Основные лекционные вопросы 1. Формирование гражданственности и патриотизма личности. 2. Формирование политической культуры личности. 3. Формирование правовой культуры личности.
1. Формирование гражданственности и патриотизма личности
Гражданское воспитание - это система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений. Гражданственность - интегративное качество личности, основными элементами которой являются нравственная, правовая и политическая культура. Патриотизм - чувство любви к своему Отечеству и готовность защищать его интересы. Патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. В структуре гражданской культуры выделяют три элемента: знания, оценки-отношения, поведение, которые включают знания в области политики и права, взгляды и убеждения, сознательное отношение к общественной и политической жизни страны, стремление участвовать в политической жизни, занимать активную гражданскую позицию, быть законопослушным гражданином, соблюдать законы страны. Данному содержанию соответствуют задачи формирования гражданской культуры школьников. Одной из основных задач формирования патриотизма в школе является разъяснение сути патриотизма, патриотических чувств и поведения. Решение задач обеспечивается содержанием целостного образовательного процесса. Изложим содержательные характеристики формирования гражданственности и патриотизма, раскрытые в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [29] (далее по тексту Концепции). Содержание воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению гражданского долга. Условия воспитания гражданственности и патриотизма личности: • осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа; • воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны; • формирование у обучающихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне; • повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин; • пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства; • формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости; • развитие социально значимой деятельности обучающихся, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического (студенческого) самоуправления. Учет возрастных особенностей по воспитанию гражданственности и патриотизма личности. Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: приобретение первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях.
Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: формирование первичных знаний об идеологии белорусского государства, о родном крае; гордости за историю своего города, села, региона, страны и ее знаменитых людей.
Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: формирование гражданских и нравственных идеалов; участие в различных формах общественно-полезной, туристско-краеведческой деятельности; осознание гражданской ответственности как нормы общественного поведения.
Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: формирование гражданской зрелости и готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь; участие в общественной жизни учреждения образования; осознание социальной действительности и своего положения в обществе.
Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: реализуется готовность исполнить свой профессиональный, гражданский и патриотический долг в различных сферах жизнедеятельности.
2. Формирование политической культуры личности
Политика - сфера деятельности, регулирующая отношения власти и групп людей, отдельного человека, искусство управления государством, в том числе с помощью свода законов, т. е. права. В соответствии с Концепцией политическая культура - одна из основных форм проявления общественного сознания в виде конкретных мировоззренческих ценностей, оказывающих влияние на социальный выбор личности. Политическая культура зависит от степени понимания личностью процессов, происходящих в обществе и государстве. Содержание воспитательной работы по формированию политической культуры личности определяется необходимостью обретения обучающимися социального и политического опыта, накопленного обществом, и предполагает усвоение политических знаний, формирование политических ценностей и идеалов белорусского государства и общества, особенностей государственного устройства Республики Беларусь, опыта общественной деятельности, понимание сложности социально-политических процессов, умения делать выбор и нести за него ответственность.
Условия формирования политической культуры личности: • ознакомление обучающихся с основами политических знаний, выработка политических ценностей и идеалов в контексте государственной идеологии: • изучение истории, обычаев и традиций белорусского народа и народов других стран: • формирование у обучающихся умений жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму: • проведение информационных часов, работа информационно-пропагандистских групп в учреждениях образования: • вовлечение обучающихся в социально и общественно значимую деятельность с учетом индивидуальных особенностей; педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся. Учет возрастных особенностей по формированию политической культуры личности. Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: формирование начальных представлений об институтах государственной власти.
Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: расширение представлений обучающихся о символах государства, институтах государственной власти; интерес к участию в детских общественных организациях, к общественно-политическим мероприятиям в учреждениях образования.
Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: проявление интереса к политике и накопление знаний о политических процессах в стране и мире, институтах государственной власти; формирование личностного отношения к явлениям политической жизни; участие в деятельности детских и молодежных общественных объединений и организаций позитивной направленности, общественно значимых мероприятиях.
Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: систематизация знаний о политических процессах в стране и мире, институтах государственной власти; усвоение основ политической культуры; выработка способности противостоять чуждому идеологическому влиянию и воздействию деструктивных групп и организаций.
Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: устойчивость политических ценностей; осознание сущности политических процессов в стране и мире.
3. Формирование правовой культуры личности
Правовая культура личности - совокупность правовых знаний и способность их полной и правильной реализации в различных видах деятельности. Правовая культура - это знания о правовой системе страны, основных юридических норм, стремление соблюдать правовые нормы, быть законопослушным гражданином Отечества. Правовая культура предполагает сочетание правовых знаний с нравственными идеалами и ценностными ориентациями личности. Основной задачей правового воспитания является формирование правовой грамотности подростков и молодежи: они должны знать, что существуют законы и правовые нормы и что нарушение этих норм ведет к юридической ответственности. Поэтому в семье, в школе, в средствах массовой информации подростков следует знакомить не только вообще с законами, но обязательно с теми правовыми нормами, в нарушение которых они могут быть вовлечены. Школа, другие образовательные учреждения дают необходимые правовые знания молодежи на уроках и во внеурочной работе с детьми. Учащиеся по мере взросления приучаются выполнять правила поведения в обществе, свои обязанности в классе, учатся подчиняться школьным правилам, требованиям устава школы. Это развивает в них привычку к дисциплине, к самоконтролю. В соответствии с Концепцией содержание воспитательной работы по формированию правовой культуры личности направлено на усвоение систематизированных знаний о праве, основах законодательства Республики Беларусь, формирование законопослушного поведения, понимание обучающимся ответственности за противоправные действия. Формирование адекватной самооценки личности обучающегося и поведения, которое проявляется в реализации своих прав 196 и свобод, ответственном отношении к выполнению своих обязанностей как гражданина Республики Беларусь, в готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы.
Условия воспитания правовой культуры личности. • совершенствование системы защиты прав и интересов обучающихся: организация правового просвещения педагогов, родителей и обучающихся; профилактика противоправных действий: • создание в учреждении образования атмосферы взаимоуважения, взаимной ответственности, разнообразие содержания применяемых методов, приемов и средств правового воспитания: • контроль за соблюдением прав и обязанностей обучающихся: • взаимодействие учреждений образования, семьи, органов управления образованием, органов государственной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и организаций, других заинтересованных в правовом воспитании обучающихся.
Учет возрастных особенностей в процессе формирования политической культуры личности. Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: знакомство с основными понятиями «права», «обязанности» и др.: приобретение навыков поведения, соответствующего нормам нравственности.
Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: знакомство с основными положениями Конституции Республики Беларусь, своими правами и обязанностями; приобретение навыков поведения, соответствующих правовым нормам.
Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: умение строить отношения со сверстниками и взрослыми с учетом принятых нравственных и правовых норм и норм законодательства Республики Беларусь.
Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: формирование представления о себе как субъекте правовой культуры общества; самостоятельный выбор решения в различных жизненных ситуациях в соответствии с нравственными и правовыми нормами; самореализация обучающихся в общественно значимой деятельности. Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: развитие чувства самоуважения, гражданской ответственности; реализация своих гражданских прав; понимание прав человека как ценности правовой культуры личности; сознательный выбор поведения, соответствующего правовым нормам. Источник: Башаркина, Е. А. Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с.
|