В помощь педагогу-психологу (часть 2)
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
В помощь педагогу-психологу (часть 2)
Программа курса по психологии "Азбука психологии" для 9-11-х классов
Программа спецкурса для учащихся 9–11 кл. "Я и мой профессиональный выбор"
"Я и мой выбор" Индивидуальная карта
Карта самооценки склонностей
Анкета интересов
Типы профессий
Типы акцентуаций характера
Программа курса для 11 кл.
Все страницы

Тематическое планирование по курсу
"Права человека и гражданина" для 9 классов

Е.М.Герасимова, психолог Браславской гимназии

Основной целью данного учебного курса является повышение правовой культуры учащихся, формирование гуманистического мировоззрения, воспитание у молодых людей чувства человеческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственности, глубокого понимания как своих прав, так и прав других людей, общественных интересов, а также и обязанностей государства перед своими гражданами.

Мировой опыт показывает, что формирование сознательного и ответственного отношения основной массы населения к проблеме прав и свобод человека и гражданина, глубокое понимание их сущности и общественной значимости непосредственно зависят от создания в стране специальной системы образования в области прав человека. О возрастании внимания международного сообщества к этому вопросу свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что Генеральная Ассамблея ООН в декабре 1994 года единогласно приняла резолюцию, согласно которой 1995-2004 г.г. были объявлены Десятилетием образования в области прав человека. Особую актуальность данная проблема приобрела в связи с 50-летием принятия Всеобщей декларации прав человека.
В итоге парламентских слушаний по проблеме прав человека в Национальном собрании Республики Беларусь в июне 1998 года Министерству образования было рекомендовано разработать обязательный курс "Права человека" в государственных учебных заведениях, средних школах.
Программа "Права человека и гражданина" (34 часа) призвана содействовать реализации этих рекомендаций. Она основана на современной концепции преподавания прав человека, которая исходит из того, что оно не должно сводиться лишь к рассмотрению юридических аспектов данной проблемы. Права человека – это сложное, многогранное явление, результат длительной истории развития человечества, его величайшая ценность. Они выражают подлинно человеческое в человеке, жизненные потребности и возможности развития личности, меру ее свободы и ответственности.
Права человека представляют собой неотъемлемое свойство личности и в то же время являются составной частью правовой системы общества. В связи с этим в учебном курсе важное место занимают вопросы взаимосвязи права и закона, прав человека и прав гражданина, прав и обязанностей людей.
В рамках данного курса рассматриваются вопросы, связанные с правовыми отношениями несовершеннолетних и общества в различных сферах жизни общества, об их правах, возможностях и ответственности. Мы считаем, что изучение этого курса позволит поднять на соответствующий уровень предупредительно-профилактическую работу среди несовершеннолетних по предупреждению правонарушений, кроме этого, по нашему мнению, некоторые разделы и темы просто необходимы в дальнейшей практической жизни человека.
Разработанная программа предполагает ознакомление учащихся IX класса школ Республики Беларусь, связанными с гражданством, образованием, правами ребенка, гражданско-правовыми отношениями, трудовыми отношениями, предпринимательством, семейными отношениями, вероисповеданием, молодежной политикой, гражданским и уголовным кодексом.
Программа также направлена на формирование правосознания гимназистов, их правомерного поведения и взаимосвязи с правовой культурой.
Учитывая отмеченные обстоятельства, учебная программа "Права человека и гражданина" включает три основных раздела:

  • "Право и права человека – явления мировой культуры и цивилизации" (6 часов)
  • Идея прав человека в истории человечества. Происхождение и развитие права.
  • Современное понимание сущности права и прав человека. Право как регулятор жизни общества.
  • Право и закон. Права человека и права гражданина. Их связь и различия.
  • Всеобщая декларация прав человека и ее историческое значение.
  • Закон на нашей древней земле.
  • Конституционная защита прав человека и гражданина в Республике Беларусь.
  • "Права человека – это гуманизм современной эпохи" (8 часов).
  • Право и мораль. Нравственные основы прав человека.
  • Основные группы прав и свобод человека, их единство.
  • Взаимосвязь прав, обязанностей и ответственности человека и гражданина.
  • Международная защита прав человека.
  • Роль гражданского общества и социального правового государства в обеспечении прав человека.
  • Правовая культура, пути и средства ее формирования.
  • "Юридическое обеспечение прав человека и гражданина в Республике Беларусь" (20 часов).
  • Совершенствование законодательства в области прав человека в Беларуси.
  • Основы гражданского права.
  • Основы уголовного права.
  • Основы трудового права.
  • Основы семейного права.
  • Основы экологического права.

Примерный тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I.

Право и права человека – явления мировой культуры и цивилизации

  • Идея прав человека в истории человечества. Происхождение и развитие права.
  • Современное понимание сущности права и прав человека. Право как регулятор жизни общества.
  • Право и закон. Права человека и права гражданина. Их связь и различия.
  • Всеобщая декларация прав человека и ее историческое значение.
  • Закон на нашей древней земле.
  • Конституционная защита прав человека и гражданина в Республике Беларусь

6

 

1

1

1

1
1

1

II.

