На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Методы активного социально-психологического обучения в сопровождении подростков - Кейс-метод и проектный метод
Методы активного социально-психологического обучения в сопровождении подростков - Кейс-метод и проектный метод
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Методы активного социально-психологического обучения в сопровождении подростков
Кейс-метод и проектный метод
Все страницы

 

2.3. Кейс-метод как метод анализа конкретных ситуаций

Метод конкретных ситуаций или «кейс-стади» - это интерактивный метод обучения, в основе которого лежит имитация соответствующего содержанию обучения реального процесса. Учащимся предлагается «случай из жизни», содержащий проблему, для анализа и предложения своих решений.
КЕЙС (CASE) от латинского casus «случай, обстоятельство, происшествие»
1) случай; обстоятельство, положение; дело, история; экземпляр, представитель множества, факт
2) юридические и другие связанные с тяжбой и спором значения: судебное дело; случай, прецедент; судебная практика
3) любовь, ситуация, когда двое влюбляются друг в друга; любовь с первого взгляда представляет собой описание действительных событий в словах, цифрах, образах, действиях.
Кейс - это учебное пособие, в котором описываются реальные факты и события, позволяющие студентам прочувствовать рассматриваемую ситуацию, самостоятельно провести исследование, анализ и дать оценку на описываемое событие.
Кейс - это инструмент, позволяющий трансформировать учебный процесс с преподавания в обучение, снизить разрыв между преподаванием и обучением.
КС (Case Studies) - это «срез» процесса, фиксация его динамики в определенных временных границах в целях постановки обучающегося перед выбором путей и способов дальнейшего решения проблемы или определением перспективных тенденций развития ситуации.
В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий. В психолого-педагогических исследованиях кейс-метод относят к методам активного обучения. Это метод обучения, когда обучающиеся и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases). Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем, изучаются обучающимися, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод Case Studies, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию (techniques) использования этих материалов в учебном процессе.
Историческая справка. В соответствии с идеями активного обучения, одним из ярких выразителей которых в ХХ веке являлся Дж. Дьюи, необходимо было в образовательной практике соединить знание и действие.
В Гарвардской школе бизнеса в конце 60-х гг. прошлого столетия была поставлена задача интеграции знаний и практики, для решения которой разрабатывались программы обучения преподавателей применению метода конкретных ситуаций. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому не редко ее называют гарвардским методом.
В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В1970-80 годы - повсеместное распространение метода, а использование в СССР было только при обучении управленцев. В 90-е годы - новая волна интереса к методике кейс-стади. В России активно данная технология стала внедряться последние 10-15 лет.
Этот метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины и получил название от английского термина «case study», который буквально может быть переведен как «изучение ситуации». Он занимает особое место среди методов активного обучения как наиболее приближенный к практике. Сущность метода заключается в активном процессе обсуждения или решения конкретной ситуации.
Анализ конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и производственных задач, а также выполняет множество различных функций, служит инструментом исследования, изучения, оценки и выбора, обучения, воспитания и развития, психологической подготовки.
Метод анализа конкретных ситуаций занимает промежуточное место между дискуссионными и игровыми методами. За рубежом он чаще всего называется кейс-метод (keys-случай), или метод инцидента.На начальном этапе использования данный метод сводился к описанию индивидом случая из своей повседневной или профессиональной практики.
Применение. Метод пригоден для малых групп, или больших, разделенных на несколько малых.
Наиболее эффективен в программах, ориентированных на развитие аналитических способностей. Это тренинг для разрешения проблем (problemsolving), принятия решений (decision-making), ведения переговоров и взаимодействия с персоналом.
Другие области применения: менеджмент, супервизирование (наставничество, ранее надзор), продажи, администрирование.
Описание. Использование метода кейсов в качестве средства обучения в тренинге стало чрезвычайно популярно в последние годы. В большинстве случаев, при использовании этого метода участникам предоставляют запись набора обстоятельств, которые могут основываться на реальной либо воображаемой ситуации.
