Страница 3 из 9
Программа спецкурса для учащихся 9–11 кл. "Я и мой профессиональный выбор"
С.А.Литвин, педагог-психолог СШ № 8 г. Новополоцка
Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации. Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, изучении и развитии своих способностей, склонностей, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели. Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время большинство выпускников базовой и средней школы оказываются неготовыми к осуществлению осознанного выбора профессии. Выбор профессии сопровождается трудностями психологического характера. Человек не готов к этому выбору, если у него: 1) недостаточно сформирована временная перспектива; 2) представление о себе, своих способностях, возможностях, интересах и склонностях характеризуется неадекватностью, неустойчивостью; 3) не развита способность делать осознанный выбор и брать на себя ответственность за него; 4) нет четких представлений о трудностях при выборе профессии и способах их преодоления; 5) отсутствуют знания о мире профессий и требованиях, которые предъявляет профессия к человеку; 6) недостаточно сформированы навыки целеполагания. Предлагаемый спецкурс "Я и мой профессиональный выбор" может успешно дополнить формы и методы, используемые школой с целью профессиональной ориентации старшеклассников. Цель спецкурса – помочь старшеклассникам сделать осознанный выбор профессии.
Задачи спецкурса: 1) научить выделению дальних и ближних профессиональных целей; 2) помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей; 3) помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий; 4) помочь осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления; 5) помочь определить пути саморазвития. Данный спецкурс опирается на принципы: • принцип сознательности в выборе профессии; • принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества; • принцип активности: человек сам активно выбирает профессию; • принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности. Результативность спецкурса зависит от личной позиции и качеств ведущего. Ведущий должен: 1) уважать любой труд; 2) приводить к самостоятельным решениям детей о выборе профессии; 3) доходить до каждого учащегося; 4) считаться с уже сложившимися особенностями, личными качествами участников; 5) быть тактичным; 6) поощрять активность; 7) действовать обязательно в интересах учащихся. Структура занятий. По содержанию спецкурс можно условно разделить на три блока, логически связанных друг с другом. Первый блок содержит информацию о мире профессий, их классификации, особенностях, требованиях различных типов профессий к человеку. Второй блок предоставляет учащимся возможности всестороннего изучения своей личности, соотнесения своих возможностей с требованиями предпочитаемых профессий, знакомит со способами саморазвития. Третий блок представляет собой тренинг целеполагания, цель которого – научить ребят моделированию своей жизни, постановке дальних и ближних целей. Занятия разработаны таким образом, что помогают постепенно осознать и яснее обозначить свои потребности, установки, идеалы, интересы, связать их с потребностями общества, изучить свои индивидуальные особенности, соотнести их с требованиями предпочитаемой профессии к человеку, осознать трудности, стоящие на пути к цели, развить способности к целеполаганию и моделированию своей жизни. Продолжительность одного занятия – 1 час. Занятия по отдельным темам, где много времени отводиться диагностике и информированию, могут проводиться с целым классом. На занятия по темам, касающихся вопросов личности, требующих большего самораскрытия, самоисследования, целесообразно деление класса на две подгруппы. Спецкурс рассчитан на 15 занятий один раз в неделю. С учетом деления на подгруппы занимает 21 час. Занятия проводятся в активной форме.
Тематическое планирование
№ п/п
|
Тема
|
Класс/ группа
|
Кол-во часов
|
1.
|
Вводное занятие
|
класс
|
1
|
2.
|
Выбор и ответственность
|
группа
|
2
|
3.
|
Потребности и идеалы
|
группа
|
2
|
4.
|
Интересы и склонности
|
класс
|
1
|
5.
|
Классификация профессий
|
класс
|
1
|
6.
|
Требования профессии к человеку
|
группа
|
2
|
7.
|
Темперамент, характер и профессия
|
класс
|
1
|
8.
|
Способности и профессия. Внимание
|
класс
|
1
|
9.
