На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Формирование этики педагогического профессионализма
Формирование этики педагогического профессионализма
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1. Профессионально важные качества личности педагога


Профессия педагога требует от личности не только глубокого знания и знания методики обучения, но и наличия ряда профессионально важных качеств.
Сегодня у педагога есть специальные профессиограммы, определяющие свойства личности, которые играют приоритетную роль в профессиональной деятельности.
Современные профессиограммы должны содержать педагогические, психологические и морально-этические качества личности педагога.
Анализ нравственных аспектов педагогической деятельности позволил ряду исследователей определить основные группы нравственнопедагогических качеств педагога. (рисунок 1):

 

 

 

качества педагога

Рисунок 1. Нравственно-педагогические качества педагога

Педагоги, занимающиеся исследованием профессионально важных качеств учителя: А.К.Маркова, Л.М.Митина, Н.В.Кузьмина, В.П.Симонов, К.Д.Успанов, А.А.Молдажанова.
Однако исследователи, рассматривающие моральное поведение личности, как ключевую связь в деятельности учителя, четко и полностью классифицировали профессионально-значимые качества учителя (таблица 1)

Профессионально-значимые качества личности педагога
(По классификации В.И. Журавлева)

Интеллектуальные критерии

Мировоззренческое
направление

Психотипологические свойства

Экстравертные
свойства

-        грамотное владение письменной и устной речью;

- готовность к

самосовершенствованию;

критическое отношение к себе;

терпимость;

отличная память, эрудиция.

- стремление работать          с детьми;

- воля, твердость характера;

-                альтруизм,

 

 

 

доброжелательность,

- профильное;

коммуникативность;

- любовь к профессии;

позиционирование,

-                 нежность,

 

 

милосердие;

-       честность,

- самостоятельность в               принятии решения;

- справедливость, уважение к ученику;

стойкость

 

 

характера;
-           наличие
профессиональной позиции.

 

стабильность;

терпение.

- эмпатия.

 

Выбор таких качеств, как милосердие, понимание, нежность, уважение ученика и других, обращает внимание на сферу моральных чувств учителя. Эмоциональная жизнедеятельность и культура морального чувства учителя отражают его моральный уровень и являются важнейшим средством воспитания. По психологическому характеру, ощущения являются постоянными рефлекторными структурами, образующими основу его аффективно-добровольных реакций в различных ситуациях по умственному сознанию человека. Показатели мастерства учителя следующие:
- проявление интереса к чувствам ребенка, его мнению;
- выявление и раскрытие особенностей у каждого ребенка;
- умение слушать и слышать ребенка;
- убеждение в том, что ученик может организовать свою жизнь;
- предоставление ребенку свободы, освобождение от постоянной заботы;
- быть добрым и справедливым;
- ожидать раскрытия способностей ребенка, проявлять терпение;
- относиться доброжелательно к детям;
- оказание поддержки слабому ребенку, не осуждать детей.


Таким образом, профессиограмма - идеальная модель, эталон, модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога.


При обобщении накоплен большой опыт создания профессиограммы
учителя в настоящее время. Требования к личности учителя можно разделить на три больших комплекса:
- общечеловеческие свойства;
- профессионально-педагогический стаж;
- знания, умения, навыки по специальным дисциплинам.
Задачи нравственной ориентации будущего учителя решаются не только с помощью педагогических методик и теоретических и практических курсов педагогического мастерства. Задача нравственной ориентации будущего учителя может быть решена на основе методик, активизирующих возможности восприятия (память, эмоциональные чувства, реакция восприятия действительности окружающей среды в детстве). Педагогическая этика способствует формированию у будущего учителя позитивных нравственных чувств к ученику. Принципы воспитания требуют методик, обеспечивающих ребенку чувствовать свои положительные качества.
Задачи нравственной ориентации личности:
- развитие способности к нравственному выбору на основе эмоционального оценивания (понимание доброжелательности к ребенку);
- формирование потребности в взаимопомощи (оказание помощи ребенку, система тренингов);
- воспитание привычки к чувству равенства в общении (уважение к ребенку).