Сущность метода анализа конкретных ситуаций
Метод анализа конкретных (проблемных) ситуаций основывается на групповых дискуссиях и способствует уяснению каждым участником своей точки зрения, воспитанию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения пользоваться своим интеллектом. Специалисты выделяют около 35 модификаций метода. Наиболее часто выделяют три вида АКС по типу рассматриваемой ситуации:
Ситуация-иллюстрация.
На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или технических решений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффективным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш».
Ситуация-оценка.
Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации. Для выработки оценки можно использовать справочную литературу, конспекты, другие источники. Дается описание конкретного события и принятых мер. Задача: оценить источники, механизмы, следствия ситуации и принятых мер или действий должностных лиц.
Ситуация-упражнение.
В данном случае изучается ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю. После чего они вырабатывают порядок действий.
По полноте выдаваемой информации можно выделить три варианта конкретных ситуаций: с развернутым, частичным и минимальным объемом выдаваемой информации.
Признаки метода:
1. Коллективная выработка решения.
2. Многоальтернативность решения.
3. Единая цель при выработке решения. В отсутствие ролей или различных ролевых функций, ставится единая цель - найти решение проблемы, предлагается единая для всех задача.
4. Метод предполагает коллективную деятельность. Оценивание их деятельности может осуществляться либо выборочно индивидуально, как поощрение наиболее активных, нашедших наиболее правильное решение, либо по группам, в случае формирования команд.
5. Наличие управляемого эмоционального напряжения. Любая активизация обучения предусматривает наличие эмоционального напряжения, которое должно контролироваться преподавателем (тренером).
Советы и методы
1. Выбор подходящего материала. Материал, отобранный для метода кейсов, должен отражать проблемы, с которыми участники могут столкнуться в реальности. Он должен содержать такое количество деталей, чтобы группа имела в своем распоряжении все необходимые данные, но не чувствовала себя перегруженной информацией. Дополнительные сведения всегда можно предоставить позже. Это может происходить или автоматически или в зависимости от требований группы.
2. Наличие альтернатив. Выбранный вопрос должен быть достаточно обширным, чтобы охватывать различные стороны специализации участников и иметь различные решения. Проблемы, имеющие лишь один "правильный" ответ наименее пригодны для использования в этом методе.
3. Небольшое число участников в группе. Чем больше группа, тем более громоздким и неуклюжим может стать упражнение. Чтобы получить оптимальные результаты при помощи метода кейсов, ограничивают число людей в группе до десяти человек. Если группа большая, ее делят на несколько малых, каждая из которых будет заниматься одним аспектом заданной проблемы. Можно ввести соревновательный элемент, предложив каждой группе попробовать разрешить проблему быстрее соперников.
Федеральный государственный образовательный стандарт акцентирует внимание педагогов на обеспечение условий для развития личности обучающихся. В первую очередь, это направлено на усиление практической готовности школьников, их умения использовать полученные знания в реальной жизненной ситуации. Современные технологии обучения позволяют овладеть законами применения знаний.
Применение кейс - технологии позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе - творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.
Технология обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. В западных странах кейс используется не только как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования.
Одним из самых важных условий в применении кейс-технологии в работе педагога - это подготовленный педагог (инструктор, тьютор) и подготовленная аудитория. Например, когда школьники уже обладают некоторой степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Для этого можно провести несколько дискуссионных занятий, научить их правилам проведения и участия в дискуссии.
Очень важно педагогу, предъявляющему кейс, уметь прогнозировать развитие дискуссии и корректировать её ход. Поэтому педагогу-психологу нужно учиться, так как сегодня большинству школьников важна их социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Чем кейс отличается от проблемной ситуации?
- кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде; участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса
- содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую управленческую модель его реализации.
Стратегия IDEAL техника анализа решения проблем
I - выделите в тексте проблемы И - идентифицируйте про-
D -опишите проблемы блему
( выявите суть) Д - доберитесь до её сути
E - определите варианты подходов Е -есть варианты решения
к решению проблемы А - а теперь за работу!
