На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу В помощь педагогу-психологу (часть 2) - Программа курса для 11 кл.
В помощь педагогу-психологу (часть 2) - Программа курса для 11 кл.
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
В помощь педагогу-психологу (часть 2)
Программа курса по психологии "Азбука психологии" для 9-11-х классов
Программа спецкурса для учащихся 9–11 кл. "Я и мой профессиональный выбор"
"Я и мой выбор" Индивидуальная карта
Карта самооценки склонностей
Анкета интересов
Типы профессий
Типы акцентуаций характера
Программа курса для 11 кл.
Все страницы

Программа курса для 11 кл.
"Психология семейных отношений"

Е.М.Герасимова, психолог Браславской гимназии

Объяснительная записка
Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи.
Но формирование семьи – сложный процесс, и тут есть свои проблемы. Современные брачно-семейные отношения требуют, чтобы воспитание будущего семьянина начиналось ещё в детские годы. И очень важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии необходимых для этого личностных качеств.
Необходимость целенаправленной подготовки молодёжи к семейной жизни обусловлена дальнейшим развитием брачно-семейных отношений, тем, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь.
Многие факторы нашей жизни способствуют появлению всё большего числа непрочных браков. Среди типичных причин развода – необдуманность в выборе супруга, низкая культура чувств, этическая неграмотность, неумение супругов строить повседневные отношения, вести семейное хозяйство, стремление скрыться от первых трудностей в родительской семье, душевная глухота и моральное иждивенчество.
В этих условиях целенаправленная, разносторонняя подготовка молодёжи к семейной жизни – настоятельная необходимость. Поэтому в 11-м классе нашей гимназии преподаётся курс "Психология семейных отношений".
Содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни включает следующие важнейшие аспекты.
1. Общесоциальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий информацию об общественной сущности брачно-семейных отношений, о значимости семьи как важнейшей ячейки общества, об идейных ценностях, о социальных ролях супругов и родителей.
2.Этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: равноправного товарищеского отношения к представителям другого пола, дружбы, уважения к матери, отцу, старшим и младшим, потребности в воспитании детей, ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости, осознания моральных основ брачно-семейных отношений, любви как нравственной основы брака; чувства долга перед супругой (супругом), семьёй, детьми; культуры интимных чувств, правильных представлений об идеальном муже и жене, об отце и матери.
3. Правовой, имеющий цельюознакомление с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.
4.Психологический, предусматривающийформирование понятий о личности как уровне развития индивида; об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, владение навыками общения и др.
5.Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических различий мужского и женского организмов, вопросов личной гигиены и др.
6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, её педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей, а также вооружение юношества конкретными знаниями и умениями по самовоспитанию и воспитанию детей.
7. Эстетический, включающий формирование отношения к семейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности.
8. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями ведения домашнего хозяйства.
Курс "Психология семейных отношений" рассчитан на 34 часа. Основная цель курса – вооружение юношей и девушек основами знаний о брачно-семейных отношениях; формирование у них потребности в создании семьи, готовности к будущему вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей; подготовка к семейной жизни.
Программа курса включает следующие разделы: "Семья и общество", "От ребёнка до взрослого человека", "Безопасное и ответственное поведение. Сексуальная жизнь", "Супружество. Сущность супружества. Общение в браке", "Дом – местожительство семьи. Хозяйственно-бытовая жизнь", "Отцовство, материнство и дети", "Несчастный брак".

Примерный тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I.

Введение. Семья и общество.

  • Историческое развитие семейных отношений. Прошлое, настоящее и будущее семьи в Беларуси.
  • Кризис семьи в современном обществе. Функции семьи. Различные виды семей.
  • Семья и религия

3

1

1
1

II.

От ребёнка до взрослого человека.