Вопросы и задания для закрепления:

1. Какие профессиональные качества учителя являются наиболее важными с точки зрения этического и нравственного развития?
2. Какие свойства личности педагога должны содержаться в профессиограммах?
3. Каковы профессионально важные качества личности педагога по классификации В. И. Журавлева?
1-задание. Сделайте анализ ситуации.
Начался урок. Проверяется домашнее задание. Все дети повторяют домашнее задание.. Один ребенок был вызван к доске.. Именно в этот момент ученик - Арман с опозданием заходит в кабинет и просит разрешения сесть на место. Через некоторое время он раскрыл пакет и начал есть. Все смотрят на ребенка, поворачивая голову. Учитель, который заметил этот шум, вывел ребенка из класса. Ребенк сидящий рядом с ним сказал:
- Для чего вы его вывели? Когда мы все ходили в столовую, один ученик начальных классов упал у него потекла кровь, и он помог доставить его в комнату врача. Он не успел вместе с нами принять пищу. Поэтому ему хотелось бы немного перекусить?
1) Какое решение вы бы приняли в качестве педагога после понимания причины этого случая?
2) Вы попросите извинения у ученика или вы думаете, что просить прощения у ученика снизит авторитет педагога?
3) Можно ли сделать его примером для других?
Выразите свое мнение. Обоснуйте свой ответ.
2-задание. «Девиз нравственности». Запишите в группе свои нравственные песни. Можно изобразить любую мелодию.


2. Нормативные характеристики профессиональной этики педагога


Кодекс (лат. codex - книга) - законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей. Структура кодекса часто отражает систему отрасли. Сама же кодификация - процесс, направленный на сбор разрозненных, фрагментированных норм в единый нормативный комплекс.
Кодекс профессиональной этики педагога содержит правила профессионального поведения педагога, систематизированы основные нравственные требования, регулирующие взаимоотношения педагога со всеми участниками образовательного процесса.
Кодекс выполняет функции внутреннего регулятора педагогической деятельности. Он определяет соответствие между умениями и умениями человека [26].


Основные разделы Кодекса профессиональной этики педагога:
- отношение педагога к своему труду;
- отношение педагога к ученику;
- отношение педагога к ученическому коллективу;
- отношение педагога к родителям ученика;
- отношение педагога к коллегам;
- отношение педагога к педагогическому коллективу;
- отношение педагога к себе;
- отношение педагога к руководителю организации образования;
- отношение педагога к обществу;
- отношение педагога к своему труду;
- отношение руководителя организации образования к педагогическому коллективу;
- отношение руководителя организации образования к своей деятельности;
- отношение руководителя организации образования к себе.


Кодекс должен формироваться отдельно каждым учителем на основе общих моральных принципов в период подготовки к педагогической профессии.
Индивидуальный кодекс профессиональной этики педагога, основанный на воспоминаниях детства, позволяет будущему учителю понять моральный мир ребенка.
Если проанализировать индивидуальные профессиональные кодексы, разработанные преподавателями и студентами, мы можем выделить их общие характеристики и разработать универсальный кодекс поведения для учителей:
- предъявление учащимся только тех требований, которые они могут достичь;
- воспитание самоконтроля, самокритики;
- вера в коллектив учащихся, учет их желаний;
- уметь использовать различные формы работы среди учащихся по отношению к самоуправлению;
- быть доброжелательным, внимательным, отзывчивым, развивать эти качества у детей;
-умение предвидеть противоречия и разрешать их путем компромиса, соглашения, иметь в виду, что импульсивность вызывают усиление негативных эмоций в нравственной атмосфере;
- умение находить общий язык в соответствии с педагогической тактикой при общении с детьми.
В манифесте гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили сказано, что учитель - дарит свет, ребенок, ищущий этот свет, стремится к тому же свету. А какая педагогика нужны для светлых детей. Им нужна педагогика любви, доброты, понимания, вдохновения, увлечения, сострадания защиты. Такая педагогика ориентирует учащихся на широту души, рост их познавательной активности, а также поиск своего жизненного пути [27].
Педагогический процесс основан на нашем общении с детьми. Эти отношения отражают неповторимую уникальность образовательного материала или педагогического стремления, без чего нельзя понять секреты души ребенка.


Ниже приведены этические правила современного преподавателя, которые необходимо руководствоваться при общении. Это руководство к действию, которое поможет достичь наиболее эффективного результата:
- доброта, понимание состояния учащихся (боль, радость, печаль, и т.д.);
- не выявлять ошибки и недостатки других;
- педагогическая сдержанность, уважение мнения учащегося;
- терпеливое отношение к недостаткам воспитанника;
- требовательность, основанная на справедливости;
- поддерживать чувства протеста с учетом ситуации;
- справедливое отношение ко всем ученикам;
- не проявлять чрезмерного интереса к личной жизни учащихся, коллег;
- приносить извинения в случае ошибок перед учащимися;
- публичные сомнения в профессиональной компетентности другого педагогического работника.
Главная цель нравственно-духовного образования «Самопознание» - приобщение подрастающего поколения к ценностным и нравственным идеалам, формирование позитивного восприятия учащимися, понимание высоких целей человека.