|
Способности и профессия. Память
|
класс
|
1
|
10.
|
Способности и профессия. Мышление
|
класс
|
1
|
11.
|
Творческие и специальные способности
|
класс
|
1
|
12.
|
Представление о себе
|
группа
|
2
|
13.
|
"Ловушки-капканчики"
|
группа
|
2
|
14.
|
Как добиться своей цели?
|
группа
|
2
|
15.
|
Заключительное занятие
|
класс
|
1
|
Занятие 1. Вводное занятие (класс) Цель – познакомить с программой спецкурса, решить организационные моменты. 1. Вступительное слово ведущего: цель спецкурса, количество занятий, расписание, необходимые принадлежности. 2. Анкетирование учащихся о сформированности профессиональных целей (см. Приложение) 3. Выработка групповых норм.
Занятие 2. Выбор и ответственность (группа) Цель – помочь осознать важность осознанного выбора профессии, психологические проблемы при осуществлении выбора. 1. Упражнение "Свобода – ответственность" Участники делятся на две группы. Двое учеников находятся в центре двух кругов. Им завязывают глаза, на талию привязывают пояс с веревками. Концы веревок держат участники. Задание: кто быстрее соберет предметы, разложенные на полу. Предметы собирает участник в центре, остальные управляют им при помощи веревок. При второй попытке участникам в центре развязывают глаза. При третьей попытке – ослабляют веревки. После каждой попытки спрашивают у проигравших, кто виноват. 2. Обсуждение упражнения: чем игра похожа на жизнь? (Свободные высказывания участников) 3. Ведущий: В жизни нам часто приходится выбирать: это могут быть выборы не очень сильно влияющие на нашу судьбу, но случается и так, что выбор определяет всю нашу дальнейшую жизнь и исправить что-то трудно. Сейчас вы окажетесь в игровой ситуации, предполагающей выбор. В процессе игры обратите внимание на свои чувства, мысли, чтобы потом всем вместе обсудить наиболее частые проблемы, встречающиеся при осуществлении выбора. 4. Упражнение "Выбор" Выбор учащимися полюса осуществляется в пространстве класса (надписи располагаются на стенах в разных углах помещения). После определения своей позиции каждый желающий может обосновать свой выбор, а после обсуждения поменять свою позицию. Ведущему следует обратить внимание на ребят, затрудняющихся в определении своего места, и мягко настоять на том, чтобы выбор все таки был сделан. 1) цвет, который мне нравится; 2) что бы я предпочел в жизни: • личное счастье • профессиональная карьера • материальный достаток • свобода 3) при выборе профессии я хочу, чтобы • профессия была престижной (престижность); • профессия была высокооплачиваемой (высокий заработок); • профессия давала возможности для личного развития (развитие); • в профессии я мог полностью реализовать свои способности (самореализация); 4) в профессии я хочу быть • исполнителем, т.е. добросовестно выполнять то, что мне поручено (исполнитель); • руководителем, т.е. самому отдавать распоряжения, принимать решения (руководитель); • творцом, т.е. придумывать и осуществлять что-то принципиально новое (творец); • мастером, т.е. качественно выполнять свою работу, быть мастером своего дела (мастер). 5. Обсуждение упражнения. При обсуждении упражнения ведущему полезно обратить внимание учащихся на следующие проблемы выбора: - ориентация на мнение большинства или значимого другого; - внутреннее сомнение в правильности, колебания; - импульсивность в принятии решения; - нежелание делать какой-либо выбор; - другое. Основной вывод: если человек достаточно хорошо знает себя, может адекватно оценить реальность, то, осуществляя взвешенный выбор, он берет на себя ответственность за свою жизнь, а значит, он более свободен.
Занятие 3. Потребности. Идеалы (группа) Цель – помочь осознать свои потребности, идеалы. 1. Разминка для активизации творческого мышления. Придумайте как можно больше способов необычного употребления газеты (молотка, терки, ботинка и т.п.) Сколько способов придумали? Зачитайте.
