На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Формирование политической культуры и гражданственности у школьников
Формирование политической культуры и гражданственности у школьников
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Основные лекционные вопросы
1. Формирование гражданственности и патриотизма личности.
2. Формирование политической культуры личности.
3. Формирование правовой культуры личности.

1. Формирование гражданственности и патриотизма личности

Гражданское воспитание - это система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Гражданственность - интегративное качество личности, основными элементами которой являются нравственная, правовая и политическая культура. Патриотизм - чувство любви к своему Отечеству и готовность защищать его интересы. Патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
В структуре гражданской культуры выделяют три элемента: знания, оценки-отношения, поведение, которые включают знания в области политики и права, взгляды и убеждения, сознательное отношение к общественной и политической жизни страны, стремление участвовать в политической жизни, занимать активную гражданскую позицию, быть законопослушным гражданином, соблюдать законы страны. Данному содержанию соответствуют задачи формирования гражданской культуры школьников.
Одной из основных задач формирования патриотизма в школе является разъяснение сути патриотизма, патриотических чувств и поведения. Решение задач обеспечивается содержанием целостного образовательного процесса.
Изложим содержательные характеристики формирования гражданственности и патриотизма, раскрытые в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [29] (далее по тексту Концепции).
Содержание воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению гражданского долга.
Условия воспитания гражданственности и патриотизма личности:
• осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;
• воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны;
• формирование у обучающихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
• повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин;
• пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;
• формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;
• развитие социально значимой деятельности обучающихся, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического (студенческого) самоуправления.
Учет возрастных особенностей по воспитанию гражданственности и патриотизма личности.
Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: приобретение первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях.


Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: формирование первичных знаний об идеологии белорусского государства, о родном крае; гордости за историю своего города, села, региона, страны и ее знаменитых людей.


Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: формирование гражданских и нравственных идеалов; участие в различных формах общественно-полезной, туристско-краеведческой деятельности; осознание гражданской ответственности как нормы общественного поведения.


Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: формирование гражданской зрелости и готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь; участие в общественной жизни учреждения образования; осознание социальной действительности и своего положения в обществе.


Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: реализуется готовность исполнить свой профессиональный, гражданский и патриотический долг в различных сферах жизнедеятельности.


2. Формирование политической культуры личности


Политика - сфера деятельности, регулирующая отношения власти и групп людей, отдельного человека, искусство управления государством, в том числе с помощью свода законов, т. е. права.
В соответствии с Концепцией политическая культура - одна из основных форм проявления общественного сознания в виде конкретных мировоззренческих ценностей, оказывающих влияние на социальный выбор личности. Политическая культура зависит от степени понимания личностью процессов, происходящих в обществе и государстве.
Содержание воспитательной работы по формированию политической культуры личности определяется необходимостью обретения обучающимися социального и политического опыта, накопленного обществом, и предполагает усвоение политических знаний, формирование политических ценностей и идеалов белорусского государства и общества, особенностей государственного устройства Республики Беларусь, опыта общественной деятельности, понимание сложности социально-политических процессов, умения делать выбор и нести за него ответственность.


Условия формирования политической культуры личности:
• ознакомление обучающихся с основами политических знаний, выработка политических ценностей и идеалов в контексте государственной идеологии:
• изучение истории, обычаев и традиций белорусского народа и народов других стран:
• формирование у обучающихся умений жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму:
• проведение информационных часов, работа информационно-пропагандистских групп в учреждениях образования:
• вовлечение обучающихся в социально и общественно значимую деятельность с учетом индивидуальных особенностей; педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся.
Учет возрастных особенностей по формированию политической культуры личности.
Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: формирование начальных представлений об институтах государственной власти.


Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: расширение представлений обучающихся о символах государства, институтах государственной власти; интерес к участию в детских общественных организациях, к общественно-политическим мероприятиям в учреждениях образования.


Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: проявление интереса к политике и накопление знаний о политических процессах в стране и мире, институтах государственной власти; формирование личностного отношения к явлениям политической жизни; участие в деятельности детских и молодежных общественных объединений и организаций позитивной направленности, общественно значимых мероприятиях.


Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: систематизация знаний о политических процессах в стране и мире, институтах государственной власти; усвоение основ политической культуры; выработка способности противостоять чуждому идеологическому влиянию и воздействию деструктивных групп и организаций.


Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: устойчивость политических ценностей; осознание сущности политических процессов в стране и мире.


3. Формирование правовой культуры личности


Правовая культура личности - совокупность правовых знаний и способность их полной и правильной реализации в различных видах деятельности. Правовая культура - это знания о правовой системе страны, основных юридических норм, стремление соблюдать правовые нормы, быть законопослушным гражданином Отечества. Правовая культура предполагает сочетание правовых знаний с нравственными идеалами и ценностными ориентациями личности.
Основной задачей правового воспитания является формирование правовой грамотности подростков и молодежи: они должны знать, что существуют законы и правовые нормы и что нарушение этих норм ведет к юридической ответственности. Поэтому в семье, в школе, в средствах массовой информации подростков следует знакомить не только вообще с законами, но обязательно с теми правовыми нормами, в нарушение которых они могут быть вовлечены.
Школа, другие образовательные учреждения дают необходимые правовые знания молодежи на уроках и во внеурочной работе с детьми. Учащиеся по мере взросления приучаются выполнять правила поведения в обществе, свои обязанности в классе, учатся подчиняться школьным правилам, требованиям устава школы. Это развивает в них привычку к дисциплине, к самоконтролю.
В соответствии с Концепцией содержание воспитательной работы по формированию правовой культуры личности направлено на усвоение систематизированных знаний о праве, основах законодательства Республики Беларусь, формирование законопослушного поведения, понимание обучающимся ответственности за противоправные действия. Формирование адекватной самооценки личности обучающегося и поведения, которое проявляется в реализации своих прав 196
и свобод, ответственном отношении к выполнению своих обязанностей как гражданина Республики Беларусь, в готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы.


Условия воспитания правовой культуры личности.
• совершенствование системы защиты прав и интересов обучающихся: организация правового просвещения педагогов, родителей и обучающихся; профилактика противоправных действий:
• создание в учреждении образования атмосферы взаимоуважения, взаимной ответственности, разнообразие содержания применяемых методов, приемов и средств правового воспитания:
• контроль за соблюдением прав и обязанностей обучающихся:
• взаимодействие учреждений образования, семьи, органов управления образованием, органов государственной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и организаций, других заинтересованных в правовом воспитании обучающихся.


Учет возрастных особенностей в процессе формирования политической культуры личности.
Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: знакомство с основными понятиями «права», «обязанности» и др.: приобретение навыков поведения, соответствующего нормам нравственности.


Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: знакомство с основными положениями Конституции Республики Беларусь, своими правами и обязанностями; приобретение навыков поведения, соответствующих правовым нормам.


Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: умение строить отношения со сверстниками и взрослыми с учетом принятых нравственных и правовых норм и норм законодательства Республики Беларусь.


Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: формирование представления о себе как субъекте правовой культуры общества; самостоятельный выбор решения в различных жизненных ситуациях в соответствии с нравственными и правовыми нормами; самореализация обучающихся в общественно значимой деятельности.
Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: развитие чувства самоуважения, гражданской ответственности; реализация своих гражданских прав; понимание прав человека как ценности правовой культуры личности; сознательный выбор поведения, соответствующего правовым нормам.
Источник: Башаркина, Е. А. Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.