На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу В помощь педагогу-психологу (часть 2) - Программа курса по психологии "Азбука психологии" для 9-11-х классов
В помощь педагогу-психологу (часть 2) - Программа курса по психологии "Азбука психологии" для 9-11-х классов
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
В помощь педагогу-психологу (часть 2)
Программа курса по психологии "Азбука психологии" для 9-11-х классов
Программа спецкурса для учащихся 9–11 кл. "Я и мой профессиональный выбор"
"Я и мой выбор" Индивидуальная карта
Карта самооценки склонностей
Анкета интересов
Типы профессий
Типы акцентуаций характера
Программа курса для 11 кл.
Все страницы

 

Программа специального курса (факультатива)
по психологии "Азбука психологии" для 9-11-х классов

Е.М.Герасимова, психолог Браславской гимназии

Объяснительная записка

Спецкурс "Азбука психологии" призван не только познакомить старшеклассников, интересующихся психологией, с достижениями психологической науки, но и помочь им в познании самих себя с тем, чтобы сознательно подходить к определению своего дальнейшего жизненного пути, оценке тех или иных ситуаций.
Многие школьные предметы дают учащимся знания о человеке. И все-таки в наших знаниях о человеке не хватает очень важного. Почти не изучается почти внутреннее "устройство" самого главного в человеке – его психики.
Считаем, что данный спецкурс в какой-то мере заполнит этот пробел и поможет ребятам войти в увлекательный и прекрасный мир психологической науки. На занятиях старшеклассники узнают, как формируется психика человека, узнают, какие законы управляют ощущениями и восприятием, памятью и творческой мыслительной деятельностью, узнают свои интересы и склонности, особенности своего темперамента, мышления, памяти, внимания, познакомятся с требованиями различных профессий и смогут соотнести их со своими возможностями, узнают о том, можно ли влиять на поведение других людей, одинаково ли видят мир мужчины и женщины, как люди составляют суждения, что в них сильнее – логика или эмоции и многое другое. Известно, что чем больше узнаешь о других, тем лучше понимаешь себя.

Программа спецкурса (68 часов)

  • Занимательная психология.

