На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Технология организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя и классного руководителя
Технология организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя и классного руководителя
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

• Технология конструирования педагогического процесса.
• Технология осуществления педагогического процесса.
• Технологические аспекты деятельности учителя-предметника.

Основные понятия: педагогическая деятельность, учитель-предметник, классный руководитель, педагогический процесс, педагогическая задача, педагогическая цель, педагогический диагноз, педагогическая диагностика, методы педагогического исследования, деятельность, активность, потребность, тематический план, понятие.


Педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Учитель-предметник - специально подготовленный человек, ведущий практическую работу в области воспитания, обучения и развития личности средствами преподаваемого предмета.
Классный руководитель - учитель, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса.


1. Технология конструирования педагогического процесса


Что надо конструировать?

— содержание педагогического процесса;
— материальные или материализованные средства;
— деятельность.


В связи с этим различают конструктивно-содержательную, конструктивно-материальную и конструктивно-операционную технологии.
Конструирование включает, анализ, диагностика, прогнозирование, разработка проекта деятельности.
Анализируется целостный педагогический процесс.
Педагогический процесс включает в себя процесс обучения, процесс воспитания, процесс развития, процесс формирования.
Основными компонентами педагогического процесса являются: взаимодействие учителя и учеников, условия протекания педагогического процесса, средства, методы и формы реализации педагогического процесса.
Педагогический процесс представляет собой комплекс последовательно решаемых педагогических задач в соответствии с педагогическими целями.
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем многообразии.
Основную единицу педагогического процесса представляет педагогическая задача.
В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность.
Педагогическая задача - это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.
Педагогическая цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно и количественно, образ желаемого результата, который школа реально может достичь к четко определенному моменту времени.
Педагогические цели, налагаясь на конкретные образовательные ситуации, на этапе подготовки педагогического процесса должны осознаваться как педагогические задачи.
Педагогическая задача требует ее осознания и анализа, результатом которого является постановка диагноза.
Педагогический диагноз - это оценка общего состояния педагогического процесса и его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего целостного обследования.
Педагогической диагностикой называется исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.


Педагогическая диагностика выполняет следующие функции:
- информационная;
- оценочная;
- прогностическая;
- формирующая.


Технология осуществления педагогической диагностики может быть представлена следующим образом:


•   постановка цели диагностики

• отбор критериев диагностируемого признака

• отбор диагностических методов и методик

• осуществление диагностики

• анализ результатов диагностики

• фиксирование результатов диагностики

Методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений.
Все многообразие методов можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.
Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.
Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых педагогов. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы.
При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.
Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдения. Этапы наблюдения:
- определение задач и целей (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
- выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - наблюдение «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение - очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Беседа приводит к заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Интервьюирование - разновидность беседы, привнесенная в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование - заочным опросом.
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:
- определите характер информации, которую необходимо получить;
- составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
- составление первого плана вопросника;
- предварительная его проверка путем пробного исследования;
- исправление вопросника и окончательное его редактирование;
- исправление вопросника и окончательное его редактирование.
При объективной направленности различают вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности опрашиваемого (лучше это делать в конце опроса); отношение опрашиваемого к событиям, явлениям (здесь в ответах возможна неискренность); действия опрашиваемых или других лиц (для получения более достоверной информации необходимо вводить контрольные вопросы); мнения о совершенствовании изучаемого явления.
При проведении анкетирования, интервьюирования делается вступление о цели опроса и гарантируется его анонимность. Первые вопросы постепенно усложняются. Вопросы интимного характера задаются в конце опроса. Последние вопросы уточняют предыдущие. Время проведения опроса от 15 до 25 мин.
Изучение работ учащихся. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут представить сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент. Эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогический эффективности.
Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. Исследовательская деятельность предполагает:
- опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;
- активное воздействие исследователя на педагогическое явление;
- измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия;
- неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.


Выделяют 4 этапа эксперимента:
- теоретический - постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;
- методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;
- собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
- аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.


По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.
По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения. Трудности экспериментального метода состоят в том, что исследователю необходимо владеть техникой проведения эксперимента, обладать особой деликатностью, тактом, щепетильностью со стороны исследователя, умением устанавливать контакт с испытуемым.
Перечисленные методы называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научнопедагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.
Методы теоретического исследования. В ходе теоретического анализа обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общий принцип или правило.
В теоретических исследованиях используются индуктивные и дедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - наоборот, от общего суждения к частному выводу.
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.


Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:
- составление библиографии - составление перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
- реферирование - сжатое изложение основного содержания работы;
- конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;
- аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи;
- цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.


Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
Математические методы помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
Регистрация - выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и часто пассивных).
Ранжирование (ранговая оценка) - расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).
Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.
Сравнение полученных результатов с нормой (при заданных показателях) предполагает определение отклонения от нее и их соотнесение с допустимыми интервалами. Например, нормальной самооценкой личности являются значения коэффициента от 0,3 до 0,5. Если он меньше 0,3, то самооценка занижена, если больше 0,5 - завышена.
Статистические методы применяются при обработке массового материала - определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы - показателя середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин - дисперсии, т.е. среднего квадратичного отклонения, коэффициента вариации и др.
Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Этапы исследования. Нужно различать теоретическое педагогическое исследование, проводимое со специальной научной целью, и прикладное (научно-практическое), которое должен уметь проводить каждый творчески работающий педагог-практик. Такое исследование предполагает ряд стадий: подготовительную, практическое решение проблемы, количественную обработку полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и предложений.
На подготовительном этапе анализируется практическая деятельность с целью определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании учащихся. Далее осуществляется сбор предварительных материалов (анамнез) для конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической проблемы (наблюдение, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов и другие методы).
Эта работа завершается формулировкой гипотезы, т.е. предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. И наконец, составляется методика исследования - отбираются необходимые методы, технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения полученных данных.
Практическое решение проблемы связано с реализацией методики исследования в виде серий наблюдений, опросов, экспериментов.
Количественная обработка полученных данных осуществляется с помощью математических методов исследования.
Интерпретация полученных данных проводится на основе педагогической теории с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы. Это позволяет сформулировать выводы и предложения.
После анализа и диагностирования следует прогнозирование педагогического процесса.
Педагогическое прогнозирование - процесс получения опережающей информации о педагогическом объекте или явлении, опирающейся на научно обоснованные положения и методы.
Педагогическое прогнозирование практически сводится к педагогическому целеполаганию.
Педагогическая цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого результата, который школа реально может достичь к четко определенному моменту времени.
Педагогическое целеполагание - система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь.
Технология педагогического целеполагания - последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на определение, формулировку целей обучения, воспитания и развития учащихся.
Конструирование педагогического процесса завершается его проектированием и конструированием.
Педагогическое проектирование (создание проекта) - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это
дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях.
Результатом конструирования деятельности педагога является планирование.
План - материализация проекта педагогической деятельности.


2. Технология осуществления педагогического процесса


Технология осуществления педагогического процесса - совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корректирования хода педагогического процесса, его текущего контроля.
Центральное место среди перечисленных технологий занимает технология организации деятельности.
Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.
Активность - это присущая живому существу способность к самостоятельной силе реагирования.
Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкурентных условий его существования, порождающую активность по отношению к этим условиям.
Активность проявляется в процессе удовлетворения потребностей.
Отличительной чертой деятельности является то, что содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая ее породила.
Любой вид деятельности представляет собой творческий процесс.
В конечном итоге деятельность направлена на преобразование действительности.
Существуют различные классификации видов деятельности.


Классификация видов деятельности (Н. Е. Щуркова):
1. Познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
2. Трудовая деятельность, направленная на сознание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производственного труда;
3. Художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника;
4. Спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни;
5. Общественная деятельность, которая содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности;
6. Ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъекта формируемых отношений;
7. Коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.


Включение учащихся в деятельность требует установления взаимодействия педагогов и воспитанников (субъект-субъектных отношений).
Благодаря организаторской деятельности педагога учащиеся включаются в различные виды деятельности.
Содержание деятельности педагога в ходе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой следующих действий:
- постановка и разъяснение задач деятельности;
- создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками;
- применение методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса;
- обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания;
- использование необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.


3. Технологические аспекты деятельности учителя-предметника


В современной дидактике различают два этапа в подготовке учителя к уроку: предварительный и непосредственный.
Предварительный этап включает:
- изучение учебной программы: определение целей и задач учебного предмета, целей и задач каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков по теме;
- изучение методической литературы, базового учебника, учебных пособий.
Предварительный этап подготовки учителя к уроку завершается созданием тематического плана.
Тематический план - научно обоснованное распределение во времени содержания учебного материала по предмету.
При составлении тематического плана учителю-предметнику необходимо:
- составить календарный план изучения предмета на полгода (год);
- установить межпредметные связи по всему курсу;
- соотнести изучение курса с внеучебной работой по предмету.
Составление тематического плана по каждой теме включает следующие действия педагога:
- планирование системы вопросов по каждой теме;
- подбор системы заданий и упражнений по новому материалу;
- планирование самостоятельной работы учащихся;
- планирование домашних заданий по каждой теме.
Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое из вне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человеком, научно обоснованное распределение во времени содержания учебного материала по предмету.
Результатом учебно-познавательной деятельности являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый. Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формирование потребности в знаниях и познании как деятельности.


Когда учебно-познавательная деятельность может быть успешной?
- Когда учащиеся осознают цель предмета.
- Когда учащиеся осознают место отдельного урока в данном предмете.
- Когда учитель обучает не только содержанием урока, но и методом самостоятельного добывания фактов, их систематизации.
- Когда учитель обучает учащихся культуре определения понятий.


