На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Подготовка преподавателей к выполнению инновационных функций
Подготовка преподавателей к выполнению инновационных функций
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Т.П. Рубцова
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва»

На сегодняшний день в условиях модернизации образования возрастают требования к преподавателям, использующим новые средства, способствующие развитию профессионально значимых компетенций, студентов. Трансформации высшего образования приводят к смещению акцентов с содержания на образовательные результаты, что актуализирует проблему качества обучения студентов.
В высшем образовании наблюдаются следующие тенденции: применение в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих освоение знаний; цифровизация системы образования; свободный доступ к разнообразным образовательным ресурсам [1]. Данные тенденции предполагают изменение роли преподавателей в условиях насыщенности информацией и внедрения инновационных форм работы с обучающимися. Появляется необходимость эффективного внедрения инноваций в учебный процесс, выполнения инновационных функций. В свою очередь, у преподавателя возникает потребность в поиске новых подходов к проектированию образовательных программ, решению инновационных задач с опорой на концепцию развития образования [3].

В условиях напряженного состояния общества, обусловленного нестабильностью и противоречиями, связанными с социально-экономическими аспектами жизни, изменяется образовательное поле и внешняя среда (интеллектуализация, инновационность, информатизация, технологизация), влияющая на условия взаимодействия участников образовательного процесса. Возрастает значение качества подготовки студентов, появляется новая функция - управление качеством обучения. Преподавателю необходимо строить гибкую и мобильную систему обучения, осуществлять контроль за результатами подготовки будущих специалистов, поддерживая коммуникации посредством информационной образовательной среды. Таким образом, на уровне мирового образовательного пространства следует совершенствовать образовательный процесс в высшей школе в виде контроля качества обучения учебной дисциплине.
Качество обучения обусловлено успешностью инновационной деятельности преподавателя. Так, происходит переход от административной системы учета образовательных результатов к личной ответственности преподавателя вуза за качество обучения учебной дисциплине. Качество обучения - неоднозначный показатель, измерение которого является сложной задачей в силу многообразия и неопределенности данного понятия. Эффективное управление качеством обучения невозможно без постоянного слежения за этим процессом. Данную функцию внутри вузов может выполнять мониторинг.
Мониторинг представляет собой механизм управления качеством обучения; это специальным образом организованный непрерывный процесс слежения за показателями качеств личности обучаемого с целью принятия эффективных управленческих решений по коррекции учебного процесса, созданию благоприятных условий в результате анализа, оценки и интерпретации полученной информации [2]. Внутривузовский мониторинг позволяет дать оценку реального состояния образовательной программы, прогнозируя её развитие. Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями позволяет оценить эффективность принимаемых управленческих решений.
Результаты внутривузовского мониторинга качества обучения служат основанием для решения задач управления процессом профессиональной подготовки. Показатели мониторинга качества обучения: профессионально важные качества, специальные знания, профессиональная умелость, удовлетворенность результатами обучения. Целями проведения внутривузовского мониторинга качества обучения учебной дисциплине является получение объективной информации о результатах инновационной деятельности преподавателей в вузе.
Для выполнения инновационных функций необходимы компетенции, способствующие готовности к управлению образовательным процессом. Исследование показало отсутствие целенаправленной подготовки преподавателей вуза в системе повышения квалификации к проведению внутривузовского мониторинга.
В результате пилотажного исследования на базе Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва (выборка 112 преподавателей) были выявлены трудности преподавателей, связанные с выполнением инновационных функций деятельности (проведение внутривузовского мониторинга качества обучения), у 68% опрошенных преподавателей. Преподаватели (12% опрошенных) испытывают мотивационный барьер перед освоением информационных технологий; 59% респондентов отметили, что испытывают затруднения в освоении способов проведения внутривузовского мониторинга качества обучения. В то же время, 69% опрошенных преподавателей вуза осознают необходимость внедрения внутривузовского мониторинга в образовательный процесс для управления качеством обучения студентов. Таким образом, подтвердилась необходимость проектирования и апробирования системы формирования готовности преподавателя вуза к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов в ходе повышения их квалификации.
Результаты констатирующего эксперимента дали низкие значения показателей сформированности компонентов готовности преподавателя вуза к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов, что может препятствовать профессиональному развитию педагога в условиях возросших требований к персональной ответственности преподавателя за качество обучения учебным дисциплинам. Традиционные средства повышения квалификации преподавателей вузов не обеспечивают такой готовности; возникает противоречие между необходимостью овладения инновационным педагогическим инструментарием, обеспечивающим приобретение компетенций для решения профессиональных задач, и отсутствием научно обоснованной системы подготовки преподавателя вуза преподавателя вуза к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов.
Программа повышения квалификации «Формирование готовности преподавателя вуза к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения», реализуемая на базе Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва, предполагает включение пяти модулей. Модуль I знакомит преподавателей с инновационными функциями педагогической деятельности. Модуль II направляется на развитие позитивного отношения к проведению мониторинга качества обучения. Модуль III знакомит со средствами диагностики и результатами мониторинга. Модуль IV знакомит со способами оценки образовательных результатов. Модуль V ориентирует на решение задач по корректировке учебного процесса в системе повышения квалификации преподавателей.
Процесс формирования готовности преподавателя вуза к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов учебной дисциплине способствует развитию показателей в структуре каждого вида готовности. Высокая степень вовлеченности преподавателей в освоение программы повышения квалификации свидетельствует о целесообразности ее внедрения в общую концепцию подготовки преподавателей к инновационной педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Багадирова, С.К. Мониторинг качества образования [Текст] : учебное пособие / С.К. Багадироиа, Е.И. Шарова, М. Р. Кулайнетов. М.- Берлин: Директ-Медиа, 2016. 129 с.
2. Руднева Т.И., Рубцова Т.П. Внутривузовский мониторинг качества обучения // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология.2018. Т. 24. № 2. С. 70-76.
3. Высшее образование в инновационных условиях: монография / [Т.И. Руднева и др.]; под науч. ред. Т.И. Рудневой. - Сызрань: Ваш Взгляд, 2016. 180 с.

Источник: Образование в современном мире: достижения, вызовы, перспективы: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Самара, 20 февраля 2020 года) / отв. ред. Т.И. Руднева. - Самара: Ваш Взгляд, 2020 - 432 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.