На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу В помощь педагогу-психологу - Программа спецкурса для 8–9 классов "Азбука психологии"
В помощь педагогу-психологу - Программа спецкурса для 8–9 классов "Азбука психологии"
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
В помощь педагогу-психологу
Курс: "Как подружиться со школой: проблемы адаптации учащихся к средней школе"
Программа курса для учащихся 5–8 классов "Уроки общения"
Программа курса для 8-х классов "Психология общения"
Программа курса по выбору для 8-х классов "Психология общения"
Программа спецкурса для 8–9 классов "Азбука психологии"
Программа спецкурса по психологии для 10 класса "Психология общения"
Программа спецкурса для учащихся 9–11 классов "Путь к успеху"
Все страницы


 

Программа спецкурса для 8–9 классов
"Азбука психологии"

Е.М.Герасимова, преподаватель психологии Браславской гимназии

Объяснительная записка
Спецкурс "Азбука психологии" призван не только познакомить старшеклассников, интересующихся психологией, с достижениями психологической науки, но и помочь им в познании самих себя с тем, чтобы сознательно подходить к определению своего дальнейшего жизненного пути, оценке тех или иных ситуаций.
Многие школьные предметы дают учащимся знания о человеке. И всё-таки в наших знаниях о человеке не хватает очень важного. Не изучается почти внутреннее "устройство" самого главного в человеке – его психики.
Считаем, что данный спецкурс в какой-то мере заполнит этот пробел и поможет ребятам войти в увлекательный и прекрасный мир психологической науки. На занятиях старшеклассники узнают, как формируется психика человека, узнают, какие законы управляют ощущениями и восприятием, памятью и творческой мыслительной деятельностью, узнают свои интересы и склонности, особенности своего темперамента, мышления, памяти, внимания, познакомятся с множеством тестов, опытов и экспериментов, которые помогут им познать себя и окружающих, управлять собственными эмоциональными состояниями и взаимодействовать в социуме. Известно, что чем больше узнаешь о других, тем лучше понимаешь себя.

Программа спецкурса (34 ч.)
I. Вводное занятие. Знакомая незнакомка. Что изучает психология. Знаете ли вы психологию (1ч.)
II. Эволюционное развитие психики. Рефлекторный характер психики. Элементарная сенсорная психика. Перцептивная психика. Инстинкты. Навыки. Рассудочное поведение животных. Использование орудий животными. "Любознательность" животных. Возникновение сознания. (1ч.)
III. Познавательная деятельность личности.
1.Ощущения и восприятие (2 ч.). Пороги ощущений. Чувствительность. Адаптация. Развитие чувствительности. Восприятие. Константность восприятия. Избирательность восприятия. Апперцепция. Виды восприятия.
2. Память (2 ч.). Понятие о памяти. Значение памяти в жизни человека. Качества памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Роль ассоциаций, смысловых связей в работе памяти.
3. Воображение и мышление (4 ч.). Понятие о воображении и мышлении. Представления и их виды. Процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Операции мышления. Основные виды мышления. Мышление как высшая ступень человеческого познания. Строение мыслительной деятельности. Выдвижение и проверка гипотез. Творческое мышление. Этапы творческого мышления.
4. Внимание (3 ч.). Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания. Невнимательность и рассеянность. Управление вниманием.
IV. Личность и её индивидуальные особенности.
1. Темперамент (3 ч.). Происхождение понятия "темперамент". Темперамент и свойства нервной системы. Свойства и типы темперамента.
2. Способности (3 ч.). Происхождение способностей. Развитие способностей. Виды способностей. Степени развития способностей. Профессиональное самоопределение.
3. Эмоции (4 ч.). Понятие об эмоциях и чувствах. Стресс и фрустрация. Эмоция как ценность. Физиологические основы эмоций. Внешнее выражение эмоций. Основные классификации эмоций. Индивидуальные различия эмоциональной жизни. Виды эмоциональных состояний. Аффекты и страсти. Эмоциональный мир личности.
4. Психические состояния (4 ч.). Характерные особенности психического состояния. Классификация психических состояний. Сон. Врабатывание. Монотония и психическое пресыщение. Утомление и стресс. Настроение.
5. Понятие личности в психологии. Социализация личности (1 ч.)
6. Самооценка (1ч.)
7. Характер. Акцентуация характера. Типы акцентуации (1 ч.)
8. Личность и общение. Общение и терпимость. Правила общения (1 ч.).
V. Знакомство состоялось... Что дальше? Зачет (1 ч.)