2. Упражнение "Моя жизнь" 1) Представьте себе свою жизнь с момента рождения до сегодняшнего дня. Вариант 1.Опишите ее, используя только глаголы. Время ограничено (3 мин). Кто хочет зачитать? Вариант 2. Нарисуйте свою линию жизни в виде чередования гор, впадин и равнин в зависимости от событий, которые вам запомнились. 2) Оцените степень удовлетворенности своей жизнью. 3) Опишите свое состояние сейчас, используя только существительные. (3 мин) 4) Обсуждение вопросов: Что в моей жизни зависит от других людей? Что в моей жизни зависит от случая? Что в моей жизни зависит от меня самого? 5) Представьте себе свою будущую жизнь через 3-5 лет. Где вы? Кто вокруг? Что вы делаете? Опишите все, используя прилагательные и наречия (3 мин). 6) Закончить предложение "Я хочу такую работу, чтобы..." Разделите лист вертикальной линией пополам. Закончите предложение, записав как можно больше вариантов ответов на левой стороне листа (5 мин). Представьте, что вам нужно убедить своего друга изменить выбор. Запишите на правой половине листа контраргументы для каждого утверждения. Снова прочитайте утверждения слева и подчеркните те из них, которые по-прежнему важны для вас. 3. Информация ведущего: "Потребности. Их влияние на выбор профессии". 4. Прочитайте утверждения, которые вы подчеркнули и попробуйте определить, в чем вы действительно нуждаетесь. Если среди потребностей есть "деньги", необходимо определить, для чего они вам нужны. 5. Обсуждение проделанной работы. Ведущему полезно поддержать рассуждения об идеальной работе, о степени достижимости идеала, о путях достижения, настроить учащихся на активное изучение своих интересов, склонностей и способностей.
Занятие 4. Интересы и склонности (класс) Цель – помочь осознать свои интересы и склонности. 1. Информация ведущего: Выбор профессии: хочу (потребности, идеалы, интересы) могу (склонности, способности) надо (потребность общества, рынок труда)
ХОЧУ
МОГУ НАДО
2. Диагностика интересов и склонностей. Методики: "Карта интересов", "ДЦО". 3. Обработка результатов, запись в индивидуальную карту (см. Приложение) 4. Обсуждение проделанной работы.
Занятие 5. Классификация профессий (класс) Цель – ознакомить учащихся с классификацией профессий, научить составлять формулу профессии. 1. Информация ведущего: "Классификация профессий" Учащиеся работают с "Индивидуальными картами", отмечая в таблице "Классификация профессий" те пункты, которые наиболее отвечают их интересам и потребностям. 2. Составление формулы профессии 1) на доске вместе (учитель, юрист или любую профессию на выбор) 2) самостоятельно в "картах" (п.5): составить формулы нескольких профессий, которые нравятся, сравнить с пунктами, отмеченными в таблице. 3. Обсуждение занятия.
