На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу В помощь педагогу-психологу - Программа курса по выбору для 8-х классов "Психология общения"
В помощь педагогу-психологу - Программа курса по выбору для 8-х классов "Психология общения"
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
В помощь педагогу-психологу
Курс: "Как подружиться со школой: проблемы адаптации учащихся к средней школе"
Программа курса для учащихся 5–8 классов "Уроки общения"
Программа курса для 8-х классов "Психология общения"
Программа курса по выбору для 8-х классов "Психология общения"
Программа спецкурса для 8–9 классов "Азбука психологии"
Программа спецкурса по психологии для 10 класса "Психология общения"
Программа спецкурса для учащихся 9–11 классов "Путь к успеху"
Все страницы

Программа курса по выбору
для 8-х классов
"Психология общения"

Т.П.Гаврилова, педагог-психолог Лужеснянской гимназии

Объяснительная записка
Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
1) желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу!");
2) умение организовывать общение ("Я умею!"), включающее в себя умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, а их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов школьника зависит от темперамента, но большинство подростков пытается установить дружеские контакты со сверстниками. Подросток, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Ему нужно помочь наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Для этого с подростками необходимо проводить специальные групповые занятия, которые помогут повысить компетентность учащихся в сфере общения. На это и нацелена данная программа курса по выбору, предлагаемая для учащихся восьмых классов. Программный материал подразделяется на шесть разделов:
I. Я и мое тело.
II. Я и мой язык.
III. Я и мои эмоции.
IV. Гляжу в себя как в зеркало.
V. Ты, да я, да мы с тобой.
VI. Этот взрослый мир.
Программа рассчитана на 36 занятий, продолжительность одного занятия 45 минут.
В начале и конце учебного года проводится изучение уровня тревожности, самооценки, эмоциональной культуры, стилей реагирования гимназистов в конфликтной ситуации, их способности к эмпатии. Результаты тестирования сравниваются и анализируются. Исходя из данных психодиагностического обследования учащихся, корректируется программа курса по выбору. Параллельно с занятиями курса по выбору проводятся групповые и индивидуальные консультации для восьмиклассников.
Цель курса: развитие коммуникативных способностей у подростков, выявление собственных представлений учащихся о себе.

Основные задачи курса
1. Преодоление замкнутости, скованности подростков.
2. Развитие языка жестов, мимики, пантомимики.
3. Знакомство с эмоциями человека, осознание подростками эмоциональных реакций других людей.
4. Развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
5. Развитие внимания подростка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
6. Развитие у гимназистов навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей.
7. Формирование у учащихся внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.

Основные понятия курса
Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другому человеку, либо даже на уничтожение человека.
Вербальное общение – общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.
Выразительные движения – внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, проявляющихся в мимике и пантомимике и вокальной мимике.
Избегание конфликта – отсутствие стремления к кооперации, а также отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Интонация – понижение или повышение тона голоса при произношении.
Коммуникация – связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.
Компромисс –соглашение на основе взаимных уступок.
Конфликт – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.
Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позиции.
Мимика – выразительные движения мышц лица, передающие определенные чувства.
Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития и формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Самооценка – способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя.
Саморегуляция – сознательно-волевое управление внутренними процессами собственной психики, которое позволяет дать "выход чувству" в форме, не задевающей и не оскорбляющей других, а также целенаправленно влиять на изменение своего эмоционального состояния.
Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Сотрудничество – способ разрешения конфликта, при котором участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Чувства – стойкие продолжительные переживания по поводу различных явлений.
Эмоции – непосредственная реакция человека на что-либо происходящее с ним.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, сочувствие, сопереживание, сострадание.

Основные методы обучения
1. Наблюдение.
2. Коммуникативные игры.
3. Творческие задания.
4. Тематическое рисование.
5. Этюды.
6. Импровизация.
7. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
8. Беседы, дискуссии.
9. Упражнения, способствующие снятию эмоционального напряжения.

Раздел I. Я и мое тело
Только физически свободно чувствующий себя подросток спокоен и психологически защищен. Отличная физическая форма способствует сохранению здоровья и долголетию, повышает жизненный тонус и помогает снять напряжение. Физические упражнения помогают избавиться от депрессий и повысить интеллектуальные возможности.
Кроме этого, при выполнении физических упражнений подросток учится вступать в тактильный контакт со сверстниками.
Прикосновение – один из основных способов общения. Многие из нас, находясь в напряжении, не признаются даже себе, что им нужно всего лишь, чтобы кто-то их обнял, погладил, приласкал. Зачастую, чтобы снять напряжение между двумя людьми, достаточно дружески похлопать друг друга или просто обняться. И если маленькому ребенку нетрудно попросить, чтобы его поцеловали, приласкали, то, к сожалению, с возрастом непринужденность проходит, и подростку сделать это достаточно сложно.
Поэтому нужно учить учащихся выражать вою любовь, добросердечное отношение к другому с помощью прикосновений, что особенно важно в период освоения подростком "нового тела". На это и нацелены занятия данного раздела курса.

Раздел ІІ. Я и мой язык
Походка, манера сидеть, осанка, особенности жестикуляции, мимика очень многое могут рассказать об индивидуальности человека. Невербальные формы коммуникации, перечисленные выше, наряду с речью обеспечивают процесс общения. Психологи установили, что даже в деловой беседе слова передают лишь 35 % информации, а в повседневном общении всего 7 %. Остальные 70-90 % воспринимаются за счет невербальных компонентов и во многом на бессознательном уровне.
Поэтому у подростков на практических занятиях следует развивать язык жестов, мимики и пантомимики. Знание законов тела поможет добиться им успехов в общении.

