На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу В помощь педагогу-психологу - Программа спецкурса по психологии для 10 класса "Психология общения"
В помощь педагогу-психологу - Программа спецкурса по психологии для 10 класса "Психология общения"
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
В помощь педагогу-психологу
Курс: "Как подружиться со школой: проблемы адаптации учащихся к средней школе"
Программа курса для учащихся 5–8 классов "Уроки общения"
Программа курса для 8-х классов "Психология общения"
Программа курса по выбору для 8-х классов "Психология общения"
Программа спецкурса для 8–9 классов "Азбука психологии"
Программа спецкурса по психологии для 10 класса "Психология общения"
Программа спецкурса для учащихся 9–11 классов "Путь к успеху"
Все страницы

Программа спецкурса по психологии для 10 класса
"Психология общения"

 

М.Э.Бутович, педагог-психолог СШ №1 г.п. Шарковщина

Пояснительная записка

Настоящая программа по данному курсу ставит следующую цель: способствовать развитию старшеклассника как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения, адаптироваться к жизни в сложных современных условиях. Основные задачи курса:
• раскрыть механизмы и закономерности эффективного общения, научить строить именно такое общение;
• совершенствовать умения и навыки учащихся в области коммуникативной компетентности;
• способствовать развитию эмпатии, целеполагания;
• научить учащихся развивать в себе способность к анализу процесса общения, своего собственного стиля в нем.

Результативность курса

Реализуя цели и задачи программы, мы воспитываем и развиваем в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:
• приобретение устойчивых навыков конструктивного общения;
• навыки преодоления психологических барьеров в общении;
• интерпретировать жесты, позы, интонацию собеседника;
• навыки эмпатического слушания, умение творчески разрешать конфликтные ситуации;
• навыки конструктивной презентации лидерских качеств;
• умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других;
• умение понимать самого себя и относиться к себе, своей жизни, здоровью, окружающей среде с должным уважением;
• умение ставить перед собой близкие и дальние цели.
Ключевые слова: 
общение, приемы невербальной коммуникации, позиции в общении, стили общения, межличностное восприятие, барьеры в общении, конфликт, лидерство, конформизм, деловой разговор.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем

количество часов

теоретич.

практич.

1.

Введение в спецкурс (предмет, цели, задачи)

1

2.

Что такое общение?

1

3.

Методы исследования общения

1

4.

Речевые средства общения

1

5.

Развиваем навыки общения

1

6.

Невербальные средства общения

1

7.

Невербальные средства общения

1

8.

Развиваем навыки невербального поведения

1

9.

Позиции в общении

1

10.

Стили общения

1

11.

Манипулирование

1

12.

Эффекты восприятия

1

13

Ошибки первого впечатления

1

14.

Психологические защиты

1

15.

Барьеры в общении

1

16.

Конструктивное общение. Контроль эмоций

1

17.

Особенности эмоционального общения. Тренинг положительного эмоционального контакта

2

18.

Активное и пассивное слушание

1

19.

Методы исследования общения

1

20.

Приемы расположения к себе

1

21.

Конфликт

1

22.

Управление конфликтом

1

23.

Психологические аспекты семейных отношений

1

24.

Функции семьи

1

25.

Интимные отношения

1

26.

Коллектив и личность

1

27.

Лидерство

1

28.

Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе

1

29.

Развитие навыков уверенного отказа

1

30.

Деловая беседа

1

31.

Деловая беседа

1

32.

Психологические особенности публичного выступления

1

33.