Занятие 6. Требования профессии к человеку (группа) Цель – помочь учащимся определить те требования, которые предъявляет выбираемая профессия к человеку. 1. Информация ведущего "Требования профессии к человеку". 2. Упражнение "Рабочий день учителя (журналиста, артиста, юриста, художника, программиста, водителя и т.п.)" (выбор карточки с названием профессии). Учащиеся составляют цепочку слов на заданную тему, начинающуюся словом "Утро" и заканчивающуюся словам "Сон". Один из ребят записывает высказывания и затем зачитывает полученную цепочку. 3. Упражнение "Кошмарный сон (учителя, журналиста, артиста, юриста, художника, программиста, водителя и т.п.)" (то же). Учащиеся составляют цепочку слов на заданную тему, начинающуюся словом "Сон" и заканчивающуюся словам "Утро". 4. Обсуждение упражнений. В ходе выполнения данных упражнений более четко проясняются трудности профессии. 5. Упражнение "Отдел кадров". Один из учащихся становится перед классом, выбирает профессию и сообщает о своем выборе остальным. Остальные ребята представляют из себя "отдел кадров", задача которого принять на работу человека, который будет действительно соответствовать должности. Они в произвольном порядке предъявляют "кандидату" свои требования, начиная словами: "Ты должен...". После завершения требований "кандидат" делится с остальными своими чувствами и мыслями. 6.Индивидуальная работа с картой. Учащимся нужно: 1) составить формулу выбираемой профессии; 2) выписать в карту требования профессии к человеку, анализируя каждую букву формулы. Для выполнения этого задания учащимся предлагается помощь в виде напечатанной на листах информации (см. Приложение) 8. Обсуждение занятия. В ходе обсуждения полезно подвести ребят к выводу о необходимости всестороннего изучения своей личности. Вместо упражнений 5 и 6 можно предложить учащимся выполнить коллаж на тему "Требования профессии к человеку". Для выполнения этой работы полезно разделить учащихся на группы по склонности к тому или иному типу профессий (по данным диагностики на занятии 4.). Группа определяется с профессией для коллажа самостоятельно или с помощью ведущего. Перед началом работы школьникам необходимо предоставить материалы (журналы, ножницы, фломастеры, бумагу А2, клей), объяснить технику выполнения коллажа и схему:
|
Техника выполнения коллажа: На листе бумаги учащиеся рисуют фигуру человека, выбирают из журналов подходящие по теме рисунки, надписи, вырезают их и приклеивают на лист в соответствующих местах. После выполнения работы представители групп озвучивают свои "коллажи".
Занятие 7. Темперамент, характер и профессия (группа) Цель – помощь в самопознании. 1. Информация ведущего: "Устойчивые качества личности" (плакат, см. Приложение). 2. Темперамент (информация) Диагностика особенностей нервной системы: методика "Теппинг-тест". Обработка и интерпретация результатов. 3. Темперамент, понятия экстраверсии, интроверсии, нейротизма (информация). Ознакомление с результатами диагностики темперамента, проводимой с ребятами в 5 классе (опросник Айзенка). Анализ результатов. Обсуждение проблем, возникающих у людей различных профессий в связи с имеющимся у них темпераментом. 4. Упражнение: изобразить без слов, как работают люди определенной профессии с различным типом темперамента, преувеличивая до абсурда их особенности. (Выбор профессии из набора карточек, выбор темперамента из набора карточек). 5. Характер, устойчивые черты характера (информация). Ознакомление с результатами диагностики характера, проводимой с ребятами в 7 классе (тест Леонгарда-Шмишека). Обсуждение проблем, возникающих у людей различных профессий в связи со сформированными способами взаимодействия с миром. Результаты диагностик темперамента и характера записаны в индивидуальные карты каждого учащегося. Интерпретацию результатов изучения темперамента ведущий дает с использованием плаката, описание устойчивых черт характера каждый ребенок получает индивидуально (см. Приложение). 6. Обсуждение занятия.
Занятие 8. Способности и профессия. Внимание (класс) Цель – помощь в самопознании. 1. Информация. Внимание – это направленность нашего сознания на определенный объект. Объектом внимания может быть любой внешний объект, а также внутренний мир самого человека, его мысли, чувства и т. д. Быть внимательным – значит следить за какими-то движениями; развивать внимательность – значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, в природе, в науке, в людях. Внимание характеризуется рядом свойств: устойчивостью, колебанием, объемом, переключаемостью, распределяемостью и концентрацией. Каждое из этих свойств внимания проявляется у человека по-разному. Но и разные профессии предъявляют особые требования к разным свойствам внимания. 2. Изучение свойств внимания. Задание 1. Особенность колебания внимания. В течение 1 минуты смотрите на рисунок и отмечайте те моменты, когда восприятие изображения рисунка у вас будет изменяться: выпуклый рисунок ( – ) – вогнутый рисунок (.) Посчитайте, сколько раз в течение 1 мин у вас изменилось восприятие рисунка. Сравните результаты (наибольшее и наименьшее значение).