Принципы учителя самопознания:
- вера в себя - это основа жизни;
- влияние педагога должно подчиняться разумной цели;
- профессиональная рефлексия, способность к самопознанию и саморазвитию;
- способность отвечать вариативностью физических и речевых реакций на разнообразие самовыражения детей;
-овладение психолого-педагогическими знаниями, учет индивидуальных особенностей учащихся;
- доброжелательность и естественный талант общения с детьми, готовность работать сердцем.


Этика учителя самопознания:
- педагог должен быть готовым и способным к самопознанию, самоуспешности и саморазвитию;
- безусловное принятие ребенка;
- уважение личности и жизненного опыта ребенка;
- обоснование своих действий на конфиденциальность;
- в любом случае защитить ребенка, так как ребенок имеет право на ошибку, чем взрослый;
- способствовать развитию теплых, реальных взаимоотношений;
- внимательно относиться к доверию ребенка. Соблюдение детской тайны;
- быть добрым, спокойным, искренним к детям и коллегам;
- создание условий успеха в позитивных проявлениях детей;
- использовать похвалу, поддерживать ребенка, говорить добрые слова, давать советы;
- помните, что приоритет в решении проблем ребенка будет отдан ребенку;
- создание условий для понимания ребенком проблемы и поиска подходящих путей для выхода из ситуации;
- признавать неповторимую уникальность ребенка, способствовать раскрытию его актуальных и потенциальных возможностей;
-проявлять чувства и соблюдать честность, открытость, честность в поведении воспитателя;
- умение слушать и осмыслить, видеть и контролировать, не оценивать, не испытывать, понимать только со своей точки зрения (не учителя);
- не навредить.


Нельзя делать:
- не допускается ношение наушников, одежд со знаками, относящимися к какому-либо течению или направлению. Одежда должна быть светлых и теплых тонов;
- не носите черные очки во время разговора - глаза играют важную роль в общении;
- не ускоряйте знакомство, не старайтесь на первой встрече узнать больше о ребенке. Не задавайте сразу много вопросов - сначала поговорите о себе, о своей работе;
- не показывайте чувство жалостик подростку, это может быть дискриминацией, которая отдалит вас от ребенка;
- не обманывайте, никогда не сообщайте недостоверные сведения. Ложь рано или поздно все же вскроется, что нанесет ущерб вашей репутации и негативно повлияет на ваши отношения с ребенком и его друзьями;
- не проводите никакие «политические игры»: не объединяйтесь с кем- то против кого-то, всегда старайтесь быть беспристрастными;
- никогда не стесняйтесь - принимайте ребенка таким, какой он есть. Будьте спокойны мировозрению, поведению, внешнему виду ребенка. Говорите спокойно и аргументируйте свое мнение;
- не пренебрегайте мнениям ребенка - наоборот, он должен чувствовать ваш интерес, уважение к его мнению;
- не поддавайтесь искушению - постарайтесь понять причины отклонения поведения;
- не показывайте свой стресс, связанный с вашей работой - постарайтесь обсудить проблемные ситуации с коллегами;
- не разговаривайте с детьми требовательным, громким голосом в общении. Всегда старайтесь прийти на компромисс, переключитесь на конструктивный диалог.


Вопросы и задания для закрепления:
1. Дайте определение понятию «Кодекс». Назовите основные положения Кодекса профессиональной этики учителя.
2. Какова основа нравственной ориентации будущего учителя?
3. Какие этические правила профессионального общения вы будете придерживаться в своей работе в будущем?
1- задание. Разделяясь на группы, составьте профессиональные этические кодексы.
2- задание. Волшебная шкатулка. Что бы вы могли положить в волшебную шкатулку и что бы вы взяли с собой в будущее?
Источник: «Основы педагогической этики» /Алканова З.С., Комаева М.С., Сарсекова Г.К., Тусупова М.А. Учебное пособие/ - Нур-Султан: Некоммерческое акционерное общество «Холдинг «Кэсшцор», 2019 г.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.