Права человека – это гуманизм современной эпохи

  • Право и мораль. Нравственные основы прав человека.
  • Основные группы прав и свобод человека, их единство.
  • Взаимосвязь прав, обязанностей и ответственности человека и гражданина.
  • Международная защита прав человека.
  • Роль гражданского общества и социального правового государства в обеспечении прав человека.
  • Правовая культура, пути и средства ее формирования.

8
1
1

1
2

1
2

III.

Юридическое обеспечение прав человека и гражданина в Республике Беларусь

  • Совершенствование законодательства в области прав человека в Беларуси.
  • Основы гражданского права.
  • Основы уголовного права.

Общие положения Уголовного кодекса.
Преступление и наказание.
Государственные преступления.
Преступления против собственности.
Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности.
Хозяйственные и должностные преступления. Преступления против порядка управления.
Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения.

  • Основы трудового права.
  • Основы семейного права.

Права и обязанности родителей и детей.
Фамилия, имя, изменение фамилии.
Защита и лишение родительских прав.
Заключение и расторжение брака. Брачный контракт. Взаимные права и обязанности супругов.

  • Основы экологического права.
  • Законодательство, законы и права молодежи.

 

19

1
2
8
1
1
1
1

2

1

1
2
4
1
1
1

1
1
1

IV.

Урок контрольных вопросов

1

Итого

34

Класс: 9"Б"
Курс: Права человека и гражданина.
Тема: Право и права человека – явления мировой культуры и цивилизации.
Цель: Показать учащимся, что права человека – это сложное, многогранное явление, результат длительной истории развития человечества, его величайшая ценность.
Что должны знать и уметь учащиеся: знать суть и уметь пользоваться основными понятиями курса: право, права человека, закон, личность, человек, гражданин, Конституция, демократия, цивилизация и др.; знать роль прав человека и права в развитии человечества; знать содержание и значение Всеобщей декларации прав человека; знать содержание и особенности Конституции Республики Беларусь.
Задачи: раскрыть содержание основных понятий курса, показать историю развития идеи прав человека и права; познакомить учащихся с содержанием и значением Всеобщей декларации прав человека и Конституции РБ; развивать способность мыслить самостоятельно.
Формы проверки знаний: диспуты, понятийный диктант.

№ п/п

Тема урока

Примечание

1.

Идея прав человека в истории человечества. Происхождение и развитие права

2.

Современное понимание сущности права и прав человека. Право как регулятор жизни общества

3.

Право и закон. Права человека и права гражданина. Их связь и различия

4.

Закон на нашей древней земле

5.

Всеобщая декларация прав человека и ее историческое значение

6.

Конституционная защита прав человека и гражданина в Республике Беларусь

Класс: 9"Б"
Курс: Права человека и гражданина.
Тема: Права человека – это гуманизм современной эпохи.
Цель: Воспитывать в молодых людях ответственность перед обществом, государством, другими людьми; показать неделимость прав и свобод человека, неразрывную связь между правами и обязанностями; формировать правовую культуру у молодых людей.
Что должны знать и уметь учащиеся: знать основные понятия темы; знать нравственные основы, основные группы прав и свобод человека, взаимосвязь прав, обязанностей и ответственности человека и гражданина, основные направления и систему международной защиты прав человека, роль гражданского общества и социального правового государства в обеспечении прав человека, пути и средства формирования правовой культуры у себя и других; уметь отвечать за свои поступки.
Задачи: раскрыть взаимосвязь права и морали, познакомить с нравственными основами демократии и их роль в преобразовании общественной жизни в Беларуси; познакомить с основными группами прав и свобод человека; раскрыть взаимосвязь прав, обязанностей и ответственности человека и гражданина; познакомить с международной защитой прав человека; показать роль гражданского общества и социального правового государства в обеспечении прав человека; дать определение правовой культуры, показать пути и средства ее формирования.
Формы проверки знаний: практические занятия, беседы, опрос.

№ п/п

Тема урока

Примечание

1.

Право и мораль. Нравственные основы прав человека

2.

Основные группы прав и свобод человека, их единство

3.

Взаимосвязь прав, обязанностей и ответственности человека и гражданина

4-5.

Международная защита прав человека

6.

Роль гражданского общества и социального правового государства в обеспечении прав человека

7-8.