|
Зарисуйте все, что запомнили. Проверьте и подсчитайте: а) сколько фигур вы правильно запомнили; б) сколько цифр вы правильно запомнили; в) сколько цифр вами правильно вписано в фигуры; Задание можно усложнить, сделав фигуры и цифры цветными. Объем внимания равен сумме правильных ответов. Сравните полученные результаты. Задание 4. Распределение внимания (умение делать несколько дел одновременно). Попросите соседа засечь время, в течение которого вы называете по порядку цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке: произносите 1, пишете 20 и т.д. Подсчитайте время и количество ошибок. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение внимания. Сравните результаты. Задание 5. Концентрация внимания. Корректурная проба (2 мин). К — количество просмотренных знаков количество ошибок. 3. Запишите в "Индивидуальную карту" общую характеристику своего внимания: устойчивость – … колебание – … объем – … распределение – … концентрация – … 4. Попробуйте назвать профессии, которые предъявляют повышенные требования к указанным свойствам внимания. 5. Укажите, к каким качествам внимания предъявляют требования профессии, входящие в сферу ваших интересов и склонностей. 6. Обсуждение занятия.
Занятие 9. Способности и профессия. Память (класс) Цель – помощь в самопознании. 1. Информация. Память – это наша способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать, т.е. узнавать или воспроизводить то, что раньше запоминалось. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение – вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью ее сохранения, готовностью и точностью воспроизведения. В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Чаще всего они обнаруживаются в различной скорости запоминания, в прочности сохранения, в легкости воспроизведения. Когда говорят о людях с хорошей или плохой памятью, то имеют в виду именно эти общие различия. Однако, кроме них, наблюдаются различия в уровне развития у человека различных видов памяти. Одни люди лучше и быстрее запоминают зрительно, другие – на слух, третьи – при помощи двигательных ощущений. А запомнить сложную информацию помогает логическая память. Многие профессии требуют хорошего развития конкретных видов памяти у человека. Выявить особенности своей памяти вы можете, выполнив задания. При их выполнении следует иметь в виду, что, по исследованиям психологов, объем памяти взрослого человека на совершенно новый, не имеющий смысла материал равен 7+2. Чем больше объем, тем лучше.
2. Изучение особенностей памяти. Задание 1. Слуховая память. Прослушайте слова и запишите то, что запомнили: СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, ОЧКИ, РЕКА, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, ЛОЖКА, ПТИЦА, ОГОНЬ. А – количество правильно воспроизведенных слов. Прослушайте числа и запишите то, что запомнили: 43 57 12 33 96 7 15 81 74 46 В – количество правильно воспроизведенных цифр. Объем слуховой памяти посчитайте по формуле: П (с) = (А + В)/2 Задание 2. Зрительная память. Посмотрите на слова, записанные на листах, и воспроизведите то, что запомнили: СТРЕКОЗА, ПУЛЕМЕТ, ЧАЙНИК, БАБОЧКА, ПИРОГ, ХОМУТ, СВЕЧА, ТАЧКА, ЖУРНАЛ, МАЛИНА. А – количество правильно воспроизведенных слов. Посмотрите на числа, записанные на листе, и воспроизведите то, что запомнили: 34 15 8 52 78 41 18 63 85 39 В – количество правильно