Раздел III. Я и мои эмоции
Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. В отроческом возрасте начинается психологическая стадия развития эмоций, и связана она с новым фокусом интересов подростка. Поиск себя, своего отличия от других приводит к тому, что детские классификации людей по полу, возрасту, групповой принадлежности к любым способам проведения досуга сменяются более психологичными, многофакторными классификациями, имеющими сильную эмоциональную окраску: смелость, честность, гибкость, преданность, доброта, дружелюбие, независимость, талантливость, оригинальность... Нет конца психологическим меркам, которые отроки прикладывают к себе и другим людям в поисках собственной идентичности и уникальности.
Поэтому задача данного раздела – дестабилизация стереотипных представлений подростка о себе, мотивах своего поведения, формирование умения адекватно и позитивно выражать свои эмоции.

Раздел IV. Гляжу в себя, как в зеркало
Познавая мир, познавая себя в окружающем мире, подросток неизбежно рано или поздно сталкивается с целым рядом вопросов. Например, с такими: "Кто же я сам в этом мире?", "Каково мое место в нем?", "Как я отношусь к миру?". Но что в данном случае понимать под миром? Ведь в обыденной речи мы говорим "мир" и подразумеваем всю планету, все, что нас окружает.
Но есть та сфера в мире, познать которую стремятся подростки – это сфера взаимоотношений с самим собой, с окружающим миром. В возрасте 13-15 лет определить свое место в мире – значит, в первую очередь определить свои отношения с самим собой и окружающими людьми: сверстниками, взрослыми.
Данный курс по выбору может помочь учащимся осознать свои взаимоотношения с миром; понять себя и найти способы личностного развития, познать свои сильные и слабые стороны во взаимодействии с другими людьми; снять внутренние конфликты и напряжения.

Раздел V. Ты, да я, да мы с тобой
Подросток вместе с возросшей потребностью в общении сталкивается с большими сложностями в этой области. Именно в сфере общения, в познании своего внутреннего мира, в понимании и принятии других, в осознании своих трудностей в общении и нужна помощь восьмиклассникам.
На практических занятиях субъект включается в тесное взаимодействие с другим субъектом. При этом выявляются основные способы и приемы взаимодействия его с другими людьми, стратегия и тактика общения, способы реагирования в сложных ситуациях, конфликтоустойчивость, инициация общения, умение добиваться результата. На этой основе определяются наиболее адекватные поведенческие реакции и, с другой стороны, формы поведения, от которых следовало бы избавиться.

Раздел VI. Этот взрослый мир
Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста – это перестройка отношений со взрослыми, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве.
Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях, педагогах друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности школьники 13-15 лет нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.
Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются подростками в различных ситуациях в семье, на улице, в транспорте, в магазине и других общественных местах.
Поэтому важно научить гимназистов доброте, милосердию, гуманному отношению к другим, понимать хорошие и плохие поступки. Подросток должен уметь активно вступать в контакты с окружающими людьми. Научить его этому – главная задача данного раздела.

Обзор программы
(36 часов)

Раздел

Темы занятий

Количество часов

Вводное занятие

"Привет!"

1

I. Я и мое тело

1. Плечом к плечу.
2. Качели дружбы.
3. О чем звонит колокол?
4. Дневной марш

1
2
1
2

II. Я и мой язык

1. Поза: эксперименты
2. Язык рук.
3. Зоны и дистанция.
4. Интонация.
5. Поговорим?

1
1
1
1
1

III. Я и мои эмоции

1. Польза и вред эмоций.
2. Эмоции правят мной или я ими?
3. В поисках достойных путей выражения эмоций и чувств

1
1

2

IV. Гляжу в себя, как в зеркало

1. Во мне, как в спектре, живут семь Я.
2. Я глазами других людей.
3. Самооценка.
4. Мой герб.
5. Моя индивидуальность

1
1
2
2
1

V. Ты, да я, да мы с тобой

1. Наши границы.
2. Открытая дверь или каменная стена?
3. Активное слушание.
4. Эффективные способы общения

1
1
1
1

VI. Этот взрослый мир

1. Урок мудрости (история моего рода в фотографиях).
2. Семья растений.
3. Мои учителя

2
2
2

Заключительное занятие

Мои добрые чувства

1

Резерв

2

Литература
1. Атватер, И. Я вас слушаю /И.Атватер. – М., 1983.
2. Биркенбил, В. Язык интонации, мимики, жестов /В.Биркенбил. –Спб., 1997.
3. Бодалев, А.А. Личность и общение /А.А.Бодалев. — М., !983.
4. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье /В.И.Гарбузов. – СПб., 1994.
5. Гришина, Н.В. Психология конфликта /Н.В.Гришина. – Спб., 2000.
6. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство /А.Б.Добрович. – М., 1978.
7. Клюева, Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов /Н.В.Клюева. – СПб., 1992.
8. Мы живем среди людей: кодекс поведения /авт.-сост. И.И.Дубровина. – М., 1989.
9. Прутченков, А.С. Трудное восхождение к себе /А.С.Прутченков. – М., 1995.
10. Психогимнастика в тренинге /под ред. Н.Ю.Хрящевой. – Спб., 2000.
11. Развитие творческой активности школьников /под ред. А.М.Матюшкина. – М., 1991.
12. Столяренко, Л.Д. Основы психологии /Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д., 1997.
13. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие /К.Фопель. – М., 1998.
14. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: практическое пособие /К.Фопель. – М., 2001.
15. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов /Г.А.Цукерман. – Рига, 1997.
16. Чистякова, М.И. Психогимнастика /М.И.Чистякова. – М., 1990.
17. Шапиро, Д. Школьное посредничество /Д.Шапиро. – Мн., 1999.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.