  • Особенности юношеского возраста.
  • Молодёжная субкультура.
  • Социальные отношения в юношеском возрасте. Предпосылки и механизмы возникновения влюблённости.
  • Виды любви.
  • Любовь – высшее человеческое чувство. Любовь в жизни известных людей.
  • Как мы выбираем друг друга?
  • Гороскопы. Гороскопы...
  • Объявления знакомств: за и против.
  • Знакомство. Ролевая игра "Знакомство".
  • Готовность к созданию семьи.
  • Как стать настоящим семьянином?

11
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

III.

Безопасное и ответственное поведение. Сексуальная жизнь.

  • Болезни, передающиеся половым путём: признаки, последствия, предупреждение.
  • Ответственное поведение (практикум).
  • Ваш выбор: отложить или не откладывать (практикум).
  • Ранний сексуальный опыт молодёжи : причины и последствия (практикум).
  • Проблемы, связанные с началом интимных отношений. Контрацепция: вопросы и ответы.
  • Манеры поведения: аргументы и контраргументы (практикум).
  • Как отложить сексуальные отношения? (практикум)
  • Как отстоять свою точку зрения? (практикум)

8

 

1
1
1

1

1

1
1
1

IV.

Супружество. Сущность супружества. Общение в браке.

  • Я и моя будущая семья.
  • Молодёжь о будущей семейной жизни (практикум).
  • Супружество. Распределение ролей в семье.
  • Семейная атмосфера. Необходимость коммуникации.
  • Сферы в браке, которые вызывают разногласия.
  • Практикум: игры общения в семье.
  • Тренинг по семейной конфликтологии

7
1
1
1
1
1
1
1

V.

Дом – местожительство семьи. Хозяйственно-бытовая жизнь.
1. Хозяйственно-бытовая жизнь. Создание дома. Своеобразие. Интерьер

1

 

1

 

VI.

Отцовство, материнство и дети.
1. Подготовка к отцовству, материнству. Факторы развития ребёнка. Возрастные ступени.
2. Сократовская беседа "Материнство – это риск?!"
3. Семейное воспитание (практикум)

3

1
1
1

VII.

Несчастный брак. Зачёт

1

ИТОГО
Теоретических занятий
Практических занятий

34
20
14

Программа курса (34 часа)

