Страница 1 из 9 Тематическое планирование по курсу "Права человека и гражданина" для 9 классов
Е.М.Герасимова, психолог Браславской гимназии
Основной целью данного учебного курса является повышение правовой культуры учащихся, формирование гуманистического мировоззрения, воспитание у молодых людей чувства человеческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственности, глубокого понимания как своих прав, так и прав других людей, общественных интересов, а также и обязанностей государства перед своими гражданами.
Мировой опыт показывает, что формирование сознательного и ответственного отношения основной массы населения к проблеме прав и свобод человека и гражданина, глубокое понимание их сущности и общественной значимости непосредственно зависят от создания в стране специальной системы образования в области прав человека. О возрастании внимания международного сообщества к этому вопросу свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что Генеральная Ассамблея ООН в декабре 1994 года единогласно приняла резолюцию, согласно которой 1995-2004 г.г. были объявлены Десятилетием образования в области прав человека. Особую актуальность данная проблема приобрела в связи с 50-летием принятия Всеобщей декларации прав человека. В итоге парламентских слушаний по проблеме прав человека в Национальном собрании Республики Беларусь в июне 1998 года Министерству образования было рекомендовано разработать обязательный курс "Права человека" в государственных учебных заведениях, средних школах. Программа "Права человека и гражданина" (34 часа) призвана содействовать реализации этих рекомендаций. Она основана на современной концепции преподавания прав человека, которая исходит из того, что оно не должно сводиться лишь к рассмотрению юридических аспектов данной проблемы. Права человека – это сложное, многогранное явление, результат длительной истории развития человечества, его величайшая ценность. Они выражают подлинно человеческое в человеке, жизненные потребности и возможности развития личности, меру ее свободы и ответственности. Права человека представляют собой неотъемлемое свойство личности и в то же время являются составной частью правовой системы общества. В связи с этим в учебном курсе важное место занимают вопросы взаимосвязи права и закона, прав человека и прав гражданина, прав и обязанностей людей. В рамках данного курса рассматриваются вопросы, связанные с правовыми отношениями несовершеннолетних и общества в различных сферах жизни общества, об их правах, возможностях и ответственности. Мы считаем, что изучение этого курса позволит поднять на соответствующий уровень предупредительно-профилактическую работу среди несовершеннолетних по предупреждению правонарушений, кроме этого, по нашему мнению, некоторые разделы и темы просто необходимы в дальнейшей практической жизни человека. Разработанная программа предполагает ознакомление учащихся IX класса школ Республики Беларусь, связанными с гражданством, образованием, правами ребенка, гражданско-правовыми отношениями, трудовыми отношениями, предпринимательством, семейными отношениями, вероисповеданием, молодежной политикой, гражданским и уголовным кодексом. Программа также направлена на формирование правосознания гимназистов, их правомерного поведения и взаимосвязи с правовой культурой. Учитывая отмеченные обстоятельства, учебная программа "Права человека и гражданина" включает три основных раздела:
- "Право и права человека – явления мировой культуры и цивилизации" (6 часов)
- Идея прав человека в истории человечества. Происхождение и развитие права.
- Современное понимание сущности права и прав человека. Право как регулятор жизни общества.
- Право и закон. Права человека и права гражданина. Их связь и различия.
- Всеобщая декларация прав человека и ее историческое значение.
- Закон на нашей древней земле.
- Конституционная защита прав человека и гражданина в Республике Беларусь.
- "Права человека – это гуманизм современной эпохи" (8 часов).
- Право и мораль. Нравственные основы прав человека.
- Основные группы прав и свобод человека, их единство.
- Взаимосвязь прав, обязанностей и ответственности человека и гражданина.
- Международная защита прав человека.
- Роль гражданского общества и социального правового государства в обеспечении прав человека.
- Правовая культура, пути и средства ее формирования.
- "Юридическое обеспечение прав человека и гражданина в Республике Беларусь" (20 часов).
- Совершенствование законодательства в области прав человека в Беларуси.
- Основы гражданского права.
- Основы уголовного права.
- Основы трудового права.
- Основы семейного права.
- Основы экологического права.
Примерный тематический план
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Кол-во часов
|
I.
|
Право и права человека – явления мировой культуры и цивилизации
- Идея прав человека в истории человечества. Происхождение и развитие права.
- Современное понимание сущности права и прав человека. Право как регулятор жизни общества.
- Право и закон. Права человека и права гражданина. Их связь и различия.
- Всеобщая декларация прав человека и ее историческое значение.
- Закон на нашей древней земле.
- Конституционная защита прав человека и гражданина в Республике Беларусь
|
6
1
1
1
1 1
1
|
II.
|
Права человека – это гуманизм современной эпохи
- Право и мораль. Нравственные основы прав человека.
- Основные группы прав и свобод человека, их единство.
- Взаимосвязь прав, обязанностей и ответственности человека и гражданина.
- Международная защита прав человека.