Знакомство. Правила работы на занятиях спецкурса (2 ч.).
Загадки сознания. Субъективный мир животного. Фитопсихология. Ой! Больно! Потеря сознания. "Пти маль". Уже было. Что рассказал умерший. Еженощная потеря сознания. Мгновение или час? Вещие сны. Режьте, братцы, режьте. Experimentum mirabile. Животный магнетизм. "Сторожевой пункт". Разгаданная загадка. Методом гипнорепродукции. Длительный раппорт. Стигматы Луизы Лато. Все ли можно внушить? Передача мысли на расстоянии. Ignoramus или ignorabimus? (2 ч.).
Психика и мозг. Отражение – по-латыни рефлекс. Лоб широк, да мозгу мало. Шишка любви к детям. Проекция свиного "пятачка". Асимметрия мозга. Центры Брока и Вернике. Опыт Моссо. Возбуждение и торможение. Условный рефлекс. Каузальный рефлекс. На пороге сознания. Животные – герои. Умный Ганс. Вторая сигнальная система. Полезные и вредные слова. Посмотри сквозь черепную крышку. Узор и канва. Процессуальное и содержательное. Психологические механизмы. Системные качества. Теория отражения и отражающая система. Атрибуты сознания (2 ч.).
Личность. Представления о личности. Раздвоение личности. Фелида. Что есть личность. Христиан Вольф. Сарказм Мефистофеля. Личность и опыт. Неогельвецианство. Феномен детей Лыковых. "О типах нервной системы, темпераментах тож". Бесполезен ли меланхолик? Подмена целого частью. Ты ко мне плохо относишься! От авантюризма до ячества. Чувство ответственности. Девиз Жанны д'Арк (2 ч.).
Эмоции. Эмоция или эмоциональность. Душа в пятках. "Есть упоение в бою". Разные настроения. Аффект. Азарт. Единство, но не тождество. Выражение лица. Чувство и поза. Теория Джейка-Ланге. Детектор лжи. Эмоции и чувства. Что же такое любовь? Любовь и голод. Инстинкт сохранения рода. Кто любит музыку? Абстрактная живопись. Абстрактный котенок. Запретный плод сладок. Счастье. Скучно (2 ч.).
Восприятие. Субъективный образ объективного мира. Сверхчувствительный прибор. Хороший глазомер. Слепое пятно. Картина на потолке. В сумерках на велосипеде. Дальтонизм. Плывущий мост. Вверх ногами. Целостность восприятия. Восприятие времени. Капризы вкуса. Где кузнечик? Фигура и фон. Апперцепция. Ошибки оценки. Иллюзии, замеченные Гете. Маскировка. Иллюзия смещения. Иллюзия контраста. Иллюзия Аристотеля. Иллюзии в полете. Загадки Эшера. Галлюцинация. Таков ли мир, каким мы его воспринимаем (2 ч.).
Внимание. Опыт с часами и книгой. Объем внимания. Сколько дел можно делать одновременно. Колебания внимания. Путаница. "Порхающее" и "липкое". Как стать внимательным? Игры индейцев. Профессиональное внимание. Морально-воспитанное внимание (2 ч.).
Мышление. Что такое миллион. Непосредственно и опосредованно. Четвертый лишний. Эврика! Логические задачи. Разоблаченный оракул. Шерлок Холмс. По ассоциации. Мысль пишет. Знаю, а сказать не могу. Сказать могу, а не знаю. Закономерность. У переправы. А был ли Маугли? Глокая куздра. Индусское правило спора. Косность мышления. Любопытен или любознателен? Кто же умнее? Добровольное сумасшествие (2 ч.).
Воля. Сила идеи. Задерживая смерть! Мужество. Борьба "не хочу" и "надо". Буриданов осел. Шаблон. Внушенный ответ. Подражание. Настойчив или упрям? (1 ч.).
Память. Мое Я. Непроизвольная память. Произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание. Врет как очевидец. Узнавание. Когда полезно забывать. Не думать о белом медведе! Наизусть по смыслу. Охотничьи рассказы. Эмоциональная память. Кратковременная память. Мнемоника. Как улучшить память. Гиперспособности и "пасынки школы". Талант и характер. Характер и судьба. Как они представляют мир. Личность – это человек как носитель сознания (2 ч.).
Практикум "Тайны мозга. Как развивать свои умственные способности". Мозг и ум. Статистика – о мозге. Как развивался мозг в процессе эволюции, какие функции выполняют различные его части. Взгляд на внутреннее устройство мозга. Определение интеллекта. Природа или воспитание? Различные виды интеллекта. Мозг хорошо, а два – лучше! Решение проблем. Мысли о мыслях. Память и обучение. Творческие способности. Заботьтесь о своем мозге. Биологическая обратная связь и гипноз. Сон и сновидения. Тайны ума (7 ч.).
Инстинкт и деятельность. Осы-хирурги. Слепой инстинкт. Цыпленок в беде. Вопреки инстинкту! Кнутом или пряником? Предыстория деятельности (1ч.)
Работа духа. Игра с куклами. Гомология и аналогия деятельности. Тотемы и фетиши. Чуринги. Гадание. Репродуцирующее воображение. Вдохновение. Привычка. Интуиция – дочь информации (1 ч.).
Моторика. Воображаемые действия. Импульсивные действия. Открытие Сеченова. Рабочие движения. Быстрые и медленные движения. Личное уравнение. Скорость реакции. Хлопки. На перекрестке. Трудные координации. Правая, левая где сторона? Два галстука. Зеркальное письмо. Равновесие. В состоянии невесомости. Почерк. Различные письмена. Как мы читаем. Ощупывающий глаз (1 ч.).
Мотивация. Структура действия. Одинаковые движения – разные действия. Одинаковые действия – разные движения. Заряжая винтовку. Поступок, проступок, преступление. Правоправные способности. Разные мотивы (1 ч).
Умения и навыки. Полезная автоматизация и вредный автоматизм. Что раньше: навык или умение? Потребность в труде. Трудовая экспертиза. Пространственное представление (1 ч.)
Групповая деятельность. Групповое решение проблем. Групповой душ. Рождение дружбы. Человек и машина. Машина и человек. Вредно ли утомление? Сеченовский феномен. Рациональный отдых (1 ч.).
Категории и принципы психологии. Принцип детерминизма. Принцип единства сознания, личности и деятельности. Дерево психологической науки (1 ч.).