A - действуйте ( решайте)
L - сделайте вывод, проведите рефлексию своей работы Л - логические выводы

КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ КЕЙС
^ Классический кейс - развернутое описание ситуации Мини-кейс - сокращенное описание конкретной ситуации, в которой предельно конкретизирована учебная проблема
^ Кейс, представленный в форме видеоматериала (видеоролик)
^ Газетная статья
^ Официальный документ или подборка документов
^ Описание случая из жизни или профессиональной практики, произошедшего с кем-либо из участников семинара ^ Случай, возникший в процессе обучения
^ Повторный случай, то есть анализ принятого решения по конкретной ситуации
Требования к кейсу:
^ КС должна соответствовать целям обучения
^ КС должна быть максимально приближена к реальной профессиональной деятельности
^ КС должна иметь различные пути для поиска вариантов решения ^ Материал КС не должен быть устаревшим, должен обновляться параллельно с изменениями в реальной практике
• История, Реальная, интересная, жизненная ситуация
• Конфликт,
• интрига Напряженность, неоднозначность, профессиональность
• Проблема Сложный и скрытый характер проблемы
• Концепция Должна быть основой кейса
• Действия Многовариантность, реальность, напряженность
• Персонажи Привлекательны, обладают выраженными личностным качествами
• Решения Возможность принятия решений, их многовариантность, неоднозначность, наличие риска
• Информация Информативность и многоплановость
• Объем Краткость

Технологическая схема создания кейса
• Определение темы рабочей программы
• Формулировка образовательных целей и задач
• Определение проблемы ситуации и создание общей модели
• Поиск обобщенной модели ситуации в реальной жизни, профессиональной среде
• Определение источников и методов сбора информации
• Выбор техник работы с данным кейсом
• Определение желаемого результата обучаемых по работе с данным кейсом
• Создание кейса (см. этапы создания)
Основные этапы создания кейсов
- Определение обучающих целей кейса
- Определение проблемной ситуации
- Построение основных тезисов, которые необходимо воплотить в текст
- Поиск институционной системы (фирма, организация, группа), которая имеет непосредственное отношение к тезисам
- Выбор модели ситуации
- Выбор жанра кейса
- Написание текста кейса
- Диагностика правильности и эффективности кейса (апробация)
- Подготовка окончательного варианта кейса
- Внедрение кейса в практику обучения Проблемная ситуация может быть изложена в виде:
-Новой и сложной информации -Противоречивой информации
- Неполного представления содержания
- Отсутствия определенной информации
Идеальный кейс это:
- Конкретная и занимательная история, имеющая внутреннюю интригу
- Своеобразная экономическая, психологическая головоломка, требующая решений
- Обилие информации, анализ которой требует поиска дополнительной информации
- Актуальная проблема, способная дать несколько продолжений кейса в будущем
Преимущества метода КС
- Инструмент, который вырабатывает умения анализировать ситуацию, планировать действия и принимать решения.
- Наглядное, жизненное представление концепций.
- Большое информативное насыщение - дается время на поиск ответов на вопросы, изучение определенной литературы, дополнительные источники знаний.
- Тренинг в принятии решений; развитие коммуникативных навыков.
- Формирует культуру предварительного анализа ситуации, что очень важно для обдумывания и принятия эффективных решений.
- Отчасти заменяют «практику» учащихся.
- Требуют относительно немного учебного времени (2-4 часа).
Одним из важнейших дидактических преимуществ кейс-метода является реализация принципа индивидуализации обучения в процессе групповой дискуссии. Подростки в ходе обсуждения кейса могут высказывать собственное мнение, давать оценку действиям, предпринятым для решения проблемы, прогнозировать в соответствии со сложившимися у них теоретическими представлениями дальнейший ход развития ситуации.
Применение кейс-метода в практической работе
Алгоритм работы
1. Подготовительный этап (5мин.).
Педагог подготавливает ситуацию, определяет цели, распределяет участников по группам (4-5 чел.)
2. Ознакомительный этап (5мин.).
Чтение текста (кейса, ситуации). Вовлечение участников в живое обсуждение реальной конкретной ситуации (5 мин).
