Страница 1 из 5 1. Сущность понятия «патриотическое воспитание». Особенности патриотического воспитания младших школьников
В условиях многонациональности и поликонфессиональности российского государства в системе образования актуальными являются вопросы воспитания у подрастающих поколений чувства любви к близкому окружению, к Родине, воспитание уважительного отношения к другим народам. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою родину, заботящихся о ней, готовых защищать ее интересы. Воспитание гражданина- патриота сегодня - основа гарантированного будущего российского общества.
Формирование личностных качеств происходит в период обучения в начальной школе. Воспитание чувства любви и уважения к Родине, чувства гордости за нее - важный и обязательный элемент воспитания ребенка. Воспитание подрастающего поколения сознательными гражданами России - одна из первостепенных задач современного образования, школы, ведь самыми подходящими периодами для воспитания чувства патриотизма является детство и юность. В своих научных трудах Ж. Пиаже, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, П. Я. Г альперин, А. Н. Леонтьев утверждают, что младший школьный возраст - самый благоприятный период для любых воспитательных влияний, в том числе для патриотического воспитания. Именно в период обучения в начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества, гражданином своего Отечества. Актуальность проблемы патриотического воспитания обучающихся младшего школьного возраста определена и содержанием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, который предусматривает становление таких личностных характеристик выпускника, как любовь и уважение к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие семейных и социальных ценностей; любознательность, активность и интерес к познанию мира, готовность действовать самостоятельно и нести ответственность за свои поступки перед семьей и обществом и др. Проблема патриотического воспитания имеет многовековую историю. Ученые, философы в своих трудах обращались к данной теме на протяжении веков. Марк Туллий Цицерон в диалоге «О государстве» считал самыми благородными размышлениями - о благе отечества. Конфуций в своем учении наряду с ведущими общечеловеческими ценностями выделяет любовь к Родине, народу, семье, уважение традиций. Патриотизм - это нравственный принцип, заключающий в себе любовь и преданность Отечеству, гордость за историческое и культурное наследие страны, ее достижения, стремление защищать интересы Родины. В рассуждениях древнегреческого философа Платона, можно встретить такую фразу: «Родина дороже отца и матери», что доказывает значимость патриотического воспитания. Любовь к Отечеству как наивысшая ценность рассматривается и в трудах итальянского мыслителя, философа, политического деятеля Никколо Макиавелли. О значимости патриотического воспитания писал Константин Дмитриевич Ушинский, утверждая, что именно любовь к Отечеству дает ключ к сердцу человека, она является мощнейшей опорой в борьбе с отрицательными наклонностями человека. Патриотизм, как одна из наиболее важных, вечных ценностей, характерен для всех сфер человеческой жизни, существования государства. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, представлен перечень базовых национальных ценностей, среди которых: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, природа, человечество, труд и творчество, наука, наука, искусство и литература, традиционные российские религии. Рассмотрим некоторые подходы к определению понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Патриотизм - есть любовь к Родине, активная вовлеченность в изучение ее истории, культуры и традиций, неравнодушное отношение к достижениям и проблемам развития страны, стремление сохранить и преумножить её богатства. В Толковом словаре В. И. Даля под термином «патриотизм» понимается «любовь к отчизне», а патриот - это «любитель отечества» [4.14]. Словарь С. И. Ожегова патриотизм истолковывает как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу [4.35]. В советской исторической энциклопедии под патриотизмом понимается чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы Отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов. В Кратком словаре по философии патриотизм определяется как принцип, обозначающий любовь к отечеству, готовность служить интересам Родины. В социально-педагогическом плане можно рассматривать патриотизм как социально-нравственную ценность, которая отражает отношение личности к Родине. В педагогическом энциклопедическом словаре патриотизм также определяется как чувство любови к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков под патриотизмом понимают чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с ее народом [4.15]. Патриотизм, по