На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу В помощь педагогу-психологу (часть 2) - Типы профессий
В помощь педагогу-психологу (часть 2) - Типы профессий
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
В помощь педагогу-психологу (часть 2)
Программа курса по психологии "Азбука психологии" для 9-11-х классов
Программа спецкурса для учащихся 9–11 кл. "Я и мой профессиональный выбор"
"Я и мой выбор" Индивидуальная карта
Карта самооценки склонностей
Анкета интересов
Типы профессий
Типы акцентуаций характера
Программа курса для 11 кл.
Все страницы

Типы профессий

Чтобы отнести профессию, специальность к определенному типу, надо выяснить, на что главным образок направлено внимание человека.

Человек – Природа
Когда мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа, и прежде всего растительные и животные организмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, тракторист-машинист широкого профиля, ветеринарный врач, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод и т.д.

Человек – Техника
Самыми распространенными являются профессии, связанные с техникой. К ним относятся профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъемных и транспортных средств: слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, механик.
Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования: слесарь-механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик и др.
В тех случаях, когда труд специалиста направлен на монтаж, ремонт любых сооружений, конструкций, – это тоже описываемый тип профессии архитектор, строитель, техник, сантехник и др.
В этот же тип профессий включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров: заготовщик верха обуви, огранщик алмазов, ткач, столяр и др.; по переработке продуктов сельского хозяйства: пекарь, кондитер, инженер-технолог по переработке пищевых продуктов и др.; по добыче или обработке горных пород, грунтов: проходчик, шахтер, дизелист буровой установки и др.

Человек – Человек
Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективами. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся учитель, экскурсовод, продавец, врач, рекламный агент и др.

Человек – Знаковая система
Часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.п. К таким профессиям относятся корректор, экономист, программист, стенографистка, машинистка, чертежник, нотографик, топограф и др.

Человек – Художественный образ
К этому типу относится труд, который связан с изобразительной, музыкальной, литературной и актерской деятельностью: конструктор-модельер одежды, витражист, фотограф-художник, музыкант, артист, журналист, визажист, декоратор, художник, дизайнер и др.

Требования профессии к человеку

Человек – человек
Главным содержанием труда является взаимодействие между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.
Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа: потребность в общении, устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей, умение находить общий язык с разными людьми, терпение.

Человек – техника
Особенность технических объектов этого типа в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуются точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уделяется особое внимание.
Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части – важные условия успеха в данной области, причём изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

Человек – природа
Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом.
Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Необходимо также обладать дальновидностью, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда. Важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческого мышления.

Человек – Знаковая система
Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой – представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

Человек – художественный образ
Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека, – наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. И конечно, трудолюбие. Наблюдения за конечным результатом часто создают обманчивое представление о легкости самого процесса труда. Между тем надо помнить, что за внешним эффектом стоит напряженная многочасовая ежедневная работа.
Работник искусства должен иметь реалистичный уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

Гностические профессии (Г)
Работник должен иметь выраженную познавательную активность, наблюдательность, достаточно большой объем внимания, устойчивость внимания, высокую работоспособность, малую утомляемость соответствующих органов чувств, проявлять твердость позиции, принципиальность в выводах.

Преобразующие профессии (Пр)
Преобразующая деятельность человека может быть направлена на вещи, виды энергии, информацию, процессы, устройство общественной жизни и т. п.
Названные профессии требуют определенных качеств от работников: склонности к практическому влиянию на окружающую среду, интереса к процессу труда и его результату, высокой активности и работоспособности.

Изыскательские профессии (И)
Этот класс профессий еще недостаточно изучен, однако выявлены безусловные требования к тем, кто решил выбрать одну из таких профессий. Прежде всего, это интерес к новому, а также творческое мышление и воображение – способность легко отказываться от привычного хода мысли, искать новые варианты решений проблем.

Профессии, связанные с орудиями труда (Р)
При любом уровне технического прогресса сохраняется ручной труд: он используется для сборки, монтажа, налаживания, ремонта и регулирования различных технических устройств. При работе с ручными инструментами необходимы такие качества как координированность движений (точная дозировка их по силе, расстояниям и направленности), высокоразвитая мышечно-суставная чувствительность, развитое наглядно-действенное практическое мышление, особый интерес к самому процессу труда, а не только к результату работы.

Профессии, связанные с использованием машин (М)
Эти профессии предъявляют требования к следующим качествам работников: координированность движений, быстрота реакции и предусмотрительность, готовность к экстренным действиям, сочетающаяся со спокойствием и уравновешенностью, практическое техническое мышление.

Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов
и других технических комплексов (А)
Хорошо отлаженный станок с числовым программным управлением, автоматическая линия или технологический робот высвобождают человека как звено управления. Он наблюдает за их работой и при необходимости вызывает нужного специалиста. Среди качеств личности, необходимых работникам для выполнения своих обязанностей по профессиям этого отдела, следует отметить устойчивость внимания и наблюдательность, хорошо развитое воссоздающее воображение (способность мысленно представлять невидимые предметы, их соотношения).

Профессии, связанные с использованием
функциональных орудий труда (Ф)
Прежде всего уточним, что понимается под этим термином: это выразительные средства поведения, речи (учитель), организм человека, его подсистемы, органы (балерина, спортсмен), зафиксированные в речи (в уме) правила, планы проведения, деятельности (программист, юрист), эталоны органов чувств (дегустатор, кулинар). Функциональные средства имеют место в любом труде. Но в ряде профессий они являются основными. Секрет мастерства и успеха работающего прямо зависит от того, как он владеет этой группой орудий оснащения деятельности. Функциональные орудия незримы. Аппаратчик химического производства, например, мысленно прослеживает сложнейшие цепи, схемы недоступных наблюдению процессов, в уме ведет те или иные химические реакции. А внешняя сторона его деятельности – изменение положения различных вентилей, регулирующих поступление того или иного вещества, изменяющих режимы производства.
Вот некоторые качества, без которых человек не добьется успеха при освоении профессии данного отдела: способность удерживать в уме множество правил, сведений, оперировать ими, т.е. хорошая память и развитое мышление, высокоразвитая способность самоконтроля и самоуправления.


Структура личности

психологу

Памятка выпускнику
1. Правильно определите свои интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе.
2. Оцените свои реальные способности, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей.
3. Получите представление о существующих профессиях, а по интересующим профессиям информацию более подробную: содержание работы, условия труда, требования, предъявляемые профессиями к человеку.
4. Выясните, нет ли у вас противопоказаний по избранной профессии.
5. Учтите конъюнктуру рынка труда и его ожидаемые изменения, в том числе и региональные особенности. Выясните возможности трудоустройства.
6. Узнайте, в каких учебных заведениях и на каких условиях можно получить выбранную специальность. При этом необходимо исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения.
При выборе учебного заведения
1. Постарайтесь собрать информацию обо всех (многих) учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
2. Узнайте:
• условия поступления,
• продолжительность обучения,
• основные изучаемые дисциплины,
• какая квалификация присваивается после окончания учебного заведения,
• есть ли возможность получить дополнительную специальность.
Сравните полученную информацию по всем учебным заведениям и выберите оптимальный вариант.
3. Убедитесь в том, что Вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
4. Готовясь к поступлению, имейте несколько вариантов.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.