3. Основной (аналитический) этап (15 мин.);
Организация работы в группах:
- краткое изложение членами групп прочитанного материала и его обсуждение (5мин.);
- обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск критериев и путей решения данной конкретной ситуации (5 мин.);
- представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссий и найденных решений (10 мин).
4. Итоговый этап (5 мин.).
Сравнение несколько вариантов решения одной проблемы; обобщающее выступление учителя; оценивание педагогом участников занятия.
Пояснительная записка
Зачастую, отсутствие опыта заставляет совершать нас те поступки, о которых мы сожалеем потом на протяжении всей жизни. Но случается так, что с нами рядом оказываются не равнодушные люди, которые спешат на помощь, очень часто им оказываются наши педагоги. Их поддержка, озабоченность личными проблемами своих воспитанников играют огромную роль в раскладке жизненного пути своих воспитанников.
Тема: проблемы подросткового периода.
Образовательные цели:
1. Формировать навыки дискуссии у студентов, презентативные умения.
2. Развить толерантность, гибкость мышления, кругозор студентов.
3. Формировать нравственную культуру студентов.
Тип проблемной ситуации: жизненная (реальная) КС Источники ситуации: жизненная ситуация Техника решения проблемы: мозговой штурм ЗАДАНИЯ для участников:
1. Определить тему КС.
2. Дайте характеристику главным персонажам.
3. Сформулируйте проблему КС.
4. Сформулируйте критерии, определяющие решение проблемы.
5. Закончите данный кейс, разрешением проблемной ситуации.
Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:
1. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.
2. Выделение основной проблемы, выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
3. Предложение концепций или тем для «мозгового штурма»
4. Анализ последствий принятия того или иного решения.
5. Решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Тренер может обеспечивать контроль посредством:
- увеличения либо уменьшения времени работы
- установки определенных рамок, внутри которых должна действовать группа, например: "не нужно пользоваться никакой дополнительной информацией" или "группа должна предпринять любые дополнительные изыскания";
- ограничения или расширения требований к выполнению задачи, например: подробный доклад, важнейшие рекомендации, презентация и т. д.
- увеличения или уменьшения давления, инициирования соревнования между группами, введения неожиданных элементов и т. д. В конце упражнения группе необходимо собраться, обсудить причины своих действий и обобщить полученный опыт.
В качестве преимуществ метода анализа конкретных ситуаций можно выделить следующие особенности:
• развитие умений анализировать реальность, отделять важное от второстепенного и формулировать проблемы;
• возможность наглядно увидеть преимущества коллективных решений перед индивидуальными;
• развитие умений слушать и взаимодействовать с другими участниками;
• наглядную демонстрацию факта, что большинство проблем имеют многозначное решение;
• научения технологиям выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
• актуализации и критического оценивания накопленного опыта в практике принятия решений;
• эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
• разрушения стереотипов и штампов и организации поиска верного решения;
• повышения мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
Недостатки метода:
- Плохо организованное обсуждение может потребовать слишком много времени.
- Можно не достичь желаемых результатов, если участники не обладают необходимыми знаниями и опытом.

2.4. Проектный метод в активном обучении

Цель современного образования - становление личности, осознающей свое место в обществе, способной к творческой деятельности, самоопределению, саморазвитию. Для этого обучающиеся должны иметь определенные возможности, еще обучаясь в школе, вовлекаться в активный познавательный процесс.
Проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.
Метод проекта - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи;
- решение определённой проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Говорят, что проект - это «пять П».
Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт-Презентация.
Основная цель метода проекта состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Данный метод является одним из самых интересных и активно развивающихся в процессе обучения. При этом у обучающихся развиваются различные компетенции, в том числе учебная компетенция, соответствующая основным принципам концепции непрерывного самообразования.
Суть этого метода заключается в том, что его участникам предоставляется возможность делать что - то интересное, проявить себя в деятельности, приложить свои знания на решение проблемы, продемонстрировать полученный результат перед другими.
Сущность метода проекта заключается в стимулировании интереса участников к их самостоятельной деятельности, в постановке перед ними целей и проблем, решение которых ведет к приобретению новых знаний и умений. Помимо этого обучающимся предоставляется возможность установления личностных коммуникативных связей с одноклассниками.