воспроизведенных цифр. Объем зрительной памяти посчитайте по формуле: П(з) = (А + В)/2 Задание 3. Двигательная память. Задайте друг другу ряд несложных движений (не меньше 10), попробуйте повторить за соседом. А – количество правильно воспроизведенных движений. Задайте друг другу ряд несложных фигур, нарисовав их пальцем на столе, попробуйте повторить за соседом. В – количество правильно воспроизведенных фигур. Объем двигательной памяти посчитайте по формуле: П(д) = (А+В)/2 Задание 4. Логическая память. Прослушайте ряд из пар слов, имеющих логическую связь. Попробуйте воспроизвести второе слово после прочтения первого. ЗАМОК – КЛЮЧ КОРОВА – МОЛОКО ЩЕТКА – ЗУБЫ СНЕГ – ЗИМА ПЕРО – БУМАГА ГОЛОВА – ВОЛОСЫ КНИГА – УЧИТЕЛЬ ЯБЛОКО – КОМПОТ КУКЛА – ИГРАТЬ ДЕРЕВО – ЛИСТ ОЧКИ – ГЛАЗА СОЛНЦЕ – ЛЕТО МАШИНА – ЕХАТЬ КОФЕ – ЧАШКА УРОКИ – ШКОЛА Объем логической памяти – количество правильно воспроизведенных слов. 3. Запишите в "Индивидуальные карты" характеристику вашей памяти. Объем памяти: слуховой – … зрительной – … двигательной – … логической – ... 4. Упражнение. Каждый участник получает карточку с названием профессии. В разных местах комнаты для занятий заранее прикреплены таблички с названиями различных видов памяти. Учащимся нужно найти место "своей" профессии, которая предъявляет требования к данному виду памяти. После того, как все учащиеся распределились на группы, целесообразно провести обсуждение в группах и помочь тем, кто не смог точно определить свою позицию. Обсуждение упражнения. Особое внимание следует уделить трудностям при выполнении этого упражнения. 5. Обсуждение занятия.
Занятие 10. Способности и профессия. Мышление (класс) Цель – помощь в самопознании. 1. Информация. Мы очень мало знали бы об окружающем мире, если бы наши познания ограничивались только той информацией, которую мы получаем от своих органов чувств. Возможность более широкого и глубокого знания об окружающем мире предоставляет каждому человеку мышление. То, что стены в классе голубые, а у коробка спичек шесть сторон, доказывать на надо – это вы видите. А вот то, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов, – этого никто из нас не сможет увидеть непосредственно, каким бы прекрасным зрением мы не обладали. Тут познать истину нам помогает мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах: преобладающем виде мышления, различном владении мыслительными операциями, быстроте, ширине, гибкости, самостоятельности и т.п. 2. Анализ результатов диагностик по методике ШТУР и тесту Равена, проведенных ранее (проведение данных диагностик не входит в программу спецкурса). Записи в индивидуальные карты. 3. Упражнение: определите скорость протекания мыслительных процессов (быстроту ума). Для этого заметьте, за какое время вы впишете недостающие буквы в слова каждого ряда:
г ...ра п…ле к…са т…ло п…ля с…жа д…ша р…ка _______ ваше время (10-15 с)
|
з…а…к к…м…нь с…р…й н…в…д х…л…д к…з…л з…л…нь т…л…га _______ ваше время (1-1,5 мин)
|
о…р…ч к…р…он з…р…о в…с…ок с…г…об в…т…а п…д…ак б…л…он _________ ваше время (1-1,5 мин)
|
к…с…а…ник у…и…ель а…е…ь…ин с…а…ц…я ч…р…и…а к…п…с…а г…у…о…ть к…н…о…а _________ ваше время (6-7 мин)
|
Оцените свой результат: можно считать, что вы успешно справились с заданием в том случае, если потратили на него не более 10 минут. Запишите его в индивидуальные карты. 4. Обсуждение занятия.