Понятие - мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношений между ними.


Технология работы над понятием:
- истоки происхождения понятия;
- определение понятия, его составные части;
- философское истолкование понятия;
- условия существования понятия;
- практическое приложение;
- использование понятия в других разделах;
- использование понятия в других научных дисциплинах.


Непосредственный этап подготовки учителя к уроку включает в себя следующие действия:
- выбор рациональной структуры урока и определение его композиционного строения;
- четкое планирование материала урока, которое включает, в свою очередь, такие действия, как отбор необходимого материала на одно занятие, выделение в нем главного, существенного; расположение в нем теоретического материала от более легкого и простого к более сложному и трудному; определение места и характера демонстраций или эксперимента на занятии; расположение задач и упражнений в порядке нарастания их трудности для учащихся;
- планирование работы учащихся на уроке; педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы класса и отдельных учащихся на этапе усвоения нового материала; определение характера деятельности различных групп учащихся во время опроса; установление возможных затруднений учащихся в тех или иных видах деятельности (устный ответ, решение задач, лабораторная работа, домашнее задание, наблюдение за ходом эксперимента и пр.); увеличение степени самостоятельности учащихся в учебной работе от одного урока к другому;
- рациональное распределение времени на отдельные этапы урока; выявление логических переходов от одного этапа урока к другому; определение характера руководства работой учащихся по овладению новым материалом на каждом этапе урока; отбор возможных вариантов изменения в ходе урока (если домашняя работа оказалась трудна для большинства учащихся, если на отдельные виды работы придется затратить больше времени, чем предлагалось, и пр.).


Подготовка учителя к конкретному уроку завершается планированием.


Этап планирования включает в себя следующие стадии:

- определение целей урока (образовательных, развивающих, воспитательных);
- отбор содержания урока;
- определение методов и приемов обучения;
- выбор формы работы на уроке;
- продумывание использования средств обучения;
- определение структуры урока, разработка учебных ситуаций.


План урока содержит следующие элементы:
- дата проведения, номер по тематическому плану, класс;
- тема, цели и задачи урока;
- структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
- содержание учебного материала;
- методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации;
- учебное оборудование, учебные и наглядные пособия; место их использования на уроке;
- планы решения задач (в планах уроков математики, физики, химии и др.).


Какова технология организации усвоения всей урочной темы? Данная технология обусловлена структурой процесса усвоения знаний, содержащей в себе следующие этапы:
- восприятие;
- осмысление;
- понимание;
- обобщение;
- закрепление;
- применение.
Технологические этапы деятельности в процессе усвоения урочной темы определены В. А. Сластениным.
Они могут быть выстроены в следующую логическую цепочку: изучение нового материала (восприятие, осмысление - 20-25 мин.; первичное повторение, закрепление - 5 мин.; домашнее задание - 15-20 мин.; повтор содержания урочной темы вслух - 5-6 мин.; фронтальная проверка - 12-15 мин.).


Раскроем технологию организации усвоения урочной темы через задачи, решаемые на каждом этапе:
- изучение нового материала: ознакомление учащихся с содержанием темы; осуществление операций, направленных на выработку умений и формирование (на этой основе) навыков; осуществление операций, связанных с формированием мировоззренческих и нравственных убеждений;
- закрепление: первичное повторение содержания материала; организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые требовали бы увязки нового учебного материала с ранее усвоенными знаниями; проверка понимания учащимися нового учебного материала и установление уровня усвоения;
- домашняя работа: вторичное повторение учебного материала урочной темы; повторение и осмысление учебного материала урочной темы и всего курса с учетом новых знаний и умений, которые были получены учащимися в результате изучения урочной темы; дальнейшее осмысление новой информации, приобретенной в результате изучения урочной темы;
- проговор содержания урочной темы: актуализация знаний и умений через словесное повторение; формирование навыка устных высказываний; еще одно повторение знаний, которые приобретаются в результате изучения урочной темы;
- фронтальное повторение: актуализация знаний и умений, выделение главного в пределах урочной темы; организация тематического повторения (выделение главного, обобщение учебного материала, установление закономерностей); организация итогового повторения (в пределах всех учебных тем, которые уже пройдены).
Рассмотренная технология организации усвоения урочной темы своим элементом имеет получивший в последнее время широкое применение коллективный способ обучения (КСО). Так, на этапе проговора урочной темы учащиеся работают в парах или «дидактических сочетаниях», попеременно занимая позиции обучающих и обучающихся (В. К. Дьяченко).
Источник: Загорулько, Р. В. Педагогические системы и технологии: практический аспект: Курс лекций / Р. В. Загорулько, Н. А. Ракова, Л. И. Шевцова. Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. 194 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.