I. Семья и общество.
Прошлое, настоящее и будущее семьи в Беларуси. Историческое развитие семейных отношений. Кризис семьи в современном обществе. Ослабляющие факторы: урбанизация, индустриализация, последствия войн, ослабление христианской модели брака, массовая коммуникация. Явления, связанные с ослаблением семейных отношений: увеличение стресса и напряжения, психические расстройства, употребление алкоголя, венерические заболевания, изнасилования, гомосексуализм, самоубийства. Семья в трудные времена – показатель общественной напряжённости или гарант чувства самосохранения. Историческое влияние Библии на семью. Библия об отношениях мужчины и женщины. Семья с корнями и без корней. Составление родословного дерева, воплощение, осмысление и познание его. Память о предках, культура кладбищ. Различные виды семей: нуклеарная семья, патриархальная семья, единоличная (попечитель, опекун) семья, новая – семья, супружеская пара без детей. Функции семьи. Одинокий человек, плюсы и минусы одинокой жизни.
II. От ребёнка до взрослого человека.
Особенности юношеского возраста. Физические и психические изменения возраста. Половые различия – мужественность и женственность, правильно и ложно понятые. Здоровье и сохранение его в юношеском возрасте. Возможные психические расстройства. Развитие самосознания. Окно Джохари. Высокая и низкая самооценка, механизмы её проявления и влияние на отношения с другими. Постепенное приобретение самостоятельности. Молодёжная субкультура.
Социальные отношения в юношеском возрасте. Вырастание в семье. Отношения с ровесниками. Роль друзей при обретении самостоятельности. Взаимность дружбы. Эмпатия. Так называемые плохие друзья – что это такое? Возникновение новых отношений в юношеском возрасте. Функции временных отношений – встреч (ухаживаний). Возникновение и формирование правил поведения. Предпосылки и механизмы возникновения влюблённости. Односторонняя влюблённость. Разрыв отношений и ценность прожитой влюблённости для развития личности. Сигналы опасности в отношениях молодых. Ревность. Ссоры. Разрыв отношений; поведение и отношение к партнёру после этого. "Разбитое сердце". Возраст взрослого. Социальная зрелость, черты, свойственные взрослому в человеческих отношениях. Переход от эгоцентризма и себялюбия к открытости и ориентации на мир и других людей. Терпимость к другим людям и их различиям.
Любовь – высшее человеческое чувство, состоящее из эмоциональных и сексуальных компонентов. Различия переживания и проявления любви у юношей и девушек. Необходимость беречь и защищать любовь. Виды любви. Инстинктивная любовь. Романтическая любовь. Страсть, равновесие страсти и самообладания. Дружба – привязанность – любовь. Агапе – любовь бескорыстная, стремящаяся к благополучию и счастью другого человека. Любовь в жизни известных людей.
Как мы выбираем друг друга. Знакомство. Гороскопы. Объявления знакомств. Готовность к созданию семьи. Брачная зрелость. Цели брака. Личные планы партнёров на будущее и брак. Как стать настоящим семьянином.
III. Безопасное и ответственное поведение. Сексуальная жизнь.
Этика сексуальных отношений. Болезни, передающиеся половым путём: признаки, последствия, предупреждение. Ответственное поведение: защищённый секс. Ваш выбор: отложить или не откладывать. Ранний сексуальный опыт молодёжи: причины и последствия. Проблемы, связанные с началом интимных отношений. Контрацепция: вопросы и ответы. Манеры поведения: аргументы и контраргументы. Как отложить сексуальные отношения. Как отстоять свою точку зрения.
IV. Супружество. Сущность супружества. Общение в браке.
Я и моя будущая семья. Молодёжь о будущей семейной жизни. Брачное приспособление, необходимость этого, препятствующие и благоприятствующие факторы. Области, которые требуют посредничества и привыкания. Изменяемые и неизменяемые черты личности – мужчины и женщины – возможность взаимного усовершенствования. Основные потребности мужчины в браке (сексуальная удовлетворённость, возможность совместной деятельности и увлечений, обаяние супруги, её внутренняя и внешняя красота; удобный, спокойный и уютный дом; уважение и восхищение супруги). Основные потребности женщины в браке (нежность мужа, внимание и привязанность, возможность беседовать, обсуждать проблемы, честность и открытость мужа; материальная обеспеченность, интерес мужа к семье и детям). Распределение ролей в семье. Отношения с родственниками супруги (супруга), тестем (свёкром) – тёщей (свекровью). Совместная жизнь с родителями одного из супругов. Открытая и закрытая семья. Семейные торжества. Приём гостей в семье. Устойчивость брака. Верность и преданность в отношениях с супругом (супругой). Брак как обязательство. Уход из семьи, последствия ухода. Этика взаимных отношений.