В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления, формируются проектные умения: проблематизация, целеполагание, планирование, исследовательские умения, коммуникативные умения, презентационные умения.
Основные принципы применения метода проектов:
1. Опережающее самостоятельное ознакомление учащихся с учебным материалом (в малых группах);
2. Коллективное обсуждение на уроках полученных результатов.
При распределении обучающихся на малые группы важно учитывать ряд условий:
1. Обеспечение возможности высказаться и принять реальное участие в работе для всех членов группы;
2. Иметь достаточность знаний и умений для выполнения задания;
3. Работа в малой группе должна быть подчинена общим правилам;
4. Роли обучающихся должны быть четко распределены между собой.
К применению метода проектов предъявляются такие требования:
1. Постановка проблемы, цели, задач, гипотезы.
2. Самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, групповая. Эту работу обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени и предполагают решение какой-то проблемы.
3. Использование исследовательских методов. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования
знаний и умений, из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.
4. Достижение значимого результата проекта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемы», если эта теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Результаты выполненных проектов оформляются в виде таблиц, схем, графиков, коллекций, газет, докладов, презентаций. Обязательно есть выводы и рекомендации.
Основные этапы проектной деятельности:
1. Подготовка к выполнению проекта (формируем группы, даем задания каждой группе). При этом развивается компетенция социального взаимодействия.
2. Планирование работы (обучающиеся между собой распределяют обязанности, преподаватель определяет время групповой работы). В результате этого развиваются менеджерские умения и компетенция социального взаимодействия.
3. Исследование (обучающиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации, находят пути решения возникающих проблем, открывают для себя знания; педагог корректирует ход выполнения работы). Таким образом, у обучающихся развиваются информационная компетенция, коммуникативные умения и «готовность к разрешению проблем».
4. Обобщение результатов (обучающиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для презентации). На этом этапе развиваются учебно-познавательная и информационная компетенции;
5. Презентация (в конце темы проходит защита проектов; присутствуют все участники проекта; организуется экспертная группа из членов администрации, педагогов, лучших учащихся и родителей; заранее разрабатываются для экспертов оценочные листы с критериями). На данном этапе обучающихся развиваются презентационные умения и навыки.
6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый обучающийся оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, педагог оценивает деятельность каждого обучающегося, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого). На данном этапе развиваются рефлексивные умения и компетенция социального взаимодействия.
Надо отметить, что проектная деятельность требует предварительной подготовки участников проекта. Они должны овладеть необходимыми знаниями и умениями работать с веществами и приборами, выполнять лабораторные операции, проводить наблюдения, делать вывод и обобщения, выдвигать гипотезы и составлять планы их опытной проверки.
Метод проектов реализуется с помощью современных средств обучения (компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, Мультимедийное средство) и традиционных (книги, справочники, СМИ и другие), которые формируют преимущественно информационные компетенции у обучающихся.
Преимущество данного метода обучения в сравнении с другими в том, что здесь изучаются общие для нескольких дисциплин вопросы и обучающиеся получают практические результаты.
Достоинства метода проекта
^ Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу.
^ Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества
^ Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: «На что я способен?», «Где применить свои знания?».
^ При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся, сильным сложное, слабым - по их реальным возможностям
^ Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных социальных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики, и семьи.
Применяя метод проекта в образовательном процессе, у обучающихся развиваются следующие ключевые компетенции:
- коммуникативная,
- информационная,
- компетенция социального взаимодействия,
- учебно - познавательная (умение самостоятельно мыслить и учиться),
- «готовность к разрешению проблем»
- умение устанавливать причинно-следственные связи
- способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения и другие.
Исследуя проблемы конкретной темы, обучающиеся используют все свои знания и умения, полученные из разных предметов и источников. В ходе работы над проектом обучающиеся используют современные (компьютер, телевидение, видео, мультимедиа и др.) и традиционные (учебники, научные книги, справочники, периодическая печать и др.) учебные средства.