Экзамен. Психологические аспекты

1

Содержание дисциплины

1. Введение в спецкурс (предмет, цели, задачи). Выяснение ожиданий учащихся. Упражнение "Проблемы общения у всех".
2. Что такое общение? Стороны общения; коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Средства общения.
3. Методы исследования общения. Определение уровня общительности, уровня своей коммуникабельности. Оценивание своего умения слушать.
4. Речевые средства общения. Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения. Микропрактикум.
5. Развиваем навыки общения. Упр. "Злой лев", "Техника интонирования", "В плену ассоциаций" и др.
6. Невербальные средства общения. Основные каналы общения. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Анализ ситуаций.
7. Невербальные средства общения. Роль невербальных средств в передаче информации. Жесты. Мимика. Упр. "Продемонстрируй состояние".
8. Развиваем навыки невербального поведения. Упр. "Не слышу", "Фраза по кругу", "Язык без слов", "Цвета эмоций" и др.
9. Позиции в общении. Различные состояния "Я". Эго-состояние "Родитель". Эго-состояние "Взрослый". Эго-состояние "Ребенок". Анализ ситуаций.
10. Стили общения. Виды общения. Этикет.
11. Манипулирование. Причины манипулирования. Типы манипулятивных систем. Трюки манипулятора. Что можно противопоставить манипулированию.
12. Эффекты восприятия. Эффект ореола. Эффект неудачника. Эффект порядка. Эффект проекции.
13. Ошибки первого впечатления. Роль первого впечатления. Ошибки превосходства. Ошибки привлекательности. Фактор отношения к нам. Каузальная атрибуция.
14. Психологические защиты. Что такое "психологические защиты"? Вытеснение. Проекция. Замещение. Отрицание. Рационализация. Регрессия. Сублимация.
15. Барьеры в общении. Что мешает полноценному общению. Наиболее распространенные барьеры общения. Стереотипизация. Препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям.
16. Конструктивное общение. Контроль эмоций. Саботажники общения. Способы снижения эмоциональной напряженности. Управление своими эмоциями и чувствами. Ролевая игра "Нейтрализация негативных эмоций".
17. Особенности эмоционального общения. Тренинг положительного эмоционального контакта.
18. Активное и пассивное слушание. Процесс слушания. Виды слушания. Правила эмпагического слушания.
19. Методы исследования общения. Определение уровня эмпатии. Оценивание своей социально-коммуникативной компетентности.
20. Приемы расположения к себе. Знаки внимания. Комплименты. Похвала и поддержка. Самопрезентация, Фактор превосходства.
21. Конфликт. Анализ ситуаций. Основные стили разрешения конфликтов.
22. Управление конфликтом. Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликта. Принципы управления конфликтом. Контроль эмоций.
23. Психологические аспекты семейных отношений. Различия между браком и периодом ухаживания. Факторы, влияющие на стабильность брака. Общение в семье.
24. Функции в семье. Детско-родительские отношения. Типы негармоничного воспитания. Тест. Методика "РОП" (ролевые ожидания и притязания в браке).
25. Интимные отношения. Анкетирование "Правда и мифы про сексуальность". Норма и патология. Искусственное прерывание беременности. Болезни, передающиеся половым путем.
26. Коллектив и личность. Роль процесса социализации в развитии личности. Виды групп. Коллектив. Этапы его формирования. Распределение ролей в коллективе.
27. Лидерство. Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления. Упр. "Предвыборная программа".
28. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Групповые нормы. Конформизм. Эксперимент С.Аша, Факторы, влияющие на уровень конформности.
29. Развитие навыков уверенного отказа. Почему не всегда удается сказать "нет"? Право на отказ. Приемы противостояния давлению. Микропрактикум.
30. Деловая беседа. Деловое общение. Функции деловой беседы, ее фазы. Ролевая игра "Прием на работу".
31. Деловая беседа. Фаза аргументации. Тактические и методические приемы аргументации. Принятие решения и завершение деловой беседы. Фаза анализа. Конструктивная критика. Как воспринимать критику,
32. Психологические особенности публичного выступления. Неречевые компоненты публичного выступления. Начало выступления. Язык выступающего. Контроль эмоций.
33. Экзамен. Психологические аспекты. Стратегии построения ответа на экзамене. Приемы самонастройки и аутотренинга. Упражнение на релаксацию.

Используемая литература

  1. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения /Т.Г.Григорьева. – М., 1997.
  2. Коломинский, Я.Л. Человек: психология /Я.Л.Коломинский. – М., 1986.
  3. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах /Я.Л.Коломинский. – Мн., 2001.
  4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками /А.Г.Лидерс. – М., 2003.
  5. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... /Я.А.Лупьян. – Ростов н/Д., 1991.
  6. Пиз, А. Язык телодвижений /А.Пиз. – Н.Новгород, 1994.
  7. Пономаренко, Л.П. Психология для старшеклассников: пособие для педагога /Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусов. – М., 2002.
  8. Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии общения /А.В.Толстых. – Мн., 1990.
  9. Рогов, Е.И. Психология общения /Е.И.Рогов. – М., 2003.
  10. .Рязанова, Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? Д.В.Рязанова. – М., 2003.
  11. Шейнов, В.П. Искусство убеждать /В.П.Шейнов. – М., 2002.
  12. Шостром, Э. Анти-Карнеги /Э.Шостром. – М., 1992.


 
Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.