- Роль гражданского общества и социального правового государства в обеспечении прав человека.
- Правовая культура, пути и средства ее формирования.
|
8 1 1
1 2
1 2
|
III.
|
Юридическое обеспечение прав человека и гражданина в Республике Беларусь
- Совершенствование законодательства в области прав человека в Беларуси.
- Основы гражданского права.
- Основы уголовного права.
Общие положения Уголовного кодекса. Преступление и наказание. Государственные преступления. Преступления против собственности. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Хозяйственные и должностные преступления. Преступления против порядка управления. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения.
- Основы трудового права.
- Основы семейного права.
Права и обязанности родителей и детей. Фамилия, имя, изменение фамилии. Защита и лишение родительских прав. Заключение и расторжение брака. Брачный контракт. Взаимные права и обязанности супругов.
- Основы экологического права.
- Законодательство, законы и права молодежи.
|
19
1 2 8 1 1 1 1
2
1
1 2 4 1 1 1
1 1 1
|
IV.
|
Урок контрольных вопросов
|
1
|
Итого
|
34
|
Класс: 9"Б" Курс: Права человека и гражданина. Тема: Право и права человека – явления мировой культуры и цивилизации. Цель: Показать учащимся, что права человека – это сложное, многогранное явление, результат длительной истории развития человечества, его величайшая ценность. Что должны знать и уметь учащиеся: знать суть и уметь пользоваться основными понятиями курса: право, права человека, закон, личность, человек, гражданин, Конституция, демократия, цивилизация и др.; знать роль прав человека и права в развитии человечества; знать содержание и значение Всеобщей декларации прав человека; знать содержание и особенности Конституции Республики Беларусь. Задачи: раскрыть содержание основных понятий курса, показать историю развития идеи прав человека и права; познакомить учащихся с содержанием и значением Всеобщей декларации прав человека и Конституции РБ; развивать способность мыслить самостоятельно. Формы проверки знаний: диспуты, понятийный диктант.
№ п/п
|
Тема урока
|
Примечание
|
1.
|
Идея прав человека в истории человечества. Происхождение и развитие права
|
|
2.
|
Современное понимание сущности права и прав человека. Право как регулятор жизни общества
|
|
3.
|
Право и закон. Права человека и права гражданина. Их связь и различия
|
|
4.
|
Закон на нашей древней земле
|
|
5.
|
Всеобщая декларация прав человека и ее историческое значение
|
|
6.
|
Конституционная защита прав человека и гражданина в Республике Беларусь
|
|
Класс: 9"Б" Курс: Права человека и гражданина. Тема: Права человека – это гуманизм современной эпохи. Цель: Воспитывать в молодых людях ответственность перед обществом, государством, другими людьми; показать неделимость прав и свобод человека, неразрывную связь между правами и обязанностями; формировать правовую культуру у молодых людей. Что должны знать и уметь учащиеся: знать основные понятия темы; знать нравственные основы, основные группы прав и свобод человека, взаимосвязь прав, обязанностей и ответственности человека и гражданина, основные направления и систему международной защиты прав человека, роль гражданского общества и социального правового государства в обеспечении прав человека, пути и средства формирования правовой культуры у себя и других; уметь отвечать за свои поступки. Задачи: раскрыть взаимосвязь права и морали, познакомить с нравственными основами демократии и их роль в преобразовании общественной жизни в Беларуси; познакомить с основными группами прав и свобод человека; раскрыть взаимосвязь прав, обязанностей и ответственности человека и гражданина; познакомить с международной защитой прав человека; показать роль гражданского общества и социального правового государства в обеспечении прав человека; дать определение правовой культуры, показать пути и средства ее формирования. Формы проверки знаний: практические занятия, беседы, опрос.
№ п/п
|
Тема урока
|
Примечание
|
1.
|
Право и мораль. Нравственные основы прав человека
|
|
2.
|
Основные группы прав и свобод человека, их единство
|
|
3.
|
Взаимосвязь прав, обязанностей и ответственности человека и гражданина
|
|
4-5.
|
Международная защита прав человека
|
|
6.
|
Роль гражданского общества и социального правового государства в обеспечении прав человека
|
|
7-8.
|
Правовая культура, пути и средства ее формирования
|
|
Класс: 9"Б" Курс: Права человека и гражданина. Тема: Юридическое обеспечение прав человека и гражданина в Республике Беларусь. Цель: познакомить учащихся с основными нормативными документами Республики Беларусь, связанными с обеспечением прав человека и гражданина; формировать правосознание, правомерное поведение учащихся во взаимосвязи с правовой культурой. Что должны знать и уметь учащиеся: знать содержание основных нормативных документов Республики Беларусь, связанных с гражданством, образованием, правами ребенка, гражданско-правовыми отношениями, трудовыми отношениями, предпринимательством, семейными отношениями, гражданским и уголовным кодексами, молодежной политикой и уметь ими пользоваться; знать основы различных видов права. Задачи: знакомить учащихся с основами гражданского, уголовного, трудового, семейного, экологического права и основными нормативными документами Республики Беларусь; познакомить с совершенствованием законодательства в области прав человека в Беларуси. Формы проверки знаний: опрос, диспут.
