Страница 5 из 8
Программа курса по выбору для 8-х классов "Психология общения"
Т.П.Гаврилова, педагог-психолог Лужеснянской гимназии
Объяснительная записка Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу!"); 2) умение организовывать общение ("Я умею!"), включающее в себя умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!"). Значение взаимоотношений с окружающими огромно, а их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов школьника зависит от темперамента, но большинство подростков пытается установить дружеские контакты со сверстниками. Подросток, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Ему нужно помочь наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Для этого с подростками необходимо проводить специальные групповые занятия, которые помогут повысить компетентность учащихся в сфере общения. На это и нацелена данная программа курса по выбору, предлагаемая для учащихся восьмых классов. Программный материал подразделяется на шесть разделов: I. Я и мое тело. II. Я и мой язык. III. Я и мои эмоции. IV. Гляжу в себя как в зеркало. V. Ты, да я, да мы с тобой. VI. Этот взрослый мир. Программа рассчитана на 36 занятий, продолжительность одного занятия 45 минут. В начале и конце учебного года проводится изучение уровня тревожности, самооценки, эмоциональной культуры, стилей реагирования гимназистов в конфликтной ситуации, их способности к эмпатии. Результаты тестирования сравниваются и анализируются. Исходя из данных психодиагностического обследования учащихся, корректируется программа курса по выбору. Параллельно с занятиями курса по выбору проводятся групповые и индивидуальные консультации для восьмиклассников. Цель курса: развитие коммуникативных способностей у подростков, выявление собственных представлений учащихся о себе.
Основные задачи курса 1. Преодоление замкнутости, скованности подростков. 2. Развитие языка жестов, мимики, пантомимики. 3. Знакомство с эмоциями человека, осознание подростками эмоциональных реакций других людей. 4. Развитие умения адекватно выражать свои эмоции. 5. Развитие внимания подростка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. 6. Развитие у гимназистов навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей. 7. Формирование у учащихся внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
Основные понятия курса Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другому человеку, либо даже на уничтожение человека. Вербальное общение – общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Выразительные движения – внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, проявляющихся в мимике и пантомимике и вокальной мимике. Избегание конфликта – отсутствие стремления к кооперации, а также отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Интонация – понижение или повышение тона голоса при произношении. Коммуникация – связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Компромисс –соглашение на основе взаимных уступок. Конфликт – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями. Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позиции. Мимика – выразительные движения мышц лица, передающие определенные чувства. Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития и формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого. Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Самооценка – способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Саморегуляция – сознательно-волевое управление внутренними процессами собственной психики, которое позволяет дать "выход чувству" в форме, не задевающей и не оскорбляющей других, а также целенаправленно влиять на изменение своего эмоционального состояния. Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество – способ разрешения конфликта, при котором участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Чувства – стойкие продолжительные переживания по поводу различных явлений. Эмоции – непосредственная реакция человека на что-либо происходящее с ним. Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, сочувствие, сопереживание, сострадание.
Основные методы обучения 1. Наблюдение. 2. Коммуникативные игры. 3. Творческие задания. 4. Тематическое рисование. 5. Этюды. 6. Импровизация. 7. Моделирование и анализ заданных ситуаций. 8. Беседы, дискуссии. 9. Упражнения, способствующие снятию эмоционального напряжения.
Раздел I. Я и мое тело Только физически свободно чувствующий себя подросток спокоен и психологически защищен. Отличная физическая форма способствует сохранению здоровья и долголетию, повышает жизненный тонус и помогает снять напряжение. Физические упражнения помогают избавиться от депрессий и повысить интеллектуальные возможности. Кроме этого, при выполнении физических упражнений подросток учится вступать в тактильный контакт со сверстниками. Прикосновение – один из основных способов общения. Многие из нас, находясь в напряжении, не признаются даже себе, что им нужно всего лишь, чтобы кто-то их обнял, погладил, приласкал. Зачастую, чтобы снять напряжение между двумя людьми, достаточно дружески похлопать друг друга или просто обняться. И если маленькому ребенку нетрудно попросить, чтобы его поцеловали, приласкали, то, к сожалению, с возрастом непринужденность проходит, и подростку сделать это достаточно сложно. Поэтому нужно учить учащихся выражать вою любовь, добросердечное отношение к другому с помощью прикосновений, что особенно важно в период освоения подростком "нового тела". На это и нацелены занятия данного раздела курса.
Раздел ІІ. Я и мой язык Походка, манера сидеть, осанка, особенности жестикуляции, мимика очень многое могут рассказать об индивидуальности человека. Невербальные формы коммуникации, перечисленные выше, наряду с речью обеспечивают процесс общения. Психологи установили, что даже в деловой беседе слова передают лишь 35 % информации, а в повседневном общении всего 7 %. Остальные 70-90 % воспринимаются за счет невербальных компонентов и во многом на бессознательном уровне. Поэтому у подростков на практических занятиях следует развивать язык жестов, мимики и пантомимики. Знание законов тела поможет добиться им успехов в общении.
