Методы и средства процесса обучения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Основные лекционные вопросы
1. Понятия «метод», «прием» обучения.
2. Различные подходы к классификации методов обучения.
3. Характеристика методов обучения.
4. Средства обучения, их классификация и характеристика.

1. Понятия «метод», «прием» обучения

Метод (греч. methodos) - способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.
Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей; это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, развития его умственных способностей, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природной и общественной средой.
Существуют многие другие определения методов обучения.
Метод - совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования (И.П. Подласый).
Метод - это правила действия, которые стандартны и однозначны; нет стандарта и однозначности - нет правила, а значит нет и метода (П.В. Копнин).
Методы обучения есть способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский).
Методы обучения - это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф. Харламов).
Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения (Г.М. Коджаспирова).
Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и учащихся. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Таким образом, понятие метода обучения отражает во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.
В дидактике широко распространен также термин «прием обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Например, в состав метода упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, входят следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков.

2. Различные подходы к классификации методов обучения

В педагогике предложено множество классификаций методов обучения. Эго связано с тем. что разные авторы как основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы используют разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обучения.
Классификация методов обучения по уровню активности учащихся (Е.Я. Голант). Это одна из ранних классификаций методов обучения. Согласно этой классификации методы обучения делятся на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельности. К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение), к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).
Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе).
Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).
Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Главное назначение этой группы методов - формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические к лабораторные работы.
Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов. Б.П. Есипов). В данной классификации выделяют следующие методы обучения: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
Характер познавательной деятельности - это уровень мыслительной активности учащихся. Выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные); репродуктивные; проблемного изложения; частично-поисковые (эвристические); исследовательские.
Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем.
Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично поисковый (эвристический) метод. Метод получил такое название потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем: преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему; учащиеся самостоятельно ее разрешают; преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.
Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Ю.К. Бабанский).
Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Первая группа включает следующие методы: перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств); словесные (лекция, рассказ, беседа и др.); наглядные (демонстрация, иллюстрация); практические (опыты, упражнения, выполнение заданий); логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.); гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные); самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).
Ко второй группе методов относятся: методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.); методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.
Бинарная классификация методов обучения, основанная на сочетании способов деятельности преподавателя и учащихся (М.И. Махмутов).
В основу бинарных и полинарных классификаций методов обучения положены два или более общих признака. Бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова включает две группы методов:
1) методы преподавания (информационно-сообщающие; объяснительные: инструктивно-практические; объяснительно-побуждающие; побуждающие):
2) методы учения (исполнительные; репродуктивные; продуктивно-практические; частично-поисковые; поисковые).
Классификацию, основанную на четырех признаках (логико-содержательном, источниковом, процессуальном и организационно-управленческом), предложил С.Г. Шаловаленко.

3. Характеристика методов обучения.