Семейная атмосфера. Необходимость коммуникации. Вербальные и невербальные отношения в семейной жизни. Теория интеракции Э. Бернса: выбор "я"-уровней при общении. Глубина коммуникации. Умение и смелость проявлять свои чувства. Правильное и ложное проявление чувств. Нераскрытие чувств, последствия сдержанных чувств. "Лестницы гнева". Слушание и понимание, факторы, способствующие и препятствующие этому. Активное слушание. Сферы в браке, которые вызывают разногласия. Иерархия ценностей, учитывание их и согласование. Возможности решения разногласий. Необходимость чувства такта и вежливости в семье. Различие и функции семейных конфликтов. Решение конфликтов: выбор времени, использование ты- и я-сообщений. Ссоры в браке. Эффект ссор.
V. Хозяйственно-бытовая жизнь. Местожительство семьи – дом.
Иерархия ценностей на разных стадиях развития семьи. Пригодность ценностных ориентации. Потребности членов семьи и удовлетворение их в соответствии с иерархией ценностей. Общие и индивидуальные потребности. Динамика расходов и доходов. Денежные проблемы, разногласия, вытекающие из этого, и возможности их решения. Роль работы при < составлении благополучия семьи. Бережливость. Деньги как особая цель или средство для достижения цели. Бюджет, учитывание расходов и доходов. Долговременное планирование расходов и мгновенные решения. Займы и долги. Модные товары и реклама, влияющая на планы покупки. Жадность и зависть. Готовность давать, щедрость в денежных делах.
Своеобразие дома зависит от местожительства: городской дом и дом деревенский, дом в большом доме или в особняке, наёмная квартира или свой дом. Обязанности квартиранта. Окружение дома – важная часть жизни семьи. Создание дома. Начальное обустройство необходимой обстановкой для удобного и красивого жилища. Домашняя культура, национальное своеобразие дома. Квартира. Основные черты квартиры. Смысл и значение красок в квартире. Материалы, используемые в доме. Мебель, текстиль. Освещение. Прикладное искусство, самосозданная и купленная красота. Культурные потребности семьи и их удовлетворение. Семейная библиотека. Музыка и возможность заниматься музыкой дома. Растения на окне, на балконе, в саду. Домашние животные – собака, кошка и другие.
Удобная и функциональная кухня. Мебель кухни. Кухонные машины. Домашние работы. Содержание дома в исправности. Разделение работы в семье. Мужские и женские работы (обязанности). Легковая машина, средства передвижения в семье. Стоимость и ценность дома.
VI. Отцовство, материнство и дети.
Подготовка к отцовству, материнству. Психическая и социальная готовность супругов для рождения ребёнка. Подготовка супружеской пары к роли родителей. Желанная и нежеланная беременность. Отношение к беременности у будущих родителей и приспособление к этому. Реалистические ожидания, реалистическое представление о родительстве. Взаимное понимание и поддержка во время ожидания ребёнка. Подготовка к принятию нового члена семьи.
Развитие ребёнка. Факторы развития ребёнка. Наследственность и среда. Утробное развитие ребёнка, факторы, вредные для развития эмбриона. Рождение ребёнка, т. н. естественное рождение. Влияние процесса родов на ребёнка, первые минуты жизни ребёнка. Новорожденный. Симбиоз матери – ребёнка. Крещение. Возрастные ступени. Созревание и учение. Задачи развития на разных ступенях возраста (Э. Эриксон). Первые решительные годы жизни в развитии ребёнка. Основные потребности ребёнка и их удовлетворение. Хоспидализм, появление и результаты. Эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие ребёнка. Развитие речи. Творческий ребёнок и созидательность ребёнка. Игра как предпосылка развития. Влияние на развитие ребёнка личности родителей. Обогащение психическо-эмоциональной сферы родителей в связи с рождением и ростом ребёнка.
Семейное воспитание. Основные точки зрения на воспитание. Факторы, которые делают детство счастливым / несчастливым. Стили воспитания родителей. Порядок и режим в семье – как строгий? Дисциплина и методы дисциплинирования. Воспитание ребёнка поощрением, одобрением, а не подавлением и наказанием. "Чёрная педагогика", плохое обращение с детьми. Воспитание чувств. Взаимное понимание между родителями и ребёнком. Возможные ложные внушения и результаты этого. Детский сад. Бабушка и дедушка – (со-) воспитатели. Больной ребёнок. Неполноценный ребёнок в семье. Второй ребёнок в семье, подготовка к рождению второго ребёнка. Учёт чувств старшего ребёнка перед рождением младшего, после прибытия домой и в процессе воспитания. Возрастная разница детей и проблемы, связанные с этим. Образование и формирование междетских отношений. Различия детей (возрастные, половые, индивидуальные) и учитывание их. Право каждого ребёнка на домашнее тепло, безопасность, любовь и доброжелательность родителей и родных.
VII. Несчастный брак.
Несчастный брак. Что такое развод? Обыкновенные причины развода. Возможности избежать развода. Альтернативы разводу. Что даст развод, что возьмёт? Законы развода. Черты личности и развод. Психическое влияние развода на всех членов семьи. Приспособление к разводу. Одиночество. Возможность нового брака и проблемы, связанные с этим. Дети и развод. Мгновенное и позднее влияние развода на детей разных возрастов. Психическая помощь детям, чьи родители разводятся. Устройство жизни детей после развода. Отношения с уходящим из семьи родителем и его родственниками. Новая семья. Положение детей в результате повторных браков