Раздел III. Я и мои эмоции Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. В отроческом возрасте начинается психологическая стадия развития эмоций, и связана она с новым фокусом интересов подростка. Поиск себя, своего отличия от других приводит к тому, что детские классификации людей по полу, возрасту, групповой принадлежности к любым способам проведения досуга сменяются более психологичными, многофакторными классификациями, имеющими сильную эмоциональную окраску: смелость, честность, гибкость, преданность, доброта, дружелюбие, независимость, талантливость, оригинальность... Нет конца психологическим меркам, которые отроки прикладывают к себе и другим людям в поисках собственной идентичности и уникальности. Поэтому задача данного раздела – дестабилизация стереотипных представлений подростка о себе, мотивах своего поведения, формирование умения адекватно и позитивно выражать свои эмоции.
Раздел IV. Гляжу в себя, как в зеркало Познавая мир, познавая себя в окружающем мире, подросток неизбежно рано или поздно сталкивается с целым рядом вопросов. Например, с такими: "Кто же я сам в этом мире?", "Каково мое место в нем?", "Как я отношусь к миру?". Но что в данном случае понимать под миром? Ведь в обыденной речи мы говорим "мир" и подразумеваем всю планету, все, что нас окружает. Но есть та сфера в мире, познать которую стремятся подростки – это сфера взаимоотношений с самим собой, с окружающим миром. В возрасте 13-15 лет определить свое место в мире – значит, в первую очередь определить свои отношения с самим собой и окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Данный курс по выбору может помочь учащимся осознать свои взаимоотношения с миром; понять себя и найти способы личностного развития, познать свои сильные и слабые стороны во взаимодействии с другими людьми; снять внутренние конфликты и напряжения.
Раздел V. Ты, да я, да мы с тобой Подросток вместе с возросшей потребностью в общении сталкивается с большими сложностями в этой области. Именно в сфере общения, в познании своего внутреннего мира, в понимании и принятии других, в осознании своих трудностей в общении и нужна помощь восьмиклассникам. На практических занятиях субъект включается в тесное взаимодействие с другим субъектом. При этом выявляются основные способы и приемы взаимодействия его с другими людьми, стратегия и тактика общения, способы реагирования в сложных ситуациях, конфликтоустойчивость, инициация общения, умение добиваться результата. На этой основе определяются наиболее адекватные поведенческие реакции и, с другой стороны, формы поведения, от которых следовало бы избавиться.
Раздел VI. Этот взрослый мир Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста – это перестройка отношений со взрослыми, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях, педагогах друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности школьники 13-15 лет нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются подростками в различных ситуациях в семье, на улице, в транспорте, в магазине и других общественных местах. Поэтому важно научить гимназистов доброте, милосердию, гуманному отношению к другим, понимать хорошие и плохие поступки. Подросток должен уметь активно вступать в контакты с окружающими людьми. Научить его этому – главная задача данного раздела.
Обзор программы (36 часов)
Раздел
|
Темы занятий
|
Количество часов
|
Вводное занятие
|
"Привет!"
|
1
|
I. Я и мое тело
|
1. Плечом к плечу. 2. Качели дружбы. 3. О чем звонит колокол? 4. Дневной марш
|
1 2 1 2
|
II. Я и мой язык
|
1. Поза: эксперименты 2. Язык рук. 3. Зоны и дистанция. 4. Интонация. 5. Поговорим?
|
1 1 1 1 1
|
III. Я и мои эмоции
|
1. Польза и вред эмоций. 2. Эмоции правят мной или я ими? 3. В поисках достойных путей выражения эмоций и чувств
|
1 1
2
|
IV. Гляжу в себя, как в зеркало
|
1. Во мне, как в спектре, живут семь Я. 2. Я глазами других людей. 3. Самооценка. 4. Мой герб. 5. Моя индивидуальность
|
1 1 2 2 1
|
V. Ты, да я, да мы с тобой
|
1. Наши границы. 2. Открытая дверь или каменная стена? 3. Активное слушание. 4. Эффективные способы общения
|
1 1 1 1
|
VI. Этот взрослый мир
|
1. Урок мудрости (история моего рода в фотографиях). 2. Семья растений. 3. Мои учителя
|
2 2 2
|
Заключительное занятие
|
Мои добрые чувства
|
1
|
Резерв
|
|
2
|
Литература 1. Атватер, И. Я вас слушаю /И.Атватер. – М., 1983. 2. Биркенбил, В. Язык интонации, мимики, жестов /В.Биркенбил. –Спб., 1997. 3. Бодалев, А.А. Личность и общение /А.А.Бодалев. — М., !983. 4. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье /В.И.Гарбузов. – СПб., 1994. 5. Гришина, Н.В. Психология конфликта /Н.В.Гришина. – Спб., 2000. 6. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство /А.Б.Добрович. – М., 1978. 7. Клюева, Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов /Н.В.Клюева. – СПб., 1992. 8. Мы живем среди людей: кодекс поведения /авт.-сост. И.И.Дубровина. – М., 1989. 9. Прутченков, А.С. Трудное восхождение к себе /А.С.Прутченков. – М., 1995. 10. Психогимнастика в тренинге /под ред. Н.Ю.Хрящевой. – Спб., 2000. 11. Развитие творческой активности школьников /под ред. А.М.Матюшкина. – М., 1991. 12. Столяренко, Л.Д. Основы психологии /Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д., 1997. 13. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие /К.Фопель. – М., 1998. 14. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: практическое пособие /К.Фопель. – М., 2001. 15. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов /Г.А.Цукерман. – Рига, 1997. 16. Чистякова, М.И. Психогимнастика /М.И.Чистякова. – М., 1990. 17. Шапиро, Д. Школьное посредничество /Д.Шапиро. – Мн., 1999.
|