Наиболее часто используемые методы характеризуются следующим образом.
Рассказ. Эго монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме. Рассказ используется для сообщения фактических сведений, требующих образности и последовательности изложения. Применяется рассказ на всех этапах обучения, меняются лишь задачи изложения, стиль и объем рассказа.
По целям выделяют:
• рассказ-вступление, назначение которого состоит в том, чтобы подготовить учащихся к изучению нового материала:
• рассказ-повествование - используется для изложения намеченного содержания:
• рассказ-заключение - подводит итоги по изученному материалу.
К рассказу как методу обучения предъявляются определенные требования: рассказ должен обеспечить достижение дидактических целей; содержать достоверные факты; иметь четкую логику; изложение должно быть доказательным, образным, эмоциональным, учитывающим возрастные особенности обучаемых. В процессе обучения рассказ используется в сочетании с другими методами - иллюстрацией, обсуждением, беседой.
Объяснение - это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с людьми разных возрастных групп.
К объяснению предъявляются определенные требования: точная и четкая формулировка сути проблемы; последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использование сравнения, аналогии, сопоставления; безукоризненная логика изложения. Данный метод сочетается с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.
Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые беседы (вопросы адресованы определенной группе) и фронтальные (вопросы адресованы всем). В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед:
• вводные, или вступительные, беседы - проводятся перед изучением нового материала для актуализации ранее усвоенных знаний и выяснения степени готовности учащихся к познанию, включению в предстоящую учебно-познавательную деятельность:
• беседы - сообщения новых знаний - бывают катехизическими (воспроизведение ответов в той формулировке, которая была дана в учебнике или учителем); сократическими (предполагающими размышления) и эвристическими (включение учащихся в процесс активного поиска новых знаний, формулирования выводов):
• синтезирующие, или закрепляющие, беседы - служат для обобщения и систематизации имеющихся у учащихся знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях:
• контрольно-коррекционные беседы - применяются в диагностических целях, а также для уточнения, дополнения новыми сведениями имеющихся у учащихся знаний.
Одной из разновидностей беседы является собеседование, которое может проводиться с отдельным человеком или группой людей.
При проведении беседы важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны быть краткими, четкими, содержательными; иметь логическую связь между собой; раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса; способствовать усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития обучаемых (слишком легкие и очень трудные вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию). Не следует задавать двойные, подсказывающие вопросы, содержащие готовые ответы; формулировать альтернативные вопросы, допускающие ответы типа «да» или «нет».
Лекция - это монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой; обилием сообщаемой информации; логикой изложения материала; системным характером освещения знаний. Различают лекции научно-популярные (используются для популяризации знаний) и академические (посвящаются крупным и принципиально важным разделам учебной программы, для обобщения, повторения изучаемого материала). Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала. Например, на традиционной лекции материал для запоминания передаётся в готовом виде; на проблемной лекции или лекции проблемного характера излагается научная или практическая проблема (история возникновения проблемы, направления ее развития и перспективы решения, варианты, решения, прогнозируемые последствия); лекция-беседа или разговорная лекция проводится, когда слушатели уже владеют определенной информацией по проблеме или готовы включиться в её обсуждение.
Логическим центром лекции является теоретическое обобщение. Лекционный материал характеризуется целостностью и завершенностью. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, в лекции служат лишь иллюстрацией или отправной точкой. Лекция позволяет за относительно короткий промежу ток времени изучать новый материал по нескольким темам или крупным разделам.
Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, учитывать взгляды других.
Данный метод целесообразно использовать, если учащиеся имеют необходимые знания по теме предстоящей дискуссии, обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Поэтому к дискуссии надо предварительно готовить учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная - в выборе формы изложения этих знаний. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов - лишенной привлекательности, противоречивой.
Работа с учебником и книгой - один из важнейших и многофункциональных методов обучения, обеспечивающий возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации.
Работа с книгой может быть организована под непосредственным руководством обучающего (учителя) и в форме самостоятельной работы учащегося с текстом. Этот метод реализует две задачи: учащиеся усваивают учебный материал и накапливают опыт работы с текстами, овладевают различными приемами работы с печатными источниками. Среди приемов самостоятельной работы с текстами следующие:
• конспектирование - краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное, краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица; Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления:
• тегирование - краткое изложение основных идей в определенной последовательности:
• реферирование - обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания, формы:
• цитирование - дословная выдержка из текста. Цитировать следует корректно, не искажая смысла с точным указанием выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница):
• аннотирование - краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла:
• рецензирование - написание краткого отзыва (рецензии) с выражением своего отношения к прочитанному:
• составление плана текста - разделение после прочтения текста на части, каждую из которых надо озаглавить. Данные заголовки и являются планом текста. В зависимости от краткости или развернутости плана, он может быть простой и сложный:
• составление справки - сведений о чем-либо, полученных после поисков. Справки бывают биографическими, статистическими, географическими, терминологическими и др.:
• составление формально-логической модели - словесно-схематическое изображение прочитанного:
• составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу, всей дисциплине:
• составление матрицы идей - оформление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов:
• пиктографическая запись - бессловесное изображение в виде знаков, символов.
Владение разнообразными приемами работы с текстами позволяет выполнить больший объем работы за меньшее время.
Демонстрация - показ опытов, техническихустановок, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ и пр. Метод служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, используется для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством. Метод наиболее эффективен при изучении учащимися предметов, процессов и явлений, выполнении нужных измерений, установлении зависимостей, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс, расширяется кругозор, создается чувственно-эмпирическая основа познания. Для этого важно правильно подбирать объекты для демонстрации, умело направлять внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений.
Иллюстрация - показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, альбомов, атласов, графиков, диаграмм, изображения информации на доске и пр.
Методы демонстрации и иллюстрации тесно взаимосвязаны. Демонстрация, как правило, используется тогда, когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом. Когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между ею компонентами, прибегают к иллюстрации.
Практические методы - это методы обучения, направленные на применение полученных знаний в решении практических задач. Они обеспечивают углубление, закрепление и конкретизацию приобретенных знаний, направлены на комплексное и интегрированное усвоение умений и навыков, способствуют их контролю и коррекции при использовании в учебном процессе. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные, графические и практические работы.
Упражнение - многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества. Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.
Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.
Письменные упражнения способствуют закреплению знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.
Графические упражнения - составление графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и др., которые помогают лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствуют развитию пространственного воображения.
Учебно-трудовые упражнения определяют применение теоретических знаний в трудовой деятельности, способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.
Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер. Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения - комментирование учащимися выполняемых действий, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.
Требования к упражнениям: сознательный подход учащихся к выполнению упражнений; знание правил выполнения действий; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений; учет достигнутых результатов; распределение повторений во времени.
Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, то есть с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах и требует активности и самостоятельности учащихся.
Лабораторный метод используется для прочного усвоения теоретических знаний, приобретения исследовательских умений и навыков, развивает творческие способности учеников, способствует их включению в поиск научного знания.
Активные и интенсивные методы отражают степень активизации учащихся в процессе обучения, их разнообразную самостоятельность в выполнении учебных действий.
Активные методы обучения - это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, неконтекстные операции с понятиями и др.
Интенсивные методы обучения используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»).
Метод дидактических игр вбирает в себя элементы наглядных, словесных, практических методов и имеет свои специфические особенности - отображение человеческой деятельности в игровой учебной деятельности.
Дидактическая игра - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на результат (достижение цели). 150
Дидактическая игра позволяет моделировать изучаемые явления, процессы, системы. В игре моделируются операции участников, имитирующих реальные действия. Дидактические игры как метод обучения содержат в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.
Мозговая атака (брейнитюрминг) - метод обучения, направленный на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, выдвижение учащимися своих идей, предложений по проблеме. Все идеи, даже самые неожиданные, принимаются и проходят групповую экспертизу, подвергаются обсуждению. Этот метод учит культуре совместного обсуждения идей, преодолению стереотипов и шаблонов в мышлении: раскрывает творческий потенциал человека.
Обучение по алгоритму понимается как указание по выполнению строго последовательных действий с учебным материалом, что гарантирует решение учебных задач на высоком уровне и используется в технологии программированного обучения.
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения.