  • Я и моя профессия.

Что я знаю о своих возможностях (1 ч).
Склонности и интересы в выборе профессии (1 ч).
Понятие о темпераменте (1 ч).
Мышление. Как определить тип своего мышления? Как развить мышление? (1 ч).
Память. Виды памяти. Как улучшить память? (1 ч).
Внимание. Как оценить внимание? Как развивать внимание? (1 ч).
Воображение. Как определить уровень развития своего воображения? Как развивать воображение? (1 ч).
Что такое характер? (1 ч).
Коллаж "Мой психологический портрет" (1 ч).
Что я знаю о мире профессий? Классификация профессий (1 ч).
Профессии типа "Человек – техника" (1 ч).
Профессии типа "Человек – природа" (1 ч).
Профессии типа "Человек – знак" (1 ч).
Профессии типа "Человек – человек" (1 ч).
Ошибки в выборе профессии (1 ч).
Формула профессии. (1 ч).
Способности и профессиональная пригодность (1ч).
Опросник профессиональной готовности (1 ч).
Что такое профессиограмма (1 ч).
Психологический кроссворд (1 ч).
Тренинг "Необитаемый остров" (4 ч).

  • Узнаем других.

Что происходит в процессе эксперимента? Оправдываются ли ожидания? Меняются ли люди, оказавшись участниками эксперимента? Чего в людях больше – логики или эмоций? (1 ч).
Установки и убеждения. Легко ли люди поддаются обману? Зависят ли взгляды на жизнь от возраста? Детский взгляд на мир. Как люди относятся к деньгам? (1 ч).
Мнения и суждения. Может ли мнение измениться от одного слова? Влияет ли первое впечатление на формирование мнения? Как формируется суждение? (1 ч).
Восприятие. Как мозг воспринимает то, что мы видим? Влияет ли кофеин на восприятие? Сколько личного пространства надо каждому? Чувствуется ли разница между прикосновением женщины и мужчины? (1 ч).
Общение. Отражает ли речь особенности характера человека? Можем ли мы непредвзято относиться к словам родителей? Какой из способов общения лучше? Зачем нужны вопросы? (1 ч).
О различиях между мужчиной и женщиной. Одинаково ли мыслят мужчины и женщины? Много ли каждый из нас знает про свой пол? Одинаково ли мы рисуем мужчин и женщин? Одинаков ли взгляд на вещи у мужчин и женщин? (1 ч).
Человек в коллективе. Может ли соревнование улучшить результативность? Почему с одними людьми работать вместе легче, чем с другими? Как классифицируют людей дети и взрослые? Как формируется коллектив? (1 ч).
Самовыражение. В чем лучше происходит самовыражение? О чем можно узнать по почерку? Чего в нас больше, сходства или различий? Чего в людях больше – субъективности или объективности? (1 ч).
Поведение. Можно ли влиять на чужое поведение? Можно ли выработать у человека условные рефлексы? Чему можно научиться у мучных червей? Можно ли влиять на поведение, если не обращать на него внимание? Можно ли поощрять творчество? Равноценны ли награда и успех? (1 ч).
Память и обучение. Можно ли усвоить больше, если устраивать перерыв в занятиях? Легче ли запомнить то, что имеет смысл? Можно ли научиться беспомощности? Зачет (1 ч).