мнению В. Е. Уткина, означает не только и не просто любовь к Родине; это сопереживание всех трудностей и испытаний Отечества; это постоянное стремление понять проблемы народа и страны; это готовность прийти на помощь в любой момент и в первую очередь на вооруженную защиту. Патриотизм - это позиция граждан, сознательно и добровольно принимаемая, в которой приоритет общественного, государственного выступает стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества, а не ограничением [4.11]. Понятие патриотизма многогранно. По мнению А. К. Быкова, патриотизм - это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, общественно значимое поведение и деятельность [4.6]. А. В. Солдатенко утверждает, что моральное, нравственное отношение человека окружающему миру, происходящим событиям, к самому себе, к Родине, героям войны, людям труда, - все это является объективным показателем патриотизма [4.45]. М. А. Терентий считает, что о патриотизм проявляется как в приобретенных знаниях учащихся, так и в большей степени в поступках, делах школьников [4.47]. В. И. Лутовинов сформулировал критерии и показатели патриотического воспитания: патриотические сознание и патриотическая деятельность. Патриотическое сознание включает в себя чувства, взгляды, убеждения, ценности, в то время как, патриотическая деятельность отражает главным образом личную активность, особенности поведения, те действия патриотической направленности, которые и являются «посильным» вкладом в служение «Отечеству» [4.24]. Изложенное позволяет заключить, что патриотизм интегрирует три взаимосвязанных компонента: когнитивный (знания истории своей малой Родины, страны и личная потребность в этих знаниях); эмоциональный (проявление чувств уважения, любви к своему отечеству, краю, чувства заботы, сохранения и приумножения богатства своей страны); поведенческий (способность проявить себя в социально значимых делах на благо родного края). Автор диссертационного исследования по проблеме патриотического воспитания В. И. Лутовинов упоминает о том, что патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, причастность к его истории, культуре, достижениям, которые, в свою очередь, составляют гражданскую позицию личности и потребность в достойном, беззаветном, самоотверженном служении Родине [4.24]. На наш взгляд, наиболее целостным является определение патриотизма, обозначенное И. Ф. Харламовым. По его мнению, патриотизм - это такое личностное чувство гражданина, проявляющееся в любви к Родине, преданности её идеалам, признании ее величия и славы, потребности беречь её честь и достоинство, укреплять ее могущество и независимость [ 4.51]. Патриотизм проявляется в поступках человека, в умении беречь и ценить свою родину и стремлении ее улучшить. Патриотизм зарождается из любви к месту проживания, малой Родине и перерастает в государственное патриотическое самосознание. Одними из проявлений патриотизма с позиции младшего школьника являются потребность участия в общественно значимых делах во благо всего окружающего; выражение сострадания, сочувствия по отношению к окружающему; признание себя частью страны; гордость за свою страну и народ, уважительное отношение к его подвигам. Говоря о воспитании у младших школьников чувства патриотизма, уместным следует считать рассмотрение понятия «патриотическое воспитание». Патриотическое воспитание является одной из сторон целостного воспитательного процесса. Патриотическое воспитание - это процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, направленный на развитие патриотических чувств, на формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания признается становление и развитие гражданственности, ответственности, духовности в обществе; воспитание убежденного патриота, готового обеспечить прогрессивное развитие своего Отечества, служить отечеству своим трудом и защищать интересы страны. А. К. Быков [4.6], анализируя и исследуя проблему патриотического воспитания, разделил систему ценностей патриотического воспитания на четыре компонента, определяя таким образом, системность, комплексность, интегративность и целостность данного процесса. А. К. Быковым были выделены следующие сферы деятельности в патриотическом воспитании: духовно-патриотическая (признание русского языка, культуры как высших святынь народа), нравственно-патриотическая (собственно, любовь и уважение к Родине, старшим, семье и близким), историко-патриотическая (сохранение исторической памяти и преемственности поколений) и государственно-патриотическая (приоритетность интересов России, деятельное участие в преодолении трудностей общества и государства). В психолого-педагогической литературе существует множество определений понятия «патриотическое воспитание». Некоторые определения представлены в таблице 17.