№ п/п
|
Тема урока
|
Примечание
|
1.
|
Совершенствование законодательства в области прав человека в Беларуси
|
|
2-3.
|
Основы гражданского права
|
|
4-11.
|
Основы уголовного права
|
|
4.
|
Общие положения Уголовного кодекса
|
|
5.
|
Преступление и наказание
|
|
6.
|
Государственные преступления
|
|
7.
|
Преступления против собственности
|
|
8-9.
|
Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности
|
|
10.
|
Хозяйственные и должностные преступления. Преступления против порядка управления
|
|
11.
|
Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения
|
|
12-13.
|
Основы трудового права
|
|
14-17.
|
Основы семейного права
|
|
14.
|
Права и обязанности родителей и детей
|
|
15.
|
Фамилия, имя, изменение фамилии
|
|
16.
|
Защита и лишение родительских прав
|
|
17.
|
Заключение и расторжение брака. Брачный контракт. Взаимные права и обязанности супругов
|
|
18.
|
Основы экологического права
|
|
19.
|
Законодательство, законы и права молодежи
|
|
Класс: 9"Б" Курс: Права человека и гражданина. Тема: Урок контрольных вопросов. Цель: проверить глубину осознания изученного материала и прочность усвоения материала, определенного программой. Что должны знать и уметь учащиеся: знать программный материал; уметь его обобщать, систематизировать, анализировать, использовать в жизни. Задачи: проверка знаний, уровня их осознания; развитие способности мыслить самостоятельно; учить применять знания на практике, в жизни. Формы проверки знаний: тестирование.
№ п/п
|
Тема урока
|
Примечание
|
1.
|
Урок контрольных воросов
|
|
Литература
- Василевич, Г.А. Конституция – фундамент правового государства /Г.А.Василевич. //Чалавек. Грамадства. Свет. – 1998. – Вып.3.
- Величко, В. Страна без законов – страна без будущего /В.Величко, П.Шипук. //Беларуская думка. – 1998. - №1.
- Власов, В.И. Основы правоведения /В.И.Власов, В.В.Низовцев, В.А.Шевченко. – М.: Феникс, 1997.
- Гражданский кодекс Республики Беларусь. С изменениями и дополнениями. – Мн., 1994.
- Гринин, Л.Е. Обществознание (Обществоведение): ответы на экзаменационные вопросы для 11 класса и поступающих в вузы, 1996 /Л.Е.Гринин. – Волголрад: Изд-во "Учитель", 1996.
- Гусев, А.Д. Гуманизм современной эпохи /А.Д.Гусев //Беларуская думка. – 1998. - №5.
- Капитан, В. От прав до обязанностей – один шаг /В.Капитан //Беларуская думка. – 1986. - №10.
- Кодекс законов о браке и семье Республики Беларусь.
- Кодекс законов о труде Республики Беларусь.
- Комаров, С.А. Общая теория государства и права /С.А.Комаров. – М., 1997.
- Комаров, С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях /С.А.Комаров. – М., 1997.
- Конституция Республики Беларусь. – Мн., 1996.
- Лукашенко, А.Г. "Только на основе эффективного функционирования и взаимодействия всех органов власти мы можем добиться прогресса" /А.Г.Лукашенко //Народная газета. – 1998. – 13 сакавіка.
- Мельник, В. Беларусь жаждет идеала справедливости /В.мельник //Беларуская думка. – 1994. – №9.
- Никитин, А.Ф. Права человека: учебное пособие для средн. школ /А.Ф.Никитин. – М.: "Творческая педагогика", МП "Новая школа", 1993.
- Основы права. /Под ред. Г.Б.Шишко – Мн.: Амалфея, 1998.
- Рубин, Я. Государство для человека /Я.Рубин //Беларуская думка. – 1998. – №3.
- Словарь-справочник по обществоведению и основам Советского государства и права: книга для учащихся ст. классов средн. общеобразоват. школы / сост. Н.С.Чернавин – М.: Просвещение, 1990.
- Смагина, Л.И. Сто уроков по правам ребенка: книга для учителя /Л.И.Смагина, А.С.Корнейчик и др. – Мн., 1998.
- Уголовный кодекс Республики Беларусь. С изменениями и дополнениями. – Мн., 1994.
- Уткин, Э.А. Граждановедение. Учебник для средней школы /Э.А.Уткин, В.А.Мирошникова. – М.: Ассоциация авторов и издателей "Тендем". Изд-во ЭКМОС, 1997.
- Шабайлов, В.И. Социальное государство /В.И.Шабайлов //Чалавек. Грамадства. Свет. – 1998. - №4.
|