Реализация проектного метода изменяет отношение педагога с обучающимися и отношение обучающихся к преподавателю. Изменяется и психологический климат на уроке, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно - воспитательную работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Преподаватель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих обучающихся.

2.5. Социально - психологический тренинг как комплексная форма активного социально-психологического обучения в сопровождении подростков

В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении». Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому обучению. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности.
Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Ю.Н.Емельянов отмечает: «При этом термин «тренинг» в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением». Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно согласиться с подобным взглядом, добавив, что тренинг - это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.
В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А.П.Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций... «. При этом под антропотехникой он понимает такую составляющую акмеологической практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» (М.К. Мамардашвили) и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру.
Расширение границ использования понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка
новых поведенческих паттернов. А.П.Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга «как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности».
Нам представляется, что в нынешней ситуации термином «тренинг» охватывается настолько широкая область практической психологии, пересекающаяся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина, отказывая целому ряду психологических методов в праве называться тренинговыми.
Цели тренинговой группы
Как было указано выше, тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Вследствие этого цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов.
Разнообразие целей, кроме того, связано с обилием резко различающихся подходов к пониманию тренинга.
Вместе с тем, опираясь на мнение известных специалистов (А.А. Александров, 1997; К. Рудестам, 1993 и др.), выделим общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:
• исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
• улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
• изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
• развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
• содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Для обозначения разнообразных форм групповой работы используется широкий круг разнообразных терминов: групповые встречи, групповая психотерапия, психокоррекционные группы, тренинговые группы, группы абстрактного обучения, практические экспреиментальные лабаратории. Часто группы одного и того же вида авторы называют по-разному. Это свазано с относительной новизной данной области практической и в большей степени с тем, что подобные группы работают на стыке психотерапии (ПТ) и психокоррекции с одной стороны и грамотного обучении я с другой стороны.
Групповые формы психологической работы, основанные на активном усвоении опыта, названы активным социально-психологическим обучением. Цель активных методов - оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее компетентности в общении.
К базовым методам социально-психологического тренинга относятся групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. В качестве методов тренинга также используется проективное рисование, медитативные техники, психогимнастика, метод анализа конкретных ситуаций, элементы арт-терапии (рисуночная экспрессия, музыкотерапия, сказко- терапия и др.), телесноориентированные методов, аутогенная тренировка, как часть тренинговых упражнений.

Несмотря на многообразие подходов, выделяют три основных метода активного социально-психологического обучения:
1. Социально-психологический тренинг.
2. Групповая дискуссия.
3. Игровые методы.
Отдельно, работе с подростковой группой, отмечают эффективность кейс-технологий и метода социальных проектов.
Иногда трудно определить где проходит грань между психологическим тренингом, психокоррекцией, обучением и личностным развитием. Наиболее часто разнообразные тренинговые группы обозначаются понятием именно «тренинговые группы». Подразумевается, что это специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего психолога включаются в непосредственный своеобразный опыт интенсивного обучения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психических проблем и в самосовершенствовании. Возникновение тренинга как новой формы взаимодействия психолога с людьми связано с развитием групповой психотерапии и психокоррекции. Тем не менее, необходимо обозначить различия между этими понятиями. Под психотерапией в настоящее время принято понимать комплексное, лечебное, вербальное и невербальное воздействии на эмоции, суждения и самосознания человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.
Условно различают клиническую ориентацию психотерапию, направленную на смягчение и ликвидацию имеющиеся в симптоматике и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. При работе с пациентом кроме применения техник психотерапевт может выписать медикаментозные средства. Психологическая коррекция определяется как направление психологического воздействия на те или иные психологические структуры с целью развития и обеспечения полноценного функционирования психических процессов. В коррекции основным является понятие нормы развития, что невозможно определить в описании личности. Психологические тренинги же уделяют внимание не столько отдельным характеристикам сколько развитию личности в целом. Например: коррекция может быть направлена на развитие внимания, мышления, памяти, коммуникационных способностей и.т.д.
