На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Концепции технологий обучения - Компетентностная концепция в обучении
Концепции технологий обучения - Компетентностная концепция в обучении
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Концепции технологий обучения
Концепция развивающего обучения З.И. Калмыковой
Концепции Серикова, Петровского, концентрированного обучения
Концепция модульного обучения, Шаталова, Ильина, Тубельского
Компетентностная концепция в обучении
Все страницы

 

Компетентностная концепция в обучении

Компетентностная концепция в обучении или компетентностный подход принципиально направлен на другие результаты – убеждения, ценностные ориентиры, которые помогают решать те непростые проблемы и задачи, которые ставит жизнь, и на основе которых разрабатываются жизненные сценарии и модели поведения. Такое обучение уже требует иных методов (технологий) обучения, позволяющих создавать на уроке особые нравственно-этические ситуации, которые лети проживают как личностно-значимое жизненное событие [66].
Компетентностями же принято называть интегративную характеристику личности человека (работника), описывающую его готовность решать реальные задачи, которые ставит перед ним профессиональная. учебно-познавательная или иная деятельность. Под компетенцией понимают характеристику (описание) должности – тот круг задач (полномочий), которые должен человек решать на рабочем месте. Таким образом, компетенция - это характеристика места, а компетентность – характеристика лица.
Компетентностный подход в школьном образовании противостоит следующим явлениям:
Ø Традиционному предметно-дисциплинарному репродуктивному обучению, в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации).
Ø Академической успешности как цели обучения, которая не всегда коррелирует с готовностью решать задачи, которые поставит перед выпускником жизнь – познавательными, профессиональными или бытовыми.
Ø Разорванности, фрагментарности, многопредметности содержания образования, которые препятствуют развитию познавательных мотивов и формированию единой целостной научной картины мира, формированию эмоционально-ценностного отношения к изучаемому
содержанию, приводят к перегрузкам и связанными с ними нарушениями здоровья школьников.
Ø Противоречие между школой и жизнью состоит в том, что педагогические требования определяются предметом, а притязания учащихся направлены на метапредметные результаты, определяющие успешность в жизни.
Ø Ключевые или базовые компетентности более адекватно описывают личностные притязания. Они не связаны жестко с профессиональном сферой и относятся, скорее, к общему развитию личности.
Выпускник школы должен владеть целым набором компетентностей, ключевыми из которых являются:
·Социальные компетентности: понимание необходимости и умение работать в группе, в команде, выполнять там различные социальные роли («лидер» и «исполнитель», «генератор идей», «оппонент» и др.). брать ответственность на себя, отстаивать свою точку зрения, признавать и корректировать ошибку, признавать лидерство другого и вести за собой, предупреждать и регулировать конфликты и пр. · Познавательная компетентность – понимание необходимости и готовность учиться и переучиваться всю жизнь. · Межкультурные компетентности: готовность понять и принять различия между людьми – национальные, культурные, религиозные. языковые и др. · Коммуникативные компетентности: владение устной и письменной речью на уровне, необходимом и достаточном для осуществления профессиональной, познавательной и иной деятельности. Иногда при приеме на работу претенденту предлагают в ограниченным промежуток времени письменно ответить на вопросы объемной анкеты. Гак ненавязчиво выясняют уровень его функциональной грамотности, если в компетенцию потенциального работника входит, например, работа с документами.
· Информационная компетентность характеризует готовность человека самому добывать и обрабатывать информацию (библиографические умения, работа с поисковыми системами в Сети и др.). В современных условиях информационного бума и недобросовестности многих поставщиков такой информации (в частности, рекламной или псевдонаучной) в состав информационной компетентности входит умение критически анализировать получаемую информацию на предмет ее достоверности.
Необходимо, начиная с основной школы, осторожно внушать ребятам простую мысль: время, когда можно было получить образование «один раз и на всю жизнь», – это время прошло. Ситуация в науке и на рынке груда меняется столь стремительно, что знания, полученные однажды, могут устаревать раньше, чем они ими смогут воспользоваться.
Компетентностями подход, не меняя кардинально содержания школьного образования, требует иной организации учебного процесса п школе. Эти изменения касаются:
Ø представлении о результатах обучения: предметные, метапредметные. личностные и социальные эффекты образования;
Ø условий обучения: создания ситуаций, способствующих становлению ключевых компетентностей (возникновение потребности, ощущение нужды, заставляющей действовать, поиск необходимых средств для решения возникшей проблемы, учет возможных последствии);
Ø форм организации обучения: обучение как исследование в естественных науках, создание собственных произведений (текстов), адресованных аудитории – в гуманитарных, проектирование средств регулирования человеческих отношении – в общественных дисциплинах.
Для лого в традиционный урок можно включать элементы таких технологий, как проектное обучение, педагогическая мастерская, коллективная мыследеятельность. мозговой штурм, рефлексивное обучение, эвристическое обучение, обучение как исследование и т.п.;
Ø основное изменение касается самого характера обучения-перехода на так называемый задачный подход. Если компетентность понимать как готовность к решению задач (профессиональных, образовательных. бытовых и др.), то. очевидно, формирование компетентности не может проходить никак иначе, нежели решение различных задач (если речь идет о профессиональном образовании) или иных жизненных задач, как правило, интегрированного характера.
Цель и результат решения таких задач состоят в изменении самою субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Другая важная особенность задачи в компетентностном п одходе состоит в том, что она подразумевает последующую рефлексию изменении, которые произошли с субъектом во время ее решения (освоил новый способ действия, продуктивный или непродуктивный).
Нарциссова С.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие / С.Ю. Нарциссова. – М.: Издательство МНЭПУ. – 2017. – 185 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.