Литература

1. Андреев, Ю.А. Мужчина и женщина. Путь человеческий – путь звёздный / Ю.А.Андреев. – СПб.: "Респекс", 1994.
2. Афанасьева, Т.М. Семья: Проб.учеб, пособие для учащихся сред.учеб. заведений / Т.М.Афанасьева. – М.: "Просвещение", 1985.
3. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I – XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости: В 3 ч./ под ред. А.Н. Сизанова. – Мн.: "Тесей", 1998. Ч.III.
4. Будьте счастливы! – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1985.
5. Воднева, А.К. Жених и невеста / А.К.Воднева. – Мн.: Нар.асвета, 1986. – (Школьникам о семейн. жизни).
6. Добрович, А. Общение: наука и искусство / А.Добрович. – М.: АОЗТ "Яуза" В. Секачёв, 1996.
7. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин. – М.: КСП, 1996.
8. Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е.Каган. – М.: "Педагогика", 1991.
9. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И.Козлов. – Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997.
10. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. – Мн.: "Полымя", 1990.
11. Кривцов, А.Г. О самом интимном... / А.Г.Кривцов. – Ростов-на-Дону, 1990.
12. Кузнецов, М.Т. Введение в психогигиену любви и брака / М.Т.Кузнецов. – Мн.: "Беларусь", 1992.
13. Левит, Л.З. Психология для всех и каждого / Л.З.Левит. – Мн.: "Попурри", 1996.
14. Литвак, М.Е. Если хочешь быть счастливым. Книга о загадках человеческой психики / М.Е.Литвак. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 1995.
15. Логинов, А.А. Мужчина и женщина / А.А.Логинов. – Мн.: "Полымя", 1989.
16. Разумихина, Г.П. Мир семьи: кн. для учащихся ст. классов по курсу "Этика и психология семейной жизни" / Г.П.Разумихина. – М.: "Просвещение", 1986.
17. Ременник, Л.И. Наука быть вдвоём / Л.И.Ременник. – Ставрополь: "Кавказская библиотека", 1990.
18. Рюриков, Ю.Б. Три влечения: Любовь, её вчера, сегодня и завтра / Ю.Б.Рюриков. – Мн.: "Университетское", 1986.
19. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В.Сатир. – М.: "Педагогика-пресс", 1992.
20. Сизанов, А.Н. Проблемы семьи и брака. Школьный практикум / А.Н.Сизанов. – Мн. : "Народная асвета", 1993.
21. Советы молодой паре. – Мн.: "Полымя", 1982.
22. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / Составитель Л.А.Богданович. – М.: Профиздат, 1990. – (Б-ка семейного воспитания).
23. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис. – СПб.: Издательство "Питер", 1999.
24. Энциклопедия молодой семьи/ Белорус. сов. энцикл.: редкол.: Г.И. Герасимович и др. -Мн.: БелСЭ, 1990.
25. Этика и психология семейной жизни: пособие для учителя / под ред. И.В.Гребенникова. – М.: "Просвещение", 1987.
26. Языкова, В.С. Мир семьи: ожидания и реальность / В.С.Языкова. – М.: Профиздат, 1987.

Начало

Методические материалы. Часть 2

Источник: В помощь педагогу-психологу: методические материалы. – Ви-тебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2005.
Составители: А.С.Метелица, заведующая кафедрой управления и технологий образования УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", кандидат педагогических наук;
П.В.Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО"
Рецензент: Л.Н.Коваленко, старший преподаватель управления технологий образования УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", кандидат педагогических наук



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.