Кроме того, тренинговая работа может быть отнесена к активным методам обучения, но ее невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным, может и отсутствовать. Ряд специалистов считают наиболее ценным для участников тренинга получение прежде всего эмоционального опыта. В тренинге могут применятся как психотерапевтические, коррекционные, так и обучающие методы. В психологическом словаре социально- психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированный на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компентентности в общении (Жуков И.Ю., Петовская Л.А.).
Ю.Н. Емельянов определяет термин «тренинг» для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности с целью развития различных навыков и компетенции в частности в общении.
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) - форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
История развития тренингов, как и история развития обучения, насчитывает тысячи лет. Одним из первых, кто начал использовать тренинги, стал Дейл Карнеги, основавший в 1912 году «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились - и до сих пор проводятся - тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе, взаимодействия между людьми и пр.
Значительный вклад в тренинг как форму обучения также внес известный социальный психолог Курт Левин. В 1946 году К. Левин вместе с коллегами основали тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе.
Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность.
В 1954 году появляются тренинговые группы ориентированные на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название групп сензитивности.
В 1960-е годы возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social&life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития. Среди жизненных умений выделялись следующие: умения решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции; межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений; эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.
В 1970-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социальнопсихологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.
Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Психотерапевтический тренинг (более корректное название - психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании клиента. Изменение способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии - психодраматические, гештальт-группы, группы телесно-ориентированной, танце-двигательной терапии и др.
Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность - корпоративный тренинг) - развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес - задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности. Бизнес-тренинг - процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса. Отсюда и название бизнес-тренинг.
Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами. Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам-тренинг), а тренер по продажам-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга.
Перечисленные три группы тренингов явились основой для разработки соответствующих программ и базой для развития направлений тренинга.
Н.Ю. Емельянов предлагает четко разграничивать учебные тренировочные аспекты группы. Широкий круг задач социально-психологического тренинга определяет разнообразные формы тренинга. Все многообразие форм можно разделить на 2 класса: ориентированные на развитие специальных умений (делового общения, делового взаимодействия и.т.д.) и нацеленные на углубление опыта в ситуациях общения- повышения адекватности в анализе собственной личности, партнера в общении, групповой ситуации в целом.
Основные парадигмы и специфические черты тренинга
А.А. Горбатова выделяет специфические черты тренинга, к которым она причислила следующие.
Специальными чертами тренинга, в совокупности позволяет выделить их среди других методов практической психологии, являются:
1. Соблюдение принципов групповой работы.
2. Нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии. При этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников.
3. Наличие постоянной группы (от 8 до 15 чел.), оптимальная группа- 12 человек. При большом количестве участников группы, при организации рефлексии возникают трудности временного характера и усталость участников. При меньшем количестве участников (меньше 8) недостаточно качественная рефлексия, недостаточное воздействие и психологическая помощь.
4. Определённая пространственная организация. Чаще всего это работа в кругу, круг создаёт атмосферу доброжелательности, искренности в общении, психологического комфорта (чаепитие), сплочённости и единства в группе. Круг-это совершенная геометрическая фигура, где нет углов. В кругу мы видим лицо друг друга и можем читать вербальную и невербальную информацию и адекватно строить взаимодействие.
5. Акцент на взаимоотношении между участниками группы, которая развивается и анализируется в ситуации «здесь и теперь». Взаимоотношения в тренинге отражает наши взаимоотношения, взаимодействия с социумом. Тренинговая группа является маленькой моделью общества.
6. Применение активных методов работы. Активность во взаимодействии, активность в общении, активность в играх, во время рефлексии- активное мышление, эмоциональная активность.
7. Объективизация субъективных чувств и эмоций участников группы, отношений друг к другу и происходящего в группе, вербализация рефлексии.
8. Атмосфера раскованности и свободы между участниками, климат психологической безопасности.