Таблица 17 - Определение понятия «патриотическое воспитание»
№ п/п
|
Авторы
|
Определение понятия
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Г. Н. Филонов
|
«Процесс освоения учениками наследия отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству»
|
2
|
Н. В. Ипполитова
|
«Взаимодействие педагогов и учеников, ориентированное на развитие патриотических чувств, убеждений и выработку устойчивых норм патриотического поведения»
|
3
|
В. Е. Мусина
|
«Взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоциональноценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически- ориентированной активности в процессе внеклассной, учебной и внеурочной деятельности»
|
4
|
В. А. Сластенин
|
«Система взаимодействия органов власти и общественных организаций, направленная на формирование у человека чувства преданности, привязанности к Отечеству, готовности выполнять гражданский долг по защите интересов Родины»
|
5
|
М. Л. Афанасьева
|
«Систематическое и целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся с целью формированию у них патриотических взглядов, чувств и убеждений, эмоционально окрашенного стремления служить интересам Родины»
|
Результатом патриотического воспитания является патриотическая воспитанность. В педагогике данное понятие рассматривается в различных аспектах. По мнению Б. М. Бим-Бада, под воспитанностью следует понимать умение вести себя в обществе, или, благовоспитанность (знание правил культуры, этикета, вежливость). Если рассматривать данное понятие в более широком смысле, то кроме соблюдения правил общения и культурных норм, принятых в обществе, воспитанность включает в себя и внутреннюю культуру человека, его мировоззрение и отношение к людям, окружающей среде. А. К. Маркова определяет воспитанность ученика как совокупность трех взаимосвязанных компонентов - запас знаний норм поведения в обществе, личные мотивы и ценности (личное отношение) и действительное нравственное поведение. Н. В. Ипполитова, характеризуя воспитанность, констатирует, что под это понятие объединяет знания, убеждения и поведение воспитанника. Под патриотической воспитанностью мы, вслед за В. Е. Мусиной [4.30], понимаем актуальный уровень развития внутренней культуры младшего школьника, обусловленный сформированностью патриотических знаний и представлений, сформированностью патриотических чувств, ценностей и убеждений, а также их реализацией в патриотическом поведении и деятельности. Аспекты проблемы патриотического воспитания отражены в законодательных нормативно-правовых актах Российской Федерации. За последние годы на государственном уровне были предприняты значительные усилия для укрепления и развития системы патриотического воспитания. Содержание стратегии определено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»; в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.». Реализованы 4 государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001-2020 гг.). Основополагающим государственным документом, который устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года, является Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Социальный государственный заказ на воспитание трудолюбивого, высоконравственного человека, патриота своей Родины, с активной гражданской позицией, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов, отражен в Национальной доктрине образования. С 1 января 2021 года реализуется новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», усиливающий роль воспитательной компоненты в учебной и методической литературе, в содержании уроков, во внеучебной деятельности. 31 июля 2020 года Президент России В. В. Путин подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Согласно данному документу, были дополнены направления воспитательной работы: формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям народов, населяющих территории Российской Федерации, природе и окружающей среде. Ценность патриотического воспитания, как приоритет региональной политики правительства Челябинской области, закреплена в Концепции гражданско-патриотического воспитания молодежи Челябинской области на 2016-2020 годы. Основной целью Концепции является формирование у молодежи чувства преданности и любви к своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите, сопричастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие. Кроме того, действует муниципальная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи города Челябинска на 2020 -2022 годы», целью которой является создание условий для развития системы патриотического воспитания детей и молодежи города Челябинска, обеспечения преемственных связей поколений россиян, воспитания граждан, любящих Родину и семью, имеющих активную жизненную позицию, укрепления чувства сопричастности детей и молодежи к историческому и культурному наследию России. Актуальность проблемы патриотического воспитания обучающихся младшего школьного возраста определена содержанием федерального государственного стандарта начального общего образования. Портрет выпускника начальной школы включает такие личностные характеристики как любовь к своему народу, краю, Родине; уважение и принятие семейных и социальных ценностей, активность и интерес к познанию мира и др. Освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, отражать уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и ее историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и др. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей - основополагающий в развитии современного общества. Для решения данной проблемы была разработана Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования. Целью духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального образования является: социально -педагогическая поддержка становления и развития высокоморального, творческого, грамотного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, сохраняющего и заботящегося о культурном и историческом наследии, традициях народов Российской Федерации. В Программе духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования представлено 11 направлений, каждое из которых основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися. Одним из направлений является гражданско-патриотическое, цценностными ориентирами которого являются: любовь и служение Отечеству, любовь к России, своему народу, краю; правовое государство и гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Планируемыми результатами гражданско-патриотического направления являются: - ценностное отношение к России, народам Российской Федерации, своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; - элементарные представления о государственном политическом устройстве страны, социальных институтах, важнейших законах, наиболее значимых страницах истории, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему страны; - первоначальный опыт межкультурной коммуникации, опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, представления о государственной символике, интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, своего края. Все тематические занятия по формированию гражданственности и патриотизма могут сопровождаться созданием плакатов, картин, сюжетно- ролевыми играми патриотического содержания, играми народов, населяющих Российскую Федерацию. Виды деятельности и формы организации занятий могут быть следующие: классные часы, беседы, чтение книг, просмотр кинофильмов, экскурсии по историческим и памятным местам, творческие фестивали и конкурсы, праздники, путешествия, туристско-краеведческие экспедиции, участие в социальных проектах и мероприятиях, встречи с представителями различных организаций, выпускниками школы, встречи с ветеранами и военнослужащими, конкурсы спортивных соревнований [4.30]. Патриотическое воспитание необходимо организовать, опираясь на возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Период обучения в начальной школе является сенситивным для всесторонних влияний извне, доверием ко всему изучаемому, «пережитому». Именно в младшем школьном возрасте у учеников «зарождаются» потребности в системном, регулярном нравственно-патриотическом воспитании. Без любви к Отечеству и уважению к его историческому и культурному наследию невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать чувство собственного достоинства. Р. С. Буре отмечал, что в детях уже есть «зародыш» любви к Родине, а педагоги должны способствовать его правильному развитию [4.5]. Эмоциональность и яркость восприятия, а также наглядно-образное мышление, предполагают осуществление знакомства младших школьников с культурно-историческими наследием своей страны на понятных, конкретных, логически связанных фактах, явлениях и событиях. Самые первые полученные обучающимися эмоционально насыщенные, осмысленные сведения о Родине и ее героях являются наиболее действенными при воспитании любви, интереса и уважения к родному краю. Примером такого эмоционального воздействия, появления личных переживаний в процессе работы может стать составление своего генеалогического древа (наглядного представления родословных связей) совместно с родителями, где школьники через опыт своих близких познают историю страны. Следующая особенность - это конкретность мышления. В силу возрастных особенностей, младшие школьники не в полной мере осознают обширность, всеохватность общественных явлений и понятий, следовательно, происходит сужение их понимания. Понятие Родины воспринимается младшими школьниками как место, в котором они проживают. Соответственно, воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к родным и близким людям: родителям, братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам; с любви ко всему, что находится рядом. Ближайшее окружение ребенка, с которым он находится во взаимодействии, взаимосвязи, с кем постоянно контактирует, все, что пронизано эмоциональными переживаниями, впечатлениями, - это и есть для школьника Родина - простая, любимая, родная. Эмоциональность - следующая особенность младших школьников. Учителю следует учитывать интересы, потребности детей, организовывать деятельность не в абстрактной, а в доступной, конкретной, наглядной, выразительной форме, чтобы «добытые» детьми знания вызывали сильный эмоциональный отклик. В том случае, если у ребенка не возникло эмоционального отклика, переживаний по поводу того, о чем рассказывает учитель, или того, что он делает сам (участвует в создании патриотического проекта, обустройстве школьного или классного музея, организует выставки, поздравления ветеранов, в общественно значимых акциях), то услышанное или сделанное не оставит отпечатка в его душе. Самостоятельная подготовка учеников к какому-либо важному событию, делу также играет большую роль. Пример взрослых, близких людей, безусловно, является определяющим в патриотическом воспитании. В этой связи, следует уделять особое внимание взаимодействию с семьями обучающихся. Поддерживать, развивать и направлять стремления детей к получению научных знаний истории своей Родины и ее народа, воспитывать чувство толерантности, преданности и любви к Родине, - задача как родителей, так и учителей. Кроме того, учитывать необходимо и такую характеристику младших школьников, как активность. Решительный настрой к действиям, к открытию нового знания, получению новых впечатлений; энергичность и смелость младших школьников способствуют применению разнообразных средств, форм и методов работы по патриотическому воспитанию. Участие в делах, приносящих пользу близким, обществу, работа в группе, выполнение поручений, которые впоследствии будут общественно оценены, приносят удовольствие младшим школьникам и благотворно сказываются на их мотивации. Ведущим видом деятельности младших школьников, безусловно, является учеба. Но нельзя забывать и о возможности включения игровых моментов в повседневную жизнь детей. Игровое оформление, мини - путешествие, командные, подвижные игры, наполняют процесс патриотического воспитания элементами, способными сделать содержание серьезных, сложных тем более близким, естественным и доступным для ученика начальной школы. Таким образом, патриотическое воспитание - это процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически- ориентированной активности в процессе учебной, внеклассной и внеурочной деятельности. Оособенностями патриотического воспитания младших школьников на современном этапе являются: восприимчивость к внешним влияниям, эмоциональность, яркость восприятия, конкретность мышления, активность в усвоении нового.
|