Литература

  • Аграшенков, А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты /А.В. Аграшенков. – М.: Вече-АСТ, 1997.
  • Баррет, С Тайны мозга. Как развить свои умственные способности /С.Барретт. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
  • Водейко, Р.И. Как управлять собой / Р.И.Войдеко, Г.Е. Мазо. – Мн.: Народная асвета, 1987.
  • Гримак, Л.П. Общение с собой /Л.П.Гримак. – М.: Политиздат, 1991.
  • Зимбардо, Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справиться) /Ф.Зимбардо. – СПб.: Питер Пресс, 1995.
  • Как определить и развить способности ребенка / сост. В.М.Воскобойников. – Спб.: Респкс, 1996.
  • Каппони, В. Как делать все по-своему, или Ассертивность – в жизнь! /В.Каппони, Т.Новак. – СПб.: Питер, 1995.
  • Каппони, В. Сам себе авторитет /В.Каппони, Т.Новак. – СПб.: Питер, 1995.
  • Кинчер, Дж. Книга о твоих знакомых. 40 тестов-экспериментов / Дж.Кинчер. – Спб.: Питер Пресс, 1997.
  • Коломинский, Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся /Я.Л.Коломинский. – Мн.: Універсітэцкае, 1998.
  • Кочетов, А.И. Как заниматься самовоспитанием /А.И.Кочетов. – Мн.: Выш. шк., 1991.
  • О'Киффи, Дж. Семидневный курс тренировки ума //Дж. О'Киффи. – Мн.: Золотой теленок, 1997.
  • Оцените свои способности. Тесты / сост. Л.В.Огинец – СПб., 1992.
  • Пекелис, В. Как найти себя: Энциклопедия в двух книгах, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше: для сред. шк. Возраста / В.Пекелис. – Мн.: Юнацтва, 1989.
  • Пергаменщик, Л.А. Помоги себе сам. Психологический практикум /Л.А.Пергаменщик. – Мн., 1994.
  • Пергаменщик, Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологический практикум /Л.А.Пергаменщик. – Мн.: Народная асвета, 1994.
  • Петровский, А.В. Психология о каждом и каждому о психологии /А.В.Петровский. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
  • Платонов, К.К. Занимательная психология /К.К.Платонов. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
  • Психологические тесты / сост. В.Д.Коновалов – М.: Светотон, 1996.
  • Психотерапия и экстрасенсорика / сост. А.Н.Гопаченко. – Харьков: Фалио; Ростов н/Дону: Феникс, 1998.
  • Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании /Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.
  • Резапкина, Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов /Г.Резапкина. – "Школьный психолог", 1999. - №14.
  • Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /А.Э.Симановский. – Ярославль: Гринго, 1996.
  • Стивенс, Дж. Приручи своих драконов (как обратить свои недостатки в достоинства) /Дж.Стивенс. – СПб.: Питер Пресс, 1995.
  • 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. – М.: Эйдос, 1994.
  • Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника /Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  • Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза /К.Хорни. – СПб.:Лань, 1997.
  • Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов /Г.А.Цукерман. – Рига, ПЦ "Эксперимент", 1995.
  • Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей /Л.В.Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  • Черепанова, Е.М. Психический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей /Е.М.Черепанова. – М.: Издательский центр "Академия", 1996.
  • Что Вы знаете и не знаете о себе и других. Психологические наблюдения и тесты /Сост. С.С.Степанов. – Дубна: Издательский центр "Феникс", 1996.
  • Шиндлер, Дж.А. Как прожить 365 дней в году /Дж.А.Шиндлер. – М.: "Рипол Классик", "Вече", 1997.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.