Преимущества группового тренинга
Психологический тренинг - специфическая форма групповой психологической работы с людьми, при которой используется феномен взаимовлияния участников для достижения успеха в их общих и личностных изменениях. К. Рудестам выделил преимущества групповой психокоррекционной и психотерапевтической работы:
• групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, - для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;
• группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется - система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;
• возможность получения обратной связи от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют возможность получить искреннюю обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое; возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;
• в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;
• в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;
• взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;
• группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере не возможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;
• групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участие в групповом тренинге дешевле чем индивидуальное консультирование (и для многих групповая работа гораздо более эффективна).
Г рупповая психологическая работа незаменима, когда проблемы человека связаны с взаимодействием с другими людьми. Такими сферами являются решение конфликтов общения, взаимоотношение с противоположным полом.
Участие в группе дает возможность решения не одной проблемы, а целого набора. Часто группа может являться именно тем событием, которое подталкивает человека «сдвинуться с мертвой точки» и начать менять свою жизнь. Участие в тренинговой группе дает возможность для развития личности, расширения ее психологических возможностей.
И. Вачков считает основным достоинством тренинга возможность активного добывания субъективной истины участниками. Тренинг — это один из необычных способов получения личностного опыта. Чтобы приобрести опыт, как правило, недостаточно пассивно получать информацию. Самые важные истины, преподнесённые на «блюдечке с голубой каёмочкой», не затронут жизненных установок и ценностей, не смогут изменить личностных убеждений и взглядов. Истину - особенно истину о себе самом - нужно добыть. Должны, во-первых, происходить события, а во-вторых, участником этих событий должен стать ты сам. В действии человек испытывает переживания и познаёт нечто субъективно новое. Для тренинга основное действие - это игра, позволяющая быть самим собой, возвышаясь до Я-творческого.
Один из постулатов деятельностного подхода в отечественной психологии утверждает неразрывное единство сознания и деятельности, формирования личности в деятельности. Порой из этого почему-то делался вывод о том, что только внешняя целенаправленная активность в повседневной жизни изменяет личность и помогает ей развиваться. Считалось, что «лабораторная» работа психолога с группой людей не может оказать существенного влияния на развитие личности. Дескать, в лучшем случае участники групп приобретают навыки эффективного общения и взаимодействия.
На первый взгляд, действительно пять-десять дней психологического тренинга - слишком короткий срок, чтобы инициировать какие-то устойчивые личностные изменения. Однако опыт лучших групповых тренеров показывает: тренинговые занятия, наполненные событиями и переживаниями, «спрессовывают» психологическое время участников, награждая их таким опытом, который в обычной жизни может приобретаться годами.
Как и при актуализации в реальной жизни, человек в тренинге идёт по пути личностных открытий - он совершает самооткрытие. Для того чтобы человек оказался способен раскрыть себя другим, сначала он должен открыть себя таким, каким он является в своей экзистенциальной сущности Конечно же, такое самооткрытие ещё поверхностно и неясно. В «образе Я» много туманного, но прояснение своего самовидения возможно только через телевидение (каламбурный термин родился благодаря использованию понятия «теле», предложенного Дж. Морено). Он так называл мгновенное взаимное понимание личности другого человека и своего актуального положения, двустороннее «вчувствование» друг в друга, соотнесённое с реальностью.
Гуманистические психологи называют эту ситуацию наполненного взаимопринятием общения встречей. В хорошем тренинге и происходят такие встречи. Процессы самооткрытия и самораскрытия циклично сменяют друг друга, обеспечивая участникам прояснение образа Я и рост самосознания.

Вопросы для аттестации по теме:
1. Формы и методы групповой дискуссии
2. Основные стратегии ведения дискуссии
3. Основные фазы процедуры дискуссии
4. Психологические эффекты дискуссии:
5. Игровые методы активного обучения
6. Кейс-метод как метод анализа конкретных ситуаций. Сущность метода анализа конкретных ситуаций. Стратегия IDEAL .
7. Проектный метод в активном обучении. Основные этапы проектной деятельности. Достоинства метода проекта.
8. Социально-психологический тренинг. Цели тренинговой группы. специфические черты тренинга. Преимущества группового тренинга
Источник: Славутская Е. В. Методы активного социально-психологического обучения в сопровождении подростков: учебное пособие / Е. В. Славутская. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. - 121 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.