Литература

1. Аграшенков, А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты /А.В.Аграшенков. – М.: Вече-АСТ, 1997.
2. Барретт, С. Тайны мозга. Как развить свои умственные способности /С.Барретт. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
3. Водейко, Р.И. Как управлять собой /Р.И.Водейко, Г.Е.Мазо. – Мн.: Народная асвета, 1987.
4. Гримак, Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности /Л.П.Гримак. – М.: Политиздат, 1991.
5. Зимбардо, Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) /Ф.Зимбардо. – СПб.: Питер Пресс, 1995.
6. Как определить и развить способности ребёнка. /Сост. Воскобойников В.М. – СПб.: Респекс, 1996.
7. Каппони, В. Как делать всё по-своему, или Ассертивность – в жизнь! /В.Каппони, Т.Новак. – СПб.: Питер, 1995.
8. Каппони, В. Сам себе авторитет /В.Каппони, Т.Новак. – СПб.: Питер, 1995.
9. Кинчер, Дж. Книга о твоих знакомых. 40 тестов-экспериментов /Дж.Кинчер. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
10. Коломинский, Я.Л. Человек: психология: книга для учащихся Я.Л.Коломинский. – Мн.: Універсітэтскае, 1998.
11. Кочетов, А.И. Как заниматься самовоспитанием /А.И.Кочетов. – Мн.: Выш.шк., 1991.
12. О'Киффи, Дж. Семидневный курс тренировки ума /Дж. О'Киффи. – М.: Золотой телёнок, 1997.
13. Оцените свои способности. Тесты. /Сост. Огинец Л.В. – СПб., 1992.
14. Пекелис, В. Как найти себя: Энциклопедия в двух книгах, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше: Для сред. шк. возраста /В.Пекелис. – Мн.: Юнацтва, 1989.
15. Пергаменщик, Л.А. Помоги себе сам. Психологический практикум /Л.А.Перегаменщик. – Мн., 1994.
16. Пергаменщик Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологический практикум /Л.А.Пергаменщик. – Мн.: Народная асвета, 1995.
17. Петровский, А.В. Психология о каждом и каждому о психологии /А.В.Петровский. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
18. Платонов, К.К. Занимательная психология /К.К.Платонов. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
19. Психотерапия и экстрасенсорика /Сост. А.Н.Гопаченко. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1998.
20. Реан, А.А. Психология 8-11 класс. Учебник /А.А.Реан, Ю.Б.Гатанов, А.А.Баранов. – СПб.: Издательство "Питер", 2000.
21. Резапкина, Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов /Г.Резапкина. – Школьный психолог. – №14. – 1999.
22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании /Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.
23. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /А.Э.Симановский. – Ярославль: Гринго, 1996.
24. Стивене, Дж. Приручи своих драконов (как обратить свои недостатки в достоинства) /Дж.Стивене. – СПб.: Питер Пресс, 1995.
25. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. – М.: Эйдос, 1994.
26. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997.
27. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза /К.Хорни. – СПб.: Лань, 1997.
28. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов /Г.А.Цукерман. – Рига, ПЦ "Эксперимент", 1995.
29. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей /Л.В.Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997.
30. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей /Л.В.Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997.
31. Черепанова, Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей /Е.М.Черепанова. – М.: Издательский центр "Академия", 1996.
32. Что вы знаете и не знаете о себе и других. Психологические наблюдения и тесты. /Сост. Степанов С.С. – Дубна: Издательский центр "Феникс", 1996.
33. Шиндлер, Дж.А. Как прожить 365 дней в году Дж.А.Шиндлер. – М.: "Рипол Классик", "Вече", 1997.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.