Правовая культура, пути и средства ее формирования

Класс: 9"Б"
Курс: Права человека и гражданина.
Тема: Юридическое обеспечение прав человека и гражданина в Республике Беларусь.
Цель: познакомить учащихся с основными нормативными документами Республики Беларусь, связанными с обеспечением прав человека и гражданина; формировать правосознание, правомерное поведение учащихся во взаимосвязи с правовой культурой.
Что должны знать и уметь учащиеся: знать содержание основных нормативных документов Республики Беларусь, связанных с гражданством, образованием, правами ребенка, гражданско-правовыми отношениями, трудовыми отношениями, предпринимательством, семейными отношениями, гражданским и уголовным кодексами, молодежной политикой и уметь ими пользоваться; знать основы различных видов права.
Задачи: знакомить учащихся с основами гражданского, уголовного, трудового, семейного, экологического права и основными нормативными документами Республики Беларусь; познакомить с совершенствованием законодательства в области прав человека в Беларуси.
Формы проверки знаний: опрос, диспут.

№ п/п

Тема урока

Примечание

1.

Совершенствование законодательства в области прав человека в Беларуси

2-3.

Основы гражданского права

4-11.

Основы уголовного права

4.

Общие положения Уголовного кодекса

5.

Преступление и наказание

6.

Государственные преступления

7.

Преступления против собственности

8-9.

Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности

10.

Хозяйственные и должностные преступления. Преступления против порядка управления

11.

Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения

12-13.

Основы трудового права

14-17.

Основы семейного права

14.

Права и обязанности родителей и детей

15.

Фамилия, имя, изменение фамилии

16.

Защита и лишение родительских прав

17.

Заключение и расторжение брака. Брачный контракт. Взаимные права и обязанности супругов

18.

Основы экологического права

19.

Законодательство, законы и права молодежи

Класс: 9"Б"
Курс: Права человека и гражданина.
Тема: Урок контрольных вопросов.
Цель: проверить глубину осознания изученного материала и прочность усвоения материала, определенного программой.
Что должны знать и уметь учащиеся: знать программный материал; уметь его обобщать, систематизировать, анализировать, использовать в жизни.
Задачи: проверка знаний, уровня их осознания; развитие способности мыслить самостоятельно; учить применять знания на практике, в жизни.
Формы проверки знаний: тестирование.

№ п/п

Тема урока

Примечание

1.

Урок контрольных воросов

Литература

  • Василевич, Г.А. Конституция – фундамент правового государства /Г.А.Василевич. //Чалавек. Грамадства. Свет. – 1998. – Вып.3.
  • Величко, В. Страна без законов – страна без будущего /В.Величко, П.Шипук. //Беларуская думка. – 1998. - №1.
  • Власов, В.И. Основы правоведения /В.И.Власов, В.В.Низовцев, В.А.Шевченко. – М.: Феникс, 1997.
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь. С изменениями и дополнениями. – Мн., 1994.
  • Гринин, Л.Е. Обществознание (Обществоведение): ответы на экзаменационные вопросы для 11 класса и поступающих в вузы, 1996 /Л.Е.Гринин. – Волголрад: Изд-во "Учитель", 1996.
  • Гусев, А.Д. Гуманизм современной эпохи /А.Д.Гусев //Беларуская думка. – 1998. - №5.
  • Капитан, В. От прав до обязанностей – один шаг /В.Капитан //Беларуская думка. – 1986. - №10.
  • Кодекс законов о браке и семье Республики Беларусь.
  • Кодекс законов о труде Республики Беларусь.
  • Комаров, С.А. Общая теория государства и права /С.А.Комаров. – М., 1997.
  • Комаров, С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях /С.А.Комаров. – М., 1997.
  • Конституция Республики Беларусь. – Мн., 1996.
  • Лукашенко, А.Г. "Только на основе эффективного функционирования и взаимодействия всех органов власти мы можем добиться прогресса" /А.Г.Лукашенко //Народная газета. – 1998. – 13 сакавіка.
  • Мельник, В. Беларусь жаждет идеала справедливости /В.мельник //Беларуская думка. – 1994. – №9.
  • Никитин, А.Ф. Права человека: учебное пособие для средн. школ /А.Ф.Никитин. – М.: "Творческая педагогика", МП "Новая школа", 1993.
  • Основы права. /Под ред. Г.Б.Шишко – Мн.: Амалфея, 1998.
  • Рубин, Я. Государство для человека /Я.Рубин //Беларуская думка. – 1998. – №3.
  • Словарь-справочник по обществоведению и основам Советского государства и права: книга для учащихся ст. классов средн. общеобразоват. школы / сост. Н.С.Чернавин – М.: Просвещение, 1990.
  • Смагина, Л.И. Сто уроков по правам ребенка: книга для учителя /Л.И.Смагина, А.С.Корнейчик и др. – Мн., 1998.
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь. С изменениями и дополнениями. – Мн., 1994.
  • Уткин, Э.А. Граждановедение. Учебник для средней школы /Э.А.Уткин, В.А.Мирошникова. – М.: Ассоциация авторов и издателей "Тендем". Изд-во ЭКМОС, 1997.
  • Шабайлов, В.И. Социальное государство /В.И.Шабайлов //Чалавек. Грамадства. Свет. – 1998. - №4.


 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.