Занятие 11. Способности и профессия. Творческие и специальные способности (класс) Цель – помощь в самопознании. 1. Информация и обсуждение. Способность человека к творчеству определяется умением создавать что-то принципиально новое, чего еще никогда не было до него. Эта способность по-разному развита у людей. В чем может проявляться творчество у людей таких профессий, как художник, артист, модельер, понятно: без творческих способностей им не обойтись. Назовите профессии, где хорошо развитые творческие способности также необходимы. В чем может проявляться творчество в таких профессиях, как водитель автобуса, офицер, оператор установки, продавец и др.? Для обсуждения этого вопроса можно организовать групповую работу. Для успешной профессиональной деятельности важны и специальные способности. К ним относятся: - коммуникативные способности; - организаторские способности; - технические способности; - двигательные способности; - музыкальные способности; - художественные способности; - и др. 2. Упражнение. Установите у себя уровень развития творческого мышления. Для этого решите следующие задачи: а) Мысленно представьте себе, что у вас есть деревянный шарик диаметром 30 мм. Придумайте и укажите на бумаге (словами или рисунком) как можно больше предметов, которые можно сделать, используя этот предмет. Работайте 5 минут. Сравните свой вариант решения с вариантами своих товарищей. За одинаковые варианты начисляется 0 баллов, за похожие – 1 балл, за оригинальные, которых нет ни у кого – 4 балла. Сумма баллов показывает оригинальность вашего творческого мышления. Количество вариантов – продуктивность. Количество принципиально различных идей – гибкость. б) Составьте как можно больше предложений, слова в котором начинаются с букв М, Ф, Е, О. Работайте 2 минуты. Сравните свой вариант решения с вариантами своих товарищей. Оценка та же. Найдите среднее значение оригинальности, продуктивности, гибкости. Результат запишите в индивидуальные карты. 3. Индивидуальная работа с тестовыми методиками по выбору. Подумайте о профессии, которая вам нравится. Какие специальные способности необходимы для этой профессии? Уровень развития каких специальных способностей вы хотели бы определить у себя? Тестовые методики для определения специальных способностей с подробными инструкциями по выполнению, обработке и интерпретации результатов должны быть заготовлены заранее в достаточном количестве. Тестовый материал удобно расположить на отдельном столе, чтобы учащиеся могли свободно подходить и выбирать. 4. Анализ результатов и запись в индивидуальные карты. 5. Обсуждение занятия.
Занятие 12. Представления о себе (группа) Цель – развитие навыков адекватной самооценки при выборе профессии. 1. Ведущий предлагает участникам группы подумать и назвать те качества личности человека, черты характера, способности, которые могут помочь ему в достижении профессиональных целей, и те, которые могут помешать ему. 2. Моделирование связи гибкого поведения и самооценки. Оборудование: весы, камни белого и черного цвета. Ведущий предлагает группе представить себя одним человеком с набором качеств личности, черт характера и способностей. Задание: рассказать о себе, кладя на одну чашу весов камни белого цвета, если называемое качество помогает добиться цели, на другую чашу – камни черного цвета, если мешает. После окончания выполнения упражнения ведущий обращает внимание на положение весов: если одна из чаш перевешивает, система перестает быть гибкой. Обсуждение упражнения: как проявляется гибкость в поведении при выборе профессии (и негибкость)? Какую связь между самооценкой и поведением вы увидели? В чем польза знания своих ограничений? 3. Упражнение "Мои весы" (выполняется индивидуально). Каждый участник группы на листе бумаги записывает справа свои качества личности, черты характера и способности, помогающие ему в достижении профессиональных целей, слева – ограничивающие его. Если списки не равны, предложите участникам их выровнять, при необходимости помогите это сделать. 4. Диагностика "Личностный дифференциал". 5. Обсуждение занятия.