4. Средства обучения, их классификация и характеристика.


Средство - способ действия для достижения чего-либо; орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности [12]. '
Средства обучения (дидактические средства) - это источники получения знаний, формирования умений.
Средства обучения - это совокупность предметов и произведений духовной и материальной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, учебное и учебно-производственное оборудование, средства массовой коммуникации и др.) [46].
Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смысле. При употреблении этого понятия в узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Широкий смысл предполагает, что под средствами обучения понимают все то, что способствует достижению целей образования, т. е. всю совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
Функции современных средств обучения:
- информационная - средства обучения являются источником информации:
- дидактическая - средства обучения в доступном виде способствуют передачи учебной информации, формированию умений и навыков:
- мотивационная - средства обучения способствуют активизации учебнопознавательной деятельности учащихся:
- контрольная - средства обучения позволяют оптимизировать педагогическую диагностику.
В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют средства обучения на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности ит. и.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. и.).
Для классификации дидактических средств также используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на: визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т. и.; аудиальные (слуховые) - радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т. и.; аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковой фильм, телевидение и т. и.
Классификация средств обучения по источнику информации, предложенная А. А. Гримотем, включает слово - живое (речь учителя, звукозапись) и печатное (учебники, книги, периодические издания и др.); образ - наглядность (натуральные объекты, макеты, картины и др.) и личность педагога (внешний вид, внутренний мир, общекультурный уровень и др.); действие - труд (познание, общение, игра, организационная деятельность учителя).
В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика и выделил простые и сложные средства.
Простые средства: словесные (учебники и другие тексты); визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.). Сложные средства: механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп и пр.); аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио); аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео); средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
В современных условиях средства обучения классифицируют по содержанию, характеру изображаемого и форме представления (по видам наглядности) - изобразительная наглядность (учебные рисунки, аппликации. Фотопортреты и др.), условно-графическая наглядность (таблицы, схемы, чертежи и др.), мультимедийная наглядность (аудиофрагменты, видеоролики, анимация и др.)
Дидактические средства оправдывают свою ценность и эффективность, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.


Выбор методов и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:
• закономерностей и вытекающих из них принципов обучения:
• общих целей обучения, воспитания и развития человека:
• конкретных образовательно-воспитательных задач:
• уровня мотивации обучения:
• особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины:
• содержания материала:
• времени, отведенного на изучение того или иного материала:
• количества и сложности учебного материала:
• уровня подготовленности учащихся:
• возрастных и индивидуальных особенностей учащихся:
• сформированность у учащихся учебных навыков:
• типа и структуры занятия:
• количества учащихся:
• интереса учащихся:
• взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность):
• материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств:
• особенностей личности педагога, его квалификации.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий педагог принимает решение о выборе конкретных методов и средств обучения и их сочетания для проведения занятия.

Источник: Башаркина, Е. А. Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.