себе. Кто я? Что из себя представляю? И др.) 5. Курс по выбору "Мир и человек" (Гуманистика). Раздел 2. Человек в мире Вселенной
|
Создание в социуме и школе семейных клубов для обсуждения проблем нравственных ценностей современной семьи, традиций семейного воспитания, народной педагогики и национальной культуры; организация семейного отдыха.
1. Консульта-ция для родителей: "Психологические основы профориентации в семье" (по итогам диагностики). 2. Разработка, совместно с родителями сценариев семейных праздников, юбилеев, памятных дат, ритуалов и церемоний, которые отмечаются в семье: "Кем быть, каким быть", Искусство жить с гордостью", "Наши семейные династии" и др.
|
9.
|
10-11 класс
|
Выработка смысловой жизненной перспективы (способность к диалектическому мышлению и управлению своей деятельностью и других людей)
|
1. Диагностика сформированности осознанной саморегуляции; овладения ее механизмами и средствами (опросник "Саморегуляция" по А.К.Осницкому, Т.В.Снегиревой, М., 1987 год). 2. Изучить, какие виды социальной (личностной) направленности характерны для старшеклассников (опросник "СН" - адаптированный вариант методики В.Басса, В.Смекала, И.Кучера). 3. Диагностика ценностных ориентаций и их влияния, на выбор профессии (методика М.Рокича, адаптированная Б.С.Кругловым.). См. Е.Малиновский "Экспериментальное моделирование в психологическом исследовании личности". "Псіхалогія". – вып.2, 1996 год.
|
1. Проблемный семинар для учителей "Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности" (годичный). См. Л.М.Кульцина, "Адука-цыя і выхаванне" №1, 1995 год). Цель: формирование потребности в корректировке собственной системы ценностей и построение своей педагогической деятельности на основе методов социологического анализа. 2. Психологу сделать подборку практических материалов в помощь педагогам по коррекции ценностного сознания и ценностного поведения подростков. 3. Психолого-педагогический консилиум
|
1. Участие юношей и девушек в различных видах творческой продуктивной деятельности (организация общественно необходимого труда результатом которого является общественно необходимый продукт). 2. Профконсультирование выпускников психологом по методу "дискуссионного диалога" (см. В.В.Зацепин М., 1987 год), с целью выработки устойчивого профессионального выбора. 3. Курс по выбору "Человек и мир" ("Гуманистика". Раздел 3. Мир социального действия (10 кл.) Раздел 4.
|
Проведение индивидуальных бесед с родителями по вопросам профессиональной ориентации ( в случаях чрезмерного давления с их стороны на профвыбор юношей и др.)
|
|