Занятие 13. Ловушки-капканчики (группа) Цель – помочь учащимся осознать возможные препятствия (ловушки) на пути к профессиональным целям. 1. Ведущий предлагает каждому участнику выбрать вариант своей профессиональной карьеры (поступление в учебное заведение, оформление на работу и т.д.). В основу дальнейших действий положена известная детская игра "Ручеек". Каждая пара представляет собой препятствие, которое может возникнуть на пути осуществления профессиональной карьеры. Инструкция. Каждая пара, кроме первой, должна придумать трудность, которая может возникнуть на пути осуществления профессиональных целей. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешние, так и внутренние. Многие о внутренних трудностях часто забывают. Каждый человек проходит через "полосу препятствий", останавливаясь перед каждой парой. Пара называет препятствие, а участник говорит, как он собирается справиться с этой трудностью. После прохождения каждой парой "полосы препятствий" пара становится сзади и называет препятствие первой пары. Все трудности (проблемы) следует оговорить заранее, чтобы они не повторялись. Игра должна проходить динамично. 2. Обсуждение упражнения. В ходе обсуждения следует поддерживать дискуссию и желание поделиться своим жизненным опытом. Полезно поговорить и о других препятствиях, которые не прозвучали в ходе игры, но реально возникают в жизни.
Занятие 14. Как добиться своей цели (группа) Цель – научить учащихся планированию, моделированию своей жизни, научить способам эффективного достижения своих целей. 1. Ведущий предлагает участникам упражнение "Профконсультация". Все участники делятся на пары (тройки). В каждой паре распределяются роли: кто-то будет "консультируемым", кто-то "профконсультантом". Ведущий знакомит всех участников с общей схемой разговора. "Профконсультанты" будут задавать "консультируемому" вопросы, а тот кратко отвечает на них. Вопросы: 1. Какую профессию собираетесь выбрать? 2. Куда собираетесь поступать после школы? 3. Какие трудности видите на пути к своей профессиональной цели? Как собираетесь преодолевать эти трудности? 4. Как собираетесь готовиться к профессии и поступлению в профессиональное учебное заведение? 5. Есть ли у вас резервный вариант выбора? Каждый участник получает листок с таблицей, в которой он должен отражать итоги беседы.
|
Я консультирую. Мои оценки ответов консультируемого
|
Я получаю консультацию. Оценки моих собственных ответов
|
1. Какую профессию собираетесь выбрать? 2. Куда собираетесь поступать после школы? 3. Какие трудности видите на пути к своей профессиональной цели? Как собираетесь преодолевать эти трудности? 4. Как собираетесь готовиться к профессии и поступлению в профессиональное учебное заведение? 5. Есть ли у вас резервный вариант выбора?
|
|
|
В течение 7-10 минут участники игры проводят первую беседу, задавая друг другу вопросы и отвечая на них. Каждый консультант и консультируемый оценивает, насколько обоснованными и продуманными были ответы на вопросы по условной 10-бальной шкале. Смена ролей происходит по команде ведущего. Информация ведущего о ближних и дальних целях. 2. Индивидуальная работа с картами. Ведущий предлагает участникам самостоятельно поработать с индивидуальной картой (п.8), учитывая тот опыт, который они получили на всех предыдущих занятиях. 3. Обсуждение занятия.
Занятие 15. Заключительное (группа) Цель – подвести итоги проделанной работе. 1. Ведущий предлагает участникам в свободной форме обсудить, какую роль сыграло участие в занятиях спецкурса в их жизни, представлениях о профессиях и т.п. 2. Анкетирование. Участникам предлагается анкета, которую они заполняли на первом вводном занятии для оценки эффективности спецкурса. 3. Упражнение "Пожелание другу". Каждый участник представляет себе какой-либо талисман, который помогает в выборе дальнейшего жизненного пути, "передает" его и желает что-то другому участнику. Каждый участник должен получить свой талисман. 4. Прощальный ритуал.
Литература
1. Альманах психологических тестов. – М: "КСП", 1996. 2. Пращицкая, Е.Н. Выбирайте профессию /Е.Н.Пращицкая. – М: Просвещение, 1991 3. Пряжникова, Е. Два упражнения /Е.Пряжникова, Н.Пряжников. – Школьный психолог. – № 4. – Январь 2002. 4. Пряжникова, Е. Профконсультация: планирование жизненного пути /Е.Пряжникова, Н.Пряжников. – "Школьный психолог" № 4, январь 2002 5. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие /Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта. – М: Московский психолого-социальный институт: "Флинта", 1998.
|