На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу В помощь педагогу-психологу - Курс: "Как подружиться со школой: проблемы адаптации учащихся к средней школе"
В помощь педагогу-психологу - Курс: "Как подружиться со школой: проблемы адаптации учащихся к средней школе"
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
В помощь педагогу-психологу
Курс: "Как подружиться со школой: проблемы адаптации учащихся к средней школе"
Программа курса для учащихся 5–8 классов "Уроки общения"
Программа курса для 8-х классов "Психология общения"
Программа курса по выбору для 8-х классов "Психология общения"
Программа спецкурса для 8–9 классов "Азбука психологии"
Программа спецкурса по психологии для 10 класса "Психология общения"
Программа спецкурса для учащихся 9–11 классов "Путь к успеху"
Все страницы

Программа факультативного курса в 5-х классах

"Как подружиться со школой: проблемы адаптации учащихся к средней школе"

М.Э.Бутович, педагог-психолог СШ №1 г.п.Шарковщина

Пояснительная записка

Школьная дезадаптация как нарушение процесса приспособленности к изменяющимся условиям выражается в педагогической запущенности, неврозах, различных эмоциональных нарушениях. Причем особенно подвержены этому явлению нервные, тревожные, повышенно сензитивные дети.
Добиться результата в профилактике школьной дезадаптации можно, лишь используя комплексный подход. Поэтому факультативный курс "Как подружиться со школой" направлен на развитие не только когнитивной сферы учеников, но и эмоционально-личностной и мотивационно-волевой.
Содержание факультатива представлено следующими содержательными блоками:
1.Предварительное занятие (1-2 часа).
Диагностика основных параметров психолого-педагогической готовности к обучению в пятом классе. Выделение проблемных групп.
2.Блок "Я учусь учиться" (занятия 1-21, 31).
Работа по этому блоку направлена преимущественно на развитие когнитивной сферы учеников.
Знакомство. Создание положительной мотивации к занятиям. Роль внимания в успешности обучения. Оценки и отметки. Требования к устным ответам учащихся. Восприятие окружающего мира. Ведущие системы восприятия информации, их диагностика. Использование знаний о ведущих системах восприятия информации в школе и дома. Наша память. Приемы, улучшающие запоминание. Урок-практикум по развитию памяти. Выделение главного – основной общеучебный навык. Приемы выделения главного. Элементы системного подхода в мышлении. Классификация. Урок-практикум по развитию мышления. Умение сравнивать – важный общеучебный прием. Урок-практикум по отработке умения сравнивать. Существенные и несущественные признаки предмета. Операция обобщения. Урок-практикум по отработке умения обобщать. Планы в нашей жизни. Операция планирования. Организованность. Ошибки в организации своего времени. Правила подготовки домашних заданий. Учим стихотворения. Мнемотехника. Декламация. Необычный зачет – конкурс чтецов. Пишем сочинения. Основные ошибки при написании сочинений. Готовим устные и письменные домашние задания. Решаем задачи.
Подготовка к экзамену и тестированию. Основные условия успешной подготовки к экзамену и тестированию.
3.Блок "Я учусь общаться" (занятия 22-28, 32).
Работа по этому блоку направлена преимущественно на развитие эмоционально-личностной сферы учеников.
Виды поведения. Неуверенное поведение. Преодоление неуверенности в себе. Отработка навыков уверенного поведения. Необычный зачет – уверенный ответ у доски. Коммуникативные навыки. Умение излагать свои мысли. Умение слушать. Умение сочувствовать. Учимся общаться со сверстниками. Общение с учителями. Психологические портреты учителей. Сдача экзамена. Психологический настрой на сдачу экзамена.
4.Блок "Я учусь отдыхать" (занятия 29-30).
Работа по этому блоку направлена на сохранение физического и психического здоровья учеников. Условия полноценного отдыха. Главное правило отдыха. Сон. Правила продуктивного сна
5.Блок "Я учусь нести ответственность за все, что со мной происходит" (занятия 33 — 34).
Работа по этому блоку направлена преимущественно на мотивационно-волевую сферу учеников.
Воля. Развитие сильной воли. Постановка цели. Приемы, помогающие добиться умения регулировать свое поведение. Достижение цели.
Окончание курса.
6.Завершающее занятие.
Тематическое планирование курса
Предварительное занятие. Входная диагностика.
Занятие 1. Как научиться учиться?
Занятие 2. За что ставится отметка.
Занятие 3. Как мы воспринимаем информацию.
Занятие 4. Как использовать наши сильные и слабые стороны.
Занятие 5. Секреты нашей памяти.
Занятие 6. Техника запоминания.
Занятие 7. Тренируем разные виды памяти. Урок-практикум.
Занятие 8. Учимся выделять главное.
Занятие 9. Приемы работы с текстом.
Занятие 10. Элементы системного подхода в мышлении.
Занятие 11. Развиваем наше мышление. Урок-практикум.
Занятие 12. Учимся сравнивать.
Занятие 13. Практикум по навыкам сравнения. Урок-практикум.
Занятие 14. Существенные и несущественные признаки предмета Обобщение.
Занятие 15. Практикум по навыкам обобщения. Урок-практикум.
Занятие 16. Для чего нужны планы?
Занятие 17. Учимся планировать.
Занятие 18. Как готовить домашние задания. Учим стихотворения.
Занятие 19. Необычный урок-зачет. Конкурс чтецов.
Занятие 20. Как готовить домашние задания. Пишем сочинения.
Занятие 21. Готовим устные и письменные домашние задания.
Занятие 22. Как преодолеть неуверенность в себе.
Занятие 23. У тебя все получится!
Занятие 24. Необычный урок-зачет. Репетируем правильный ответ.
Занятие 25. Умеешь ли ты общаться? Урок самопознания.
Занятие 26. Учимся общаться со сверстниками.
Занятие 27. Как общаться с учителем.
Занятие 28. Психологические портреты учителей.
Занятие 29. Наука отдыхать.
Занятие 30. Правила здорового сна.
Занятие 31. Как готовиться к экзаменам.
Занятие 32. Как сдавать экзамены.
Занятие 33. Как достичь цели.
Занятие 34. Успехов тебе!
Завершающее занятие. Выходная диагностика.

Используемая литература
1. Андреев, О.А. Тренируем свою память /О.А.Андреев. – Мн., 2001,
2. Андреев, О.А. Учимся быть внимательными /О.А.Андреев. – Мн., 2001.
3. Бачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога /И.В.Бачков. – М., 2002.
4. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения. Т.Г.Григорьева. – М, 1997.
5. Коломинский, Я.Л. Человек: психология /Я.Л.Коломинский. – М, 1986.
6. Локалова, Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы) /Н.П.Локалова. – М., 2001.
7. Ле Шан, Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума /Э.Ле Шан. – М., 1986.
8. Рогов, Е.И. Психология познания /Е.И.Рогов. – М, 2001.
9.Рогов, Е.И. Психология человека /Е.И.Рогов – М, 2001.
10. Рогов, Е.И. Эмоции и воля /Е.И.Рогов. — М, 2001.
11. Платонов, К.К. Занимательная психология /К.К.Платонов. – М, 1986.
12. Сомова, Н.Л. В пятый класс – в первый раз /Н.Л.Сомова. – С-Пб., 2001.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.